Тема: «Третий закон Ньютона»
Цель урока:
Познавательная: познакомить учащихся с законом, углубление понятий «сила», «ускорение», «взаимодействие тел»
Развивающая: формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы, проводить наблюдения, переносить знания в новую ситуацию, выдвигать гипотезу, выработать начальные навыки по применению закона при решении задач.
Воспитательную: развитие познавательных и творческих способностей, воспитание активности, наблюдательности, познавательного интереса, тактичности, уяснение важности и практической значимости темы.
Оборудование: две тележки большой массы, шнур, две маленькие тележки с пружиной, два динамометра, штатив, два бруска, линейка.
Актуализация прежних знаний.
Учитель. Наша задача – научиться добывать знания, не отворачиваться от того, чего не понимаете. Как известно, знание- сила. Вот сейчас мы и посмотрим, насколько вы сильны. Надо отгадать кроссворд наоборот: по ответам составить вопросы.
На доске (или на экране ) изображен кроссворд с готовыми ответами. Учащиеся пытаются составить вопросы к ответам в кроссворде.
|
|
|
|
|
| 1) | З | А | К | О | Н |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| 2) | И | Н | Е | Р | Т | Н | О | С | Т | Ь |
|
|
|
| 3) | С | И | Л | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4) | У | С | К | О | Р | Е | Н | И | Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5) | И | С | О |
|
|
|
|
|
|
6) | В | З | А | И | М | О | Д | Е | Й | С | Т | В | И | Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примерные ответы:
1). — связь, взаимодействие каких- либо явлений;
2). – свойство откликаться определённым ускорением на действие;
3).- мера взаимодействия F=ma;
4). – изменение скорости за единицу времени;
5).- инерциальная система отсчета (система, в которой выполняются законы Ньютон
6).- действие тел друг на друга.
Учитель: Поскольку определённый запас знаний у вас есть, объясним, почему происходит так, а не иначе.
Запись в тетради. Третий закон Ньютона. Из опытов и наблюдений: 1.Тела взаимодействуют (непосредственно и на расстоянии) 2. векторы силы направлены в противоположные стороны. Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и направленными в противоположные стороны, вдоль одной прямой.(равные силы изображают равными векторами) F1=-F2 Особенности закона F -только парами -всегда при взаимодействии -одной природы -не уравновешиваются — любой природы Проявление и использование Любое из наблюдаемых движений (ходьба человека, полёт птиц, …)
2 1.
20 Н 20 Н
Д Д
Каковы показания динамометров? А) 20Н Б) 0Н В) 40Н
2. 3
Сила реакции опоры. А) 1 1 Б) 2 2 В) 3
Действия и противодействия? F1 F2 N F4
V P F3
А) 1-2 Б) N—P В) 3-4
4. Массы взаимодействующих тел m1=5 кг, m2= 2 кг. Тела получают ускорения: А) а1=а2 Б) а1>а2 В) а2>а1
А) одинаково Б) яблоко В) Земля
|
Домашнее задание: параграф 11,12 упр.12(1,2) письменно