Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Луза
КВН «Физика вокруг нас»
Подготовила
учитель физики
МОУ СОШ № 2 г. Лузы
Попова Раиса Геннадьевна
г. Луза, 2011г.
Оглавление
Пояснительная записка________________________________ 3
Содержательная часть КВН_____________________________ 5
Библиография_____________________________________________ 10
Приложение
I. Пояснительная записка
КВН «Физика вокруг нас» (игра – соревнование)
В настоящее время большинство школьников «психологически не подготовлены к жизни и деятельности в условиях надвигающегося экологического кризиса», эта неподготовленность выражается и в недостаточности научных знаний, и в изъянах общего мировоззрения, и в ошибочности прежней системы ценностей, когда формировалось желание добиться сиюминутной выгоды без учета отдаленных последствий очередной «победы над природой». Сейчас необходим экологический всеобуч, главным элементом которого выступает побуждение ученика к прогнозированию любого взаимодействия с природной средой, ибо под экологическим образованием понимается «процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде».
Между тем, несмотря на то, что в последнее десятилетие произошла некоторая экологизация учебных предметов, а в школах накоплен опыт экологического образования учащихся, формирование экологической культуры у школьников встречает ряд трудностей. Одна из них вызвана тем, что воспитывать учеников приходится чаще всего на отрицательных, а не на положительных примерах. Ведь деградация природы все еще идет быстрее, чем реализация мер по ее защите, многие постановления об охране окружающей среды не выполняются, вокруг местных предприятий ребята видят, как правило, мусор, отходы … Все это создает неблагоприятный «педагогический фон», усиливающийся тем, что оказались разрушенными позитивные народные традиции наблюдения за природными явлениями и согласования с ними своей жизни, традиции, ведшие к рациональному природопользованию.
Другая трудность обусловлена многоаспектностью экологического образования; оно затрагивает все формы сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, научное и связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями людей. В школе оно носит междисциплинарный характер, и потому учителя физики зачастую не уделяют ему должного внимания, считая экологический материал на своих уроках дополнительным, иллюстративным, а значит, необязательным, второстепенным. Но именно физика играет важнейшую роль в правильном понимании многих экологических проблем, возникающих в качестве побочного эффекта научно-технического прогресса. Она же служит научной основой тех технических средств, которые создаются для нейтрализации пагубного воздействия жизнедеятельности человечества, применяемых технологий на природу.
Поэтому последовательное раскрытие соответствующих аспектов экологического образования на протяжении всего курса физики и выработка у школьников на этой основе экологического мышления, культуры поведения, моральных норм отношения к природе должны стать сегодня приоритетными в преподавании физики.
Целью экологического образования является развитие у школьников ответственного отношения к окружающей среде, которое имеет такие три аспекта:
забота о сохранении естественного природного окружения,
ответственность за свое и других людей здоровье как за личную и общественную ценность,
активная созидательная деятельность по изучению и охране окружающей среды, предупреждение негативных последствий взаимодействия с природой.
Показателем и условием эффективности формирования экологической культуры служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, понимание диалектики взаимодействия общества и биосферы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние своей местности, и реальный вклад в это дело.
Эффективность экологического образования должна быть повышена и за счет применения разнообразных активных методов преподавания. Среди них важное место занимают проблемное обучение, диалоговое изложение материала, дискуссии, экскурсии в природу, предметно-образное описание окружающей среды, ролевые игры, экспериментально-практические работы учащихся в природных условиях и др. Вот почему нельзя ограничиваться только уроками, необходимо организовывать и специальные, имеющие целью воспитание у школьников экологической культуры, внеклассные занятия, факультативные курсы, общественные работы по сохранению местных объектов природы и т. д.
В заключение хочется подчеркнуть, что самое важное для каждого педагога — внести свой вклад в предотвращение глобальных экологических катастроф, все более реально грозящих здоровью и жизни будущих поколений, уже и тех, которых мы учим сегодня.
Одним из таких мероприятий, повышающих экологическую грамотность учащихся, является КВН «Физика вокруг нас».
Цели мероприятия:
повышение познавательного интереса к науке физике;
обобщение всех полученных знаний по физике;
создание ситуации успеха для учащихся;
вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе мероприятия;
расширение кругозора учащихся;
развитие творческих способностей учащихся.
Образовательные задачи:
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках физики;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
развитие творческих способностей учащихся;
самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.
II. Содержательная часть КВН
Подготовка. За неделю в школе вывешивается красочно оформленное объявление:
«Внимание! Любознательные физики школы, объединяйтесь! — февраля — года в кабинете физики для учащихся 7-8-х классов проводится КВН «Физика вокруг нас»
Условия участия: команда 8 чел. (4 — из 7-го кл., 4 — из 8-го кл.); группа поддержки — 6 чел. (3 — из 7-го кл., 3 — из 8-го кл.). С собой принести знания, хорошее настроение, умение слышать и слушать других.
Готовятся названия команд, девизы, эмблемы, три вопроса команде противника, рассказ об ученом – физике. Участвуют и мальчики, и девочки. Жюри — учитель физики и два старшеклассника.
Оборудование: столы (по количеству команд), стулья, ручки, листочки.
Звучит музыка из телевизионной игры КВН.
Вступление
Добрый день! Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Мы начинаем КВН. Темой сегодняшней игры будет наука о природе — физика. Желающих принять участие в игре прошу занять места за игровыми столами.
Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса,
Он всего-всего боялся
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
И решил он: что ж бояться?
Лучше просто всё узнать,
Самому во всё вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он земли науку,
Кратко «физикой» назвал,
Под названьем тем коротким
Он природу распознал.
Приветствия команд.
Разминка.
Какой учёный первым ввёл в русский язык слово «физика»? (Ломоносов)
Какой газ является основной составной частью воздуха? (Азот)
Почему трудно держать в руках живую рыбу? (Мала сила трения)
Почему лесные дороги более грязные, чем полевые? (Плохое испарение)
Почему при прополке посевов вручную сорняки не следует выдергивать из земли слишком быстро? (По закону инерции)
Каким газом лучше заполнять воздушные шары? (Водород)
Какой металл находится в жидком состоянии при комнатной температуре? (Ртуть)
Какой химический элемент имеет такое же название, как и планета Солнечной системы? (Уран)
Почему цистерны для перевозки молока покрывают белой краской? (Меньше поглощают тепло)
Почему шелковые ленты быстро развязываются? (Мала сила трения)
Какой фрукт помог открыть закон всемирного тяготения? (Яблоко)
Домашнее задание. «Ученые – физики». Рассказ о биографии, интересные факты и эпизоды из жизни и творчества.
Вопросы команде противника.
Конкурс поэтов. Задание командам: сочинить стихи со словами физика, природа, молекула, человек.
Конкурс группы поддержки. Назвать как можно больше ученых – физиков. Группы называют по очереди.
Конкурс «Попробуй объяснить!» Вопросы даются командам для обсуждения. Если команда не ответила, помочь может группа поддержки.
Вопросы первой команде:
Если жидкость, находящуюся в закупоренной бутылке, энергично встряхивать, то ее температура повышается. Почему нагревается жидкость? (Совершают работу над телом)
Кирпич кажется на ощупь теплее, чем мрамор при той же температуре. Какой материал обладает лучшими теплоизоляционными свойствами? (Кирпич)
Почему нельзя погасить воспламенившийся бензин или керосин, заливая водой? ( Плотность керосина и бензина меньше, чем у воды)
Вопросы второй команде:
Троллейбус затормозил и остановился. В какой вид энергии превратилась кинетическая энергия троллейбуса? ( Во внутреннюю)
На чашки рычажных весов поставили и уравновесили стакан с холодной водой и стакан с горячим чаем. Почему равновесие быстро нарушилось? (Горячий чай быстрее испаряется)
Почему в банях и прачечных некоторые металлические трубы, по которым подается вода, покрыты капельками воды, тогда как поверхность других труб сухая? (На трубах с холодной водой образовался конденсат)
Конкурс загадок для группы поддержки.
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. (Барометр)
2. Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились. (Весы)
3. Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит. (Эхо)
4. И в шуме наклонного ливня,
Сомкнувшего землю и высь,
Извилина вспыхнула длинно,
Как будто гигантская мысль.
И тотчас железною спицей
Пронесся по своду небес
Гром – сильная, грозная птица –
И спрятался в поле, за лес. (Гроза, молния)
5. Смотрите, мы раскрыли пасть –
В нее бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)
6. Книзу бежит капельками,
А к верху – невидимкою. (Вода)
Конкурс «Пантомима».
команде: изобразить танец молекул в твёрдом, жидком и газообразном состояниях.
команде: изобразить явления испарения, плавления, отвердевания и кипения.
Конкурс группы поддержки. Назвать как можно больше физических величин. Группы называют по очереди.
Конкурс «Рекламы». Учащимся дается задание: изобразить сущность явления, физического понятия, закона, не используя физические термины и символы.
команде: реклама III закона Ньютона
команде: реклама центра тяжести
Конкурс капитанов. Задание выдается на листочке.
Назовите ученого, фамилия которого состоит из пяти букв: первая – первая в названии электрода, присоединенному к положительному полюсу источника тока; вторая – вторая в названии единицы сопротивления; третья – третья в названии прибора для измерения силы тока; четвертая – четвертая в названии единицы силы тока; пятая – последняя в названии прибора для измерения напряжения. (Ампер)
Подвижные игры.
Самый сильный мальчик от команды должен за 10 вдохов надуть шар, а самая слабая девочка от команды со всего размаха этот шар раздавить. Оценивается размер надутого шара и число попыток его раздавить;
От команды участвует один человек, который должен загнать металлический шарик внутрь малого сосуда калориметра, вращая его. Оценивается число попыток (до трёх).
Предлагается нагреть колбу с холодной водой ладонями рук и измерить температуру воды термометром. (Какая команда нагрела до более высокой температуры, та выигрывает)
Заставьте плавать яйцо. Имеются: соль, вода, яйцо, сосуд, стеклянная палочка. (Приготовить насыщенный соляной раствор)
Блицконкурс.
Ядро атома состоит из протонов и…(нейтронов)
Тело, обладающее намагниченностью, т.е. создающее магнитное поле…(магнит)
Линия, вдоль которой движется тело…(траектория)
Место магнита, где наблюдается наиболее сильное магнитное поле (полюс)
Может ли человек прыгнуть в высоту на 3 м? Где? ( Может, на Луне.)
Выйдя из воды, собака встряхивается. Какое физическое явление помогает ей обсушиться? (Инерция)
Какой вид теплопередачи помогает животным и птицам пережить зимние холода? (Теплопроводность)
Почему пловец, нырнувший на большую глубину, испытывает боль в ушах? (Давление воды зависит от высоты столба жидкости)
В старинной книге перед страницами с рисунками подклеены листы тонкой прозрачной бумаги. Почему на сторонах этой бумаги, соприкасающихся с рисунками, со временем появились отпечатки рисунка? (Диффузия)
Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом? (Инерция)
Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами: чернозёмные или подзолистые, имеющие светлую окраску? (Чернозёмные)
Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую? ( Ветер относит вылетевшие молекулы пара)
При выходе из реки после купания мы ощущаем холод. Почему? (При испарении жидкости энергия понижается)
14. Конкурс «Примени физику»
Задание первой команде: Поднимите колбу, не беря её руками, но с помощью ладони. Имеются: колба, бумага (гармошкой), спички.
(Сжигают бумагу в колбе, закрыв ее рукой)
Задание второй команде: Поместите яйцо в колбу. Имеются: колба, варёное яйцо, бумага, спички.
( Сжигают бумагу в колбе, закрыв отверстие яйцом)
15. Подведение итогов. Награждение команд, лучших участников и капитанов команд, а также лучших болельщиков.
Целый мир охватив от земли до небес,
Всполошив не одно поколенье,
По планете шагает научный прогресс.
Что стоит за подобным явлением?
Все запутано в наш оглушающий век,
Разбираться в истории будем!
Что важнее всего на Земле — Человек!
Нам открыты пути, нам шагать далеко…
Мы в ответе за все перед вечностью,
Все зависит от рук человечества.
Библиография
Гальперштейн Л.Я. Забавная физика. – М.: детская литература, 1994
С.В.Боброва. Нестандартные уроки. Физика. Волгоград. Изд. «Учитель» 2000
Лукашник В.И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся. _ М.: Просвещение, 1987
И.Г.Антипин. Экспериментальные задачи по физике в 6 – 7 кл. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1974
М.Е.Тульчинский. Качественные задачи по физике в 6 – 7 кл. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1974
Я.И.Перельман. Знаете ли вы физику? – М.: ВАП, 1994
В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова. Игровые обобщающие – повторительные уроки по физике: 6 – 7 кл. Книга для учителя. – М.: просвещение, 2004
Физика. Методическая газета для преподавателей физики. № 19 2008г, №18 2005г, №2 2006г.
Физика в школе. Научно-методический журнал. – М.: Педагогика №2 — 1990, №5 — 1990