Конспект урока на тему «Общие свойства металлов»

Орлова Ольга Дмитриевна


Аннотация


Урок по теме «Общие свойства металлов» (9 класс, тема 5. «Общие свойства металлов»; программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с./) запланирован в рамках технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, с использованием приоритетного дидактического поисково – исследовательского подхода, метода научного исследования.

«Основная цель проведения исследовательских уроков, организации творческой работы учащихся заключается в том, чтобы повысить качество усвоенных знаний, дать возможность применять их на практике, иметь всегда обоснованную точку зрения, критическое мышление – то есть стать “конкурентноспособной” личностью в условиях стремительного развития науки и техники» [1].

Урок решает ряд задач по социализации школьников, так как предполагает формирование системы знаний и умений, развитие общеучебных умений и навыков, применяется групповая форма работы, учащиеся учатся планировать собственную поисковую исследовательскую деятельность, выдвигать гипотезу и проверять ее различными путями, добывать информацию из различных источников, перерабатывать её. Эта форма работы способствует развитию коммуникативных качеств личности.

Тема урока «Металлы» благоприятна для формирования экономических, экологических представлений, вопросов охраны природы.

Работа по реализации познавательных задач урока способствует развитию умений учащихся планировать результат, проводить эксперимент, интерпретировать полученные знания, делать выводы по результатам исследовательской работы.

Организованная на уроке проблемно поисковая деятельность учащихся имеет ряд преимуществ по сравнению с другими: 1) усиливает познавательный интерес учащихся,

2) способствует получению более глубоких знаний и показывает их прикладную направленность, 3) развивает умение творчески мыслить, 4) позволяет максимально направить учащихся на овладение мыслительными приемами.








Урок 5.49


«Общие свойства металлов»

Тип урока:

  1. По основной дидактической цели: урок обобщения и систематизации знаний.

  2. По содержанию элементов исследовательской деятельности: урок «Исследование».

  3. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в исследовательской деятельности на уроке: продвинутый уровень.

Интегрирующая дидактическая цель урока:

Создать условия:

  1. для усвоения учащимися понятий о химических свойствах, нахождении в природе, способах получения и основных областях применения металлов 1-3 групп главных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;

  2. для развития:

— логического мышления;

— умения сравнивать, анализировать, обобщать;

— умения прогнозировать свойства веществ на основе знаний о составе;

— практических умений;

  1. для воспитания интереса к предмету, ответственности за результаты своего труда и умения согласовывать свои действия с действиями других участников образовательного процесса.

Задачи:

  1. приобретение учащимися общенаучных умений: работа с учебником и дополнительной литературой, составление таблиц и опорных схем, оформление наблюдения в письменном виде, формулирование мысли во внутренней и внешней речи, осуществление самоконтроля, проведение самоанализа;

  2. приобретение учащимися специальных знаний и умений:

  3. приобретение учащимися интеллектуальных умений: прогнозировать свойства веществ на основе знаний о составе, сравнивать, анализировать, обобщать результаты собственных исследований.

Учебная цель: обобщить знания учащихся об основных химических свойствах щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и его соединений.

Педагогическая цель урока: отработка учебных приемов исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. овладение учащимися методикой научного исследования;

  2. усвоение этапов научного познания, основных ступеней исследовательской деятельности;

  3. приобретение умений выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствие с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы.

Здоровьесберегающая цель: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Методы обучения: объяснительно — иллюстративный, словесный, репродуктивный, практический, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная; групповая; индивидуальная.

Продолжительность – 2 часа

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, периодическая система периодических элементов Д.И. Менделеева, реактивы и оборудование для экспериментального исследования.


План проведения урока

  1. Определение задач урока, мотивация учащихся.

  2. Актуализация знаний

  3. Накопление информации

  4. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы

  5. Определение темы и цели исследования

  6. Выдвижение рабочей гипотезы

  7. Проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторных опытов, систематизация полученных результатов исследования, интерпретация полученных данных, установление связи полученных данных с поставленной проблемой)

  8. Формулирование выводов по результатам исследовательской работы

  9. Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания, вопросы для размышления и закрепления изученного материала.

  10. Рефлексия.

Для отслеживания результативности каждого этапа урока и выставления итоговых отметок, каждому ученику выдается «Лист учета результативности работы на уроке» (Приложение 1). В течение урока учащиеся, выполняя задания, отмечают результат собственной деятельности. Учитель в конце урока собирает листы, анализирует их, выставляет отметки каждому ученику. На следующем уроке можно объявить результат.

Ход урока

І. Организационный этап (5 мин.)

Приветствие, организация внимания учащихся, мотивация их деятельности, формулирование темы и задач урока в сотрудничестве с учащимися.

Цель: создать условия для быстрого включения учащихся в деловой ритм, воспитания интереса к предмету.

    1. Мотивация. (Приложение 2, слайды №2-3)

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и начать урок. Сегодня мы с вами оказались в океане Знаний в лодке под названием «Химия»: я в качестве рулевого, а вы в качестве гребцов. И от нашего взаимопонимания, дружной работы зависит, насколько успешно мы доплывем до пристани «Перемена». Желаю, чтобы вы на сегодняшнем уроке не были инертными, а были активными, как щелочные металлы, чтобы были восстановителями друг для друга и для всех нас, т.е. представили все свои знания, которыми обладаете по итогам изучения темы, и чтобы по окончании урока ваше настроение поднялось до уровня экзотермической реакции.

Девиз урока: «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении».

Цели урока: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Общие свойства металлов»; дополнить их новыми, расширить ваш кругозор.

Учитель: М.В. Ломоносов в своем трактате «Слове о пользе химии» так писал о роли металлов в жизни человека: «Металлы подают укрепление и красоту важнейшим вещам в обществе потребным… И кратко сказать ни едино ремесло, ни едино художество простое употребление металлов миновать не может…».

ІІ. Актуализация знаний.

Цель: обеспечить понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала:

2.1. Разминка «Отгадай название металлов» (10 мин.)

Задание представлено в виде презентации «Вопросы от Заумника» (Приложение 2, слайды № 4-8). Учащиеся отгадывают названия металлов, говорят ответ учителю. Учитель открывает правильные ответы на слайдах.


А) Этот элемент содержится в яблоках. В организме человека его содержание составляет около 5 г, 75% которого входит в состав гемоглобина крови. Академик Ферсман говорил, что этот элемент – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы. Оно — основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. (Железо)

Б) Серебристо-белый, тугоплавкий, твердый, не изменяющийся на воздухе, его руду — медно-красные кристаллы в 1751 году исследовал шведский минералог Аксель Кронштедт и выделил из неё новое простое вещество. Поверхность покрыта тонкой пленкой оксида, прочно предохраняющей от дальнейшего окисления. С водой не реагирует. При нагревании выше 800°C реагирует с кислородом. (Никель)

В) Серебристо-белый, легкий, пластичный, с высокой электропроводимостью. Химически активен (на воздухе покрывается защитной пленкой). По распространенности в природе занимает 3-е место. Его оксиды и гидроксиды проявляют амфотерные свойства. До 19 в. был очень дорог. Так, Наполеон III заказал из него пуговицы, а Менделееву в 1889 г. были подарены весы с чашами из золота и …. (Алюминий)

Г) Свойство его убивать бактерии использовали еще жители древнего Египта для лечения открытых ран: на раны накладывали пластинки, изготовленные из данного простого вещества. Легко растворяется в ртути, образуя амальгаму (жидкий сплав). C течением времени тускнеет, реагируя с

содержащимися в воздухе следами сероводорода и образуя налёт сульфида. (Серебро)

Д) В Интернете в 1995 г. появилось сообщение, что у студентки Пекинского университета внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у нее прядями стали выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали на серьезное невралгическое расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными. Действие, какого металла на организм человека связано с выпадением волос? (Таллий)


2.2. «Мозговой штурм» (5 мин.) (Приложение 2, слайд №9-10)

Учитель: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева поможет нам обобщить свойства металлов как химических элементов.

  • Какие элементы называют металлами? Дайте определение.

(Металлы – это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего, а некоторые – и предвнешнего электронного слоя, превращаясь в положительные ионы).

  • Укажите положение металлов в ПСХЭ.

(Левый нижний угол от диагонали бор – астат).

  • Что происходит со свойствами металлов в главных подгруппах? В периодах? (Металлические свойства в главных подгруппах сверху вниз усиливаются, в периоде слева направо – ослабевают)

  • Чем являются металлы в соединениях? (Восстановители).

  • Какой вид химической связи и тип кристаллической решетки характерен для металлов?

(Металлическая).

  • Какие физические свойства характерны для металлов?

(Металлический блеск, пластичность, высокая теплопроводность, электропроводимость, твердость, прочность, магнитные свойства).

ІІІ. Накопление информации.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.

3.1. Выполнение заданий

Задание 1. «Свойства металлов» (5 мин.) (Приложение 2, слайд №11)

Заполните пропуски нужными словами:

Радиус атомов металлов _______ радиуса атомов неметаллов. Во всех соединениях _______ металлов имеют _______ степени окисления. При комнатной температуре металлы находятся в ________ агрегатном состоянии, за исключением ________. Металлы обладают характерным ________. Они хорошо проводят ________ и ________. Самый тяжёлый металл — _______, самый лёгкий — ________ самый тугоплавкий — ________ самый легкоплавкий -________.


Задание 2. «Графический диктант» (5 мин.) (Приложение 2, слайд № 12)

Задание: дать ответ “да” и “нет” в данных утверждениях.

1. При взаимодействии натрия с водой образуется щелочь. (+)

2. Гидроксид кальция называют «гашеной» известью. (+)

3. Железо входит в состав гемоглобина. (+)

4. Алюминий – редкий элемент. (-)

5. При взаимодействии железа с соляной кислотой образуется хлорид железа III. (-)

6. От лития к цезию плотность щелочных металлов уменьшается. (-)

7. Натрий можно получить электролизом расплава хлорида натрия. (+)

8. Гидроксид алюминия проявляет амфотерные свойства. (+)

9. Железо в природе часто встречается в самородном виде. (-)

10. Желтая кровяная соль – качественный реактив на соли железа 3+. (+)

11. Соли калия окрашивают пламя в желтый цвет. (-)

12. Гидроксид магния проявляет амфотерные свойства. (-)


После выполнения задания всеми учащимися проверяем правильность ответов, используя презентацию.


ІV. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы (3 мин.)

Цель: подвести учащихся к пониманию цели исследования.

«Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение» (С. Бернар)

Учитель: в ходе изучения темы «Общие свойства металлов» мы с вами изучили характерные химические свойства металлов, особенности их взаимодействия с простыми и сложными веществами, научились определять продукты реакций. В обобщенном виде эта информация может быть представлена в виде схемы (у каждого ученика она записана в рабочей тетради при изучении темы)

Анализируя содержание схемы, возникает проблемный вопрос: всегда ли металлы являются восстановителями?


V. Определение темы и цели исследования (1 мин.)

Итак, тема нашего исследования «Восстановительные свойства металлов»

Цель: систематизировать знания о характерных химических свойствах металлов.


VI. Выдвижение рабочей гипотезы (1 мин.)

Получив данные об общих химических свойствах металлов, необходимо в ходе эксперимента убедиться в возможности протекания характерных химических реакций, где металлы выступают в роли восстановителей.


VII. Проверка гипотезы экспериментом (30 мин.) (Приложение 2, слайд №13)

Цель: отработка учебных приемов исследовательской деятельности

«Деяние есть живое единство теории с практикой» (Аристотель)


Лабораторный опыт «Исследование химических свойств металлов главных подгрупп и их важнейших соединений»

Цель: опытным путем подтвердить основные химические свойства важнейших элементов 1 и 2 группы и их важнейших соединений; с помощью качественных реакций на катионы и анионы проводить анализ указанного вещества; доказывать практическую возможность осуществления генетической связи этих элементов и их соединений.

Реактивы: кальций металлический, вода, фенолфталеин, метилоранж, алюминий металлический, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди, железный гвоздь, йод, оксид кальция, раствор азотной кислоты, раствор карбоната натрия.

Оборудование: пробирки, штатив, стеклянная палочка, химический стакан, фарфоровая чашка.

Порядок работы

1.Инструктаж по технике безопасности (Приложение 2, слайд №14)





2. Выполните следующие экспериментальные задания:

1. Откройте ампулу с металлическим кальцием, оставьте на несколько секунд на воздухе. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. Рассмотрите окислительно – восстановительный процесс. (2Са + О2 = 2СаО)

2. Осуществите реакцию между кальцием и водой (Осторожно! Нужны защитные очки!). Какой продукт реакции образовался? Докажите его наличие с помощью индикатора фенолфталеина. Запишите уравнение реакции. Рассмотрите окислительно – восстановительный процесс.

(Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + Н2)

3. Осуществите реакцию между алюминием и йодом. Для этого в фарфоровую чашку поместите смесь алюминия и йода, а затем в середину горки капните воды из пипетки (Осторожно! Опыт проводим под тягой!). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится. Рассмотрите окислительно – восстановительный процесс. (2Al + 3I2=2AlI3)

4. Опустите железный гвоздь в раствор медного купороса и через 1-2 минуты выньте гвоздь. Объясните произошедшие явления с использованием электрохимического ряда напряжений металлов. Запишите уравнение химической реакции. Рассмотрите окислительно – восстановительный процесс. (Fe + CuSO4=FeSO4+Cu)

5. У вас в наличии есть следующие вещества: алюминий, вода, соляная кислота и гидроксид натрия, как из них можно получить гидроксид алюминия? Запишите уравнения реакций. Рассмотрите окислительно – восстановительный процесс. Запишите второе уравнение в полном и сокращенном ионном виде.

(2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2; AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaCl)


Формулирование вывода по результатам исследования: во всех случаях металлы выступают в роли восстановителя, отдавая свои валентные электроны в результате окислительно – восстановительной реакции. (Приложение 2, слайд №15)


3. А сейчас я предлагаю вам побыть в роли химиков-аналитиков. (Приложение 2, слайд №16)

На столе в трех пронумерованных пробирках, находятся растворы хлорида бария, хлорида алюминия и хлорида железа (III).

Задание: с помощью характерных реакций определите, какое из названных веществ находится в каждой из пробирок.

Ваша задача: составить план распознавания веществ, записать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Результаты исследования:

BaCl2

AlCl3

FeCl3

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2HCl

Ba2+ + SO42- = BaSO4

белый молочный осадок

AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3↓ + 3NaCl

Al3+ + 3OH = Al(OH)3

студенистый осадок

FeCl3 + KSCN = (FeSCN)Cl2 + KCl

Fe3+ + SCN= FeSCN2+

кроваво – красное окрашивание

Формулирование вывода по результатам исследования: с помощью качественных реакций на катионы можно распознавать неорганические соединения, содержащие металлы.


4. Между основными классами соединений существует генетическая взаимосвязь. Прослушайте стихотворение, найдите в нем химическую основу. Выполните соответствующие опыты. Запишите схему превращений, доказывающую родство между важнейшими соединениями металлов: оксидами, основаниями и солями.

Оксид кальция взяла, и воды я прилила.

Метилоранжа капну тут — и раствор стал желтым вдруг.

Кислоты потом азотной осторожно прилила.

Что ж такое приключилось? Даже я не поняла,

Должен был оранж явиться — цвет малины получился.

Карбоната натрия к соли прилила, и осадок белый получила я.

В тетрадях своих превращения эти, вы отразите, милые дети.

Потоком уравнений пусть станут превращения.

В чем тут дело, в чем секрет, раскроет полный ваш ответ. [2]

(СаО → Са(ОН)2 → Са(NO)3 → СаСО3) (Приложение 2, слайд №17)


5. Учитель: Некоторые металлы очень опасны для здоровья человека. Так, например, свинец, наряду со многими другими тяжелыми металлами, блокирует работу ферментов. При этом наступает поражение почек, печени, нервной системы, мозга. В детском организме свинец вызывает задержку умственного и физического развития. И десятки миллионов детей во всем мире подвержены риску отравления свинцом через краски, которые его содержат.

Внутрь организма человека свинец может попасть через дыхательные органы или органы пищеварения, откуда с кровью попадает далее. Причем попадание свинцовой пыли через легкие гораздо опаснее, чем через пищевод. Очень большое количество этой самой пыли содержится в городе, где воздух заполнен выхлопными газами.

Предлагаю вам выполнить следующее исследование:

Лабораторный опыт «Действие солей металлов на белок» (Приложение 2, слайд №18) [6]

Реактивы: раствор белка, раствор сульфата меди, раствор ацетата свинца.

Алгоритм выполнения опыта:

  1. К раствору белка добавить раствор сульфата меди (II).

  2. Пронаблюдайте изменения

  3. Сделайте вывод о действии CuSO4 на белок.

  4. К раствору белка добавить раствор ацетата свинца.

  5. Пронаблюдайте изменения

  6. Сделайте вывод о действии Pb(CH3COOH)2 на белок.

Вопрос: Можно ли использовать белок как противоядие при отравлении солями тяжелых металлов? Какое химическое взаимодействие лежит в основе обеззараживания солей тяжелых металлов?

(Токсическое действие солей тяжелых металлов обуславливается их способностью образовывать с белками нерастворимые соли. В свою очередь, это является причиной денатурации белков. В составе яичного альбумина преобладают аминокислоты (аспаргиновая и глутаминовая), с выраженными кислотными свойствами. Таким образом, ионы тяжелых металлов, попавшие в организм, в ж/к тракте связываются в нерастворимые соли и выводятся наружу, не успев причинить вреда тем белкам, из которых построен организм человека.)

VIII. Формулирование выводов по результатам исследовательской работы, подтверждение гипотезы. (5 мин.)

Учитель: Помните слова, которыми я напутствовала вас в начале урока? Я пожелала, чтобы вы «были активными, как щелочные металлы, чтобы были восстановителями друг для друга и для всех нас». В ходе урока мы проанализировали свойства металлов, и выдвинутую гипотезу о восстановительных способностях металлов подтвердили результатами исследования.


IX. Подведение итогов урока, решение задач в новой ситуации. (10 мин.)

Цель: дать оценку деятельности учащихся на уроке.

Задание: Учащимся предлагается ответить на вопросы, которые высвечиваются на доске. Цифра ответа соответствует номеру ячейки в таблице, которую надо открыть. Если все ответы будут правильными, то в таблице появится имя ученого, внесшего большой вклад в развитие химии металлов (Приложение 2, слайд №19)

1. Химические свойства металлов определяются:

  1. положением в периодической таблице, строением атомов,

  2. строением атомов, особенностями химической связи,

  3. особенностями химической связи, физическими свойствами.

2.Сумма коэффициентов в уравнении реакции горения магния — 5; 6; 8.

3. Сумма коэффициентов в уравнении реакции взаимодействия алюминия с хлором — 7; 8; 4.

4. В химических реакциях металлы являются: окислителями, восстановителями, нейтральными атомами.

5. В результате взаимодействия металлов с серой образуются: сульфаты,

сульфиты, сульфиды.

6. Взаимодействие натрия с водой выражено схемой:

Na + H2ONaOH + H2

Na + H2ONa2O + H2

Na + H2ONaOH

7. Одним из продуктов реакции взаимодействия железа с водой является:

FeO, Fe2O3, Fe3O4

8. При взаимодействии меди с концентрированной серной кислотой образуется: CuSO4 + H2; CuSO4 + H2O; CuSO4 + SO2 + H2O;

9. Из предложенных ниже реакций выберите ту, протекание которой невозможно: Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu; Cu + FeSO4 = Fe + CuSO4


(Возможно использование теста для индивидуальной оценки знаний по теме «Металлы» с макросами (Приложение 3)


Заключительное слово учителя

Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили положение металлов в ПС, их свойства; закрепили навыки работы с периодической системой элементов и таблицей растворимости; продолжили формировать умения записывать уравнения реакций в полном ионном и сокращенном виде; закрепили умение составлять генетический ряд металлов; рассматривать химические процессы с точки зрения окисления и восстановления.


X. Информация о домашнем задании (5 мин.) (Приложение 2, слайд №20)

Цель: обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Повторить § 34-44.

Творческое задание: Составить кроссворд о металлах (Приложение 4 — образец кроссворда).


XI. Рефлексия (5 мин.) (Приложение 2, слайд №21)

Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо – эмоционального состояния, мотивации, взаимодействия с учителем и учащимися.

Учитель. Китайская мудрость гласит «Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше».

Многие армянские сказки заканчиваются фразой: «… первое яблоко тому, кто рассказывал. Второе – тому, кто слушал. А третье кому? Тому – кто понял». Я уверена, что сегодня с урока вы уходите с яблоками, хотя и виртуальными.

Спасибо за сотрудничество! Урок окончен! До свидания!


































Библиографический список


1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2001. – №. 1. – С. 24-34.

2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

3. Беспалько В.И. Слагаемые педагогической технологии. М.. «Педагогика», 1999

4. Гузеев В.В. Серия «Системные основания образовательной технологии» М.. Знание,1999

5. Лернер И.Я. Подготовка к творчеству: учебное исследование // школьные технологии. – 2006. – №3. – С.91-95.

6. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. – М.: Школа-Пресс, 1998.










13


Свежие документы:  Конспект урока по истории "Фараоны и пирамиды" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: