Конспект урока на тему «Источники света. Прямолинейность распространения света»

Тема урока: «Источники света. Прямолинейность распространения света»

Учитель: Ладанова Ирина Владимировна.


Цели урока:

— повторить полученные ранее знания об источниках света;

— развить познавательный интерес у учащихся, творческую активность;

— развить у учащихся умение излагать мысли, моделировать ситуацию;

— воспитать уважение к собеседнику, находчивость; умение работать в команде.


Задачи урока:

  1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления у учащихся.

  2. Учебная – познакомить учащихся с понятиями: источники света, их типы; с принципом работы различных источников света; с законом прямолинейного распространения света; научить применять закон для объяснения оптических явлений: образование тени и полутени, затмения.

  3. Развивающая – развития алгоритмического мышления учащихся, памяти, внимания.


План:

  1. Организационный момент. (3 мин.)

  2. Объяснение новой темы. (28 мин.)

  3. Закрепление новой темы. (7 мин.)

  4. Рефлексия. (6 мин.)

  5. Домашнее задание. (1 мин.)




Ход урока:

  1. Организационная часть: приветствие, постановка целей урока.


Кроссворд «Свет и тень» /слайд 2/

— класс делится на группы 3-4 человек

  1. Объяснение новой темы:


А. Вхождение в тему, эмоциональный настрой:


Молюсь оконному лучу.

Он бледен, тонок, прям.

А.Ахматова.

­­– Я рада видеть Вас всех на уроке. Сегодня – новая тема: «Источники света. Прямолинейность распространения света». Эпиграф к уроку, слова А.Ахматовой, которые я только что прочла, как нельзя лучше подчеркивают нашу тему.

Сейчас у меня к Вам просьба: изучите список ключевых слов новой темы, который лежит у Вас на столе, и давайте заполним таблицу на доске: в левую колонку Вы назовете, а я запишу, понятия, уже известные Вам, а в правую – новые, неизвестные.

Таблица (нарисована на доске):

Знаю

Не знаю



* Записываю ответы учеников.


А теперь, дорогие мои, Какая основная задача урока? /учащиеся пробуют сформулировать, а учитель корректирует их высказывания/перенести неизвестные слева направо, выяснить, а верны ли наши определения тех понятий, которые мы уже знаем.


Б. Новый материал. Свет.

— Ребята назовите мне, пожалуйста, какие Вы знаете источники света.

* Ответы учеников: эл. Лампа, лазер, свеча, Солнце, молния.

/Слайд 3/. Удивительными тепловыми источниками являются звезды – небесные тела огромного размера. Многие из них гораздо больше Солнца. О таких объектах говорят как о точечных источниках света. Есть вещества, которые сами начинают светиться после освещения. Их называют люминесцирующими веществами /слайд 4/.

А теперь сформулируйте свои определения понятий свет и источники света.

* Ребята /обсуждают в группах/ определения и несколько из них озвучивают сформулированные определения.

Итак, свет – это излучение, но та часть, которая воспринимается глазом; источники света – тела, которые создают световое излучение /слайд 5/.

* Я вывешиваю афишу с определениями, которые ученики записывают в тетрадь.

Ну что, какие слова мы можем перенести из левой в правую колонку?

* Я пишу в таблице.

В. Эксперимент.

А теперь выполним следующий опыт: на листе белой бумаги я ставлю электрическую лампу и экран с вертикальной щелью.

* На листе бумаги отмечаю карандашом точку А около лампы, точку В напротив щели и точку С на луче света за экраном. Убираю экран и с помощью линейки провожу прямую АВ, затем ВС.

Ребята, скажите, что у нас получилось, когда соединили точки А, В, С? Правильно, прямая. Сделайте вывод!

* Работа в малых группах -3-4 человека. Обсуждение и ответы групп /учеников/.

А теперь экран я поставлю в точку С, а в точке В – непрозрачный цилиндр. Включаю лампу. Что за цилиндром? Какие выводы Вы можете сформулировать, просмотрев этот опыт?

/Работа в группах — выработка решения; коррекция учителя/

* Возможны следующие умозаключения /слайд 6/:

  • Свет распространяется по прямой линии.

  • Экран является преградой для света.

  • Размеры тени зависят от расстояния между предметом и источником света.

Все Ваши выводы верны. Молодцы! Но я хочу обратить внимание только на один из них. Он является одним из четырех основных законов распространения света.

Г. Новый материал. Закон.

* Я вешаю на доске афишу с законом: «Свет в однородной среде от источника распространяется и во все стороны. Линия, вдоль которой распространяется свет, называется световым лучом». Ученики записывают закон в тетрадь / слайд 7, 8/.

Существует множество опытных доказательств этого закона. Вернемся к нашему опыту: когда между источником света и экраном мы ставили непрозрачный диск, то на экране видели тень. А теперь мы сместим медленно источник света в сторону диска, а затем – удаляем от него. Обратите внимание на размеры и форму тени. Что Вы можете сказать?

* Ответы учеников: Размеры тени зависят от расстояния до источника света. При приближении источника света размеры тени возрастают. При увеличении расстояния между источником и предметом – тень уменьшается.

Мы так часто говорим слово «тень». Давайте сформулируем определение!

* Тень – область пространства, в которую не попадает свет от источника./слайд 9/

* Запись в тетрадь.

Ребята, назовите, пожалуйста, еще известные Вам доказательства, что свет распространяется прямолинейно?

* Ответы учеников: Солнечные затмения, освещение Луны/слайд10/ .

Однако существует ограничение на прямолинейность распространения света. Посмотрите опыт:

Между источником света и экраном помещаю непрозрачный предмет. Приближаю к источнику. При этом на экране наблюдается тень с размытыми краями. Это явление называется дифракцией. О ней Вы более подробно узнаете в 10 классе.


3. Закрепление новой темы:

А. Вопросы на закрепление:


1. Что такое свет?

2. А что является источниками света?

3. А как распространяется свет в однородной среде?

4. А какое явление является доказательством прямолинейности распространения света?

5. А что является ещё доказательством прямолинейности распространения света в однородной среде?


Вспомним, что Вы усвоили на сегодняшнем уроке.

* Ученики вспоминают и несколько из них называют определения, закон.

Хорошо, молодцы!


4. Рефлексия:


Итак. Ребята, скажите пожалуйста, что изменилось в представлениях о природе света? Какие проблемы остались? Что бы хотели узнать на последующих уроках?

* Ответы учеников.

Выполнили ли мы цель нашего урока? Все ли понятия можем записать в правую колонку таблицы?

* Ответы учеников.


5. Домашнее задание:

  • § 62, упр. 29 (1,2)

  • Домашний эксперимент: возьмите метровую палку(линейку) и на улице измерьте размер ее тени. Затем определите реальную высоту дерева, столба, дома или любого другого предмета, измеряя их тени.


Закончить сегодняшний урок я хочу словами Тютчева:

День вечереет, ночь близка,

Длинней с горы ложится тень…

Спасибо за работу!




Литература:


  1. А.В. Перышкин Физика – 8. М: Дрофа, 2004 г.


  1. Физика” Приложение к “Первое сентября”, № 13, 2000 г. №13, 2001 г.


  1. Биофизика на уроках физики, М: Просвещение, 1988 г.


  1. Неизвестное об известном. Москва, “Росмен”, 1997


  1. Мир вокруг нас, Энциклопедия для любознательных. Москва: АСТ “Астрель”, 2002 г.


  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, в 10 частях, версия 2004 г.


Обзор электронных образовательных ресурсов: электронные ресурсы, где можно найти информацию, фотографии и схемы по теме “Оптика”:

  1. mpu.edu.ru // модели уроков с применением ИТ

  2. 1C: Репетитор Физика. Справочные материалы, 2000 г.

  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия , в 10 частях, версия 2004

  4. Открытая физика 1.1, 2.0, 2.5. Физикон.

  5. Yandex: Наука и образование:

  6. https://www.e-schools.ru/

  7. https://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/

  8. https://www.alledu.ru/

  9. https://www.ug.ru/

  10. https://www.km.ru/

  11. https://www.optik.ifmo.ru/

Свежие документы:  Силы в природе, 7 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: