Конспект урока с технологической картой по физике «Виды тепловых двигателей» для 8 класса

Конспект урока по физике в 8 классе




Андреева Юлия Вячеславовна,

учитель физики и математики

высшей категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
г. Калуги,

Филонова Татьяна Вячеславовна,

учитель физики

высшей категории

МКОУ «Серпейская средняя общеобразовательная школа»





Тема урока: «Виды тепловых двигателей».




























Цели по содержанию:


Образовательная: ввести понятие теплового двигателя, виды тепловых двигателей, принцип действия тепловых двигателей, роль тепловых двигателей для решения экологических проблем


Воспитательная: способствовать формированию культуры умственного труда, способствовать развитию экологической культуры


Развивающая: продолжить формирование умений анализировать информацию, формулировать выводы


Тип урока: урок изучения нового материала


Форма урока: фронтальная , индивидуальная, работа в парах, работа в группах.


Опорные понятия, термины: Три виды энергии, переход из одного вида энергии в другой.


Оборудование для учителя: проектор, компьютер, компьютеры для учащихся. оборудование к опыту: пробирка с водой, пробка, спиртовка, штатив с лапкой. изображения механизмов, модели 2, 4 -тактного двигателя, паровая турбина


Оборудование для учащихся: проекты учащихся на темы «История создания двигателей»,»Влияние двигателей на окружающую среду», «Как изменить кпд двигателя»


Домашнее задание : §§ 21, 22, подготовить доклад или презентацию по истории тепловых двигателей.




















Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ууд

методы

обучения

Способ организации деятельности

1. Организационный момент

Беседа: создание положительного настроя на работу

Учащиеся готовятся к уроку, организовывают рабочее место

коммуникативная

планировать свою деятельность

Словесный, мотивация учебной деятельности

Фронтальный

2. мобилизующее начало урока сообщение темы урока

●Постановка проблемы

●Поиск решения

●Обобщение и формулировка темы урока

Показать изображения механизмов: реактивный двигатель, паровая машина, паровоз, самолет, легковой автомобиль

●Назвать механизмы, наводящими вопросами помочь сформулировать тему урока

Отвечают на вопросы

Учащиеся формулируют тему: «Тепловые двигатели»

Коммуникативная

Строить высказывания

Регулятивные

Выдвигать версии, обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные: наблюдать, делать выводы, анализировать объекты с целью выделения признаков

Личностные

Отстаивать точку зрения

Наглядный, словесный

проблемный

фронтальный

3. Целеполагания и мотивации

Показывает модели двухтактного, четырехтактного двигателя и паровую турбину

Учащиеся обсуждают и делают выводы. Целями урока будут:

  1. Познакомиться с понятием «тепловые двигатели»

  2. Выявить виды тепловых двигателей

  3. Выяснить принцип работы двигателей

Регулятивные:

Выдвигать версии,

Уточнять, дополнять,

Уметь слушать,

Ставить цели

Личностные

Отстаивать точку зрения,

делать выбор

Коммуникативные

Развитие речевой деятельности

Оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные: наблюдать, строить логические цепочки рассуждений

Наглядный, словесный,

познавательный


Коллективное целеполагание

фронтальный

4. Актуализация знаний

По тем же моделям задает вопросы:

  1. какие виды энергии вы знаете

  2. какие превращения энергии могут быть

  3. какие превращения энергии происходили в данных моделях

Учащиеся отвечают на вопросы

Регулятивные:

Обнаруживать учебную проблему и выдвигать версии

Личностные

Искать свою позицию,

Строить логическую цепочку рассуждений

Коммуникативная

Приводить аргумент

Познавательные:

Применять известные факты для ответов на вопросы

Проблемный диалог

фронтальный

5. изучение нового материала

задает наводящие вопросы, помогающие сформулировать выводы



какое преобразование энергий происходило в опыте








что совершает работу по выталкиванию пробки

Как это можно применить в механизме

Как будут называться такие механизмы


Самостоятельно выполняют эксперимент: нагревание пробирки с водой, плотно закрытой пробкой

●Энергия топлива (преобразованная во внутреннюю энергию воды) переходит во внутреннюю энергию воздуха. Внутренняя энергия воздуха превратилась в кинетическую энергию пробки.

●Воздух совершил работу – вытолкнул пробку.



Учащиеся формулируют определение: Тепловые двигатели- машины, которые преобразуют внутреннюю энергию в механическую


Выполняют запись в тетрадь, работа с определением: подчеркивание главных слов в

определении


Регулятивные:

работа по плану, сверяя свои действия с целью

Личностные:

Уметь оценивать результат, делать выводы

Познавательные: наблюдать, делать выводы,

Выдвигать гипотезы и их обосновывать, сравнивать, формулировать определение

Коммуникативные:

Взаимодействовать, слушать, учитывать разные мнения

Наглядный, словесный,

познавательный


комплексный метод формирования информационной компетенции (учебно-исследовательская работа, предполагающая лабораторное наблюдение)

Работа в парах



двигатели.gif




Историческая справка

виды тепловых двигателей




0005-005-Istorija-razvitija-teplovykh-mashin.jpg


историческая справка.doc

Регулятивные:

Уметь слушать, анализировать

Познавательные: наблюдать

Коммуникативные:

Слушать

Личностные

Понимать значение обучения

словесный, Метод проектов


Комплексный метод формирования информационной компетенции(информационные учебные проекты)

фронтальная

Показывает иллюстрации двигателей.


учащиеся определяют вид двигателя

Познавательные

работа по распознаванию вида двигателя

Личностные

Делать выбор

Коммуникативные:

Принимают решения, строят высказывания

Регулятивные

Выдвигать версии

Наглядный,

познавательный

фронтальная


Учитель знакомит учащихся с устройством двигателя внутреннего сгорания


Рассмотрим принцип работы тепловых машин на примере ДВС.doc

Записывают название частей двс

Регулятивные:

Уметь слушать, анализировать

Личностные

Осознавать необходимость изучения данной темы

Коммуникативные:

Слушать

Познавательные:

Анализировать объект с целью выделения существенных признаков

Наглядный, словесный,

познавательный

фронтальная


Запустить анимацию «работа двс»



Учащиеся знакомятся с работой двс, описывают работу двс по плану. Заполняют таблицу

таблица двс.doc


(можно воспользоваться учебником рис 25 стр 54)

Коммуникативные:

Высказывают точку зрения, организовывать учебное взаимодействие, сотрудничать

Личностные:

Понимают значение и смысл содержания

Познавательные:

Уметь использовать компьютерные технологии, осуществлять поиск необходимой информации, преобразовывают информацию в таблицу

Регулятивные

Выдвигают версии

Наглядный,

познавательный


работа с учебным материалом

Работа в парах


Вывести на экран заполненную таблицу

Учащиеся сверяют заполненные таблицы с таблицей на экране

Копия таблица двс.doc

Коммуникативные:

Подтверждают свою позицию, корректируют свое мнение

Регулятивные:

Сличение с образцом, вносить коррективы в действие после его завершения

Личностные

Оценивать усваиваемое содержание

Познавательные

Анализировать, делать выводы, сравнивать с образцом


Наглядный,

Технология оценивания образовательных достижений


фронтальная

6. Закрепление изученного

Задает вопросы:

Для чего в двигателе автомобилей делают несколько цилиндров?

Объясните зачем в цилиндры дизельного двигателя( двигателя с воспламенением топлива от сжатия) жидкое топливо подается в распыленном состоянии? Лукашик 1137


Отвечают на вопросы

Коммуникативные:

Отстаивать точку зрения, слушать

Познавательные:

Устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы

Регулятивные

Выдвигают версии, дополняют ответы

Личностные

Отстаивать свою точку зрения

Проблемные вопросы

фронтальная

Отражается ли неполное сгорание топлива в двигателе внутреннего сгорания на его кпд, на его окружающей среде?

Лукашик 1139

Обсуждают домашние заготовки, формулируют мнение группы

Регулятивные:

Обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии

Личностные

Искать свою позицию

Коммуникативные:

Выражать свои мысли, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации

Метод проектов


Проблемная задача


Проблемно-ориентированная дискуссия учащихся)

Работа в группах

7. Систематизация и обобщение

Проверить усвоение материала, выявить проблемы понимания материала

Отвечают на вопросы теста(2 экземпляра). Один экземпляр учащиеся сдают учителю, второй проверяет сосед по парте



Подводят итог урока

Регулятивные:

Определять степень успешности своей работы, осуществлять итоговый контроль

Личностные

Оценивать усваиваемое содержание

Коммуникативные:

Быть готовым корректировать свою точку зрения

Познавательные:

Отвечать на вопросы

Тест с взаимо-проверкой


Технология оценивания образовательных достижений


Методы формирования коммуникативной компетенции, ориентированные на письменную компетенцию (проверка работы, выполненной товарищем)


Методы формирования компетенции разрешения проблем (коллективное подведение итогов)

Работа в парах

8. Домашнее задание

§21,22 Подготовить сообщение с презентацией о других видах тепловых машин. Реактивные двигатели, турбины, паровые машины, холодильные установки.


По плану: 1) история развития;

2) современное применение двигателей;

3) их влияние на окружающую среду.


Задают вопросы по содержанию домашнего задания

Регулятивные:

Уметь слушать,

Личностные

Прогнозировать свою деятельность

Коммуникативные:

Планировать свою деятельность

Познавательные:

Работа на создание источников информации

Формирование готовности к самообразованию на основе устойчивой учебно- познавательной деятельности

фронтальная

9. Рефлексия

Благодарит учащихся за работу на уроке, спрашивает , что было непонятно на уроке

Анализируют свою деятельность

Личностные

Оценивать усваиваемое содержание

Коммуникативные:

Выражать свои мысли

Регулятивные:

Определять степень успешности своей работы

Технология оценивания образовательных достижений

фронтальная



Библиография



Вайсбейн М.К. Тепловые двигатели. М. издательство К. Л. РИККЕРА.1910

Шляхин П.Н.. Тепловые двигатели. М. Высшая школа.1974

https://www.eduspb.com/node/1750

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Загадочный магнит»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: