Методическая разработка урока по теме «Статика»
10 класс
Программа
Авторы: С.А. Тихомирова, Б. М. Яворский. Физика 10-11 классы.
Базовый уровень
70 час/в год: 2 часа в неделю.
Разработала И.И. Трунова учитель физики МОУ «Гимназия № 159» г. Омска
Тема урока: «Статика»
Цели урока: осмысление и усвоение понятий рычага, центра тяжести, момента силы;
ознакомление и экспериментальное доказательство 1 и 2 условий равновесия
тел;
формирование практических умений и навыков, совершенствование знаний
на базе эксперимента;
развитие умений самостоятельно работать с текстом, анализировать и делать
выводы;
развитие коммуникативных умений.
Оборудование: демонстрационный рычаг, набор грузов, необходимое лабораторное
оборудование (см. далее).
Ход урока:
Актуализация знаний:
Фронтально проверяю опорные знания по теме 7 класса
« Простые механизмы. Рычаг. Правило моментов »
Изучение нового материала:
Краткое изложение материала учителем.
— раздел «статика»
— понятие рычага
— плечо силы (вместе с учащимися определяем плечи сил, изображенных на рис)
— момент силы
— условия равновесия тел
— центр тяжести
Практическая работа в группах:
Класс делится на 6 групп: 1,3,5 группы выполняют работу «Исследование условий равновесия тела, имеющего неподвижную ось вращения»
Необходимое оборудование: рычаг или фанерный диск со втулкой, штатив, булавки, нити с петлями, измерительная линейка.
Результаты измерений записать в таблицу:
Плечо силы L1 | Момент силы M1 | Сила F2 | Плечо силы L2 | Момент силы M2 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На основании результатов исследования сделать вывод.
2,4,6 группы выполняют работу «Определение центра тяжести плоских пластин»
Необходимое оборудование: плоская пластина произвольной формы, булавка, пробка, отвес, штатив. После проведенной работы описать метод определения центра тяжести пластины и продемонстрировать правильность определения центра тяжести.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
«Виды равновесия. Устойчивость тел»
Проанализировать и сделать вывод.
Решение задачи вместе с учителем.
Упр. 16 (3)
Самостоятельное решение задачи 2 из упр. 16 с последующей проверкой (заранее решенная задача, скрыта на обратной стороне доски)
Домашнее задание: а) § 20-22, упр. 16(1)
б) сообщение по теме «Из истории создания статики»