Конспект урока на тему «Третий закон Ньютона»

Тема: «Третий закон Ньютона»

Цель урока:

Познавательная: познакомить учащихся с законом, углубление понятий «сила», «ускорение», «взаимодействие тел»

Развивающая: формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы, проводить наблюдения, переносить знания в новую ситуацию, выдвигать гипотезу, выработать начальные навыки по применению закона при решении задач.

Воспитательную: развитие познавательных и творческих способностей, воспитание активности, наблюдательности, познавательного интереса, тактичности, уяснение важности и практической значимости темы.

Оборудование: две тележки большой массы, шнур, две маленькие тележки с пружиной, два динамометра, штатив, два бруска, линейка.

  1. Актуализация прежних знаний.

Учитель. Наша задача – научиться добывать знания, не отворачиваться от того, чего не понимаете. Как известно, знание- сила. Вот сейчас мы и посмотрим, насколько вы сильны. Надо отгадать кроссворд наоборот: по ответам составить вопросы.

На доске (или на экране ) изображен кроссворд с готовыми ответами. Учащиеся пытаются составить вопросы к ответам в кроссворде.








1)

З

А

К

О

Н











2)

И

Н

Е

Р

Т

Н

О

С

Т

Ь





3)

С

И

Л

А










4)

У

С

К

О

Р

Е

Н

И

Е














5)

И

С

О







6)

В

З

А

И

М

О

Д

Е

Й

С

Т

В

И

Е




















Примерные ответы:

1). — связь, взаимодействие каких- либо явлений;

2). – свойство откликаться определённым ускорением на действие;

3).- мера взаимодействия F=ma;

4). – изменение скорости за единицу времени;

5).- инерциальная система отсчета (система, в которой выполняются законы Ньютон

6).- действие тел друг на друга.

Учитель: Поскольку определённый запас знаний у вас есть, объясним, почему происходит так, а не иначе.

1.стукните рукой по столу. Больно? Почему?

(стол действует с такой же по модулю силой)

2.два мальчика стоят на тележках, один тянет веревку, в движение приходят оба. Почему? (при взаимодействии обе тележки получают ускорение, на оба тела действуют F, равные по модулю и противоположные по направлению).

3. как имея два динамометра доказать, что сила взаимодействия между телами равны по модулю?

4. а есть ли народная формулировка закона? ( как стукнется, так и откликнется).



Процесс формирования навыков

А) решение качественных задач

1. Комар ударяется о лобовое стекло автомобиля. Что можете сказать о силах взаимодействия и об ускорениях, полученными телами? (F1=-F2 ; ак>>аА)

2. Земля притягивает вас с силой равной 600Н. С какой силой Вы действуете на Землю? (600Н)

3. Вы отталкиваетесь от Земли с силой равной 50Н. Можете ли Вы оттолкнуться с силой 100Н, если Ваши мышцы могут развить такую силу? (Да)

Работа с рисунком (на два варианта, выводится на экран или раздаётся индивидуально на каждого ребёнка)

1

1.



Д



50 Н 50 Н







Каковы показания динамометра Д?

А)100Н Б)50Н В)0Н





  1. 2



Вес тела?

А) 1

Б) 2

1 3 В) 3











  1. Какие из пар сил могут быть силами

F3 F5 F6



F1 F2

F4





А)1-2 Б)3-4 В)F5-F6

4. При взаимодействии одно из тел получило а1=0,2м/с2; другое а2=1м/с2 . Массы тел:

А) одинаковы Б)m1>m2 В)m1> m1



  1. На одном конце верёвки , перекинутой через неподвижный блок, держась руками, висит человек, на другом – груз, вес которого равен весу человека. Что произойдет, если человек будет на руках подтягиваться вверх по верёвке?

А)V1=V2=0 Б) V1>V2 В) V2>V1

Запись в тетради.

Третий закон Ньютона.

Из опытов и наблюдений:

1.Тела взаимодействуют (непосредственно и на расстоянии)

2. векторы силы направлены в противоположные стороны.

Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и направленными в противоположные стороны, вдоль одной прямой.(равные силы изображают равными векторами)

F1=-F2

Особенности закона

F -только парами

-всегда при взаимодействии

-одной природы

-не уравновешиваются

— любой природы

Проявление и использование

Любое из наблюдаемых движений (ходьба человека, полёт птиц, …)







2

1.



20 Н 20 Н



Д Д



Каковы показания динамометров?

А) 20Н Б) 0Н В) 40Н





2. 3

Сила реакции опоры.

А) 1

1 Б) 2

2 В) 3











Действия и противодействия?

F1 F2 N F4





V

P F3





А) 1-2 Б) NP В) 3-4



4. Массы взаимодействующих тел m1=5 кг, m2= 2 кг. Тела получают ускорения:

А) а12 Б) а12 В) а21



  1. Яблоко падает на Землю вследствие притяжения. На какое из тел действует большая сила?

А) одинаково Б) яблоко В) Земля





Домашнее задание: параграф 11,12 упр.12(1,2) письменно





Свежие документы:  Сценарий игры на тему «Электричество в живой природе»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: