Конспект урока по теме: «Способы увеличения и уменьшения давления».

Тема урока: «Способы увеличения и уменьшения давления».


Подготовила Бойко Л.А., учитель физики и информатики, МБОУ РСОШ


Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов.


Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.


Задачи урока:

1. Предметные:

— проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

— уметь применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

— решать практические задачи повседневной жизни;

— развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.


2. Метапредметные:

овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

— понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

— формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

— развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

— формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


3. Личностные:

  • способствовать формированию научного мировоззрения;

  • пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;

  • развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;

  • формировать умение критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).




Оборудование: компьютер, проектор, экран, поролоновая губка, кусок мыла, динамометры, набор тел одинакового объема, линейка, бланки опорных конспектов, тест на ПК, презентация.


Методы и приемы:

  1. Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, рассказ, дискуссия);

  2. Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: наблюдение, демонстрация опыта, презентация);

  3. Методы передачи информации с помощью с помощью практической деятельности и тактильного его восприятия (экспериментальная работа в группах);

  4. Методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: создание проблемной ситуации, проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, групповая исследовательская деятельность, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи);

  5. Методы контроля (приемы фронтальный опрос, тестирование, самооценка).


ХОД УРОКА

Конспект урока

Результаты обучения

1. Организационный этап.


Цели:

— создание доброжелательных отношение друг к другу и позитивной мотивации к началу урока;

— активизация мыслительной деятельности учащихся.


Учитель:

Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня на уроке каждый из вас станет исследователем, которому предстоит сделать много открытий.


2. Этап постановки целей и задач урока.


Цель: объяснение полученных выводов, согласование цели и темы урока.


Учитель проводит эксперимент, тем самым ставит проблему перед учащимися для определения задачи урока.

Учитель:

Возьмем поролоновую губку и кусок мыла. Поставим мыло на губку самой большой стороной, а потом переворачиваем мыло на ребро. Что происходит с губкой в первом и во — втором случаях? Что изменилось?


Ученики выдвигают гипотезы, выполняю тест на ПК по теме «Давление. Единицы давления».

Учитель:

Как видим, тех знаний, которыми вы обладаете, вам совсем достаточно для того чтобы полно и правильно ответить на поставленные вопросы. Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа наших знаний о том, как зависит результат действия тела на опору. Поэтому для дальнейшей работы давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего занятия. Пожалуйста…

Ученик:

Установить

— как зависит результат действия тела на опору от площади опоры;

— как зависит результат действия тела на опору от силы действующей перпендикулярно поверхности;

— как можно увеличить или уменьшить давление;

— выяснить как можно применять полученные знания на практике.

Учитель:

Поставьте каждый для себя личностную цель и запишите номер цели в тетрадь на полях.

  1. Способствовать формированию научного мировоззрения.

  2. Пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям.

  3. Развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

  4. Формировать умение критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).

Учитель:

Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их?

1) Исследовать результат действия тела на опору.

2) Выяснить причины действия тела на опору (силы и площади).

3) Выяснить, как можно получить малое и большое давление.

4) Научиться применять полученные знания на практике.

Молодцы! Запишем тему урока: «Способы увеличения и уменьшения давления».

Предметные:

— развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.



Метапредметные:

формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

— развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.


3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.


Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Давление. Единицы давления» и определить способы увеличения и уменьшения давления опытным путем.

Учитель:

Я вам предлагаю разбиться на две группы. Каждая группа выполнит небольшую исследовательскую работу:

1 группа выясняет, как результат действия тела на опору зависит от площади опоры.

2 группа выясняет, как результат действия тела на опору зависит от силы, действующей перпендикулярно поверхности.

Результаты эксперимента каждая группа запишет в специальные бланки, а по окончанию работы каждая группа сделает выводы на основе полученных данных.

Примеры бланков отчета

Бланк отчета №2.



Проблема: выяснить, как результат действия тела на опору зависит от силы, действующей перпендикулярно поверхности.

