Конспект урока по Физике «Проявление действия силы трения в растительном и животном мире» 5-6 класс

«Для того, кто не знает, все возможно.»

Христофор Виланд



Учебный предмет: естествознание

Уровень школьников: общеобразовательный класс

Форма учебной работы: классно- урочная с элементами самостоятельной работы

Тип урока: закрепления знаний с применением к биологическим объктам.

Тема: Проявление действия силы трения в растительном и животном мире.

Цель урока: Научиться применять знания о законах физики (силе трения) на биологических системах.

Место урока в разделе: Механика. Силы трения (физика), Бионика . (биология).


Задачи:

Образовательные: Закрепить полученные знания о силах в природе, актуализировать знания учащихся по изучаемой теме; показать специфику действия этих законов в физике, биологии. — применять теоретические законы для объяснения явлений; работать с различными информации.



Развивающие: развитие исследовательских умений и навыков, развитие умений преобразовывать информацию, показать всеобщность этого закона, используя межпредметные связи курсов физики, биологии, и познаваемость мира; формировать целостное восприятие мира; научить применять знания в новой ситуации.



Воспитательные: воспитывать внимание, стремление к достижению поставленной цели. создать условия для создания положительной мотивации учебной деятельности, научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения задач.

Методы: Cловесно- наглядный, демонстрационный, групповая форма работы

Оборудование: презентация, учебники по биологии, физике, таблица

Дидактические материалы: задачи, формулы

Дидактические принципы:

— научность;

систематичность;

— доступность;

— последовательность;

— связь материала темы с другими темами.

Ход урока:

1Организационный момент:

У. здравствуйте! Надеюсь, что у вас рабочее настроение, и мы продуктивно поработаем.

Мир для человека существует в качественной и количественной определенности. Понимание мира достигается благодаря открытию единых устойчивых структур, которые лежат в основе многообразия изменяющихся явлений. Открыть эти структуры помогают законы физики, в этом их важнейшая роль в науке.


II. Актуализация знаний обучающихся.

Проверка ответов на проблемные вопросы данные учащимся в качестве домашнего задания, для обсуждение на этом уроке.

  • У многих растений и животных имеются различные органы, служащие для хватания, которые должны иметь достаточный коэффициент трения. Как это достигается?

  • Многие живые организмы имеют приспособления, которые по-разному изменяют сопротивление движению в разных направлениях. Назовите эти приспособления и эти организмы. Каким образом достигается увеличение и уменьшение силы трения?

  • Что такое жидкое трение? Как его уменьшить?


Сначала повторим, что такое трение и сила трение

У. Как связаны силы трения с энергией

Ответ: Трение является одной из важнейших сил природы, связанное с превращением механической энергии в колебательную, внутреннюю и тепловую.

У. Что называется трением, силой трения.

О. Взаимодействие, возникающее в месте соприкосновения тел и препятствующее их относительному движению, называют трением, а характеризующую это взаимодействие силу – силой трения.


{076151A0-4225-43CA-9CD8-EE6DE999C966}

Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложения к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения



У. Какие виды трения бывают:

Трение качения

Трение скольжения

Трение скольжения

Трение покоя

Трение скольжения

Приведите примеры.

У. Какой вид вид трения еще есть

  • Жидкое трение – это сила сопротивления, возникающая при движении тела в жидкости или газе.

  • Вывод: сила жидкого трения меньше силы сухого трения. Особенность жидкого трения состоит в том, что сила жидкого трения покоя равна нулю.

А к какому виду относятся трение покоя, качения и скольжения

Ответ: сухому трению- оно возникает только между твердыми телами.

У. Какова природа сил трения, то есть что влияет на силы трения:

Ответ:1 Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.

2 Молекулярное притяжение, действующее в местах контакта трущихся тел

III Изучение видов сил трения на примерах растительного и животного мира.

У. Как можно классифицировать природу

О. Живую и неживую.

У. На какие царства делится живая природа

О. Бактерии,грибы, растения и животные.

У. Рассмотрим зачем царствам живой природы необходимы силы трения ( работа в группах)

Воспользуемся учебниками по биологии и физике, чтобы к концу урока составить таблицу:

представители

Приспособление к существованию

Силы трения

Значение сил трения

Сила трения в растениях




1




2




3




Сила трения у животных












1 Сила трения в жизни растений

  • Усики многих растений имеют удобную форму для навивания и шероховатую поверхность для увеличения коэффициента трения.


  • У  растений, имеющих корнеплоды, такие, как морковь,  свекла, брюква, сила трения о грунт способствует удержанию их  в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на  него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает.  Поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу,  редьку или репу.


  • Семена же гороха, орехи благодаря своей   шарообразной форме и малому трению качения перемещаются легко сами.


  • Некоторые растения распространяют семена при помощи колючек:

репейник; чертополох.


Силы трения в жизни животных

  • У многих растений и животных имеются различные органы, служащие для хватания ( хобот слона, цепкие хвосты лазающих животных). Все они имеют шероховатую поверхность для увеличения силы трения.

  • На конечностях насекомых имеются шероховатые волоски для увеличения силы трения. Они помогают им передвигаться, удерживать пищу.

  • У многих  живых организмов  существуют  приспособления,  благодаря которым трение получается  небольшим  при движении в одном направлении и  резко увеличивается  при движении в  обратном  направлении.  Это, например, шерсть и чешуйки, растущие наклонно к поверхности кожи. На этом принципе основано Движение дождевого червя. Щетинки, направленные назад, свободно пропускают тело червя вперед, но тормозят обратное движение. При удлинении тела головная часть продвигается вперед, а хвостовая остается на месте, при сокращении головная часть задерживается, а хвостовая подтягивается к ней.

  • Водяной жук – вертячка

  • изумительно быстро носится на поверхности воды.  Чтобы захватить их сачком, требуется большая ловкость. Вертячка — лучший пловец среди водных жуков.

  • Оказывается, быстроте передвижения он во многом обязан покрывающей тело жировой смазке, которая  значительно  уменьшает трение о воду.

  • К передвижению в водной среде животные приспособлены по-разному. Активные пловцы (рыбы, дельфины и др.) имеют характерную обтекаемую форму тела и конечности в виде плавников. Их быстрое плавание облегчается также особенностями строения внешних покровов и наличием специальной смазки ( слизи, снижающей трение о воду). Таким образом, «мягкость» или «волнистость» кожи дельфинов помогают им значительно  уменьшать трение  при  скольжении  в воде, а  потеря частиц кожи по всему телу создает в процессе движения водовороты воды, которые сглаживают трение с потоком вокруг  дельфина

  • Обтекаемая форма тела для уменьшения сил сопротивления воздуха( птицы)

  • При помощи клюва птицы добывают пищу, лазают по деревьям.

  • В отсутствии трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле.

Силы трения в организме человека

  • У животных и человека образующие сустав кости не касаются друг друга; они покрыты суставным хрящом, который выполняет роль буфера между костными поверхностями.

А по краям хряща прикрепляется синовиальная оболочка, в которой имеется жидкость, уменьшающая трение между суставными поверхностями.

  • Сердце — полый мышечный орган, весом 250 — 300 гр., находится в околосердечной сумке из соединительной ткани. Внутренняя поверхность сумки выделяет жидкость, увлажняющую и уменьшающую трение при сокращении.

  • Основной орган дыхательной системы – легкие,вокруг которых имеется плевральная жидкость.

  • При  глотании пищи и ее движении по пищеводу трение уменьшается за  счет предварительного дробления и пережевывания пищи, а также  смачивания ее слюной.

  • Стопа ноги. Oгромнoe преимущество нашей голой пятки и стопы в том, что они эластичны. Это дает им возможность «вписываться» в шероховатый рельеф, резко увеличивая площадь контакта с твердой поверхностью, а следовательно и сопротивление Особый мелкий гофр (волнистость) кожи на человеческой ступне также препятствует проскальзыванию ноги назад.

Проверка заполнения таблицы.

Выводы:

  • Трение помогает растениям расти вверх, распространять семена;

  • Птицы при помощи клюва и когтей добывают пищу;

  • Хищники при помощи когтей преследуют, добывают пищу; устраивают норы;

  • Рыбы могут уменьшать трение при помощи слизи, формы тела;

  • Слаженная работа наших органов в организме.

  • Хождение по земле

  • Применение знаний силы трения в организме дает возможность в производстве бионики-техники ( самолеты….)



IV. Закрепление.

1. Распределите высказывания по видам трения.

2. Решение задач:

1. Почему овес мало страдает от ветра: почти никогда не ломается, не полегает?

2. С каким усилием выходит из почвы росток кукурузы?

3. Почему сильный ветер летом ломает деревья чаще, чем зимой?

Ответы:

1.Колос овса принимает такое положение, при котором он оказывает наименьшее сопротивление ветру, поэтому колосья поворачиваются в направлении ветра и обращаются к нему своими основаниями (рис. 55).

2. Наибольшее сопротивление крошечный зеленый росток испытывает вблизи почвенной корки.

3. Листва значительно увеличивает лобовую поверхность дерева, а в связи с этим возрастает и действующая сила ветра.



V. Инструктаж домашнего задания

Домашнее задание: §30-32.

Написать сочинение: «Если трение исчезнет»



VI. Подведение итога урока

В заключении учитель просит учащихся оценить, насколько он был успешен.

Раздаются карточки, в которых предлагается поставить галочку около выбранного утверждения.

Мне все понравилось____________

Мне ничего не понравилось______

Мне ничего не понятно__________

Мне было интересно____________

Мне было скучно_______________

Мне было легко________________

Мне было трудно_______________

Я узнал много нового____________

Я не узнал ничего нового_________

Информационные ресурсы:

  • https://www.gosmed.ru/departments/miniinvaz.php

  • https://class-fizika.narod.ru/

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Трение

  • https://allforchildren.ru/sci/perelman2-20.php

  • https://class-fizika.narod.ru/tren11.htm

  • https://gimn-sov1.narod.ru/uroki/vinogor/_private/page25.htm

  • https://allforchildren.ru/sci/perelman2-20.php












Свежие документы:  Конспект урока по Алгебре "Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла" 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: