Повторительно- обобщающий урок
(Лабораторная работа)
Тема: «Электрическое поле и ее применение в конденсаторах».
Цель и задача урока:
Обобщить знания учащихся по теме «электрическое поле»
Привести учащихся через поиск, систематизацию знаний к применению законов электрического поля на практике.
УМК:
Электрофорная машина;
Эбонитовая палочка;
Набор конденсаторов;
Инструкционные карты;
Оборудование к опытам;
Раздаточный материал (карточки- задания, таблицы, пазл с формулами)
Плата с приборами.
План урока
Этапы урока | Время | Методы и приемы | |
1. | Обобщение знаний через составление таблицы | 8 минут | Беседа, демонстрация, составление таблиц |
2. | Инструктаж | 5 минут | Организационный, технический |
3. | Практическая часть- опыты | 25 минут | Самостоятельная работа |
4 | Фиксация результатов Защита выполненных работ | 9 минут | Устный опрос |
5. | Подведение итогов | 3 минуты |
|
6. | Домашнее задание | 2 минуты |
|
Ход урока
Актуализация знаний необходимых на урок:
Преподаватель: внимание, я вам показываю плату, что вы видите на этой плате? Какие элементы электрических схем?
Учащиеся: сопротивления, предохранители, конденсаторы.
Преподаватель: Ребята, как вы думаете какой из перечисленных приборов мы будем рассматривать сегодня на уроке?
Учащиеся: Мы будем рассматривать применение конденсаторов, так как сопротивление и предохранитель слишком простые элементы в электрических схемах.
Преподаватель: Правильно. Тема сегодняшнего урока: «Электрическое поле и ее применение в конденсаторах». Откройте рабочие тетради и запишите тему урока.
Ребята, а вы знаете где используются конденсаторы?
Учащиеся: В электрических схемах.
Преподаватель: Правильно. Мы сегодня на уроке рассмотрим применение конденсаторов.
Целью нашего урока является показать где применяются конденсаторы. Будьте внимательны, в конце урока вы должны ответить- где конкретно применяются конденсаторы в вашей будущей профессии.
Теперь обратите внимание на таблицу:
Явления | Понятия и законы | Расчетная формула | Применение | |
1 | Электризация | Электрические заряды Закон сохранения | Q
|
|
электрических зарядов
| + ++ … + = const
|
| ||
Закон Кулона | F=k |
| ||
2 | Электрическое поле | Напряженность
| → → Е= |
|
Потенциал | ϕ = Е·d |
| ||
Разность потенциалов | ϕ = —
|
| ||
Напряжение | и = |
| ||
3 | Проводники Диэлектрики Конденсаторы | Электроемкость | С= |
|
Диэлектрическая проницаемость | Ƹ— из справочника |
| ||
Электроемкость плоского конденсатора | С= |
|
Формул в таблице пока нет, вы должны собрать картинку, а на обратной стороне картинки необходимые формулы. Дополните таблицу формулами.
Делаем вывод по таблице – мы свами повторили теоретический материал, а целью нашего урока применение законов электрического поля на практике. Где же они применяются? На этот вопрос мы сегодня ответим при помощи практических опытов. Для выполнения практических работ делим всю группу на 4 подгруппы.
У каждого из вас на столах есть практические задания и описание к заданию(инструкция). Очень внимательно ознакомьтесь с заданиями и приступите к выполнению этих заданий.
На доске таблица.
1 | 2 | 3 | |
| Исследование конденсаторов | Измерение емкости конденсатора | Принцип работы системы зажигания |
Оборудование | Конденсаторы различных видов Блок- схемы Микроамперметр Соединительные провода Солнечная батарея | Два конденсатора Гальванометр Источник тока Соединительные провода Ключ | Конденсатор Катушка зажигания Источник питания на 12 В Высоковольтные провода Модель свечи Соединительные провода |
Схема опыта |
| С + —
Г
Г
|
|
Результаты с опыта |
|
|
|
Применение |
|
|
|
Работа №1
Исследование конденсаторов.
Оборудование:
Конденсаторы различных видов;
Микроамперметр;
Источник питания (фотоэлементы);
Соединительные провода;
Переключатель;
Ход работы:
Собрать электрическую схему:
Выбрать любой конденсатор;
Определить вид конденсатора (по записям на самом конденсаторе);
Определить исправность конденсатора.
Сделать выводы.
Указать примеры применения конденсаторов.
Работа «2
Измерение емкости конденсатора
Оборудование: Два конденсатора, миллиамперметр, источник постоянного напряжения, соединительные провода. Ключ.
Ход работы
В данной работе измеряют емкость одного конденсатора методом сравнения с ее емкостью другого- эталонного конденсатора Емкость конденсатора определяется отношением его заряда на напряжение: С= . Если напряжения на двух конденсаторах одинаковы, то их емкости пропорциональны зарядам, которые им сообщены:
=(I)
При подключении заряженного конденсатора к миллиамперметру в цепи возникает кратковременный ток- происходит разрядка конденсатора. Число делений шкалы n, на которое произошел отброс стрелки, пропорционально заряду конденсатора. Тогда пропорция I записывается = (II)
Итак, в работе наблюдается разряд двух конденсаторов, заряженных до одного напряжения. Сравнивая броски стрелки, можно определить емкость одного из них из соотношения(II), считая емкость другого эталонной.
Собрать электрическую цепь.
+ Б к С Г
mA
—
Начертить таблицу:
Ф | ||
| ||
Измеренные величины | дел | дел |
|
| |
Рассчитанные величины | Ф |
|
Ф |
|
Записать в таблицу емкость эталонного конденсатора (указана на нем). Зарядить его, соединив с источником тока Б.
Отсоединив конденсатор К от источника тока, присоединить его к гальванометру Г и замкнуть ключ. Измерить число делений, , на которое отклонится стрелка.
Выполнить 1,2 с конденсатором неизвестной, емкости .
Из соотношения (2) рассчитать емкость
= =
5.Сделать вывод с работы.
6.Указать примеры применения конденсаторов.
Работа №3
Принцип работы системы зажигания.
Оборудование:
Конденсатор;
Источник тока;
Катушка зажигания;
Высоковольтный провод;
Модель свечи;
Соединительные провода.
Ход работы:
Ознакомиться со всеми приборами.
Собрать электрическую цепь.
Продемонстрировать опыт.
Сделать выводы с опыта.
Указать примеры применения конденсаторов.