Конспект урока по физике
по теме
«Сравнение закономерностей
гравитационного и электростатического полей»
Учитель физики МОУ СОШ №24
г. Владимира
Меньшова Татьяна Константиновна
Пояснительная записка
Представленный урок может проводиться в Х классе по УМК Г. Я. Мякишева в теме «Электростатическое поле» после изучения энергетических характеристик электростатического поля, а так же в выпускном классе при проведении повторения.
Используя имеющиеся знания законов проявления гравитационного и электростатического полей, учащиеся обнаруживают сходства и связи между различными физическими явлениями, общность методов описания механических и электрических процессов, что способствует формированию целостного мировоззрения.
Применяя на уроке ИКТ в виде презентации, учитель добивается повышенного внимания к дозировано даваемой информации (на каждом слайде последовательно выделяется необходимый объект), высокого уровня наглядности (на каждом слайде техникой анимации и цветовым оформлением достигается необходимый эффект), активности и самостоятельности учащихся (параллельно с просмотром и обсуждением презентации ученики заполняют опорную таблицу).
Тема: Сравнение закономерностей гравитационного и электростатического полей.
Урок в теме: урок 7/11 в теме «Электростатика»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель урока: повторить и систематизировать в сравнении основные законы и особенности проявления гравитационного и электростатического полей.
Задачи урока:
1) образовательная: добиться понимания учащимися объективного единства материального мира, общности методов описания физических процессов в разных областях исследования;
2) воспитательная: создать условия для формирования умения самостоятельно работать;
3) развивающая: развивать монологическую речь, мышление (умение анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы, разрешать проблемы)
Оборудование к уроку: ПК, ММ-проектор, CD c презентацией, выполненной в программе Microsoft PowerPoint, экран, таблица постоянных величин (mp, me, k, G, e)
План урока:
Этап урока | Время (мин.) | |
1 | Оргмомент | 2 |
2 | Актуализация знаний учащихся | 7 |
3 | Просмотр и анализ презентации | 20 |
4 | Решение задачи | 6 |
5 | Домашнее задание | 2 |
6 | Подведение итогов | 3 |
Домашнее задание: продолжить заполнение опорной таблицы для различий в природе и проявлении полей.
Ход урока:
Деятельность учеников | |
– Вы познакомились с проявлением и особенностями электростатического поля. –Дайте его определение. –Как оно обнаруживается и какими основными свойствами оно обладает? –Ранее вы изучали проявление другого поля. –Какого? Предлагается сделать небольшое сообщение о гравитационном поле ученику, получившему предварительное задание.
–Мы видим, что гравитационное и электростатическое поля имеют некоторые сходства и различия в их проявлении. Поэтому сейчас попытаемся проанализировать и систематизировать свои знания об этих полях. – Мы постараемся обнаружить сходства в проявлении, свойствах и математическом описании этих полей. Демонстрация слайдов. По ходу просмотра слайдов учитель предлагает ученикам заполнить опорную сравнительную таблицу и вместе с ними комментирует изображения. –Как мы выяснили – в математическом описании закономерностей полей имеется аналогия, что является доказательством объективного единства материального мира. –Определим, одинаково ли по силе проявление этих полей. Учащимся предлагается решить задачу на сравнение электромагнитного и гравитационного взаимодействия между протоном и электроном в атоме водорода (на доску вывешивается таблица постоянных величин). –Оцените результат задачи.
–Этот результат является примером различия проявлений этих полей. Дома постарайтесь обнаружить другие различия и записать их в таблицу. | –Особая форма материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между электрически заряженными частицами. –Обнаруживается по действию на заряженные частицы с некоторой силой, которая может совершать работу по перемещению этих частиц; чем больше заряд, тем сильнее его поле; вокруг заряженного тела поле неодинаково: вблизи оно сильнее, при удалении ослабевает; в ограниченной области пространства вблизи заряженной плоскости поле можно считать однородным. –Гравитационного. –Все тела во Вселенной притягиваются друг к другу. Но как это притяжение осуществляется? Установлено, что вокруг каждого тела существует его своеобразное материальное продолжение – невидимое гравитационное поле, называемое также полем тяготения. Гравитационное поле мы не видим, но его действие, например притяжение к Земле, ощущаем. Гравитационное поле вокруг тела неодинаково: оно сильнее вблизи тела и постепенно ослабевает по мере удаления от него. Поэтому, чем дальше от нас это тело, тем слабее его притяжение. Однако вблизи поверхности Земли поле можно считать однородным. Гравитационное поле зависит от массы создавшего его тела: чем больше масса тела, тем сильнее его гравитационное поле, и наоборот. Интересная особенность гравитационного поля – его всепроникающая способность: оно проникает через все материалы. От электрического поля можно защититься с помощью проводящих электрические заряды экранов, от магнитного – с помощью экранов, изготовленных из железа и других проводящих материалов, а от гравитационного поля экранироваться нельзя. Учащиеся заполняют опорную таблицу. Ученики сравнивают соответствующие строки в опорной таблице. На доске и в тетрадях ученики решают задачу. –Силы электростатического взаимодействия на 39 порядков больше сил гравитационного взаимодействия. Ученики записывают домашнее задание. |
Задача.
Протон и электрон в атоме водорода испытывают гравитационное и электрическое притяжение. Какое из этих взаимодействий сильнее? Во сколько раз?
Анализ условия. Силу гравитационного взаимодействия находим по закону всемирного тяготения:
Fг= G
Силу электрического взаимодействия определяем по закону Кулона
Fэ=k
Решение. Найдем отношение сил Fэ и Fг:
Вычисления. Подставив значения величин:
mp=1,67·10-27кг; mе=9,10·10-31кг; е=1,60·10-19Кл;
G=6,67·10-11Н·м2/ кг2; k=9·109Н·м2/ Кл2,
получаем
Ответ: .
7