Конспект урока на тему «Давление»


Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Планируемая деятельность учащихся


Деятельность учителя

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организационный момент

Взаимное приветствие, настраиваются на работу .























Проверяют наличие всех принадлежностей на рабочих местах.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу

Добрый день! Я рада нашей встрече. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно. А чтобы он прошел с большей пользой для вас,

Вам необходимо иметь на парте линейка, карандаш, тетрадь, учебник.



Личностные правильно идентифицируют себя с позиции школьника Умение настраиваться на учебное занятие.

Актуализация знаний














Слушают















Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт.

Возможные ответы:

-Нет. У них разные массы.

— Сила тяжести, действующая на слона во много раз больше, чем на муравья, т.к у них разные массы.

Ученик записывает формулу.

Вспоминают формулу веса тела, отвечают: можно.






Выделение существенной информации из рисунков

Сравнивают картинки, делают вывод:

— от точки приложения, модуля, направления.

Применяя полученные знания ,делают вывод. Чем больше масса тела, тем с большей силой оно действует на другое тело.

Применяют полученные знания в конкретной ситуации, отвечают:

Стул, пол.






















Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы через стихотворение

(Возле доски находятся мягкие игрушки – слон и муравей).

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью он на ножку.

И вежливо очень сказал муравью:

«Можешь и ты наступить на мою»( Слайд 1).

Одинаковый ли результат получится в итоге?







А что вы скажете о силах, действующих на слона и муравья?

— Запишите на доске формулу для нахождения силы тяжести.

-Можно ли сказать, что вес слона больше, чем муравья?

-Вспомните от чего зависит результат действия силы?

Предлагает сравнить картинки

(Слайд 2)









Предлагает сделать промежуточный вывод.

(Слайд 3)

.-Молодцы!

Предлагаю назвать тело, на которое действует сила-опорой. Вы согласны?. А что для вас является опорой?









 






Понимание и способность объяснять физические явления, умения ,использовать ране полученные знания в повседневной жизни, в конкретной ситуации.


Личностные-развитие позитивной учебной мотивации; уважение чужого мнения и право на ошибку; формирование умения адекватно определять свою активность и участие в коллективном процессе( уроке); связь с окружающей действительностью;



Регулятивные-

познавательная инициатива;



Коммуникативные оформление своих мыслей в устной речи; владение диалогической речью; умение устанавливать аналогии



Познавательные- ориентирование в своей системе знаний; анализ;

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Постановка и решение проблемной ситуации.

Определение темы урока. Постановка цели урока


Формируют тему урока, ставят цель.







Наблюдают.





Предлагают варианты ответов:

-Различное расположение гвоздя

— Разная площадь поверхности, на которую действует сила.

Анализируют увиденное, сопоставляют, делают вывод:

— Чем больше площадь поверхности, тем меньше глубина погружения гвоздей и наоборот.

Обратная.

Наблюдают. Отвечают: Чем больше сила, тем больше глубина.



Вспоминают .Приходят к необходимости введения еще одной величины.

Прямая.



Предлагают:

Нужна еще одна величина.









Узнать все об этой величине.





















Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт

Возможные ответы: каблуки(шпильки )давят на пол. А так как их площадь мала( они острые), то они проваливаются, в линолеуме появляются дырки.

Предлагают вариант темы: «Давление». Записывают в тетради.




— Только ли от силы зависит результат?

Предлагает провести эксперимент( песок, дощечка с набитыми гвоздями, груз)

-Одна и та же сила-вес тела действует на дощечку, а результат разный. В чем причина?

-Как от площади поверхности зависит результат?





-Какая это зависимость в математике?

Предлагает вспомнить функцию y=k/x.

. (Слайд 4)

-Как изменится глубина погружения гвоздей, если не меняя площади, увеличим действующую силу?( Показывает)

— Какая это зависимость?

В математике y=kx.

-Как же нам связать величины: силу и площадь? Ведь их только две. Вы знаете формулу, состоящую из двух величин?

Предлагает сформулировать цель урока

Какова цель нашего урока?

( Слайд 5)

Выводит на тему урока

Значит, тема нашего урока будет связана с изучением новой для вас физической величины. Какой же? Название величины подскажет мой пример. У нас в кабинете постелен линолеум. Вот только беда-он почему-то в некоторых местах проколот. Почему?



-Молодцы. Вы произнесли ключевое слово «давят». Предлагаю сформулировать теперь тему урока.

Записывает на доске.

( Слайд 6).







 




Умение исп ользовать полученные знания в повседневной жизни; понимать и объяснять физические явления; анализировать и делать выводы.


Личностные- уважение чужого мнения и право на ошибку; корректность; формирование умения адекватно определять свою активность и участие в коллективном процессе( уроке); формирование физической компетентности;

Регулятивные-

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно; формирование умения планировать, контролировать учебные действия; познавательная инициатива; удержание цели;

Коммуникативные- осознанное построение речевого высказывания в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; развитие способности с помощью вопросов добывать информацию; умение устанавливать аналогии;



Познавательные-целеполагание;подведение под понятие; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ;

Планирование и реализация плана


Вспоминают памятку, по которой характеризуем физическую величину. Называют:

— обозначение

-определение

-Формулу для нахождения

-единицы измерения

-применение в быту и технике.

Анализируют, методом исключения приходят к буквенному обозначению величины. Записывают в тетради . p



Давление –это величина, равная отношению силы к площади поверхности, на которую она действует.

Делают записи в тетради.

Наблюдают.

Давление показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности.





Делают вывод. Сила давления направлена перпендикулярно поверхности.







Записывают в тетради.

1 Н/1 м2 























Наблюдают, обсуждают, применяя полученные знания, делают вывод, что это очень маленькая величина.





















Записывают в тетради.










-А что именно мы должны узнать о новой величине?

Организует повторение памятки.













Предлагает несколько карточек( Приложение 1) с целью -выяснить как обозначить новую величину.

Записывает на доске.



Предлагает дать определение, пользуясь установленными ранее зависимостями самостоятельно( если трудно, обратиться к учебнику на стр.78) (Пишет на доске: «F/S = p – давление».)

-Каков физический смысл величины?

Предлагает действующую силу тяжести назвать силой давления и проводит опыт ( в деревянную дощечку втыкает кнопку) с целью выяснить как направлена эта сила.

Предлагает, глядя на формулу, назвать и записать размерность давления в системе СИ

1Н/1м2 = 1 Па.

Она называется Паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля.

( Слайд7)

Организует осмысление полученных знаний.

Как вы думаете, 1 Па-это большое давление? Предлагает подействовать силой в 1Н на поверхность, площадь которой 1 м2( расстилает склеянный из бумаги квадрат и ставит на него груз массой 100 г)

Вспомним кратные и дольные единицы измерения:

1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа

1 МПа = 1000000 Па 1 Па = 0,000001 МПа

1 мПа = 0,001 Па 1 Па = 1000 мПа

( Слайд 8)

Предлагает треугольник-запоминалочку!


Понимание смысла физической величины; формирование познавательного интереса, творческих способностей и практических умений, самостоятельно приобретать знания о давлении твердых тел.


Личностные развитие самостоятельности; развитие навыков сотрудничества с учителем; уважение чужого мнения и право на ошибку; корректность; стремление к достижению поставленной цели ; осознание ответственности за общее дело;

Регулятивные самостоятельное составление плана урока и последовательности действий; умение работать по плану; познавательная инициатива; планирование результатов и их уровень освоения; соотнесение результата решения с эталоном; принятие, сохранение и удержание учебной задачи; удержание цели; работа с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

Коммуниеативные- осознанное построение речевого высказывания в устной форме; развитие способности с помощью вопросов добывать информацию; развитие способности устанавливать рабочие отношения, сотрудничать, слушать и слышать собеседника, высказывать свою точку зрения;

Познавательные- ориентирование в своей системе знаний; подведение под понятие; выполнение действий по алгоритму; умение работать с текстовой информацией;



Формированавыков работы с учебником, делать выводы.

Первичная проверка понимания

Применяют полученные знания в различных ситуациях.

Отвечают.

Это значит, что на 1 м2 действует сила 1500Н.









Встают.

Предлагают:

Встать на носочки, взять в руки портфель, съесть пирожок, встать на одну ногу, встать на ходули и др.





Предлагают:лечь, похудеть,сесть.





















Берут необходимое оборудование (брусок деревянный, весы,линейка). Проводят измерения, делают записи в тетради. Выбирают выступающего.

Озвучивают результаты. Делают вывод:

Давление бруска на стол разное. Чем больше площадь , тем меньше давление.

.















Выполняют задание с последующей проверкой в парах( Приложение3)Ставят оценки( в соответствии со шкалой оценивания

Слайд 11 )


Организует деятельность по применению новых знаний.

Что означает запись:p=1500 Па?



Предлагает провести физкультминутку с целью размяться и применить полученные знания. ( Слайд 9)


Встаньте пожалуйста.

Увеличьте давление вашего тела на пол.

Предлагает вспомнить в это время сказку, где хитрая лиса подползала, а не подходила, к полынье с уточкой.



Теперь уменьшите ваше давление на пол.

Напоминает правила спасения провалившегося в прорубь( Слайд 10)

Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством решения задачи на основе экспериментальных данных. Закрепляет методику изучения нового материала.

Предлагает поработать в парах.( Задание Приложении 2) Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий.



Выявляет понимание и пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала и


ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала с помощью теста.

Решите тесты, проверьте друг у друга. Поставьте оценки согласно критериям.

Тест по теме «Давление»


Владение экспериментальными методами исследования зависимости давления от площади опоры; владение способами выполнения расчетов для нахождения давления; умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

умение выполнять исследовательский эксперимент.


ЛУУД осознание ответственности за общее дело; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха-неуспеха; корректность;

РУУД- познавательная инициатива; контроль выполнения задания; самостоятельно формулируют познавательную цель и осуществляют действие в соответствии с ней, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

ПУУД-контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ; работа с информацией;

КУУД-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; развитие способности устанавливать рабочие отношения, сотрудничать, слушать и слышать собеседника, высказывать свою точку зрения;


Слушают, обдумывают.

Рассматривают карточки, на которых предложены картинки- подсказки.

С целью заинтересовать детей, удивить , показать применение изучаемого материала в жизни, использует прием « Знаете ли вы, что…»( Слайд 12)

С целью ориентировать детей на успешное выполнение домашнего задания- таблицы, на парты раздает карточки( Приложение 4 )



Рефлексия. Итог урока

Ученики оценивают собственную активность на уроке.. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты


На доске анализирует результаты теста. ( фиксирует количество «5»,»4»,»3»илр)Предлагает подвести итог урока. Организует самооценку и рефлексию урока.. Задает вопросы отдельным ученикам.

Какова была цель урока?

Что вам помогло ее достичь?

Какой этап урока для тебя самый: а) понятный, б)интересный, в)трудный?

Сможешь ли ты объяснить дома папе необходимость наточить нож?


Объявляет , что оценки за тест заносятся в журнал.


ЛУУД- самоопределение; способнлсть к сомооценке на основе успешности

КУУД— речевая деятельность;

РУУД-: овладение способностью выделять и осознавать то, что усвоено; оценка результатам работы

Домашнее задание


Организует задание дифференцировано.

Для всех п.33,34, таблица «Давление в жизни»

* Составить условие задачи для расчета давления стола на пол.

* Найти пословицы, поговорки, связанные с давлением. (Слайд 13)

Всем спасибо за урок!





Свежие документы:  Урок по физике в 10 классе по теме: «Электроемкость. Конденсаторы»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: