Конспект урока на тему «Плоское зеркало»

Плоское зеркало

Постановка задачи

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: урок-эксперимент. Проведу его я, Трофимов Владимир Владимирович, учитель физики школы п. Свободный. О чем пойдет речь сегодня на уроке, узнаете из загадки.

Я молча смотрю на всех, и смотрят все на меня.
Веселые видят смех, с печальными плачу я.
Глубокое, как река, я дома, на вашей стене.
Увидит старик — старика, ребенок — ребенка во мне.

Что это? Правильно, тема нашего урока: «Плоское зеркало».

В большой советской энциклопедии есть определение:

ЗЕРКАЛО – это стеклянное или металлическое тело с отражающей поверхностью.

Историческая справка

История зеркала началась уже с третьего тысячелетия до нашей эры. Древнейшие зеркала изготовляли из металла и они почти всегда были круглой формы. В конце 15 века мастера Венеции додумались, как покрывать оловом плоскую стеклянную поверхность. На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом и благочестивые люди его избегали.

Зеркало является неотъемлемой частью человеческой жизни, но хорошо ли мы знаем его свойства…

Сегодня мы изучим некоторые свойства плоского зеркала, и научимся строить изображение предмета в нём.

Для этого необходимо вспомнить закон отражения света. Выполним небольшой тест. (фронтальный тест-ЦОР).

— Молодцы, теперь мы можем перейди к изучению нового.

Вам предстоит выполнить ряд экспериментов. Работаем в парах. Всё необходимое оборудование и алгоритм работы перед вами. Мы работаем с зеркалами, будьте осторожны. Разбить зеркало не только опасно (можно пораниться), но и считается плохой приметой.

Изучение свойств плоского зеркала.

Эксперимент № 1.

1. Расположите лист со словом «ОТРАЖЕНИЕ» перед зеркалом и внимательно изучите изображение слова в зеркале.

Ответьте на вопросы:

Что меняется местами в слове? Какое изображение дает плоское зеркало?

Вывод: В отражении меняются местами правое и левое. Отражение зеркальное.

Эксперимент № 2.

1. Получите в зеркале изображение шахматной фигуры.

2. Переверните фигуру. Поставьте рядом линейку. Рассмотрите изображения.

Ответьте на вопросы:



— Какое получилось изображение — прямое или перевернутое, равное самому предмету, уменьшенное или увеличенное?

Вывод: изображение предмета в плоском зеркале является прямым и равным по размеру самому предмету.

Эксперимент № 3.


1. На линейку поставьте зеркало. Перед зеркалом поставьте шахматную фигуру.

2. Передвигайте шахматную фигуру по линейке.

Ответьте на вопросы:

— На каком расстоянии находится фигура и её изображение относительно зеркала?

Свежие документы:  Конспект урока по теме: "Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью"

— Что происходит с изображением фигуры? Изменились ли размеры фигуры?

Вывод: изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед ним.

Подведем итоги наших экспериментов:

изображение в плоском зеркале всегда является:

— Прямым или перевернутым является изображение в плоском зеркале?

Прямым, т.е. не перевернутым;

— Изменяются ли размеры изображения в плоском зеркале?

Равным по размеру самому предмету;


— Сравните расстояния от предмета и от его изображения до зеркала.


Находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед ним, т.е. симметричным относительно зеркала.


А сейчас я продемонстрирую ещё одно свойство плоского зеркала (отражение свечи в стекле).

Этот эксперимент помог нам убедиться в том, что изображение в плоском зеркале является

— мнимым, т.е. является следствием пересечения не реальных лучей, а их продолжений за зеркалом.

А сколько изображений одного предмета можно получить, используя два зеркала? Давайте проверим это на опыте:

Эксперимент № 4.



1)Закрепите зеркала на столе так, чтобы они располагались отражающей стороной друг к другу и находились под углом 60.

2)Поместите шахматную фигуру между зеркалами и, глядя в одно из них, посчитайте количество ее отражений.

3) Измените угол между зеркалами до 90, до 120. Посчитайте количество отражений в зеркалах. Запишите данные в таблицу:



опыта

Угол между

зеркалами

Кол-во отражений в зеркалах

1

60


2

90


3

120



Ответьте на вопрос:


-Как, с увеличением угла между плоскими зеркалами, изменяется количество изображений в них?

Вывод: с увеличением угла между плоскими зеркалами число изображений в них уменьшается.

Итак, свойства плоского зеркала мы рассмотрели, теперь научимся строить изображение в нём.

Как же построить изображение в плоском зеркале? Строим на доске (ЦОР)!

Теперь мы не только знаем свойства плоского зеркала, но и умеем строить изображение в нём.

— Проверить, насколько вы усвоили материал поможет выполнение теста:

Небольшой тест, который выполняется с личных мобильных устройств обучающихся в форме Google (https://docs.google.com/forms/d/1fxaBT4pERWRX4X-zvb1bTJTCWFBqAant7HJejl6kfSU/viewform)

Результаты выводятся на доску и дети могут сами себя проверить.

(https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0Anyyg7d_uYU8dEwycWlzZnBQT3p4OGgtWHRqQkxWUnc&usp=sharing).



— Оценить свою работу на уроке вы можете самостоятельно, с учетом результатов теста.



Домашнее задание: Найти области применения плоских зеркал в науке и технике.

— Наш урок подошел к концу и мне хочется узнать ваше мнение о нем. Для это придётся немного пошуметь.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Древнейшие люди"

Рефлексия: Попросить детей пошуметь (похлопать) и измерить их реакцию приложением шумомер для андроид.

1. Похлопайте те, кто узнал сегодня что то новое на уроке и те, кому было интересно.

2. Похлопайте те, кому было не все понятно на уроке и вас остались вопросы.

3. Похлопайте те, для кого сегодняшний урок был бесполезным, скучным и вы не узнали ничего нового.

Молодцы, мне тоже было приятно с вами работать!



В заключение хотелось бы сказать, что

Зеркало — главный критерий нашей самооценки. Трудно рассчитывать на хорошее настроение, если вам не нравится ваше отражение. Поэтому перед зеркалом необходимо чаще улыбаться и как можно реже подходить к нему в дурном расположении духа.

Спасибо за урок!

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: