Конспект урока по физике в 8 классе
Андреева Юлия Вячеславовна,
учитель физики и математики
высшей категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
г. Калуги,
Филонова Татьяна Вячеславовна,
учитель физики
высшей категории
МКОУ «Серпейская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока: «Виды тепловых двигателей».
Цели по содержанию:
Образовательная: ввести понятие теплового двигателя, виды тепловых двигателей, принцип действия тепловых двигателей, роль тепловых двигателей для решения экологических проблем
Воспитательная: способствовать формированию культуры умственного труда, способствовать развитию экологической культуры
Развивающая: продолжить формирование умений анализировать информацию, формулировать выводы
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: фронтальная , индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Опорные понятия, термины: Три виды энергии, переход из одного вида энергии в другой.
Оборудование для учителя: проектор, компьютер, компьютеры для учащихся. оборудование к опыту: пробирка с водой, пробка, спиртовка, штатив с лапкой. изображения механизмов, модели 2, 4 -тактного двигателя, паровая турбина
Оборудование для учащихся: проекты учащихся на темы «История создания двигателей»,»Влияние двигателей на окружающую среду», «Как изменить кпд двигателя»
Домашнее задание : §§ 21, 22, подготовить доклад или презентацию по истории тепловых двигателей.
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ууд | методы обучения | Способ организации деятельности |
1. Организационный момент | Беседа: создание положительного настроя на работу | Учащиеся готовятся к уроку, организовывают рабочее место | коммуникативная планировать свою деятельность | Словесный, мотивация учебной деятельности | Фронтальный |
2. мобилизующее начало урока сообщение темы урока ●Постановка проблемы ●Поиск решения ●Обобщение и формулировка темы урока | Показать изображения механизмов: реактивный двигатель, паровая машина, паровоз, самолет, легковой автомобиль ●Назвать механизмы, ●наводящими вопросами помочь сформулировать тему урока | Отвечают на вопросы Учащиеся формулируют тему: «Тепловые двигатели» | Коммуникативная Строить высказывания Регулятивные Выдвигать версии, обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: наблюдать, делать выводы, анализировать объекты с целью выделения признаков Личностные Отстаивать точку зрения | Наглядный, словесный проблемный | фронтальный |
3. Целеполагания и мотивации | Показывает модели двухтактного, четырехтактного двигателя и паровую турбину | Учащиеся обсуждают и делают выводы. Целями урока будут:
| Регулятивные: Выдвигать версии, Уточнять, дополнять, Уметь слушать, Ставить цели Личностные Отстаивать точку зрения, делать выбор Коммуникативные Развитие речевой деятельности Оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: наблюдать, строить логические цепочки рассуждений | Наглядный, словесный, познавательный
Коллективное целеполагание | фронтальный |
4. Актуализация знаний | По тем же моделям задает вопросы:
| Учащиеся отвечают на вопросы | Регулятивные: Обнаруживать учебную проблему и выдвигать версии Личностные Искать свою позицию, Строить логическую цепочку рассуждений Коммуникативная Приводить аргумент Познавательные: Применять известные факты для ответов на вопросы | Проблемный диалог | фронтальный |
5. изучение нового материала | задает наводящие вопросы, помогающие сформулировать выводы
●какое преобразование энергий происходило в опыте
● что совершает работу по выталкиванию пробки ● Как это можно применить в механизме ● Как будут называться такие механизмы
| Самостоятельно выполняют эксперимент: нагревание пробирки с водой, плотно закрытой пробкой ●Энергия топлива (преобразованная во внутреннюю энергию воды) переходит во внутреннюю энергию воздуха. Внутренняя энергия воздуха превратилась в кинетическую энергию пробки. ●Воздух совершил работу – вытолкнул пробку.
Учащиеся формулируют определение: Тепловые двигатели- машины, которые преобразуют внутреннюю энергию в механическую
Выполняют запись в тетрадь, работа с определением: подчеркивание главных слов в определении
| Регулятивные: работа по плану, сверяя свои действия с целью Личностные: Уметь оценивать результат, делать выводы Познавательные: наблюдать, делать выводы, Выдвигать гипотезы и их обосновывать, сравнивать, формулировать определение Коммуникативные: Взаимодействовать, слушать, учитывать разные мнения | Наглядный, словесный, познавательный
комплексный метод формирования информационной компетенции (учебно-исследовательская работа, предполагающая лабораторное наблюдение) | Работа в парах |
|
| Историческая справка виды тепловых двигателей
0005-005-Istorija-razvitija-teplovykh-mashin.jpg
| Регулятивные: Уметь слушать, анализировать Познавательные: наблюдать Коммуникативные: Слушать Личностные Понимать значение обучения | словесный, Метод проектов
Комплексный метод формирования информационной компетенции(информационные учебные проекты) | фронтальная |
Показывает иллюстрации двигателей.
| учащиеся определяют вид двигателя | Познавательные работа по распознаванию вида двигателя Личностные Делать выбор Коммуникативные: Принимают решения, строят высказывания Регулятивные Выдвигать версии | Наглядный, познавательный | фронтальная | |
Учитель знакомит учащихся с устройством двигателя внутреннего сгорания
| Записывают название частей двс | Регулятивные: Уметь слушать, анализировать Личностные Осознавать необходимость изучения данной темы Коммуникативные: Слушать Познавательные: Анализировать объект с целью выделения существенных признаков | Наглядный, словесный, познавательный | фронтальная | |
Запустить анимацию «работа двс»
| Учащиеся знакомятся с работой двс, описывают работу двс по плану. Заполняют таблицу
(можно воспользоваться учебником рис 25 стр 54) | Коммуникативные: Высказывают точку зрения, организовывать учебное взаимодействие, сотрудничать Личностные: Понимают значение и смысл содержания Познавательные: Уметь использовать компьютерные технологии, осуществлять поиск необходимой информации, преобразовывают информацию в таблицу Регулятивные Выдвигают версии | Наглядный, познавательный
работа с учебным материалом | Работа в парах | |
Вывести на экран заполненную таблицу | Учащиеся сверяют заполненные таблицы с таблицей на экране | Коммуникативные: Подтверждают свою позицию, корректируют свое мнение Регулятивные: Сличение с образцом, вносить коррективы в действие после его завершения Личностные Оценивать усваиваемое содержание Познавательные Анализировать, делать выводы, сравнивать с образцом
| Наглядный, Технология оценивания образовательных достижений
| фронтальная | |
6. Закрепление изученного | Задает вопросы: ●Для чего в двигателе автомобилей делают несколько цилиндров? ●Объясните зачем в цилиндры дизельного двигателя( двигателя с воспламенением топлива от сжатия) жидкое топливо подается в распыленном состоянии? Лукашик 1137
| Отвечают на вопросы | Коммуникативные: Отстаивать точку зрения, слушать Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы Регулятивные Выдвигают версии, дополняют ответы Личностные Отстаивать свою точку зрения | Проблемные вопросы | фронтальная |
●Отражается ли неполное сгорание топлива в двигателе внутреннего сгорания на его кпд, на его окружающей среде? Лукашик 1139 | Обсуждают домашние заготовки, формулируют мнение группы | Регулятивные: Обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии Личностные Искать свою позицию Коммуникативные: Выражать свои мысли, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации | Метод проектов
Проблемная задача
Проблемно-ориентированная дискуссия учащихся) | Работа в группах | |
7. Систематизация и обобщение | Проверить усвоение материала, выявить проблемы понимания материала | Отвечают на вопросы теста(2 экземпляра). Один экземпляр учащиеся сдают учителю, второй проверяет сосед по парте
Подводят итог урока | Регулятивные: Определять степень успешности своей работы, осуществлять итоговый контроль Личностные Оценивать усваиваемое содержание Коммуникативные: Быть готовым корректировать свою точку зрения Познавательные: Отвечать на вопросы | Тест с взаимо-проверкой
Технология оценивания образовательных достижений
Методы формирования коммуникативной компетенции, ориентированные на письменную компетенцию (проверка работы, выполненной товарищем)
Методы формирования компетенции разрешения проблем (коллективное подведение итогов) | Работа в парах |
8. Домашнее задание | §21,22 Подготовить сообщение с презентацией о других видах тепловых машин. Реактивные двигатели, турбины, паровые машины, холодильные установки.
По плану: 1) история развития; 2) современное применение двигателей; 3) их влияние на окружающую среду.
| Задают вопросы по содержанию домашнего задания | Регулятивные: Уметь слушать, Личностные Прогнозировать свою деятельность Коммуникативные: Планировать свою деятельность Познавательные: Работа на создание источников информации | Формирование готовности к самообразованию на основе устойчивой учебно- познавательной деятельности | фронтальная |
9. Рефлексия | Благодарит учащихся за работу на уроке, спрашивает , что было непонятно на уроке | Анализируют свою деятельность | Личностные Оценивать усваиваемое содержание Коммуникативные: Выражать свои мысли Регулятивные: Определять степень успешности своей работы | Технология оценивания образовательных достижений | фронтальная |
Библиография
Вайсбейн М.К. Тепловые двигатели. М. издательство К. Л. РИККЕРА.1910
Шляхин П.Н.. Тепловые двигатели. М. Высшая школа.1974
https://www.eduspb.com/node/1750