Кошикова Виктория Александровна
Учитель физики
МБОУ СОШ № 47 города Белгорода
«Относительность движения. Первый закон Ньютона»
Цели урока:
— организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности;
— создать условия для развития мышления, элементов творческой деятельности;
— создать условия для развития памяти;
— создать условия для развития у учащихся рефлексивной деятельности.
Задачи урока:
— дать учащимся представление об относительности движения;
— сформировать понятие об инерциальной системе отсчета;
— изучить первый закон Ньютона;
— показать важность такого раздела физики как «Динамика».
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация субъектного опыта учащихся
Как вы считаете, что означает фраза: движение относительно?
Примеры: арбуз в движущемся поезде относительно перрона и относительно вагона; скорость идущего по вагону человека относительно поезда и относительно ж.д.вокзала; движение вагонов поезда относительно друг друга и относительно рельс.
3. Изучение новых знаний и способов деятельности
Динамика – это раздел механики, рассматривающий взаимное действие тел друг на друга, которое является причиной изменения движения тел, т.е. их скоростей.
В основе динамики лежат три закона Ньютона.
Эксперимент: 1. выпустить мел из рук; 2. тележка толкает неподвижную тележку
Вопрос: Что подействовало на мел, на вторую тележку?
Ответ: Если на тело не действуют другие тела, то скорость тела никогда не меняется, т.е. тело будет покоится или двигаться с постоянной скоростью.
Свободное тело – это движущееся тело, на которое не оказывают влияния другие тела.
1 Закон Ньютона:
Существуют такие системы отсчета, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела. Такие системы отсчета называются инерциальными.
Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией.
4. Первичная проверка понимания изученного
Ответьте на вопросы:
1. Может ли шайба, брошенная хоккеистом двигаться равномерно по льду?
2. При каком условии пароход , плывущий против течения будет иметь постоянную скорость?
3. Система отсчета связанна с лифтом. В каких случаях система отсчета инерциальная?
— лифт свободно падает
— движется равномерно вверх
— движется ускоренно вверх
— движется равномерно вниз
4. Может ли тело в одно и то же время в одной системе отсчета сохранять свою скорость, а в другой изменять?
5. Закрепление изученного
1. Пловец пересек реку шириной 20 м, выдерживая курс поперек реки. В то же время течение реки снесло его на 8 м. Каков модуль суммарного перемещения пловца?
2. Пассажир, находящийся в вагоне поезда проходит по направлению его движения 20 м. Каков модуль перемещения пассажира относительно Земли, если за то же время поезд прошел 200 м? Каков модуль перемещения пассажира при его направлении движения против поезда?
3. Два поезда движутся навстречу друг другу со скоростями 72 и 54 км/ч. Пассажир, находящийся в первом поезде, замечает, что второй поезд проходит мимо него в течении 14 с. Какова длина второго поезда?
6. Обобщение и систематизация
Тело никогда не изменит скорость своего движения, если на него не действуют другие тела или действие этих тел скомпенсировано.
7. Домашнее задание
п.9, 10, упр.9, 10.
8. Рефлексия
1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. — М.: Дрофа, 2009.
2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 9 класс – М.: Просвещение, 2002.