Конспект урока по физике в 10 классе «Аморфные и кристаллические тела»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Андреапольская средняя общеобразовательная школа №2»

г. Андреаполя Тверскойобласти











Конспект урока по физике
в 10 классе

«Аморфные и кристаллические тела»





подготовила

учитель физики

Иванова Елена Васильевна













г. Андреаполь

2011



Организационная информация

Тема урока

Аморфные и кристаллические тела

Предмет

Физика

Класс

10

Автор

Учитель физики Иванова Елена Васильевна

Образовательное учреждение

МОУАСОШ№2

Область

Тверская

Город

Андреаполь

Методическая информация

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели урока

Изучить твёрдые тела, их свойства и особенности. Убедиться в многообразии и необозримости окружающего мира. Выявить физическое звено связующей цепочки для твёрдых тел.

Задачи урока

Образовательные:

  • содействовать усвоению учащимися; понятия твёрдое тело;

  • научить учащихся классифицировать твёрдые тела на аморфные и кристаллические.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать. обобщать и делать выводы;

  • Развивать умение применять полученные знания в новых условиях.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету;

  • Формирование научного мировоззрения.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Знать: понятие кристаллического тела, аморфного тела, определения свойств анизотропии и полиморфизма.

Уметь: определять принадлежность твёрдых тел к аморфным, кристаллическим, отличать поликристаллические от монокристаллических.

Навыки: анализа, обобщения. систематизации.

Качества: коммуникативность, творчество.

Необходимое оборудование и материалы

  • мультимедийный проектор с экраном;

  • набор кристаллических и аморфных тел;

  • микроскопы, предметные стёкла, кристаллы соли, марганца;

  • документ камера.









Подробный конспект урока


Тип урока: урок изучения нового материала

Уровень образовательной подготовки: общеобразовательный класс 2 часа в неделю

Объём занятия: один урок (45 мин)

Ожидаемый результат: обучающиеся усвоят понятие реактивного движения, как следствия закона сохранения импульса, и научатся распознавать реактивное движение в окружающем мире; разовьют коммуникативные, творческие и поисковые навыки посредством работы в переменных малых группах; повысят свой патриотический потенциал.

Межпредметные связи: химия, минералогия.

Структура урока:

1. Орг. момент, актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала

2. Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности (через создание проблемной ситуации и выявление личного опыта учащихся по теме урока)

3. Изучение нового материала, демонстрационный эксперимент.

4. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

5. Рефлексия, дифференцированное домашнее задание.





Ход урока

Структура урока,

время этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мультимедиа компонент

и методическое обоснование

1. Орг. момент, актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала



  1. мин

1.Какие состояния вещества вы знаете?

2.Какими свойствами обладают тела в твёрдом состоянии?

3. Назовите несколько твёрдых тел.

4. Сравните свойства, найдите сходство и различие.

5. Как вы думаете, в чём заключаются отличия физических свойств различных тел?


Обучающиеся дают ответы на вопросы.

1.Твёрдое, жидкое, газообразное.

2.Сохраняют форму и объём.

3.Камень, лёд.

4. Все тала состоят из молекул, но в газах расстояние между ними самое большое, а в твёрдых телах самое ильное притяжение.

5. Разные: теплопроводность, плотность, оптическая проницаемость, сжимаемость…

Слайд №1

титульный лист Презентации



Актуализация опорных знаний

и личного опыта учащихся.


2. Сообщение темы

и цели урока, мотивация учебной деятельности



5 мин

Сегодня на уроке перед нами стоит проблема: создать классификацию твёрдых тел по их физическим свойствам. Перед вами несколько твёрдых тел. (Кубики, шарики из стекла, камня, металла, кусочки слюды, несколько кусков соли и сахара, леденцы, янтарь) Требуется разделить их на группы по любым свойствам и аргументировать свою теорию. На это отводится 2 минуты. Работа в парах. Учитель корректирует и рецензирует результаты.

(После выполнения задания учитель обобщает предложенные результаты, обсуждая и комментируя каждый вариант)

Вывод: Можно использовать несколько способов классификации твёрдых тел, но сегодня я предлагаю изучить только один: деление твёрдых тел на кристаллические и аморфные. Определяющим фактором при данной классификации являются различия в молекулярном строении и, как следствие – различие физических свойств.

Формулируется тема и цель урока (для учащихся).

Цель урока: Изучить твёрдые тела, их свойства и особенности. Убедиться в многообразии и необозримости окружающего мира. Выявить физическое звено связующей цепочки для твёрдых тел.

Учащиеся изучают. предложенные им тела и создают несколько вариантов комбинаций. По истечению времени оглашают свой вариант, единомышленники со сходным результатом могут присоединиться, или отредактировать предложенную версию. Все версии оформляются на доске для всеобщего рассмотрения.

Возможные варианты:

съедобное, несъедобное; прозрачное, непрозрачное; прочное, хрупкое…

















































Мотивационный компонент.

Эмоциональный настрой.

2 слайд

3. Изучение нового материала, демонстрационный эксперимент, культурно-исторический экскурс



25 мин

Мы живём на поверхности твёрдого тела – земного шара, в сооружениях. построенных из твёрдых тел, -домах. Наше тело, хотя и содержит 65% воды (мозг – 80%), тоже твёрдое. Орудия труда также сделаны из твёрдых тел, знать свойства твёрдых тел жизненно необходимо.

Перед вами микроскопы с предметными стёклами, на которых находится поваренная соль, марганец. Продолжая работать в парах, сформулируйте для них сходства и различия.

(После выполнения задания учитель обобщает предложенные результаты, обсуждая и комментируя каждый вариант)

Как вы думаете, кристаллическими или аморфными являются изученные вами вещества?

Обучающиеся, работая парами, визуально изучают кристаллические тела.

Анализируют, делают выводы.

Возможные варианты ответов:

Сходство в правильности геометрических форм, различие в цвете, форме, прозрачности…

















Наиболее вероятный ответ учеников: кристаллическими.

3 слайд Мотивационный компонент.

Эмоциональный настрой.



Кристаллы – это твёрдые тела, атомы или молекулы которых образуют кристаллическую решётку.

Существует несколько типов кристаллических решёток: кубическая, гексагональная, кубическая центрированная, гранецентрированная и много других.


4 слайд Получение новых знаний


Кристаллические тела бывают монокристаллические и поликристаллические. Названия говорят сами за себя:

Монокристаллы – одиночные кристаллы.

Твёрдое тело, состоящее из большого числа маленьких кристаллов, называют поликристаллическими. С помощью микроскопов вы рассмотрели именно монокристаллы и визуально определили одно из весьма распространённых свойств – правильность геометрических форм, как следствие упорядоченного внутреннего строения. Попробуйте и нашего набора выбрать монокристаллические и поликристаллические тела.





























Наиболее вероятные ответы учеников: кристаллы соли и марганца под микроскопом – монокристаллы, куски соли, сахара – поликристаллы.

5 слайд Получение новых знаний.


Упорядоченное строение кристалла объясняет и анизотропию – зависимость физических свойств от выбранного направления.

Если расколоть большой монокристалл соли, мы получим кристаллы в виде кубиков. Слюда с лёгкостью разделяется на тонкие пластины, но разделить её поперёк слоям удастся с большим трудом.

Кристалл турмалина имеет ось симметрии и поляризует проходящий через него свет. Если расположить кристаллы так, чтобы их оси были взаимно перпендикулярны, то свет через них не пройдёт Данную особенность турмалина широко применяют при изготовлении оптических приборов.


6 слайд

Получение новых знаний.


Поликристаллические тела мы встречаем гораздо чаще, чем монокристаллические. Часто одни и те же вещества зачастую встречаются как в монокристаллическом, так и а поликристаллическом виде: кристаллик соли и целые «кирпичи» соли, полученные в результате неправильно хранения (монокристаллы срастаются в поликристалл), куски сахара. если присмотреться к кусочку гранита, вы заметите мириады мельчайших монокристаллов, соединённых в один поликристалл…

Сейчас мы выслушаем отчёты наших экспериментаторов, которые в течении 4-х недель выращивали кристаллы поваренной соли и медного купороса.





































Возможные варианты докладов приведены в документе «Приложения»






7 слайд Получение новых знаний.























8 слайд Использование межпредметных связей.



На этом свойства кристаллических тел не исчерпаны.

Загадочным и непостижимым остаётся полиморфизм – существование различных кристаллических структур у одного и того же вещества: разновидности углерода – одно из самых ярких тому доказательств. Графит, алмаз, фуллерен – совершенно не похожи друг на друга.


9 слайд

Получение новых знаний.


Поэзия, завидуй кристаллографии!

(О. Мандельштам)


10 слайд

Использование межпредметных связей.


Мир кристаллов разнообразен и многогранен, но не следует забывать, что существуют и другие виды твёрдых тел – аморфные. Определяющим отличительным свойством является отсутствие определённой температуры плавления. Кристаллические тела имеют определённую температуру плавления.


11 слайд

Использование межпредметных связей.


У аморфных тел нет строгого порядка в расположении атомов


12 слайд

Использование межпредметных связей.




Аморфные тела изотропны (физические свойства не зависят от направления).


13 слайд

Использование межпредметных связей.


Давайте вернёмся к рассмотрению и классификации твёрдых тел. Предлагаю вам разделить их на кристаллические и аморфные.

К кристаллическим не относятся стекло и леденцы — это аморфные тела. Они не имеют правильной кристаллической решётки, определенной температуры плавления. Любопытно, что получаются они путём обработки кристаллических тел, в результате которой меняется структура веществ. Обратите внимание на то, что многие тела не поддаются анализу. Обнаружить полиморфизм, анизотропию и даже правильность форм (у обработанных тел) зачастую невозможно! Необходимы более глубокие исследования. Нам остаётся пользоваться знаниями, полученными на уроках химии, физики и жизненным опытом.

Ученики проводят классификацию, аргументируя каждый шаг.

Возможные варианты ответов:

кристаллические – соль, сахар, металлы, стекло леденцы;

аморфные – янтарь.

Систематизация и конкретизация ранее полученных знаний.



Мир твёрдых тел не исчерпывается кристаллическими и аморфными телами. Живая природа – это мир полимеров! Молекулы белка и ДНК, молекулы полиэтилена и многое другое.
















14 слайд

Использование межпредметных связей.


4. Проверка понимания учащимися изученного материала

и его первичное закрепление



11 мин

Итак, какую классификацию твёрдых тел мы изучили на сегодняшнем уроке?

Как классифицируются кристаллические тела?

Какие свойства отличают кристаллические тела?











Какие свойства отличают монокристаллы?

Теперь мы систематизируем результаты урока и оформим таблицу классификации и характеристики твёрдых тел.

На листочках каждый из вас создаёт свою собственную таблицу и через 5 минут мы обсудим результат.

Давайте рассмотрим возможные варианты. ( с помощью документ камеры результаты выводятся на экран). Лучшие работы оцениваются. Ученики оформляют таблицу в тетрадях.

Деление на аморфные и кристаллические.

На моно- и поли- кристаллы.

Наличие правильной кристаллической решётки, определенной температуры плавления, полиморфизм.

Анизотропия.

Ученики работают самостоятельно.

Вариант таблицы приведён в документе «Приложения».

Установление обратной связи.


5. Рефлексия, дифференцированное домашнее задание



1 мин

Нельзя окружающий мир разложить по полочкам, но наличие знаний о устройстве окружающих нас тел жизненно необходимо. Человечество нуждается в веществах с самыми различными свойствами – прозрачных и непрозрачных, жёстких и эластичных, тугоплавких, сверхпроводящих и многих других. Для создания нового необходимо изучить особенности имеющегося материала. Только пытливость и активный поиск двигают науку вперёд. Дерзайте, творите, фантазируйте!

Домашнее задание: гл.12






Эмоциональный компонент.




Дополнительная необходимая информация

Предварительная работа:

— за 4 недели до проведения урока определены добровольцы для выращивания кристаллов в домашних условиях.

за неделю до проведения урока определены добровольцы для подготовки докладов.















































Литература:



  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ М.: «Просвещение», 2009



  1. М.И. Блудов «Беседы по физике»/ М.: «Просвещение» 1992



Электронные источники:

  1. https://www.kristallikov.net/page6.html

  2. https://unix66.ru/content/4865/

  3. http://nifigasebe.ru/index.php?newsid=19453

  4. http://foto.mail.ru/mail/kundun/70/99.html#_grs=photo.myspot.albumindex

  5. http://www.scorcher.ru/art/chemistry/chemistry_cristalls.php

  6. http://cotiki.ucoz.ru/photo/avtorskaja_koshka/koshki_skulptury/109

  7. http://www.astronews.ru/cgibin/mng.cgi?page=astrofoto&id=143

  8. https://www.webois.org.ua/jewellery/stones/katalog-azurit.htm

  9. https://eva.ru/albumpage/307233/875210.htm

  10. https://mirtesen.ru/people/791042108/photos

  11. https://ksanty.narod.ru/ks_podr.htm

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Круговорот воды в природе"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: