Непосредственно-образовательная деятельность
«В царстве Снежной Королевы». Измерение температуры.
Цель: Формировать общие представления детей о процедуре измерения температуры, рассматривая различные проблемные ситуации, связанные с измерительной деятельностью.
Задачи: упражнять детей в измерении температуры тела, воздуха на улице, в помещении с помощью измерительных приборов, а также физических упражнений; дать представление о положительных и отрицательных числах, где они встречаются в повседневной жизни, природе; совершенствовать навыки счёта, упражняя детей в соотнесении количества предметов , используя сравнения «меньше», «больше», и цифры; закрепить знание геометрических форм в играх на воображение и логическое мышление; развивать внимание, память, самостоятельность, мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: посылка с разного вида термометрами от сказочника; ленточки синего и красного цвета, соединённые узелком; голос сказочника, записанный на магнитофон; лист с изображением зеркала, разбитого на разные геометрические формы, и вырезанные геометрические фигуры из картона серебряного цвета; мольберт с магнитами; бутылочки с тёплой и холодной водой; муляжи животных, флажки синего и красного цвета; силуэт снежинки из полосок с вырезанными геометрическими формами и карточки с последовательным изображением геометрических фигур; настоящий кусочек льда; карточки с цифрами; макеты термометров.
Просмотр фрагмента из сказки «Снежная Королева»
— Как называется сказка?
Появляется на экране Герда и просит спасти своего друга Кая.
В снежном королевстве тепло или холодно?
Двигательный и развивающий компоненты | Методические указания | |
1.Коммуникативная игра «Передай тепло другу» Педагог предлагает детям собраться в круг, взявшись за руки. Он сказывает о том, что сегодня во время путешествия по сказке, чтобы помочь ее героям, понадобится наша доброта, тепло, ласка В о п р о с: — Как вы думаете, можно почувствовать, передать тепло? (Мнение детей) 2. Игровая мотивация. В группу к детям приносят сундучок. Необходимо скорее отправиться в царство Снежной Королевы и помочь девочке Герде найти своего друга Кая. Для этого понадобится сундучок с волшебными предметами. Осторожно открыв сундучок, педагог достает из него предметы, называемые термометрами, и предлагает детям, познакомившись с ними, научиться измерять температуру для того, чтобы растопить холодное сердце мальчика Кая и победить Снежную Королеву. Сделать это можно, совершая лишь добрые поступки и выполняя правильно все задания. Тогда красная лента сказочного термометра будет подниматься все выше и выше, от деления к делению, пока не поднимется до 30 градусов. При такой температуре растает волшебная льдинка, заморозившая сердце Кая. 2.Часть 1.Подвижно-дидактические игры «Измеряем температуру» Детям предлагается в парах, решая логические задачи, выполнять перемещение по шкале термометра П р и м е р ы з а д а н и й: — Таяние льда «+» — Выпадание снега «-« — Кипение воды в чайнике «+» — Работа холодильника «-« — Заболевания ребенка «+» — Приход Деда Мороза «-« — Климат в Африке «+» — Климат на Северном полюсе «-« -Температура в нашей комнате? По окончании игры дети проверяют правильность выполнения задания, при ошибке вместе разбирают примеры, которые вызвали затруднения. Педагог благодарит детей за правильность выполнения задания и показывает, как на сказочном термометре температура повысилась на одно деление.
«Найти осколок» Выполнив верно задание, дети слышат голос Герды, которая предлагает им вспомнить, по какой причине сердце Кая стало холодным (дети напоминают эту ситуацию – падение осколка зеркала и попадание его в сердце Кая) Она предлагает собрать волшебное ледяное зеркало из осколков. После того, как последний игрок вставил свой осколок (льдинку) в плоскостную постройку, дети обнаруживают, что не хватает еще одной формы, выясняя, что она похожа на ромб. Далее педагог сообщает детям о том, что положение делений на термометре вновь изменилось, вместе выясняют, что температура повысилась.
2.Подвижно-дидактические игры «Эстафетный флажок» Дети отправляются дальше и попадают в лесное царство к Разбойнице, которая просит их разложить бутылочки с питьем для ее лесных питомцев – животных: каждый пункт назначения обозначен определенным значком – флажком красного и синего цвета. Детям предлагается отнести питье к флажку синего цвета, если жидкость холодная (север); к флажку красного цвета, если жидкость тёплая (юг). Определяя расположение флажков север- юг, дети вспоминают, каков климат (погода) на севере и юге, делая свои выводы на пунктах назначения питья. Двое детей проверяют правильность выполнения задания, определяя на ощупь температуру воды в бутылочках, считают их количество, определяя это знаками равенства и неравенства. В благодарность маленькая разбойница дарит детям маленький флажок и оленя, который доставит их в царство Снежной Королевы. Деление в термометре поднимается еще на одно деление.
«Собери снежинку» Попавшим в царство Снежной Королевы детям нужно помочь Каю – составить снежинку, выполнив правильно узор пяти ее лучей. Собрав снежинку, дети освободят Кая, от колдовских чар Снежной Королевы и его сердце вновь станет горячим. Как только дети соберут снежинку, необходимо ответить на вопрос: какой формы в снежинки отходят лучи? (форма ромба) — Этот осколок и попал в сердце мальчика Кая. Детям предлагается растопить осколок льда, передавая его друг другу по кругу, согревая теплом своих рук. Добрый сказочник благодарит детей за помощь и их доброе сердце.
Фронтальная работа Вернувшимся из сказочного царства детям, предлагают экспериментально проверить свои знания. 1)Работа с термометрами – покажите температуру тела человека на термометре. — Покажите температуру воздуха зимой. — Покажите температуру воздуха в комнате.
3 часть Итог занятия Выполнив измерения, дети отвечают на вопросы: — Что вы узнали нового? — Что учились делать? — Где температура выше – в комнате или на улице? Сравните | Дети, сидя в кругу на незначительном расстоянии друг от друга, передают тепло души, доброту, рукопожатие. Игра заканчивается, когда все дети пожмут друг другу руки. Развиваются внимания детей друг к другу, тактильные ощущения.
Дети сидят на стульчиках по кругу. В ходе беседы детей развиваются внимание, кругозор детей.
Дети делятся на пары и становятся спиной друг другу. На полу рядом с каждой парой растягиваются веревочки красного и синего цвета, соединенные между собой узелком. Узелок – это нулевое деление в термометре. Красная часть веревочки обозначает повышение температуры – тепло. Синяя, наоборот, холод – понижение температуры. Выслушав вопрос, один из игроков в паре должен сделать прыжок в сторону ленточки того цвета, куда он повернут. Выигрывают те пары, игроки которых одновременно оказались на разных концах веревочки после всех вопросов. Развиваются внимание, быстрота мышления, координация движений, умения оценивать правильно свои действия и действия других детей.
Дети в порядке очереди с блестящими геометрическими формами, находят место своей геометрической форме на общем силуэте, размещенном на мольберте, и помещают ее на соответствующее место. Развиваются внимание, глазомер, быстрота и логика мышления, ловкость движений.
Дети осуществляют ходьбу в рассыпную с бутылочками; по сигналу воспитателя относят бутылочки к красным флажкам, с холодной – к синим. Развиваются внимание, память, тактильные ощущения, быстрота реакции и мышления, ловкость движений. Совершенствуются навыки счета.
Дети двигаются вперед, высоко поднимая колени, в след за ведущим, с синим флажком в руках. Дети работают за столами, собирая снежинки в парах. с геометрическими формами, собирая последовательный узор снежинки (определяя свое местонахождение) согласно образцу на карточке.
Дети передают кусочек льдинки по кругу, не уронив его. Развиваются внимание, тактильные ощущения.
Дети сидят за столами. Развиваются внимание, мелкая моторика рук. Совершенствуются навыки счета.
Дети сидят на ковре полукругом.
Развиваются речь, внимание, мышление.
| Побуждать детей в игре почувствовать тепло души, доброту своего соседа, передав его через рукопожатие по кругу и остальным детям.
Вызвать интерес к получению новой незнакомой информации математического характера, к проведению исследований экспериментальным путем – научиться работе с термометром.
Обратить внимание детей на то, что соединенная веревочка играет роль термометра. В процессе игры осуществлять прыжки в перед на одно деление – по красному цвету, Если предложенный пример соответствует положению на термометре «+», по синему цвету, если «-« . Игра считается законченной, если оба игрока при выполнении задания окажутся на концах веревки. В противном случае детям необходимо разобрать пример вместе, помогая друг другу.
Побуждать детей быть внимательными при выполнении задания: собирать зеркало из разных геометрических фигур, заполняя полностью пространство силуэта. Пролезая в обруч боком, не толкать и не опережать друг друга.
Побуждать детей быть внимательными.
Нацелить детей на правильность выполнения задания: Быстро определяя на ощупь температуру воды в бутылочке, доставлять ее до пункта назначения. По окончанию задания, считая количество бутылочек с холодной и горячей жидкостью. Побуждать детей делать собственные выводы о пунктах назначения бутылочек с питьем, по результату их сравнения.
Нацелить детей на точность и быстроту выполнения задания:
Побуждать детей делать свои собственные выводы о правильности своего местонахождения на лучах снежинки, закрепляя знания о геометрических формах. Проявлять в игре осторожность при передаче кусочка льдинки, согревая его теплом рук.
Обратить внимание детей на то, что расстояние между длинными делениями – равно 10 палочек – делений. Показывая различную температуру, нацелить детей на счет коротких палочек – показывая точность температуры тела и воздуха, обращая внимание на цифры, стоящие рядом с делением.
Нацелить на беседу по пройденному материалу
|