Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Астраханской Области
«Ахтубинская Общеобразовательная
Кадетская Школа Интернат
им. П. О. Сухого»
Конспект урока по физике
в 11 классе
«Биологическое действие
радиоактивных излучений »
подготовила
учитель физики
Волотова Татьяна Александровна
г. Ахтубинск
2013
Задачи урока:
— сформулировать у учащихся представления о биологическом действии радиоактивных излучений. Оценить положительные и отрицательные проявления этого открытия в современном обществе, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию их интереса к изучению физики;
— сформулировать мировоззренческие идеи, связанные с использованием радиоактивности, критически оценивать явления общественной жизни страны;
— развивать умение выделять главное, работать с дополнительной научно-популярной литературой, internet, отстаивать точку зрения, чётко излагать свои мысли.
Оборудование:
Экран, компьютер, мультимедийный проектор.
Оформление доски:
Тема, дискуссионные вопросы, плакат с допустимыми дозами облучения, эпиграф.
Форма урока: конференция.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Эпиграф: «Диалектика жизни такова, что наши успехи всегда являются одновременно и нашими по — конференцию по теме: «Биологическое действие радиоактивного излучения» (посвящённый аварии на Чернобыльской АЭС).
Перед нами стоит несколько вопросов, ответы на которые нам следует найти после выступления всех докладчиков:
— Что такое доза облучения?
— Чему равен естественный фон радиации ( в год)?
— Чему равна предельно допустимая доза для человека?
— Что поражается радиоактивным излучением в первую очередь?
— Где мы получаем радиоактивные излучения?
— Способы защиты от радиации.
— Проследить хронологию событий Чернобыля.
— Расширить свой кругозор.
— Провести дискуссию по вопросам, обозначенным в программках.
2. Выступления докладчиков.
На последних уроках атомное ядро было объектом нашего изучения. Мы узнали, что вещества могут быть радиоактивными. Что же такое радиация и дозы облучения?
Доклад 1 (Радиация).
— Самое страшное, что радиоактивные изотопы не имеют ни цвета, ни запаха, они распознаются анализаторами, но обладают гигантской разрушительной силой.
Доклад 2 (Биологическое действие).
— Где же мы с вами встречаемся с радиацией? Каковы источники радиации?
Доклад 3 (Радиоактивность вокруг нас).
— В 20-м веке был расщеплён атом, и это послужило толчком к развитию атомной энергетики. Однако ядерная реакция таит в себе серьёзную угрозу для человечества. Радиоатомноопасными в России являются 11 атомноэлектростанций с работающими 53 ядерными энергоустановками.
Доклад 4 (Карта России, Хиросима, Нагасаки.)
— Первой радиоатомной катастрофой на Земле стали взрывы ядерных бомб над японскими городами Хиросимой и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года, унёсшие сотни тысяч человеческих жизней. А потом случился Чернобыль. Оказывается и мирный атом таит в себе не меньшую угрозу.
Клип 1.
Чернобыль – чёрная быль нашей истории, и, к сожалению, техногенные катастрофы — это печальная реальность нашего времени.
Доклад 5 (Чернобыль).
В этом году исполнилось 25 лет со дня трагедии. Вспомним и поклонимся тем, кто принял на себя первые радиоционные удары, кто отдал свои жизни, участвуя в ликвидации самой страшной катастрофы.
Объявляется минута молчания.
11 марта этого года случилась ещё одна трагедия, авария на «Фукусима-1», которой тоже, как и Чернобылю присвоился самый высокий уровень опасности 7.
Фильм.
Доклад 6 (Фукусима).
— Каковы последствия аварии в Японии покажет время. Сейчас строится забор вдоль океана, препятствующий попаданию радиоактивной воды в океан. Далее будет строится саркофаг(150 млн евро).
Атом — технология, сопряжённая с риском. Рассмотрим плюсы и минусы атомной энергетики.
Доклад 7 (Плюсы и минусы атомной энергетики).
— Несмотря на риск использования радиоактивных изотопов очень велико.
Доклад 8 (Использование радиоактивных изотопов).
3.Подведение итогов.
Прослушав все выступления, давайте ответим на вопросы.
Вернёмся к эпиграфу.
Любое достижение можно оценить двояко. Любое высказывание. Везде можно найти как положительные, так и отрицательные стороны.
4. Дискуссия.
Хотелось бы надеяться, что материалы сегодняшнего урока заставят вас думать и критически оценивать общественные явления, происходящие в жизни страны и общества. Тема, которую мы затронули неисчерпаема.
Спасибо всем за прекрасные презентации.
Список использованной литературы
Мякишев Г. Я. Буховцев Б. Н. Сотский Н. Н. Физика 11 класс.- М.: «Просвещение», 2011.
Касьянов В. А. Физика 11 класс. – М.: «Дрофа», 2003.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы