Тема: Решение задач по теме: «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии».
Цель: выработка навыков решения задач; обобщить и систематизировать знания уч-ся о законе сохранения и превращения механической энергии;
Задачи:
образовательная: закрепить знания и умения уч-ся по теме, выработка навыков решения качественных, экспериментальных и расчетных задач по данной теме;
развивающая: выделять главное, обобщать, сравнивать, развивать экспериментальные навыки в ходе фронтального эксперимента; развивать умение применять знание при решении задач разного типа и разного уровня сложности; развивать умение решать задачи по теме, выполнять и делать выводы из него; развивать умение слушать, понимать одноклассников, стремление помочь.
воспитательная: воспитывать самостоятельность в использовании новых знаний, коммуникативные умения при работе в паре; навыков взаимопроверки; показать значимость данной темы через практическое применение на основе эксперимента
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Формы обучения: коллективная классно-урочная форма обучения
Деятельность уч-ся на уроке: письменная, индивидуальная, экспериментальная, работа в парах, творческая, мыслительная
Методические приемы: фронтальная форма работы, экспериментальный, работа в парах, мыслительный, поисково-творческая работа;
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, штативы, шарик на нити ( на каждом ученическом столе), доп. материал подготовленный уч-ся
Структура урока:
1.Орг. момент
2. Актуализация опорных знаний уч-ся.
3.Постановка задачи.
4. Решение задач.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
1. Орг. момент.
Наш урок я хотела бы начать стихотворением А.С. Пушкина:
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
А.С.Пушкин
Сегодня у нас урок решения задач по теме: «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии». Цель нашего урока — закрепить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках.
Если перефразировать слова в стихотворении В. Маяковского с точки зрения физических понятий: работа и энергия, оно будет звучать примерно так:
Работа и Энергия —
Близнецы сёстры.
Мы говорим Работа
Подразумеваем Энергия.
Мы говорим Энергия,
Подразумеваем Работа.
2.Актуализация знаний уч-ся.
Ответьте на вопросы:
1.Что называется энергией?
2.Какие два вида механической энергии вы знаете?
3.Что называется работой?
4. Как связаны между собой понятия механическая энергия и работа?
Далее уч-ся предлагается на их усмотрение выполнить следующее задание: ответить на вопросы физического диктанта либо заполнить таблицу (для слабых уч-ся лучше предложить выполнение физического диктанта, а для сильных — заполнение таблицы).
Физический диктант
1.Обозначение массы, единица массы в системе «СИ»
2.Обозначение скорости, единица скорости в системе «СИ»
3.Обозначение кинетической энергии, единица измерения ее в системе «СИ»
4.Формула кинетической энергии.
5.Обозначение ускорения свободного падения, единица измерения его в системе « СИ»
6.Обозначение высоты, единица высоты в системе « СИ»
7.Обозначение потенциальной энергии, единица измерения ее в системе «СИ»
8.Формула потенциальной энергии.
9.Обозначение полной механической энергии, единица измерения ее в системе «СИ».
10.Формула полной механической энергии .
Заполните таблицу.
Кинетическая энергия | Потенциальная энергия | Полная механическая энергия | |
Обозначение |
|
|
|
Определение |
|
|
|
Формула |
|
|
|
Единицы измерения |
|
|
|
Связь работы с изменением энергии |
|
|
|
Особенности данного вида энергии |
|
|
|
Далее уч-ся проводят самопроверку и выставляют оценки в оценочные листы.
3.Постановка задачи.
С помощью закона сохранения и превращения энергии решено огромное число различных проблем не только в физике, но ив других науках. Решете и вы с его помощью экспериментальную задачу: проверьте выполнение закона сохранения и превращения механической энергии.
Экспериментальное задание.
Цель: проверить выполнение закона сохранения и превращения механической энергии
Оборудование: штатив, шарик на нити
Ход работы:
1.Прикрепите шарик с помощью нити к штативу.
2.Отклоните шарик от положения равновесия и отпустите. Наблюдайте за колебаниями шарика в течении некоторого времени.
Ответьте на вопросы:
1.Какие превращения механической энергии происходят при колебании шарика?
2.В каком положении шарик имеет наибольшую потенциальную энергию?
3. В каком положении шарик имеет наименьшую потенциальную энергию?
4. В каком положении шарик имеет наибольшую кинетическую энергию?
5. Чему равна кинетическая энергия шарика в верхнем положении?
6. Почему колебания шарика с течением времени затухают?
7. На что расходуется энергия шарика?
(Ответы уч-ся корректируются и оцениваются учителем. Оценки выставляются уч-ся в оценочные листы).
4. Решение задач.
Далее уч-ся предлагается решить задачу на выполнение закона сохранения и превращения механической энергии.
Решите задачу:
Падение молота массой 5 кг продолжалось 0,5 с. Определите потенциальную энергию молота относительно наковальни в начале падения и кинетическую энергию в момент падения. Какой энергией обладало тело, находясь на высоте 1м?
Проверка творческого домашнего задания уч-ся (предварительно уч-ся за несколько уроков , предлагается найти и подготовить материал по данной теме: пословицы, поговорки и загадки о работе, энергии).
Далее уч-ся отвечают на качественные вопросы на интерактивной доске. В данном случае использовались вопросы из сборников тестов «Подготовка уч-ся 9-х классов к ВОУД».
1. Для того, чтобы уменьшить кинетическую энергию тела в 2 раза, надо скорость тела уменьшить в….
а) 2 раза
в) 4 раза
с) раз
d) раза
2.Груз массой 1 кг под действием силы 60 Н, направленной вертикально вверх, подняли на максимальную высоту 3 м. Изменение кинетической энергии тела при этом равна … .
а) 30 Дж
в) 180 Дж
d) 150Дж
с) 110 Дж
3.Кинетическая энергия гири массой 5 кг увеличилась на 75 Дж. Это произошло в результате того, что гирю …
а) подняли
в) опустили
с) не трогали
4. Тело брошено под углом к горизонту. В какой точке траектории сумма кинетической и потенциальной энергии имела наибольшее значение?
а) в момент броска
в) в наивысшей
с) в средней точке подъёма
d) во всех точках одинакова
Далее уч-ся предлагается решение задач по уровням.
Уровень «А».
1.Шар массой 1 кг, двигаясь прямолинейно, увеличил свою скорость от 1 м/с до 10 м/с. Какая работа при этом совершается?
2. Найдите полную механическую энергию тела, если кинетическая энергия тела равна 200 Дж, а потенциальная энергия тела равна 0,06 кДж.
3. Какую работу нужно совершить, чтобы поезд, движущийся со скоростью 72 км/ч, увеличил свою скорость до 108 км/ч? Масса поезда 1000 т.
4.Пуля массой 10 г вылетела из винтовки со скоростью 800 м/с и пробила доску, после чего скорость пули стала равной 400 м/с. Определить работу сил сопротивления.
Уровень «В».
1. Камень брошен вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На какой высоте кинетическая энергия камня равна его потенциальной энергии ?
2.Найти полную механическую энергию тела массой 100 г, которое на высоте 4 м имело скорость 36 км/ч.
3. Какая работа должна быть совершена для остановки поезда массой 1500 т, движущегося со скоростью 110 км/ч?
4. Автомобиль массой 4т движется со скоростью 36 км/ч. Какой путь прошёл автомобиль до полной остановки, если сила трения колёс о дорогу равна 5880 Н?
Уровень «С».
1.Мяч брошен вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На какой высоте скорость мяча станет вдвое меньше ?
2.С высоты 50 м, в горизонтальном направлении брошено тело с начальной скоростью 15 м/с. Чему равна скорость тела в момент приземления?
3.Пуля массой 50 г вылетает из ствола ружья вертикально вверх со скоростью 40 м/с. Чему равна потенциальная энергия пули через 4 с после начала движения? Сопротивлением воздуха пренебречь.
5. Подведение итогов урока.
В конце урока подводятся итоги урока. Уч-ся выставляют себе оценку за урок в оценочном листе.
Для контроля успешности урочной деятельности, выяснения отношения уч-ся к данному уроку, выработки собственного мнения уч-ся на основе осмысления пройденного на уроке, уч-ся предлагается выполнить следующее задание.
Вопросник для проведения рефлексии.
Продолжите фразы:
Я научился…___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
У меня получилось…_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
У меня не получилось…__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мне было интересно…___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Домашнее задание.
Упр. 40(1,2) стр. 82 — всем
Упр. 40(4,5) стр. 82 — по желанию
Творческое задание – составить кроссворд по теме «Выполнение закона сохранения и превращения механической энергии.» — по желанию
Итак, урок подходит к концу. Мне хочется закончить его словами:
Дорогу осилит идущий!
Оценочный лист урока
уч-ся 9 «Б» класса __________________________
Вид деятельности: | Оценка: | |
1. | Фронтальный опрос. |
|
2. | Физический диктант. |
|
3. | Заполнение таблицы. |
|
4. | Экспериментальная задача. |
|
5. | Решение общей задачи. |
|
6. | Домашнее творческое задание. |
|
7. | Вопросы ВОУД. |
|
8. | Индивидуальное решение дифференцированных задач. |
|
Итоговая оценка: |
|
Вопросник для проведения рефлексии.
Продолжите фразы:
Я научился…___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
У меня получилось…_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
У меня не получилось…__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мне было интересно…___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Экспериментальное задание.
Цель: проверить выполнение закона сохранения и превращения механической энергии
Оборудование: штатив, шарик на нити
Ход работы:
1.Прикрепите шарик с помощью нити к штативу.
2.Отклоните шарик от положения равновесия и отпустите. Наблюдайте за колебаниями шарика в течении некоторого времени.
Ответьте на вопросы:
1.Какие превращения механической энергии происходят при колебании шарика?
2.В каком положении шарик имеет наибольшую потенциальную энергию?
3. В каком положении шарик имеет наименьшую потенциальную энергию?
4. В каком положении шарик имеет наибольшую кинетическую энергию?
5. Чему равна кинетическая энергия шарика в верхнем положении?
6. Почему колебания шарика с течением времени затухают?
7. На что расходуется энергия шарика?
Физический диктант.
1.Обозначение массы, единица массы в системе «СИ».
2.Обозначение скорости, единица скорости в системе «СИ».
3.Обозначение кинетической энергии, единица измерения ее в системе «СИ».
4.Формула кинетической энергии.
5.Обозначение ускорения свободного падения, единица измерения его в системе « СИ».
6.Обозначение высоты, единица высоты в системе « СИ».
7.Обозначение потенциальной энергии, единица измерения ее в системе «СИ».
8.Формула потенциальной энергии.
9.Обозначение полной механической энергии, единица измерения ее в системе «СИ».
10.Формула полной механической энергии.
Заполните таблицу.
Кинетическая энергия | Потенциальная энергия | Полная механическая энергия | |
Обозначение |
|
|
|
Определение |
|
|
|
Формула |
|
|
|
Единицы измерения |
|
|
|
Связь работы с изменением энергии |
|
|
|
Особенности данного вида энергии |
|
|
|
Решите задачу:
Падение молота массой 5 кг продолжалось 0,5 с. Определите потенциальную энергию молота относительно наковальни в начале падения и кинетическую энергию в момент падения. Какой энергией обладало тело, находясь на высоте 1м?
9 класс
Задачи к уроку по теме:
«Сравнение работы с изменением кинетической энергии.
Закон сохранения и превращения механической энергии.».
Уровень «А».
1.Шар массой 1 кг, двигаясь прямолинейно, увеличил свою скорость от 1 м/с до 10 м/с. Какая работа при этом совершается?
2. Найдите полную механическую энергию тела, если кинетическая энергия тела равна 200 Дж, а потенциальная энергия тела равна 0,06 кДж.
3. Какую работу нужно совершить, чтобы поезд, движущийся со скоростью 72 км/ч, увеличил свою скорость до 108 км/ч? Масса поезда 1000 т.
4.Пуля массой 10 г вылетела из винтовки со скоростью 800 м/с и пробила доску, после чего скорость пули стала равной 400 м/с. Определить работу сил сопротивления.
Уровень «В».
1. Камень брошен вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На какой высоте кинетическая энергия камня равна его потенциальной энергии?
2.Найти полную механическую энергию тела массой 100 г, которое на высоте 4 м имело скорость 36 км/ч.
3. Какая работа должна быть совершена для остановки поезда массой 1500 т, движущегося со скоростью 110 км/ч?
4. Автомобиль массой 4т движется со скоростью 36 км/ч. Какой путь прошёл автомобиль до полной остановки, если сила трения колёс о дорогу равна 5880 Н?
Уровень «С».
1.Мяч брошен вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На какой высоте скорость мяча станет вдвое меньше?
2.С высоты 50 м, в горизонтальном направлении брошено тело с начальной скоростью 15 м/с. Чему равна скорость тела в момент приземления?
3.Пуля массой 50 г вылетает из ствола ружья вертикально вверх со скоростью 40 м/с. Чему равна потенциальная энергия пули через 4 с после начала движения? Сопротивлением воздуха пренебречь.
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17
Разработка открытого урока по физике в 9 классе.
Решение задач по теме: «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии».
Подготовила учитель физики: Махамбетова Н.В.
г. Уральск, 2013 год