Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 ИМРСК
Разработка открытого урока
по физике
Тема урока
«Преломление света»
8 класс
учитель физики Куркова О.Н.
П. Солнечнодольск
2014
ТЕМА УРОКА: Преломление света
ЦЕЛЬ УРОКА:
СФОРМИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СВЕТА,
РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ЗАКОНА ПРЕЛОМЛЕНИЯ
ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНУ ЭТОГО ЯВЛЕНИЯ, опираясь на физические понятия по данной теме.
Задачи урока:
образовательная:
обеспечить усвоение следующих основных понятий: явление преломления света, угол падения, угол преломления, понятие сред с разной оптической плотностью, скорость распространения световой волны в разных средах, законы преломления света, абсолютный и относительный показатели преломления различных сред;
в ходе применения технологии опережающего обучения дать понятие полного внутреннего отражения на примере возникновения миражей в ходе проверки домашнего задания.
формирование следующих общеучебных навыков и умений: решать задачи качественные и количественные по данной теме, проводить эксперимент; делать выводы
формирование навыков анализа и синтеза информации, самоконтроля.
воспитательная:
содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей – причинно – следственных связей явлений, практической направленности данной темы.
развивающая:
способствовать развитию логического и аналитического мышления, умению сравнивать и обобщать факты и явления, развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся; развитие у учащихся потребностей к самообразованию.
ТИП УРОКА: комбинированный.
Форма урока: эвристическая беседа с применением различных технологий, фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: проектор, видеоролик «Миражи», презентация для проведения урока; лист проверки домашнего задания для каждого ученика; инструктивная карточка для выполнения эксперимента с плоскопараллельной пластиной для каждой группы; чайная чашка с монетой, колба с водой (1 для каждой группы), стакан с водой и опущенным туда цветным карандашом ( на демонстрационном столе); оптический диск с закреплённой на держателе плоскопараллельной пластиной для демонстрации эксперимента всему классу; оптическая указка.
Методы обучения, используемые на уроке:
По способу передачи информации от учителя к Ученику –вербальные, практические, наглядные.
По характеру познавательной деятельности в учебном процессе – объяснительно – иллюстративный, проблемный, эвристический.
По использованию в учебном процессе средств обучения – словесные, демонстрационные, иллюстративные, решение задач (качественных и количественных, экспериментальных), учет знаний учащихся.
ПЛАН УРОКА.
Организация начала урока. / 1-2 мин. /
Работа над ранее изученным материалом.
3) Ознакомление с новым материалом.
Обеспечение планируемого уровня знаний.
б) Применений новых знаний при решении количественных и качественных задач.
4) Систематизация и обобщение знаний.
5) Задание на дом.
6) Подведение итогов
диагностика результатов урока
рефлексия достижения цели
Деятельность учителя и учащихся. | технологии | |
Анализ просмотренного видеоролика «Миражи». Постановка задачи. / Мотивация необходимости изучения темы / |
| проблемного обучения опережающего обучения критического мышления
|
Активизация ранее усвоенных знаний Выдвижение проблемы при изучении темы
Отработка общеучебных навыков анализа и синтеза информации
| учитель: Проверку домашнего задания вы будет осуществлять сами, применяя для этого лист опроса№1. Вам нужно ответить на предложенные вопросы и после самопроверки поставить себе оценку, согласно критериям. После выполнения и комментария учеников демонстрируются слайды с правильными ответами. Сравнивая с ответами, ученик выставляет себе оценку. Учитель: теперь отложите на край парты листы опроса и обратите внимание на демонстрационный стол. |
развивающего обучения
критического мышления |
Выдвижение проблемы, определение темы и целей урока | Учитель: Перед вами стакан с водой и находящийся в нём карандаш. Каким он вам кажется? Работа в группе. Возьмите чашку, положите в неё монетку, отставьте чашку так, чтобы монета была не видна. На основании наших умозаключений попробуйте сформулировать тему нашего урока. (демонстрация слайда) Как вы думаете, какие цели нам потребуется поставить? (демонстрация слайда) | проблемного обучения
|
Отработка общеучебных умений и навыков при проведении Эксперимента. Ознакомление с новым материалом через мотивацию и выдвижение проблемы и анализ фактов личных опытов и наблюдений учащихся. | Защита минипроекта использование технологии проектов учитель: Предлагаю вам провести самостоятельные исследования в группах по теме урока. У вас на столах имеется оборудование которое поможет нам достичь целей урока. На столах инструктивные карточки с подробной инструкцией того, что вы должны выполнить. Поработайте в группе и через 10 минут группа ложна быть готова ответить на предложенные в карточке вопросы, проанализировав свои действия. Задание: Направить узкий пучок света, полученный при прохождении света от лампочки через щель на экране, на плоскопараллельную пластину под некоторым острым углом. Отметьте точками место выхода луча из щели экрана – точка А, место входа луча в пластину – точка В, место, где луч выйдет из пластины – точка С, на пути дальнейшего хода луча — точка Д Соедините получившиеся точки отрезками прямых. У вас должна получиться примерная картина, приведённая на слайде (демонстрация слайда). Учитель: Ответьте, пожалуйста, на вопросы: Что случилось с ходом луча, когда он переходил из воздуха в пластину? Отметьте угол падения и угол преломления луча при входе в пластину Сравните угол падения и преломления. Вывод: угол падения больше. Как вы думаете, почему? Представьте себя маленькими частичками света- квантами или фотонами. Вы все вместе очень быстро бежите к цели и вдруг встречаетесь с препятствием. Вам срочно предстоит пробегать сквозь стекло – более плотную среду. Что изменится в вашем движении?
Отметьте угол падения и угол преломления луча при выходе из пластины. Сравните угол падения и преломления. Вывод: угол падения меньше. Почему?
| проектная развивающего обучения
проблемного обучения опережающего обучения
критического мышления |
Обобщение и систематизация знаний | Формирование новых понятий, закрепление, анализ и синтез информации.
Пожалуйста, откройте учебник на странице 158. Просмотрите текст параграфа. Обратите внимание на интерактивную доску. Нет ли у вас добавлений к этому слайду? (причина преломления — изменение скорости луча, 1 часть закона преломления)
| проблемного обучения развивающего обучения критического мышления |
РЕФЛЕКСИЯ | Рефлексия Что мы сегодня узнали на уроке? А) явление преломления света Б) Закон преломления света В) понятие показателя преломления света в различных по оптической плотности средах. Продолжите фразу: Больше всего мне сегодня запомнилось….. Самым интересным было…
| здоровье-сберегающая критического мышления |
Учет усвоения нового материала учащимися
| Учитель: подводит итог уроку, оценивает активность
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале. 1.Как я усвоил материал? Получил прочные знания, усвоил весь материал — 9 — 10 баллов. Усвоил новый материал частично — 7 — 8 баллов. Мало, что понял, необходимо еще поработать — 4 – 5 баллов. 2.Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой? Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9 – 10 баллов. Допустил ошибки – 7 – 8 баллов. Не справился 4 – 6 баллов. 3.Как работала подгруппа? Дружно, совместно разбирали задания – 9 – 10 баллов. Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 4 – 5 баллов. 4.Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.
|
|
Работа над заданием на дом. | П.65 учебника, упр 32 ( 1, 2) Творческое задание: с 161 упр. 32 №5 | развивающая, критического мышления |
Литература: |
|
|