Тема урока: «Способы увеличения и уменьшения давления».
Подготовила Бойко Л.А., учитель физики и информатики, МБОУ РСОШ
Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов.
Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.
Задачи урока:
1. Предметные:
— проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
— уметь применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
— решать практические задачи повседневной жизни;
— развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
2. Метапредметные:
— овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
— понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
— формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
— развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
— формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
3. Личностные:
способствовать формированию научного мировоззрения;
пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;
развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;
формировать умение критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, поролоновая губка, кусок мыла, динамометры, набор тел одинакового объема, линейка, бланки опорных конспектов, тест на ПК, презентация.
Методы и приемы:
Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, рассказ, дискуссия);
Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: наблюдение, демонстрация опыта, презентация);
Методы передачи информации с помощью с помощью практической деятельности и тактильного его восприятия (экспериментальная работа в группах);
Методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: создание проблемной ситуации, проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, групповая исследовательская деятельность, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи);
Методы контроля (приемы фронтальный опрос, тестирование, самооценка).
ХОД УРОКА
Результаты обучения | |||||||||||||||
1. Организационный этап. |
| ||||||||||||||
Цели: — создание доброжелательных отношение друг к другу и позитивной мотивации к началу урока; — активизация мыслительной деятельности учащихся. Учитель: Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня на уроке каждый из вас станет исследователем, которому предстоит сделать много открытий. |
| ||||||||||||||
2. Этап постановки целей и задач урока. |
| ||||||||||||||
Цель: объяснение полученных выводов, согласование цели и темы урока. Учитель проводит эксперимент, тем самым ставит проблему перед учащимися для определения задачи урока. Учитель: Возьмем поролоновую губку и кусок мыла. Поставим мыло на губку самой большой стороной, а потом переворачиваем мыло на ребро. Что происходит с губкой в первом и во — втором случаях? Что изменилось? Ученики выдвигают гипотезы, выполняю тест на ПК по теме «Давление. Единицы давления». Учитель: Как видим, тех знаний, которыми вы обладаете, вам совсем достаточно для того чтобы полно и правильно ответить на поставленные вопросы. Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа наших знаний о том, как зависит результат действия тела на опору. Поэтому для дальнейшей работы давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего занятия. Пожалуйста… Ученик: Установить — как зависит результат действия тела на опору от площади опоры; — как зависит результат действия тела на опору от силы действующей перпендикулярно поверхности; — как можно увеличить или уменьшить давление; — выяснить как можно применять полученные знания на практике. Учитель: Поставьте каждый для себя личностную цель и запишите номер цели в тетрадь на полях.
Учитель: Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их? 1) Исследовать результат действия тела на опору. 2) Выяснить причины действия тела на опору (силы и площади). 3) Выяснить, как можно получить малое и большое давление. 4) Научиться применять полученные знания на практике. – Молодцы! Запишем тему урока: «Способы увеличения и уменьшения давления». | Предметные: — развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
Метапредметные: — формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; — развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
| ||||||||||||||
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. |
| ||||||||||||||
Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Давление. Единицы давления» и определить способы увеличения и уменьшения давления опытным путем. Учитель: Я вам предлагаю разбиться на две группы. Каждая группа выполнит небольшую исследовательскую работу: 1 группа выясняет, как результат действия тела на опору зависит от площади опоры. 2 группа выясняет, как результат действия тела на опору зависит от силы, действующей перпендикулярно поверхности. Результаты эксперимента каждая группа запишет в специальные бланки, а по окончанию работы каждая группа сделает выводы на основе полученных данных. Примеры бланков отчета Бланк отчета №2. Проблема: выяснить, как результат действия тела на опору зависит от силы, действующей перпендикулярно поверхности. Задачи: 1. Провести физический эксперимент позволяющий определить способы уменьшения и увеличения давления по алгоритму: 1. Измерьте силу давления двух брусков одинакового объема на стол с помощью динамометра. Измерьте длину, высоту и ширину брусков. Используя полученные данные, вычислите площадь наибольшей грани брусков. Рассчитайте давление, которое производит каждый брусок на стол наибольшей гранью. Результат всех измерений записать в тетрадь. На основе полученных результатов сделайте вывод и запишите его в тетрадь. Результат: Вывод: Результат: Вывод: Бланк отчета №1. Проблема: выяснить, как результат действия тела на опору зависит от площади опоры. Задачи: 1. Провести физический эксперимент позволяющий определить способы уменьшения и увеличения давления по алгоритму: Измерьте силу давления бруска на стол с помощью динамометра. Измерьте длину, высоту и ширину бруска. Используя полученные данные, вычислите площади наименьшей и наибольшей граней бруска. Рассчитайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями. 5. Результат всех измерений записать в тетрадь. 6. На основе полученных результатов сделайте вывод и запишите его в тетрадь. Результат: Вывод:
Учитель: Давайте посмотрим, какой вывод сделан каждой группой? Запишем каждый вывод в виде таблицы.
Учитель: Молодцы! Мы решили две поставленные задачи, а теперь давайте попытаемся решить третью. Для этого посмотрите на таблицы и скажите, как можно увеличить давление или уменьшить? Ученики отвечают на поставленные вопросы. Учитель: Хорошо, давайте запишем результат в виде таблицы.
Учитель: Вы сегодня все очень хорошо потрудились, но нам необходимо решить еще одну задачу: применять полученные знания на практике. | Предметные: — проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; — уметь применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; — развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез. Метапредметные: — овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; — понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; -формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; — развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; — формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. | ||||||||||||||
4. Этап закрепления нового материала. | | ||||||||||||||
Цель: научиться использовать полученные знания для решения практических задач. Учитель: Прежде, чем мы будем применять полученные знания при решении задач, давайте повторим изученный материал. Пожалуйста, скажите – Оказывают ли твердые тела давление? — Посмотрите на слайд, здесь приведены примеры увеличения и уменьшения давления, обоснуйте каждый пример.
| Предметные: -овладеть опытом эвристической деятельности при решении качественных физических задач по изучаемой теме; — уметь применять теоретические знания по физике на практике при решении физических задач. Метапредметные: — поиск и устранение причин возникших трудностей; — осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; — самоконтроль и оценка результатов своей деятельности. | ||||||||||||||
5. Рефлексия. | | ||||||||||||||
Цели:
Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. Подведем итоги урока.
| Метапредметные: — самоконтроль и оценка результатов своей деятельности; — объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива | ||||||||||||||
6. Заключительный этап. |
| ||||||||||||||
Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными. Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать! Домашнее задание: § 34, записать примеры способов увеличения и уменьшения давления в технике, быту, природе. |
|