Задачи: 1. Провести физический эксперимент позволяющий определить способы уменьшения и увеличения давления по алгоритму:

1. Измерьте силу давления двух брусков одинакового объема на стол с помощью динамометра.

    1. Измерьте длину, высоту и ширину брусков.

    2. Используя полученные данные, вычислите площадь наибольшей грани брусков.

    3. Рассчитайте давление, которое производит каждый брусок на стол наибольшей гранью.

    4. Результат всех измерений записать в тетрадь.

    5. На основе полученных результатов сделайте вывод и запишите его в тетрадь.







Результат:

Вывод:





Результат:



Вывод:



Бланк отчета №1.



Проблема: выяснить, как результат действия тела на опору зависит от площади опоры.





Задачи: 1. Провести физический эксперимент позволяющий определить способы уменьшения и увеличения давления по алгоритму:

    1. Измерьте силу давления бруска на стол с помощью динамометра.

    2. Измерьте длину, высоту и ширину бруска.

    3. Используя полученные данные, вычислите площади наименьшей и наибольшей граней бруска.

    4. Рассчитайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями.

    5. 5. Результат всех измерений записать в тетрадь.

    6. 6. На основе полученных результатов сделайте вывод и запишите его в тетрадь.





Результат:

Вывод:


































Учитель:

Давайте посмотрим, какой вывод сделан каждой группой? Запишем каждый вывод в виде таблицы.


Давление зависит от площади опоры (при F=const)

S

P

S

P


Давление зависит от силы, действующей перпендикулярно поверхности (при S=const)

F

P

F

P


Учитель:

Молодцы! Мы решили две поставленные задачи, а теперь давайте попытаемся решить третью. Для этого посмотрите на таблицы и скажите, как можно увеличить давление или уменьшить?

Ученики отвечают на поставленные вопросы.


Учитель:

Хорошо, давайте запишем результат в виде таблицы.

СПОСОБЫ

Увеличения давления

Уменьшения давления

S (при F=const)

S (при F=const)

F (при S=const)

F (при S=const)


Учитель:

Вы сегодня все очень хорошо потрудились, но нам необходимо решить еще одну задачу: применять полученные знания на практике.

Предметные:

— проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

— уметь применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

— развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.

Метапредметные:

овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

— понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

-формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

— развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

— формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

4. Этап закрепления нового материала.


Цель: научиться использовать полученные знания для решения практических задач.


Учитель:

Прежде, чем мы будем применять полученные знания при решении задач, давайте повторим изученный материал. Пожалуйста, скажите

Оказывают ли твердые тела давление?
– От чего зависит результат действия силы на опору?
– Как увеличить и уменьшить давление?

— Посмотрите на слайд, здесь приведены примеры увеличения и уменьшения давления, обоснуйте каждый пример.


Предметные:

-овладеть опытом эвристической деятельности при решении качественных физических задач по изучаемой теме;

— уметь применять теоретические знания по физике на практике при решении физических задач.





Метапредметные:

— поиск и устранение причин возникших трудностей;

— осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

— самоконтроль и оценка результатов своей деятельности.


5. Рефлексия.


Цели:

  • закрепить новое содержание, изученное на уроке;

  • оценить собственную деятельность на уроке;

  • выявить неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

  • обсудить и записать домашнее задание.


Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению.

Подведем итоги урока.

  • Что нового вы узнали?

  • Что научились делать?

  • А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в составе той или иной рабочей группы, и лучше вас никто не знает, какой вклад внес каждый в общее дело. Поэтому, я предлагаю вам оценить работу своих товарищей по группе. Для этого поставьте каждый себе оценки, не забывайте, что я следила за работой каждого из вас на уроке и оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки.

  • Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?

  • Достигнута ли личная цель, которую вы выбрали в начале урока?

Метапредметные:

— самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

— объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива


6. Заключительный этап.


Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными.

Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!

Домашнее задание:    § 34, записать примеры способов увеличения и уменьшения давления в технике, быту, природе.








Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Магнитное поле"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: