Конспект урока на тему «Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты»

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты

Цели урока:

Обучающая:

  • ввести понятие количества теплоты, удельной теплоемкости.

  • обосновать зависимость количества теплоты от рода вещества, массы тела и от изменения его температуры.

Развивающая:

  • выделять главное, обобщать, сравнивать;

  • развивать экспериментальные навыки

  • развивать умения применять знания при решении задач

Воспитательная: 

  • воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний

  • воспитывать коммуникативные умения при работе в группе;

  • воспитывать навыки взаимопроверки (таблица доминирующих элементов знаний);

  • показать значимость данной темы через практическое применение на основе фронтального эксперимента

Необходимое оборудование: экран и мультимедийный проектор

Приборы и материалы для фронтального эксперимента (1 комплект на группу):

  • штативы (2 шт.)

  • спиртовки (2 шт.)

  • измерительные цилиндры (2 шт.)

  • термометры (2 шт.)

  • часы

  • колбы для жидкостей

  • салфетки

  • вода, масло.

Урок проводится на базе фронтального эксперимента в группах с разделением обязанностей каждого участника. Группа должна содержать не более 2 – 3 человек. Обязанности распределяются следующим образом:

  • теоретик (готовит теоретическую базу постановки эксперимента – объясняет членам группы, как проходит эксперимент, в ходе работы следит за точностью и правильностью выполнения работы, дает необходимые пояснения)

  • экспериментатор (выполняет эксперимент, следуя указаниям теоретика)

  • статист (записывает результаты эксперимента, составляет удобные для обработки таблицы с данными эксперимента, оформляет письменный отчет)

Урок рассчитан на 2 час (80 мин.)

Этап

Приемы и методы

Время

1. Организационный момент

 

1-2 мин.

2. Актуализация знаний

Учебная дискуссия (устный контроль)

20 мин.

3. Новый материал

Фронтальный эксперимент с элементами организационно-деятельностной задачи (проблемно-поисковый)

30 (по 10 мин. на 1 этап)

4. Закрепление

Решение задач (репродуктивный, поисковый)

20-22 мин.

5. Домашнее задание

Запись на экране

3 мин.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Актуализация знаний – заполнение таблицы базовой доминирующих элементов знаний

Цель: повторить имеющие знания для изучения нового

На экране находится незаполненная таблица доминирующих элементов знаний с указанием темы: «Внутренняя энергия». Учащимся предлагается с использованием своих знаний, которые они приобрели в течении изучения предыдущих тем, ответить на вопросы, которые по их мнению являются правильными для формирования представлений по изученным темам. Следует ограничить количество вопросов до 5-7. В процессе обсуждения каждая группа озвучивает свои ответы. Учитель записывает их на доске, заменяя ответы каждой группы на следующие.

В результате такой дискуссии должна появиться предложенная форма таблицы, которая дублируется на экране.

II. Изучение нового материала:

1. Вводный этап.

1. Логически учитель подводит учеников к формулировке новой темы и описывает способ достижения новых знаний (если этот вид работы является новым для учащихся, то желательно коротко пояснить обязанности каждого участника группы

2. На экране появляется название темы урока. Она записывается в теоретическую рабочую тетрадь.

3. Далее учитель объясняется техническую сторону работы. Группам целесообразно раздать бланки со схематичным описанием этапов работы, необходимыми таблицами (они могут быть составлены не полностью, в зависимости от уровня облученности учащихся). Примерная схема бланка приводится в приложении.

2. Основная часть. Фронтальный обучающий эксперимент.

1. На экране определяются цели и задачи данного урока поэтапно.

2. На материале таблицы ДЭЗ вводится понятие количества теплоты, единиц количества теплоты. Схема переносится в рабочую тетрадь

3. В соответствии с целями и задачами поэтапно проводится фронтальный эксперимент:

1 этап: эксперимент по выяснению зависимости количества теплоты, переданного веществу от массы этого вещества.

Ход эксперимента:

  1. Налить воду в колбы: во вторую в 2 раза больше, чем в первую.

  2. Закрепить колбы в лапках штативов

  3. Измерить начальную температуру жидкости в каждой колбе.

  4. Зажечь спиртовки.

  5. ОДНОВРЕМЕННО начать нагревать колбы.

  6. Измерить температуру в каждой колбе через 2 минуты.

  7. Сделать вывод.

2 этап: эксперимент по выяснению зависимости количества теплоты, переданного веществу от изменения его температуры.

Ход эксперимента: 

  1. Налить равное количество воды в 2 колбы.

  2. Закрепить колбы в лапках штативов

  3. Измерить начальную температуру жидкости в каждой колбе.

  4. Зажечь спиртовки.

  5. ОДНОВРЕМЕННО начать нагревать колбы.

  6. Не вынимая термометра из жидкости, прекратить нагревание, когда в первой колбе температура поднимется на 150С, а во второй на 200С.

  7. Измерить время, которое понадобилось для каждого процесса.

  8. Сделать выводы.

3 этап: эксперимент по выяснению зависимости количества теплоты, переданного веществу от его рода.

Ход эксперимента: 

  1. Налить равное количество воды и масла в 2 колбы.

  2. Закрепить колбы в лапках штативов

  3. Измерить начальную температуру жидкости в каждой колбе.

  4. Зажечь спиртовки.

  5. ОДНОВРЕМЕННО начать нагревать колбы.

  6. Измерить температуру в каждой колбе через 2 минуты.

  7. Сделать вывод.

На каждом этапе обсуждается ход эксперимента со всем классом, корректируются возможные ошибки.

На доске появляется схема эксперимента поэтапно

Дается время на выполнение эксперимента.

В конце каждого этапа обязательно озвучивается вывод, сделанный аналитиками.

Заполняется бланк научного открытия.

4. После третьего этапа вводится понятие удельной теплоемкости, единиц удельной теплоемкости.

5. Прорабатывается таблица удельных теплоемкостей различных веществ

III. Закрепление:

  1. Решение задачи на расчет количества теплоты. Разбирается совместно в беседе ход решения, оформление задачи. Задача оформляется на экране, проверяется по готовому решению.

  2. Самостоятельное решение подобной задачи каждым учеником. Взаимопроверка задач в группах с выставлением оценки в рабочую тетрадь.

  3. Тест (приложение). Выполняется на оценку, взаимоконтроль в группе, после этого проверяется на экране.

IV. Домашнее задание:

  1. Уч. А.В. Перышкин Физика 8, стр.18-22. Составить таблицу ДЭЗ

  2. Заполнить лист задач.

  3. Творческое задание: Разработать авторскую схему эксперимента по определению удельной теплоемкости вещества и предложить форму бланка отчетности по этой работе.

Свежие документы:  Материалы для участия в научно- практической конференции по теме: «Открытия в физике и их влияние на становление и развитие железных дорог России» 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: