Тема урока: «Источники света. Прямолинейность распространения света»
Учитель: Ладанова Ирина Владимировна.
Цели урока:
— повторить полученные ранее знания об источниках света;
— развить познавательный интерес у учащихся, творческую активность;
— развить у учащихся умение излагать мысли, моделировать ситуацию;
— воспитать уважение к собеседнику, находчивость; умение работать в команде.
Задачи урока:
Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления у учащихся.
Учебная – познакомить учащихся с понятиями: источники света, их типы; с принципом работы различных источников света; с законом прямолинейного распространения света; научить применять закон для объяснения оптических явлений: образование тени и полутени, затмения.
Развивающая – развития алгоритмического мышления учащихся, памяти, внимания.
План:
Организационный момент. (3 мин.)
Объяснение новой темы. (28 мин.)
Закрепление новой темы. (7 мин.)
Рефлексия. (6 мин.)
Домашнее задание. (1 мин.)
Ход урока:
Организационная часть: приветствие, постановка целей урока.
Кроссворд «Свет и тень» /слайд 2/
— класс делится на группы 3-4 человек
Объяснение новой темы:
А. Вхождение в тему, эмоциональный настрой:
Молюсь оконному лучу.
Он бледен, тонок, прям.
А.Ахматова.
– Я рада видеть Вас всех на уроке. Сегодня – новая тема: «Источники света. Прямолинейность распространения света». Эпиграф к уроку, слова А.Ахматовой, которые я только что прочла, как нельзя лучше подчеркивают нашу тему.
Сейчас у меня к Вам просьба: изучите список ключевых слов новой темы, который лежит у Вас на столе, и давайте заполним таблицу на доске: в левую колонку Вы назовете, а я запишу, понятия, уже известные Вам, а в правую – новые, неизвестные.
Таблица (нарисована на доске):
Не знаю | |
|
|
* Записываю ответы учеников.
– А теперь, дорогие мои, Какая основная задача урока? /учащиеся пробуют сформулировать, а учитель корректирует их высказывания/ – перенести неизвестные слева направо, выяснить, а верны ли наши определения тех понятий, которые мы уже знаем.
Б. Новый материал. Свет.
— Ребята назовите мне, пожалуйста, какие Вы знаете источники света.
* Ответы учеников: эл. Лампа, лазер, свеча, Солнце, молния.
– /Слайд 3/. Удивительными тепловыми источниками являются звезды – небесные тела огромного размера. Многие из них гораздо больше Солнца. О таких объектах говорят как о точечных источниках света. Есть вещества, которые сами начинают светиться после освещения. Их называют люминесцирующими веществами /слайд 4/.
А теперь сформулируйте свои определения понятий свет и источники света.
* Ребята /обсуждают в группах/ определения и несколько из них озвучивают сформулированные определения.
– Итак, свет – это излучение, но та часть, которая воспринимается глазом; источники света – тела, которые создают световое излучение /слайд 5/.
* Я вывешиваю афишу с определениями, которые ученики записывают в тетрадь.
– Ну что, какие слова мы можем перенести из левой в правую колонку?
* Я пишу в таблице.
В. Эксперимент.
–А теперь выполним следующий опыт: на листе белой бумаги я ставлю электрическую лампу и экран с вертикальной щелью.
* На листе бумаги отмечаю карандашом точку А около лампы, точку В напротив щели и точку С на луче света за экраном. Убираю экран и с помощью линейки провожу прямую АВ, затем ВС.
– Ребята, скажите, что у нас получилось, когда соединили точки А, В, С? Правильно, прямая. Сделайте вывод!
* Работа в малых группах -3-4 человека. Обсуждение и ответы групп /учеников/.
– А теперь экран я поставлю в точку С, а в точке В – непрозрачный цилиндр. Включаю лампу. Что за цилиндром? Какие выводы Вы можете сформулировать, просмотрев этот опыт?
/Работа в группах — выработка решения; коррекция учителя/
* Возможны следующие умозаключения /слайд 6/:
Свет распространяется по прямой линии.
Экран является преградой для света.
Размеры тени зависят от расстояния между предметом и источником света.
– Все Ваши выводы верны. Молодцы! Но я хочу обратить внимание только на один из них. Он является одним из четырех основных законов распространения света.
Г. Новый материал. Закон.
* Я вешаю на доске афишу с законом: «Свет в однородной среде от источника распространяется и во все стороны. Линия, вдоль которой распространяется свет, называется световым лучом». Ученики записывают закон в тетрадь / слайд 7, 8/.
– Существует множество опытных доказательств этого закона. Вернемся к нашему опыту: когда между источником света и экраном мы ставили непрозрачный диск, то на экране видели тень. А теперь мы сместим медленно источник света в сторону диска, а затем – удаляем от него. Обратите внимание на размеры и форму тени. Что Вы можете сказать?
* Ответы учеников: Размеры тени зависят от расстояния до источника света. При приближении источника света размеры тени возрастают. При увеличении расстояния между источником и предметом – тень уменьшается.
– Мы так часто говорим слово «тень». Давайте сформулируем определение!
* Тень – область пространства, в которую не попадает свет от источника./слайд 9/
* Запись в тетрадь.
– Ребята, назовите, пожалуйста, еще известные Вам доказательства, что свет распространяется прямолинейно?
* Ответы учеников: Солнечные затмения, освещение Луны/слайд10/ .
– Однако существует ограничение на прямолинейность распространения света. Посмотрите опыт:
Между источником света и экраном помещаю непрозрачный предмет. Приближаю к источнику. При этом на экране наблюдается тень с размытыми краями. Это явление называется дифракцией. О ней Вы более подробно узнаете в 10 классе.
3. Закрепление новой темы:
А. Вопросы на закрепление:
1. Что такое свет?
2. А что является источниками света?
3. А как распространяется свет в однородной среде?
4. А какое явление является доказательством прямолинейности распространения света?
5. А что является ещё доказательством прямолинейности распространения света в однородной среде?
– Вспомним, что Вы усвоили на сегодняшнем уроке.
* Ученики вспоминают и несколько из них называют определения, закон.
– Хорошо, молодцы!
4. Рефлексия:
– Итак. Ребята, скажите пожалуйста, что изменилось в представлениях о природе света? Какие проблемы остались? Что бы хотели узнать на последующих уроках?
* Ответы учеников.
– Выполнили ли мы цель нашего урока? Все ли понятия можем записать в правую колонку таблицы?
* Ответы учеников.
5. Домашнее задание:
§ 62, упр. 29 (1,2)
Домашний эксперимент: возьмите метровую палку(линейку) и на улице измерьте размер ее тени. Затем определите реальную высоту дерева, столба, дома или любого другого предмета, измеряя их тени.
– Закончить сегодняшний урок я хочу словами Тютчева:
День вечереет, ночь близка,
Длинней с горы ложится тень…
–Спасибо за работу!
Литература:
А.В. Перышкин Физика – 8. М: Дрофа, 2004 г.
“Физика” Приложение к “Первое сентября”, № 13, 2000 г. №13, 2001 г.
Биофизика на уроках физики, М: Просвещение, 1988 г.
Неизвестное об известном. Москва, “Росмен”, 1997
Мир вокруг нас, Энциклопедия для любознательных. Москва: АСТ “Астрель”, 2002 г.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, в 10 частях, версия 2004 г.
Обзор электронных образовательных ресурсов: электронные ресурсы, где можно найти информацию, фотографии и схемы по теме “Оптика”:
mpu.edu.ru // модели уроков с применением ИТ
1C: Репетитор Физика. Справочные материалы, 2000 г.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия , в 10 частях, версия 2004
Открытая физика 1.1, 2.0, 2.5. Физикон.
Yandex: Наука и образование:
https://www.e-schools.ru/
https://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/
https://www.alledu.ru/
https://www.ug.ru/
https://www.km.ru/
https://www.optik.ifmo.ru/