Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №1 г. Канска
|
РФ, 663614, Красноярский край г. Канск, Северный мкр., дом 29А, тел. (39161) 3-99-00,
эл. адрес: [email protected]
Конспект урока физики в 9 классе по теме «Свободное падение тел. Невесомость».
подготовила учитель физики
Чернова Марина Владимировна
г. Канск, 2013 г.
Тема урока: Свободное падение тел. Невесомость.
Цели
Образовательные:
сформулировать определение свободного падения тел;
установить характер движения свободно падающих тел;
выяснить, при каком условии =const;
записать формулы скорости, перемещения, координаты для свободно падающих тел.
выяснить, что такое невесомость.
Развивающие:
показать роль эксперимента в формировании понятия свободного падения тел: развивать умение наблюдать, работать над формированием умений анализировать, сравнивать явления и делать вывод;
развивать умение работать с рисунком учебника;
развивать логическое мышление;
развивать умение осуществлять перенос знаний в новую ситуацию
Воспитательные:
способствовать воспитанию положительной мотивации к учебной деятельности средствами исторического материала, эксперимента, техническими средствами обучения;
способствовать умению применять знания в новой ситуации..
Урок введения новых знаний
Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа;
по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный;
по характеру движения мысли от незнания к знанию: дедуктивный.
Формируемые умения: Наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать; работать в паре, ставить цель.
.
Оборудование:
Трубка Ньютона.
Насос Комовского.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран.
Книга, листы бумаги.
Динамометр, груз к нему.
Полиэтиленовый пакет с водой
Учебник А.В. Перышкина, Е. М. Гутника физика 9 класс, Москва, Дрофа, 2014 г.
Ход учебного занятия
Содержание | Время | Обратная связь | ||||||||||||||||
Действия учащихся. | Действия учителя | |||||||||||||||||
1. Организационный момент Создать нормальную внешнюю обстановку | Приготовление к уроку. Самоконтроль готовности к уроку. Настрой на работу. | Приветствует, отмечает отсутствующих, требует навести порядок на рабочем месте, организует внимание, начинает урок. | 1 | Полная готовность учащихся к занятию. | ||||||||||||||
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Создать целевую установку на урок. | Определяют и записывают тему урока, ставят перед собой цели. | Отрывок из книги Ефима Ефимовского « След колесницы». Движенье повсюду, Быстрей ли ТО падает, ЧТО ТЯЖЕЛЕЙ? И это проверить решил Галилей. Обеспечивает мотивацию учения школьников, актуализирует субъективный опыт учащихся. | 2 | Включение учащихся в деловой ритм, ставят перед собой цель занятия. | ||||||||||||||
3.Этап повторения и активизации знаний учащихся Повторить систему ранее усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала.
| Готовятся и отвечают на вопросы (Текст на листах, на партах):
Задачи устно: ( Текст на экране) 1.Тело прошло за первую секунду 2 метра, за вторую 4 метра , за З с 6 метров. Можно ли сказать, что данное движение равноускоренное. Почему? 2.При движении тела его скорость к концу первой секунды была 2 м/с, к концу второй секунды 4 м/с, а к концу третьей секунды 6 м/с.. Можно ли сказать, что данное движение равноускоренное. Почему? Проверяют работы у доски. | Вызывает 1 ученика для записи формул, описывающих равноускоренное движение Беседует с учащимися по предложенным вопросам.
Проверяет работу у доски. | 7 | | ||||||||||||||
4. Этап усвоения новых знаний 4.1. Сформулировать проблему на историческом материале
4.2. Актуализировать теоретические знания как опору для доказательства гипотезы
4.3.Соотнести новую информацию с установившимися представлениями. | Вывод из 1 опыта: по представления Аристотеля быстрее падает то, что тяжелей Вывод из 2 опыта: Существует сопротивление воздуха и его необходимо учитывать.
Вывод из 3 опыта: Если этим сопротивлением можно пренебречь, то все тела при падении движутся одинаково: начав падать одновременно, они движутся с одинаковой скоростью.
Рассматривают и обсуждают рис. 29 на стр. 55 учебника
Рассматривают и обсуждают рис. 27, стр.53 учебника. Используя этап повторения и активизации знаний учащихся, делают вывод: если сопротивление воздуха отсутствует, то падение тел будет свободным, свободное движение тел является равноускоренным движением без начальной скорости. Записывают определение свободного падения тел; значение ускорения свободного падения Заполняют таблицу физических формул, описывающих свободное падение тел (используя формулы для равноускоренного движения).
| Проводит опыт с падающими телами разной массы. Знакомит с представлением Аристотеля о свободном падении тел. Формулирует сомнение Галилея: Быстрей ли то падает, что тяжелей? Проводит опыт с падающими телами одинаковой массы, но разных размеров. Проводит опыт с падающими телами но, с устранением действия силы сопротивления на лист бумаги ( положить лист бумаги на книгу) Рассказывает об опытах Галилея и его выводах. Опыт с трубкой Ньютона
Помогает в заполнении таблицы. | 15 | Сформулировали проблему Составили конспект | ||||||||||||||
5. Первичная проверка усвоенных знаний 5.1 . Проверить понимание явления свободного падения тел
5.2 .Сформулировать новую проблему, опираясь на жизненную ситуацию. | Готовятся и отвечают на вопросы (Текст на листах, на партах):
Выдвигают гипотезы. Записывают, что такое невесомость. Испытывали ли вы состояние невесомости? Приводят примеры. | Проверяет понимание новых знаний, корректирует ответы учащихся
Задает вопрос классу: Один мальчик провел следующий опыт. Он взял алюминиевую банку из — под колы и пробил в ней отверстие на дне и стенках, затем он эту банку сбросил с балкона. Ему хотелось выяснить: будет ли выливаться вода из банки при движении. Как вы думаете, что же при этом произошло? Проводит опыты по демонстрации невесомости (Более подробно будем изучать в 10 классе)
Предлагает дома проведите эксперимент с напольными весами | 6 | | ||||||||||||||
6. Закрепление новых знаний. Применить полученные знания при решении конкретной задачи. | Решают задачу (Текст на экране, в тетрадях алгоритм решения задач по кинематике) : 1.В1589г. Галилей, изучая законы свободного падения, бросал без начальной скорости разные предметы с наклонной башни в городе Пиза. Какова высота пизанской башни и какова скорость тела в момент удара, если тело находилось в полете 3,4 с? 2. При строительстве высотного жилого дома с высоты 30 м случайно упал кирпич. За какое время он пролетит весь путь? Первые 15 метров? Вторые 15 метров? | Показывает решение задачи в соответствии с алгоритмом решения задач по кинематике: | 10 | Составили конспект | ||||||||||||||
7. Подведение итогов урока Дать анализ успешности достижения цели. | Перечисляют элементы полученных знаний. | Выставляет оценки за урок. | 3 | | ||||||||||||||
8. Сообщение задания на дом. Обеспечить понимание особенностей выполнения задания. | Записывают задание на дом: Пар.13, упр. 13. | Комментирует, как выполнить задание. | 1 | Записали задание и выслушали информацию о выполнении задания |
Основная литература, используемая при разработке урока:
Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003г.
Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003г.
Учебник А.В. Перышкина, Е. М. Гутника физика 9 класс, Москва, Дрофа, 2014 г.
Роджерс Э. Физика для любознательных. М.: Издательство “Мир”, 1972г.
Элиот Л., Уилкокс У. Физика. М.: Издательство “Наука”, 1975.