Конспект урока по физике на тему «Плавание тел»

Цели урока:

Определить условия плавания тел, в зависимости от соотношения сил тяжести и

Архимеда, а также от соотношения плотностей жидкости и тела, погружаемого в

неё.

Задачи урока :

Вывести детей на самостоятельную формулировку условия плавания тел;

Побудить учащихся к активному поиску решения проблемы посредством

постановки эксперимента;

Установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью

тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;

Организовать деятельность учащихся по формированию навыков

самостоятельного поиска решения поставленной проблемы;

Воспитание культуры в организации учебного труда.

Результаты:


Личностные


убежденность в возможности познания природы;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;


Метапредметные

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;


Предметные

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты;


Оборудование:

Проектор, экран;

Компьютеры с тестами  по количеству учеников;

На 2 человека набор: два стакана с водой, бруски: деревянный и железный, пластилин, кусочки картошки, соль, палочка  для размешивания, масло и пипетка.


Ход урока (Урок сопровождается показом презентации)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Орг. момент

(1-2 мин)

Настраивает детей на урок


Настраиваются на работу.

I I.Актуализация

темы (2-3 мин)

Актуализирует тему, подводит к формулировке темы, демонстрирует слайды

Смотрят ,слушают, обсуждают, высказывают мнения.

I I I .Содержание урока (25 -28мин)

Постановка проблемы перед учащимися, демонстрирует с помощью средств ИКТ презентации, задает вопросы и корректирует ответы.

Проводят опыты, исследования, де-

лают выводы , отвечают на вопросы, работают с учебником и

выполняют конспект.

I V.Закрепление.

(8-11 мин)

Инструктирует учащихся о выполнении тестов.

Выполнение тестовых заданий на компьютерах.


V.Подведение

итогов .Д/з

Подводит итоги, благодарит за работу, ставит оценки.

Слушают, делают работу над ошибками. Записывают д/з.



1.Оргмомент. Беседа о погоде, о лете, о купании в водоёмах.

Объявление темы урока. (Слайд 1) посмотрите на экран, что можно сказать о телах, которые изображены здесь? Тогда сформулируйте тему нашего урока. ( Слайд 1).

2. Актуализация знаний.Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды? А какие тела тонут в воде? А как ещё тело может вести себя в воде?

Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.

Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.

Свежие документы:  ИМПУЛЬС

Учитель показывает Слайд 2 и обращает внимание на подводную часть айсберга.

А что изменится, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

(Учащиеся высказывают предположения.)

-Вы не можете точно ответить на этот вопрос? Но у  вас уже появляются идеи, гипотезы.

А вы хотите всегда правильно отвечать на вопрос: будет плавать или тонуть тело в той или иной жидкости?

-Давайте сегодня на уроке вы попытаетесь самостоятельно решить проблему.

Постановка проблемы. Выяснить: Каковы условия плавания тел в жидкости.

А вы знаете, какой учёный изучал плавание тел? (Слайд 3)

-С какой силой связано это имя? (Слайд 4).

-Как найти архимедову силу? (Слайд 5).

-Назовите, какие силы действуют на тело, плавающее внутри  жидкости. (слайд 6).

3. Решение проблемы — изучение нового материала.

Начнём исследование. Проведём опыт 1.

Цель работы: Провести наблюдение за поведением деревянного и железного брусков, погруженных в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта.

-Перед вами стакан с водой и два бруска: железный и деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в  воде. Опустите их в стакан с водой.

-Назовите, какие силы, действуют на бруски. Как они направлены?

Вывод: Железный брусок опустится ниже, т.к. сила тяжести, действующая на него больше архимедовой силы, а деревянный брусок будет выше, т.к. архимедова сила, действующая на него больше силы тяжести. Значит, плавание тел зависит от того, какая из сил больше.

Проверка по слайду 7:

-Когда тело плавает на поверхности? (Щелчок по слайду 7).

-Когда плавает внутри? (Щелчок по слайду 7).

-Когда тонет? (Щелчок по слайду 7).

Продолжаем исследования.

Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?

Проведём опыт 2. Заставьте кусочки картошки плавать. Попробуйте доказать своё предположение. (Дети, возможно, догадаются, что в один из стаканов нужно добавить соль).

Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает. Значит, условие плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела.

Докажем это ещё и теоретически.

-Назовите формулу, выражающую  закон Архимеда. (Щелчок по слайду 7).

-Назовите формулу  для вычисления силы тяжести (Щелчок по слайду 7).

-Что общего в обеих формулах? Чем отличаются? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ. (Проверим по слайду 7).

Свежие документы:  Конспект урока по географии "Атмосферное давление" 6 класс

-Посмотрите, как человек плавает в Мёртвом море, плотность солёной воды которого значительно больше плотности пресной. (Слайды 8-9).

Вернёмся к моему вопросу.

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

(Учащиеся с лёгкостью правильно отвечают на вопрос, используя таблицу плотности веществ).

Поработаем с таблицей плотностей веществ.


  1. Пользуясь таблицей плотности, определите, в какой жидкости утонет лёд?

  2. Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему?

  3. Будет ли плавать в воде стеклянная бутылка, заполненная водой?

  4. А будет ли в ртути плавать стеклянная бутылка, заполненная ртутью?

  5. Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?

Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости.


Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Проведём опыт 3. Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.

Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта.

-Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла . Опустите пипетку  на глубину 3–4 см в стакан с водой.

-Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного  пятна на поверхности воды.

На основе проделанного опыта сделайте вывод.

Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.

Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел.

Продолжим беседу о жидкостях.

Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три  несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин.

Укажите порядок расположения жидкостей. ( Ответ по слайду 10)

.

Опыт 4. (дополнительно)

Заставьте пластилин плавать в воде. (Дети, возможно, догадаются сделать из пластилина маленький кораблик.)

-Почему же одно  и то же  тело ведёт себя по-разному?

Вывод. Если изменить объём пластилина, то можно заставить его плавать.

4. А теперь проверим, как хорошо вы усвоили новый материал. Поможет нам в этом компьютер.

Подведение итогов тестирования, работа над ошибками, которые показал компьютер.

5. Подведение итогов. Домашнее задание.


  1. § 50 прочитать, выучить условия плавания тел, ответить на вопросы

  2. Упр.25(1,2)- устно,Л №616.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: