Тема: Объём. Единицы объёма. (Урок сообщения нового знания)
Цель: Познакомить с новой величиной – объёмом.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомиться с понятием «объём» как с новой величиной;
познакомиться с единицами объёма,
рассмотреть соотношения единиц объёма:1см³,1дм³ = 1 литр.
Учиться решать задачи, содержащие новую величину.
Развивающие:
Формировать представление о целесообразности использования этих единиц при измерении различных объёмов.
развивать речь, логическое мышление, память, внимание, интерес к предмету.
Продолжить работу с учащимися по формированию организации своей деятельности, самопроверки и самоконтроля.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные умения, навыки коллективной работы.
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
I. Актуализация знаний.
| 1. Организационный момент. 6 1 — Настроимся на работу: Прикоснитесь ладожками друг-дружке и улыбнитесь, подумайте о чём – нибудь о приятном и хорошем. 2. Индивидуальная работа. Распределите именованные числа в порядке возрастания.- (работа у доски) 1дм, 1 мм, 1 метр,1 километр, 1 сантиметр. (Напечатать) 1см², 1 километр², 1мм²,1 дм²,1 метр². Проверка — Слайд №3
3.Работа в парах с геометрическим материалом. — На какие две группы можно разделить эти фигуры? ( плоские и объёмные) — Как называется каждая фигура? — Что можем определить у плоских фигур? (площадь, периметр) -Что можем измерить у объёмных фигур? 4.Фронтальная работа На экране:
—По какому признаку составлены пары? (Ответ 1. В каждой группе есть маленькая фигура и большая. Ответ 2. В каждой группе изображена фигура и мерка, помощью которой можно измерить величину этой фигуры) -Что можете сказать о кубах? (Маленький куб – тоже мерка, с помощью которой можно измерить величину куба.) -Как можно назвать такую величину? (Объём) -Если мы посчитаем количество маленьких кубиков внутри большого куба, что мы узнаем? (Объём большого куба) -Кто уже догадался и сможет сформулировать тему урока? (Объём и единицы его измерения) -Какая задача урока? Чему мы должны научиться? (Научиться измерять объём)
| Познавательные УУД Развиваем умения: 1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2. — отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3 — добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). |
II. Открытие нового знания (узнаём новое). | 1 1 5
-Демонстрирую ,что маленький куб может поместиться в большой. (Аквариум, куб) — Что вы видите? (Куб меньше аквариума)Значит и их объёмы разные? — Какой вывод можем сделать из этого? Вывод: Мерки бывают разные и объёмы разные.
Каждой группе дается большие кубы дм³ и маленькие см³. — Измерьте ребра кубиков. Свои выводы напишите на листочках. — Сравните свои выводы с выводами с учебника. — Вам нужно составить из этих кубов одинаковые фигуры и ответить на вопросы: -Какая фигура больше , на сколько и почему?(Фигуры сложенные из дм³ больше, чем те фигуры, которые сложены из см³. Потому что дм³ больше, чем см³.) 3. Д емонстрация учителем, что 1дм³=1литр. Из куба объёмом 1 дм³ переливаю воду в 1 литровую . — Какой вывод можно из этого сделать? (1дм³= 1л) Показать бутылку из-под молока, коробку из-под сока и объяснить, что сосуды разные, но их объём одинаковый Еще в древности людям требовалось измерять количества каких-либо веществ. Сыпучие вещества и жидкости можно было измерить, наполняя ими сосуды, то есть определить их объем. Объём — мера, характеризующая вместимость области пространства, которую оно занимает. Изначально возникло и применялось без строгого определения в отношении тел трёхмерного пространства. Первые точные определения были даны математиками Джузеппе Пеано (1887) и Камилем Жордан (1892).
| 4. — перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 5 — делать выводы на основе обобщения умозаключений. 6 — преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту. |
III. Ф из минутка |
|
|
IV. Первичное закрепление (применяем новые знания). | 4 5 2 Парно групповая форма работы. 1. Задание №375 , с. 28. (— Прочитайте задание. Обсудите в парах. Какие знания для этого понадобятся?
| Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2. – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3. – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; |
V. Тренинг (выбираем задания и тренируемся). | 6 5 Самостоятельная работа. 3. Задача № 376. (Для самостоятельной парной или индивидуальной работы). Проверка решения индивидуальная или парная у доски. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? — Какого уровня сложности было задание? — Оцените свою работу. — Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?
| 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1. — доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3. – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения;
ТОУУ
4. – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; 5. – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в сов-местном решении проблемы (задачи). |
V. Итог урока. | — Что нового узнали на уроке? Чему научились? — Всё ли получалось? -С какими единицами объёма вы познакомились? — Где их можно применять? — Чем интересна единица объёма 1дм3 ? — Что можно измерять с помощью этой меры? — Оцените свою работу на уроке. — С каким настроением вы уйдёте с урока, нарисуйте на жёлтых кружочках.
| Личностные результаты: 1. – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
|
VI. Возможное домашнее задание. | Задача № 378, По желанию № 47,48. ТПО | 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |