Тема: «Экспериментальные методы ядерной физики.»
Цель урока: рассмотреть экспериментальные методы ядерной физики
Задачи:
— образовательная: формирование у обучающихся знаний о методах регистрации излучений в ядерной физике
— воспитательная:, способствовать формированию коммуникативной культуры обучающихся, развитие познавательного интереса к предмету.
-развивающая: совершенствовать навыки самостоятельной работы, способствовать формированию информационной культуры обучающихся и развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
экспериментальные методы регистрации заряженных частиц;
Результат: после проведения урока, обучающиеся должны освоить следующие общие компетенции
1. формирование познавательной компетентности – при изучении новой темы
2. формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию- закрепление изученного материала
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы обучения: беседа, объяснение, самостоятельная работа (заполнение таблицы), демонстрационный эксперимент.
Оборудование: таблица «Экспериментальные методы ядерной физики.» презентация, компьютер, проектор
Обеспечение урока : учебник «Физика 11 класс» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, «Программированные задания по физике» Д.И. Пеннер, Э.Д. Корж
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка цели урока. Мотивация
Реальная перспектива использования человеком огромных энергий, скрытых в недрах атома, появилась впервые в 1939 году. Вовремя обнаружить радиоактивное заражение помогают специальные приборы. Конечно, увидеть, услышать или «поймать» радиоактивную частицу мы не в состоянии. Но в приборах используются свойства радиоактивных излучений — давать различные эффекты при прохождении через вещество. Например, под воздействием радиоактивных излучений некоторые вещества начинают светиться, ряд растворов изменяет свою окраску, а фотографические пластинки засвечиваются. Наиболее распространен метод обнаружения радиоактивных излучений по их способности ионизировать различные газы. Тема нашего сегодня урока ««Экспериментальные методы ядерной физики». Мы с вами рассмотрим устройство и принцип работы приборов, регистрирующих излучение.
3 .Изучение нового материала ( презентация)
1908г. Счётчик Гейгера-Мюллера
1912г. Камера Вильсона
1952г. Пузырьковая камера (А.Глейзер США)
1928г. Метод толстослойных фотоэмульсий Л.В. Мысовский, А.Д.Жданов
Дозиметр
4.Закрепление знаний, умений, навыков
1.Заполнить таблицу
Таблица
«Экспериментальные методы исследования частиц»
Счетчик Гейгера | Камера Вильсона | Пузырьковая камера | Метод толстослойных эмульсий | |
Дата изобретения метода |
|
|
|
|
Ф.И.О. изобретателя |
|
|
|
|
Принцип действия |
|
|
|
|
Схема или устройство |
|
|
|
|
Применение |
|
|
|
|
2.Составьте тексты из фраз А,Б,В
А.1 .Действие счётчика Гейгера ……
2.Действие камеры Вильсона…..
3.Действие пузырьковой камеры…..
4.Метод фотоэмульсий
Б .основан(о) на…..
1.расщеплении молекул бромистого серебра движущейся заряженной частицы
2.возникновении пара на ионах , образующихся при движении быстрой заряженной частицы в перегретой жидкости
3.ударной ионизации атомов газа заряженной частицей при её движении в промежутке между катодом и анодом
4.конденсации перенасыщенного пара на ионах, образующихся вдоль траектории заряженной частицы.
В. Он (а) используется для регистрации….
1.преимущественно электронов и γ-квантов при сравнительно небольшом потоке частиц, причём фиксируется лишь сам факт прохождения частиц.
2.превращенияй частиц и вызываемых ими реакций; фиксируются даже очень быстрые длиннопробежные частицы, застревающие в устройстве благодаря большой плотности рабочего вещества .
3.реакция между частицами и ядрами и позволяет наблюдать очень редкие явления благодаря высокой тормозящей способности рабочего вещества и его непрерывному суммирующему действию.
4.как факта прохождения частицы, так и определения её энергии (по длине трека), скорости(по толщине трека) и заряда (в магнитном поле)
5.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что знал? Что нового узнал? Что хотел бы узнать? Какую оценку можете себе поставить.
6. Дом. задание п.97