Конспект урока на тему «Сила»

Мало иметь хороший ум,

главное – хорошо его применять

Р. Декарт

Решение задач по теме «Сила».

Цель урока:

Обобщить знания, полученные при изучении темы «Сила», научить учащихся применять теоретические знания при решении задач.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Развивать умения и навыки у обучающихся при решении физических задач нестандартной формулировки.

  2. Сформировать целостную систему знаний по изученной теме.

Развивающие:

  1. Совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения обучающихся, коммуникативные свойства речи.

  2. Вырабатывать умение применять теоретические знания для решения задач; делать выводы.

  3. Продолжить работу по развитию умений моделировать ситуацию.

Воспитательные:

  1. Продолжить работу по формированию у обучающихся добросовестного отношения к учебному труду; коммуникативных умений, эстетического восприятия мира.

  2. Развивать культуру общения и культуру ответа на вопросы; функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.

  3. Воспитание чувства товарищества.

Тип урока: урок закрепление

Методы: проблемный, критическое мышление


Ход урока

1. Организационный момент + мотивация

Здравствуйте ребята, я рада видеть вас. Сегодня у нас урок решения задач по теме «Сила». А для начала работы мы должны поприветствовать друг друга и сделаем мы это так


Упражнение «Здравствуй, друг!»


Задача: поприветствовать друг с друга.

— Здравствуй, друг! – Здороваются за руки.

— Как ты тут! – Хлопают по плечу друг друга.

— Где ты был? – Дергают за ухо друг друга.

— Я скучал! — Кладут руки себе на сердце.

— Ты пришел! – Разводят руки в стороны.

— Хорошо! – Обнимаются.


2. Актуализация знаний

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова — вопрос темы, левые косточки — основные понятия темы, правые косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос.

голова- сила

обозначение – F

определение — мера взаимодействия тел

Единица измерения – H

Как называется прибор для измерения силы? – динамометр

Какие силы вам известны – сила тяжести, сила упругости, сила трения


Деление на группы по принципу «геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг)


III. Составление кластера

I группа – сила упругости (квадрат)

II группа – сила тяжести (треугольник)

III группа – сила трения (круг)


Какую силу называют силой тяжести, куда она направлена — сила с которой Земля притягивает к себе тела, направлена сила- вертикально вниз

Когда возникает сила упругости? Куда она направлена? — Сила упругости возникает в теле в результате его деформации и стремиться вернуть его в исходное положение

Что такое сила трения? — Сила возникающая при соприкосновении одного тела с другим, препятствующая их относительному движению


IV. Решение качественных задач

Каждая группа получает по три листа иллюстрирующие ситуацию. Ваша задача в группе выявить проблему, анализировать поиск путей выхода.


  1. Что выгоднее: качение или скольжение?

    ответ: Что лучше – скользить или катиться? Конечно, катиться выгоднее, чем скользить. Чтобы поддерживать качение, нужно прикладывать гораздо меньшую силу, чем для поддержания, скольжения с той же скоростью. Поэтому понятно, что летом ездят в телеге, а не на санях.

  2. Но почему же зимой колёса уступают место полозьям?

Ответ: Всё дело в том, что колёса выгоднее полозьев только в том случае, когда они катятся. А чтобы колёса могли катиться, под ними должна быть твёрдая, гладкая дорога и к тому же нескользкая.


  1. Какая сила удерживает люстру, подвешенную к потолку, от падения на пол?

Ответ: сила упругости


  1. Объясните пословицу: «Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой»

Ответ: роса — смазка и она уменьшает силу трения.


  1. В какой известной с детства сказке говорится о сложении сил, действующих по одной прямой?

Ответ: сказка про репку

  1. Для чего смычки при игре на скрипке натирают канифолью?





Ответ: Для увеличения трения



  1. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах на Земле?

Ответ: сила тяготения, действующая со стороны Луны и Солнца на воду морей и океанов.


  1. Барон Мюнхгаузен, герой известной повести Р.Э. Распе, «привязав» конец веревки к Луне, спускался по ней на землю. В чем главная физическая несуразность такого передвижения?

Ответ: герой рассказа никак не мог бы скользить по веревке к Земле, этому препятствовала бы сила притяжения его к Луне.


  1. Зачем при спуске телеги с крутой горы иногда одно колесо подвязывают веревкой так, чтобы оно не вращалось?

Ответ: чтобы увеличить силу трения


Физкультурная пауза. (Мотивация: Чтобы ощущать себя комфортно в этом мире, человек должен любить себя. Но под «любить себя»- разумный человек подразумевает: «заботиться о своем здоровье». Я предлагаю вам несколько упражнений для снятия усталости. Людям, занимающимся умственной деятельностью, этот комплекс упражнений помогает повысить работоспособность, звучит музыка. Переход по гиперссылке к мелодии для физкультминутки).


V. Решение расчетных задач по уровням сложности

Решите данные задачи, получив ответ, вставьте букву стоящую возле задания в данную таблицу. В результате правильного решения задач вы сможете прочитать имя английского ученого. (ответ: Ньютон)

I группа

  1. На тело действуют две силы 400 Н и 600 Н, направленные по одной прямой в противоположные стороны. Определите равнодействующую сил. (ответ: R= 200 Н)

  2. Какая сила тяжести действует на зайца, если его масса равна 6 кг.

  3. На мопед действует сила тяжести, равная 390 Н. Какова масса мопеда?

  4. Жесткость прорезиненного жгута 7,2 · 104 Н/м. На какую длину растянется жгут, если на него действует сила 10 кН?

  5. Масса машины вместе с грузом 7 т, ее двигатель развивает силу тяги 35 кН. Найдите коэффициент трения между ведущими колесами машины и дорогой (считать, что машина движется равномерно).

  6. В бидон массой 1 кг налили 5 л керосина. Какую силу нужно приложить, чтобы приподнять бидон? (ρбензина = 800 кг/м3)

II группа

  1. На тело действует две силы 300 Н и 500 Н, направленные вдоль одной прямой в одну сторону. Определите равнодействующую сил. (ответ: R=800 Н)

  2. Масса чугунного столба 200 кг. Вычислите силу тяжести, действующую на столб.

  3. Определите жесткость пружины динамометра, если под действием силы 80 Н она удлинилась на 5 см.

  4. Хоккеист массой 65 кг равномерно движется по льду на коньках. Коэффициент трения 0,02. Определите силу трения коньков о лед.

  5. С какой силой растянута пружина, к которой подвесили брусок из латуни размером 10х8х5 см? (ρлатуни = 8500 кг/м3)

  6. Под действием силы 320 Н пружина амортизатора сжалась на 9 мм. На сколько миллиметров сожмется пружина при нагрузке 1,6 кН?


III группа

  1. Три силы направлены по одной прямой: влево 16 Н и 2 Н, вправо 20 Н. Найдите модуль равнодействующей этих сил и ее направление.

  2. Какая максимальная сила возникает при столкновении двух вагонов, если буферные пружины сжались на 4 см? Жесткость пружин 8000 Н/м.

  3. Сила тяжести, которая действует на тело, равна 10 кН. Какова масса тела? (ответ: 1 тонна)

  4. При равномерном движении по столу деревянной дощечки с гирей массой 2 кг динамометр показывает силу 9 Н. Определите коэффициент трения дощечки по столу.

  5. Сила 12 Н сжимает стальную пружину на 7,5 см. Какой величины силу нужно приложить, чтобы сжать эту пружину на 2,5 см? (Ответ: 4 Н)

  6. Тонкая спиральная пружина, для которой справедлив закон Гука, подвешенная вертикально на закрепленной опоре, растягивается под действием силы 160 Н на 72 мм. На пружину подействовали дополнительно силой 120 Н. Определите удлинение спирали.




VI. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с

1 строка — название синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола. 
4 строка – фраза, несущая определенный смысл на тему синквейна.
5 строка – вывод, одно слово, существительное.
( ассоциация с первым словом).

I группа (Сила упругости)

Сила

Упругая, деформирующая

Сжимает, растягивает, изгибает, скручивает

Возникает при деформации тела

Закон Гука

II группа (Сила тяжести)

Сила

Всемирная, известная

Притягивает, действует, изменяет

Тело притягивается к Земле

Закон Ньютона

III группа (Сила трения)

Сила

Скользящая, шероховатая

Движется, препятствует, давит

возникающая при соприкосновении одного тела с другим

динамометр


VII. Оценивание

Оценочный лист


Ф.И.

Обсуждение

Активность

Выступление

Ответы на вопросы

Задача I уровня (1 балл)

Задача II уровня (2 балла)

Задача III уровня (3 балла)

Итого баллов

Оценка ученика

Оценка учителя



































































Разбалловка: от 11 – 5

7-10 – 4

3-6 – 3

0-2 – 2



Критерии: отлично — 3 балла

хорошо – 2 балла

удовлетворительно – 1 балл

неудовлетворительно – 0 баллов


VIII. Задание на дом.

Составить тест по пройденному материалу



Игра — прощание

Задача: попрощаться друг с другом, уйти с занятия с позитивным настроем.

Инструкция:

Участники тренинга стоя в кругу должны рассчитаться на первый, второй. Первые номера встают во внешний круг, вторые – во внутренний и поворачиваются друг к другу лицом, выполняя следующие действия:

— Милый друг! – Здороваются за руки.

— С тобой хорошо! – Хлопают по плечу друг друга.

— Но надо идти. – Дергают за ухо друг друга.

— Я буду скучать! — Кладут руки себе на сердце.

— Но мы ведь встретимся? – Разводят руки в стороны.

— Хорошо! – Обнимаются.

— Пока! – Машут друг другу рукой.

5


Свежие документы:  Конспект урока музыки для 5 класса «Играем знакомую мелодию»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: