Раздел: Взаимные превращения жидкостей и газов
Тема урока 1: Виды парообразования. Насыщенный и ненасыщенный пар.
Тип урока: Изучение нового материала с использованием исследовательской работы студентов.
Цель урока: ввести понятия парообразование, испарение, конденсация, насыщенный и ненасыщенный пар;
Задачи урока:
образовательные:
исследование зависимости скорости испарения от различных факторов;
воспитательные:
формирование навыков работы в группе;
прививать интерес к предмету через различные виды деятельности;
развивающие:
развитие умения анализировать, сравнивать, систематизировать информацию через экспериментальную деятельность и работу с различными источниками информации;
развитие умения устанавливать причинно – следственные связи;
делать выводы на основе имеющейся информации
развитие умения строить диалог, формулировать свои мысли
Подготовка к уроку:
наглядные пособия: Презентация.
раздаточный материал:
Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал», карточки с заданием для эксперимента
Ход урока:
Организационный момент:
Приветствие
Проверка готовности к уроку
Разбить группу по подгруппам по 5 -6 студентов
Актуализация знаний:
Рубрика «Почему?» Как всегда в начале урока предлагаю вам ответить на вопросы, которые нам помогут с определением целей.(Слайды2-4)
Определение темы, постановка целей.
Попробуем на основе тех ответов, которые получили, сформулировать тему урока. Отлично, предлагаю озвучить свои ожидания от урока. Что необходимо для того, чтобы ваши ожидания оправдались? Какими качествами необходимо обладать, чтобы быть успешным на уроке?
Формирование новых знаний:
Введение понятий «испарение» и «кипение»
Перед вами таблица, которая нам поможет в течение всего урока. За 2 минуты заполним столбец «Знаю». Напишите тезисы, все, что знаете о парообразовании. 2 минуты на заполнение 2 столбца. Третий мы заполним в конце урока. Моделируем общую таблицу на доске.( Раздаточный материал «Таблица-помощник»)
Сформулируем цели и задачи нашего урока.( Слайд 5)
Начнем рассматривать те вопросы, которые вы выделили. Выведем определения испарения и кипения. (Слайд 6)
2. Рассмотреть процесс испарения (Слайд 7)
3. Исследование зависимости скорости испарения от различных факторов (Слайд9)
Каким образом происходит испарение и от чего это зависит, вы проведете эксперименты, каждая группа должна кратко рассказать ход эксперимента, обозначить оборудование, выводы к которым группа пришла.
Перед началом работы, давайте, проговорим правила работы в группе и во время выступления. (Карточки для групп с заданием)(Слайд 8)
Подведем итоги вашего исследования и сделаем выводы (Слайд 6)
4. Рассмотреть процесс кипения. (Слайды 6,9)
Отметим отличия двух видов парообразования испарения и кипения. (Слайд 6)
5.Введение понятий «насыщенный пар» и «ненасыщенный пар».
Что вы уже нового узнали, запишите в таблицу. Испаряется ли жидкость в закрытом сосуде? Попробуем сделать две модели:
Нарисуйте сосуд с водой. Изобразите молекулы жидкости, стрелками изобразите направление скорости движения каждой молекулы. Выделите две молекулы у поверхности, скорости которых направлены наружу. У какой из них больше шансов покинуть жидкость? Какие процессы происходят?
Тоже проделайте, только уже с плотно закрытым сосудом, наполовину наполненным водой. Что происходит в данном случае?
В чем же разница и сходство между этими моделями?
В обоих случаях выделяется пар, происходит испарение, во втором случае появляется жидкость, происходит конденсация. Так испаряется ли жидкость в закрытом сосуде?
А какой пар тогда образуется в закрытом сосуде?(Слайд 10)
А можно ли увидеть пар? Прочитать текст, на основе того что вы уже знаете и того что прочитаете, дайте определения:
Можно ли увидеть пар?
Вы уверены, конечно, что видели водяной пар уже много раз, видите его ежедневно. Между тем, видеть водяной пар совершенно невозможно, как нельзя видеть воздух. Дело в том, что пар, настоящий пар, прозрачен и невидим. Тот белый дымок, который вырывается из носика чайника, или те белые клубы, которые выпускает паровоз, — вовсе не пар в строгом смысле слова, хотя его так называют в обиходе. Это туман, а не пар. Чем отличается туман от пара? Пар — газ прозрачный и невидимый; туман же — газ, сгустившийся в мельчайшие водяные капельки, которые, как пылинки, парят в воздухе и, как пыль же, делают его непрозрачным. Туман белого цвета по той же причине, по какой бел снег: всякое мелкое, раздробленное прозрачное вещество имеет белый цвет.
Итак, тот пар, которым мы пользуемся в технике как источником энергии, совершенно невидим, — все равно, будет ли это пар «насыщенный» или «перегретый». Если вы желаете в этом убедиться, взгляните в кочегарке на водомерное стекло — трубку, показывающую уровень воды в паровом котле. Вы увидите в трубке воду, но над водой не заметите ничего. А между тем всю верхнюю часть трубки над уровнем воды занимает пар — тот самый пар, горячий и сжатый, который образуется в котле и работает в паровом цилиндре. Если бы вы могли проникнуть взглядом в паровой цилиндр, то увидели бы странную, неожиданную картину: поршень быстро снует вперед и назад, а того пара, который его толкает и является источником работы всей машины, совершенно не видно.
Насыщенный пар – это пар, находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью
Ненасыщенный пар – это не находящийся в состоянии равновесия со своей жидкостью, для него процесс испарения жидкости преобладает над процессом конденсации.
Итог урока:
1.Проверим себя
Перед вами несколько вопросов, давайте попробуем дать ответы на них.(Слайды 11-14)
2.Итог урока
Посмотрим, что у вас получилось в третьем столбце
Рефлексия
Давайте, сравним ваши ожидания с результатом. Какие трудности были? Что было интересно и нужно? Но высказать нужно на одном дыхании, т.е. одним предложением, или словосочетанием, или словом.
Проанализировать урок, оценить работу студентов.
Домашнее задание
Всем §72-73, вопросы после параграфов письменно
Дополнительно упр. 14 зад. 1-3
По желанию подготовить мини доклады «интересные явления связанные с паром».
Карточки
Урок1: Парообразование.
От чего зависит скорость испарения?
Инструктаж. Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшие экспериментальные исследования. Работа в группах. Выполняете задания. Формулируйте выводы о зависимости скорости испарения от определенных факторов.
Задание 1. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, сосуд с водой. Нанесите пипеткой на стеклянные пластины по капле воды и спирта. Наблюдайте за их испарением. Сделайте вывод о скорости испарения жидкостей.
Задание 2. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом. Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Одну из пластин поместите на ладонь. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры жидкости.
Задание 3. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, бумажный веер. Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Обмахивайте веером одну из пластин или подуйте. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от наличия ветра.
Задание 4. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом. Капните на пластины по капле жидкости. На одной из пластин распределите каплю так, чтобы она заняла максимальную площадь. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади свободной поверхности.