Плоское зеркало
Постановка задачи
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: урок-эксперимент. Проведу его я, Трофимов Владимир Владимирович, учитель физики школы п. Свободный. О чем пойдет речь сегодня на уроке, узнаете из загадки.
Я молча смотрю на всех, и смотрят все на меня.
Веселые видят смех, с печальными плачу я.
Глубокое, как река, я дома, на вашей стене.
Увидит старик — старика, ребенок — ребенка во мне.
Что это? Правильно, тема нашего урока: «Плоское зеркало».
В большой советской энциклопедии есть определение:
ЗЕРКАЛО – это стеклянное или металлическое тело с отражающей поверхностью.
Историческая справка
История зеркала началась уже с третьего тысячелетия до нашей эры. Древнейшие зеркала изготовляли из металла и они почти всегда были круглой формы. В конце 15 века мастера Венеции додумались, как покрывать оловом плоскую стеклянную поверхность. На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом и благочестивые люди его избегали.
Зеркало является неотъемлемой частью человеческой жизни, но хорошо ли мы знаем его свойства…
Сегодня мы изучим некоторые свойства плоского зеркала, и научимся строить изображение предмета в нём.
Для этого необходимо вспомнить закон отражения света. Выполним небольшой тест. (фронтальный тест-ЦОР).
— Молодцы, теперь мы можем перейди к изучению нового.
Вам предстоит выполнить ряд экспериментов. Работаем в парах. Всё необходимое оборудование и алгоритм работы перед вами. Мы работаем с зеркалами, будьте осторожны. Разбить зеркало не только опасно (можно пораниться), но и считается плохой приметой.
Изучение свойств плоского зеркала.
Эксперимент № 1.
1. Расположите лист со словом «ОТРАЖЕНИЕ» перед зеркалом и внимательно изучите изображение слова в зеркале.
Ответьте на вопросы:
— Что меняется местами в слове? Какое изображение дает плоское зеркало?
Вывод: В отражении меняются местами правое и левое. Отражение зеркальное.
Эксперимент № 2.
1. Получите в зеркале изображение шахматной фигуры.
2. Переверните фигуру. Поставьте рядом линейку. Рассмотрите изображения.
Ответьте на вопросы:
— Какое получилось изображение — прямое или перевернутое, равное самому предмету, уменьшенное или увеличенное?
Вывод: изображение предмета в плоском зеркале является прямым и равным по размеру самому предмету.
Эксперимент № 3.
1. На линейку поставьте зеркало. Перед зеркалом поставьте шахматную фигуру.
2. Передвигайте шахматную фигуру по линейке.
Ответьте на вопросы:
— На каком расстоянии находится фигура и её изображение относительно зеркала?
— Что происходит с изображением фигуры? Изменились ли размеры фигуры?
Вывод: изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед ним.
Подведем итоги наших экспериментов:
изображение в плоском зеркале всегда является:
— Прямым или перевернутым является изображение в плоском зеркале?
Прямым, т.е. не перевернутым;
— Изменяются ли размеры изображения в плоском зеркале?
Равным по размеру самому предмету;
— Сравните расстояния от предмета и от его изображения до зеркала.
Находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед ним, т.е. симметричным относительно зеркала.
А сейчас я продемонстрирую ещё одно свойство плоского зеркала (отражение свечи в стекле).
Этот эксперимент помог нам убедиться в том, что изображение в плоском зеркале является
— мнимым, т.е. является следствием пересечения не реальных лучей, а их продолжений за зеркалом.
А сколько изображений одного предмета можно получить, используя два зеркала? Давайте проверим это на опыте:
Эксперимент № 4.
1)Закрепите зеркала на столе так, чтобы они располагались отражающей стороной друг к другу и находились под углом 60.
2)Поместите шахматную фигуру между зеркалами и, глядя в одно из них, посчитайте количество ее отражений.
3) Измените угол между зеркалами до 90, до 120. Посчитайте количество отражений в зеркалах. Запишите данные в таблицу:
Угол между зеркалами | Кол-во отражений в зеркалах | |
1 | 60 |
|
2 | 90 |
|
3 | 120 |
|
Ответьте на вопрос:
-Как, с увеличением угла между плоскими зеркалами, изменяется количество изображений в них?
Вывод: с увеличением угла между плоскими зеркалами число изображений в них уменьшается.
Итак, свойства плоского зеркала мы рассмотрели, теперь научимся строить изображение в нём.
Как же построить изображение в плоском зеркале? Строим на доске (ЦОР)!
Теперь мы не только знаем свойства плоского зеркала, но и умеем строить изображение в нём.
— Проверить, насколько вы усвоили материал поможет выполнение теста:
Небольшой тест, который выполняется с личных мобильных устройств обучающихся в форме Google (https://docs.google.com/forms/d/1fxaBT4pERWRX4X-zvb1bTJTCWFBqAant7HJejl6kfSU/viewform)
Результаты выводятся на доску и дети могут сами себя проверить.
(https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0Anyyg7d_uYU8dEwycWlzZnBQT3p4OGgtWHRqQkxWUnc&usp=sharing).
— Оценить свою работу на уроке вы можете самостоятельно, с учетом результатов теста.
Домашнее задание: Найти области применения плоских зеркал в науке и технике.
— Наш урок подошел к концу и мне хочется узнать ваше мнение о нем. Для это придётся немного пошуметь.
Рефлексия: Попросить детей пошуметь (похлопать) и измерить их реакцию приложением шумомер для андроид.
1. Похлопайте те, кто узнал сегодня что то новое на уроке и те, кому было интересно.
2. Похлопайте те, кому было не все понятно на уроке и вас остались вопросы.
3. Похлопайте те, для кого сегодняшний урок был бесполезным, скучным и вы не узнали ничего нового.
Молодцы, мне тоже было приятно с вами работать!
В заключение хотелось бы сказать, что
Зеркало — главный критерий нашей самооценки. Трудно рассчитывать на хорошее настроение, если вам не нравится ваше отражение. Поэтому перед зеркалом необходимо чаще улыбаться и как можно реже подходить к нему в дурном расположении духа.
Спасибо за урок!