Автор: Семенцова Л. В., учитель физики
Санкт-Петербург 2014
Цели урока:
познакомить учащихся со свойствами постоянных магнитов, добиться понимания ими факта реального и объективного существования магнитного поля, пояснить происхождение магнитного поля Земли;
продолжить развивать познавательную активность учащихся с помощью проблемных ситуаций;
продолжить развивать у учащихся умений анализировать, сравнивать, строить аналогии.
Оборудование на столах учащихся: полосовые, дугообразные, керамические магниты, металлические опилки.
Средства обучения: учебник «Физика-8» Перышкин А.В, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Применяемые технологии (поэлементно):
Проблемное обучение.
Исследовательская деятельность.
Здоровьесберегающая.
Этап 1. Организационные задачи урока (формулирует учитель)
Мотивация восприятия материала урока:
Обращение учителя к классу:
С НИМ издавна связано немало легенд. Фалес Милетский наделял его душой. Платон сравнивал его с поэтом.
В эпоху Возрождения его считали отображением неба и приписывали ему способность искривлять пространство.
Японцы считали, что ОН — это сила, которая поможет повернуть к вам фортуну. В Англии он применялся в толченом виде как средство для продления молодости.
Галилей думал, что Земля вертится оттого, что похожа на НЕГО.
Формулировка темы урока
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о НИХ — постоянных магнитах. Мы рассмотрим их свойства и объясним многие явления, связанные с ними, например: почему возникает северное сияние? Как ориентируются перелетные птицы? И другие.
Этап 2. Актуализация знаний
Для того чтобы лучше понять новый материал урока вспомним:
1. Что является источником магнитного поля?
2. Что представляет собой электромагнит?
3. Строение атома.
Этап 3. Информационный блок
Деятельность учащихся | |
Мы знаем, что источником магнитного поля являются движущиеся заряженные частицы, т.е. электрический ток. Возникает вопрос: как объяснить существование магнитного поля вокруг постоянных магнитов? Учитель объясняет гипотезу Ампера, используя слайд № 5.
Учитель совместно с учащимися проводит систематизацию и обобщение полученных результатов с помощью слайдов № 6 – 10 компьютерной презентации урока .
Учитель мотивирует познавательную деятельность учащихся, рассказывая о последних открытиях ученых в области поиска магнитного монополя и открытии явления, названного магнетричеством. Учитель подчеркивает актуальность проблемы в условиях быстрого развития нанотехнологий, указывает на множество различных областей применения «магнитных» наночастиц от медицины до изготовления постоянных магнитов.
Учитель демонстрирует слайд № 11, затем предлагает учащимся, используя принятые изображения магнитных линий. изобразить магнитное поле на слайдах № 12 –13. Учитель предлагает учащимся сравнить вид магнитных полей постоянных магнитов с полем электромагнита. Слайд № 14. Учитель вместе с учащимися в процессе беседы выясняют основные свойства магнитных линий. Слайд №15
Учитель демонстрирует опыт «Поворот магнитной стрелки в магнитном поле Земли» и ставит перед учащимися очередную проблемную ситуацию: почему поворачивается и куда указывает стрелка компаса? Предлагает объяснить наблюдаемые экспериментальные факты и построить модель физического явления (Земля как большой магнит). Слайд №17.
| Наблюдают
Записывают определения в рабочий лист Высказываются, делают предположения, отвечают на проблемный вопрос. Проводят опыты, слушают учителя, отвечают на вопросы, просматривают слайды Делают записи в рабочий лист Высказываются, делают предположения, отвечают на проблемный вопрос. Внимательно слушают учителя и анализируют полученную информацию. Проводят опыты, слушают учителя, отвечают на вопросы.
Зарисовывают в рабочий лист вид магнитного поля с помощью магнитных линий, используя слайд № 12-14.
Делают вывод о идентичности магнитных полей. Делают записи в рабочий лист. Внимательно слушают, просматривают слайд. Делают записи в рабочий лист Внимательно слушают, просматривают слайд. Наблюдают опыт, отвечают на поставленные вопросы, делают предположения и выводы. Учащиеся внимательно слушают учителя, обозначают магнитные и географические полюса в рабочем листе, с указание их географических координат. Слушают учителя, просматривают слайды, делают записи в рабочем листе.
|
Этап 4. Закрепление, повторение, обобщение
Учитель проводит обобщение и повторение изученного материала.
Решаются задачи, представленные на слайде.
Деятельность учителя и учащихся | |
| Закрепление изученного материала проводится с помощью задания, показанного на слайде № 17. Проверка правильности ответов учащихся производится с помощью вывода на экран ответов. |
Учитель предлагает учащимся пройти интерактивный тест из Единой коллекции ЦОР http://class—fizika.narod.ru/test8.htm (используется интерактивная доска).
Тема: Электромагнитные явления. Тест «Постоянные магниты».
По результатам прохождения теста и активности учащихся на уроке учитель выставляет отметки за урок.
Этап 5. Подведение итогов урока и домашнее задание
Домашнее задание
Параграф 59, 60, №№ 1612, 1616, 1617.
Подготовить доклады, сообщения, презентации на тему «Нанотехнологии и постоянные магниты».*
«Влияние магнитного поля на человека».*
* По желанию любознательных учащихся.
Список использованных источников
Уроки физики Кирилла и Мефодия, CD-курс, 9 класс
Перышкин А. В. Физика 8.