Конспект урока в 11 классе на тему «Электролиз»


Мансурова Дания Касимовна

учитель химии и биологии

МБОУ СОШ №1 г.Альметьевск Республики Татарстан




Конспект урока в 11 классе

на тему «Электролиз»


Цели:

  • изучение электролиза расплавов и растворов электролитов как пример окислительно-восстановительных реакций;

  • объяснять: процессы, протекающие на электродах; получение отдельных металлов с разной химической активностью, неметаллов, протекание окислительно-восстановительных реакций в зависимости от активности ионов и среды реакции, применение электролиза в народном хозяйстве;

  • развить умение работать на компьютере;

  • развить познавательный интерес, умения действовать самостоятельно, воспитание культуры умственного труда;

  • научить оформлять работу.


Оборудование: таблицы «Растворимость кислот, солей, оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Электротехническое производство», ПК, проектор.


Ход урока

План урока


  1. Организация урока.

Учитель: Ребята, мы с вами продолжим изучение химических реакций. Тема урока «Электролиз».

Домашнее задание: § 19, вопросы 7-10, задача 15.37(Хомченко), задачи №2, 3 (стр. 89), материалы ЕГЭ В-3.

II. Изучение новой темы.

Мы должны знать:

— какие реакции называются электролизом;

— какие вещества подвергаются электролизу;

— как происходит электролиз: а) расплавов, б) растворов различных электролитов;

— применение электролиза.

Электролиз — окислительно-восстановительные реакции, протекающие на электродах, если через раствор или расплав электролита пропускают постоянный электрический ток.

1. Электролизу подвергаются расплавы и растворы электролитов.

2. При электролизе химическая реакция осуществляется за счет энергии электрического тока, подводимой извне.

3. Электролиз проводят в особых приборах – электролизерах. Основные процессы протекают на электродах – катодах и анодах.

Рассмотрим протекание электролиза на инертных электродах:

Электролиз расплавов хлорида натрия, йодида калия, получение алюминия (использование таблицы «Электротехническое производство»):

а) NaClNa+ + Cl

на катоде («-») Na+ + 1eNa

на аноде («+») Cl – 1eCl

Cl + ClCl2

2NaClрв → 2Na + Cl2


б) KI →K+ + I

на катоде («-») K+ + 1eK

на аноде («+») I – 1eI

I + II2

2KIр-в → 2K + I2


в) Современный способ получения алюминия изобрели американец Ч.Холл и француз П.Эру в 1886 году из раствора оксида алюминия в расплавленном криолите. В результате чего стоимость алюминия резко упала: если в 1854 году стоимость 1 кг алюминия составила 1200 рублей, т.е. в 270 раз дороже серебра, то в 1899 году — 1 рубль.


Выводы:

Металлы, расположенные в электрохимическом ряду напряжений левее марганца, получают из расплавов солей.

Алюминий получают из раствора оксида в расплавленном криолите.

Электролиз растворов солей имеет особенности, т. к. в реакции могут участвовать еще молекулы воды. При электролизе растворов солей с инертным электродом используют следующие правила (работа по таблице «Электрохимическое напряжение металлов»):

а) на катоде («-») восстанавливается вода и выделяется водород, если металл расположен левее марганца,

б) восстанавливается металл, если металл расположен правее водорода;

в) если металл находится между марганцем и водородом, то в зависимости среды реакции могут восстанавливаться металл и водород.

На аноде («+») происходит окисление:

I, Br, S2-, Cl, OH, F, SO42-, NO3, PO43-, CO32-

выделяется неметалл выделяется кислород O2


Протекает та реакция, которая требует наименьшую затрату энергии.

Выполнение задания 15.41. (по Хомченко)

NaClNa+ + Cl

H2O

на катоде («-») 2H+12O-2 + 2eH2 + 2OH

на аноде («+») Cl – 1eCl

Cl + ClCl2

Суммарный процесс:

2NaCl + 2H2OH2↑ + Cl2 + 2NaOH

Металлы, расположенные левее марганца, можно получить из расплавов солей.

FeSO4Fe2+ + SO2-4

на катоде («-») Fe2+ + 2eFe0 восстановление

на аноде («+») 2H2O-2 — 4e → О2 + 4H+

Суммарное уравнение:

2FeSO4 +2H2O → 2Fe + О2 + 2H2SO4


Пример 1. Электролиз водного раствора хлорида бария на инертных электродах:

BaCl2 Ba2+ + 2Cl

H2O

на катоде («-») 2H+12O-2 + 2eH2 + 2OH

на катоде восстанавливаются молекулы воды

на аноде («+») Cl – 1eCl

Cl + Cl → Cl2

BaCl2 + 2H2O → H2 + Cl2 + Ba(OH)2


Пример 2. Электролиз раствора гидроксида рубидия:

RbOHRb+ + OH

H2O

на катоде («-») 2H+12O-2 + 2eH2 + 2OH

на аноде («+») 2H2O + 4eO2 + 4H+

2H2O → 2H2 + O2 , т.е. гидроксид рубидия RbOH не участвует.


Пример 3. Задача №4 (стр. 89 учебника):

При электролизе водного раствора нитрата серебра (I) выделилось 5,6 л газа. Сколько граммов металла отложилось на катоде?

Решение:

AgNO3Ag+ + NO3

на катоде («-») Ag+ + 1eAg

на аноде («+») 2H2O — 4eO2 + 4H+

4AgNO3 + 2H2O → 4Ag + O2 + 4HNO3

4 моль 1 моль

х моль 0,25 моль


1) n (O2) = 0,25 моль

2) х = n (Ag) = 1 моль

3) m (Ag) = n (Ag) · M (Ag) = 108 г.

Ответ: на катоде отложилось 108 г серебра.


Сообщения учащихся о применении электролиза.

1-ый ученик: Электролитическое осаждение металлов из растворов солей на поверхность изделий – гальванотехника – появляется в первой половине 19 веке и она связана с именем русского ученого и инженера Б.С.Якоби. В 1838 году он получил тонкие металлические копии с предметов сложной формы. Этот способ был назван гальванопластикой и в наши дни нашел широкое применение в полиграфии и в монетном деле.

2-ой ученик: Гальванотехника ученым была использована и в других целях: если в качестве катода использовать металлическую деталь или конструкцию, то они будут покрываться тонкой металлической пленкой. Этот способ нанесения покрытий, называемый гальваностегией, применяют для защиты железных и стальных изделий от коррозии. Оцинкование, хромирование, никелирование, лужение (оловом), меднение, золочение, серебрение, платинирование – это отдельные виды гальваностегии.

Учитель: Электролиз используют для очистки меди, никеля, свинца, серебра, золота (электролитическое рафинирование). Электролизом получают активные металлы отличающиеся высокой чистотой, активные неметаллы (хлор, фтор), сложные вещества, широко применяемые в химической промышленности (например, едкий натр, едкий калий, хлорат калия и др.). Получают электронные платы, служащие основой всех электронных изделий (чипы, микросхемы, сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты, приборы для управления движением, приборы регулирующие отопление, компьютеры).

А как получают платы? На диэлектрик наклеивают тонкую медную пластину, особой краской наносят сложную картину соединяющих проводов. Пластинку помещают в электролит, где вытравливаются незакрытые краской участки медного слоя, потом краска смывается и на плате появляются детали микросхем.

3-ий ученик: Для ремесленников и любителей гальванотехники исследователями были опубликованы многочисленные пособия и руководства. Первой книгой на татарском языке была «Сәнаиге галфания» К.Насыри. Она была издана в Императорском университете Казани в 1900 году. Татарские ювелиры с древних времен славились изготовлением прекрасных ювелирных изделий. Однако в их технологии использовались не только золото и серебро, но и другие металлы и сплавы с нанесением на них золотых и серебряных покрытий путем амальгамирования, т.е. нанесения на поверхность изделия растворенного в ртути золота или серебра, а пары ртути вредны для здоровья человека. Поэтому для татарских ремесленников книга К.Насыри была крайне необходима.

Учитель: Спасибо за интересные сообщения.

Самостоятельная работа на компьютере.

Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который образуется:



I вариант


II вариант


на катоде


на аноде



формула вещества



продукт электролиза

а

AuCl3

1

алюминий

б

RbOH

2

рубидий

в

Hg(NO3)2

3

золото

г

AlCl3

4

водород

д

CuCl2

5

медь

е

H2O

6

кислород

ж

KCl

7

ртуть

з

CuSO4

8

хлор


Ответы

на катоде:

а

б

в

г

д

е

ж

з

3

4

7

4

5

4

4

5


на аноде:

а

б

в

г

д

е

ж

з

8

6

6

8

8

6

8

6


Подведение итогов.

Учитель: Спасибо за урок.

Оценивается участие учащихся в проведении урока.















Список литературы


  1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень – М.:Просвещение, 2009.

  2. И.Г.Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы», М., «Новая волна», 2002.

  3. Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков «Начала химии», М., «Экзамен», 2000.

  4. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика» 10 кл., М., Просвещение, 2008.

  5. Н.Л.Глинка «Общая химия», М., «Интеграл – пресс», 2005, с.281-286.

  6. ЕГЭ, Химия. Типовые тестовые задания. Ю.Н.Медведев, М., изд-во «Экзамен», 2007-2012.

  7. Энциклопедический словарь юного химика, М., изд-во «Педагогика», 1982, с.77, 78.

  8. К.Насыйри Сайланма әсәрләр, Казан, Татарстан китап нәшрияты, 2005 ел, 3 том, 276-296 битләр.





Свежие документы:  Конспект урока на тему "Как измеряют температуру? Что такое погода?"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: