Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.
Цель урока. Выяснить, что такое звук, его свойства, а также характер шума, как разновидности звуковых волн.
Человек всегда жил в мире звуков и шумов. Сочетание звуковых раздражителей даёт человеку время, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции.
Что такое звук?
Звук – волнообразное движение воздуха. Скорость звука впервые измерена Уильямом Дерхамом. В воздухе звук распространяется 330 метров в секунду.
Звук — ощущение. Звуковые волны улавливаются слуховым органом и вызывают в нем раздражение, которое передается по нервной системе в головной мозг, создавая ощущение звука. Колебания барабанной перепонки в свою очередь передаются во внутреннее ухо и раздражают слуховой нерв. Так образом человек воспринимает звук.
Высота звука определяется частотой колебаний вибрирующего тела. Чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот.
Громкость звука определяется энергией колебательных движений, то есть амплитудой колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот.
Тембром звука называется качественная сторона звука, его окраска. Каждый инструмент или человеческий голос обладает характерным для него тембром, и даже один инструмент способен издавать звук различной окраски. Тембр звука позволяет на слух отличать звуки, взятые на разных инструментах (например, звук гитары от звука рояля).
Что такое шум?
Шум – тоже звуковые колебания, только это беспорядочные звуковые колебания (негармоническое колебание).
В зависимости от источника шум бывает аэродинамический, электромагнитный, высоко, средне и низкочастотный.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления — децибелах. Уровень шума в 30 децибел (шепот, негромкий разговор) практически безвреден для человека. Звуки в130дБ вызывают у человека болевые ощущения.
Шум – один из факторов физического загрязнения окружающей среды.
Звуки в130дБ вызывают у человека болевые ощущения.
Шум – один из факторов физического загрязнения окружающей среды.
Большинство воспринимают шум, как неприятный громкий звук.
Многие отмечают, что от шума болят уши, голова.
Некоторые считают, что причина шума на перемене – это когда все бегают и кричат.
Следствие шума на уроках — усталость и раздражение.
Способы устранения шума следующие: самому не кричать, делать замечания, не включать музыку в телефонах.
Какие проблемы со здоровьем возникают под действием шума?
снижение разборчивости речи
уменьшение слуха на длительное время, иногда без восстановления слуха
утомление, снижение работоспособности
нервные расстройства
головные боли
снижение памяти
повышенная утомляемость, нарушение сна
болезни желудка
В настоящее время существует понятие «шумовое загрязнение». Звуки и шумы повышенной интенсивности способны вызвать болевые ощущения и шок. Снижение звуковой и шумовой нагрузки в школьных помещениях поможет сохранить здоровье.
Рекомендации по уменьшению вредного воздействия шума:
— придерживаться нормального тембра речи
— не кричать
— ограничить прослушивание громкой музыки
— регламентировать своё пребывание в шумных помещениях
— не создавать шум на перемене
— не перекрикивать других, а учиться слушать, сохранять в порядке голосовые связки
— на уроках отключать сотовые телефоны.
— восстанавливать слуховые ощущения с помощью природных звуков( шелест травы, птичьи голоса, и т. д.)
Пословицы про звуки.
Как аукнется, так и откликнется.
От молота и наковальня звенит.
Берегись тихой собаки да тихой воды.
Каково в лес кликнешь, таково и откликнется.
На то два уха, чтобы больше слышать