Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3
ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА
подготовила:
Солнышкина
Елена Ивановна,
учитель физики
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 3 г. Выкса
г. Выкса
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………………..3
Цели и задачи раздела……………………………………………………………………5
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями……………………………………………………………6
Ожидаемые результаты освоения раздела программы…………………………….…..7
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся………………………………………………………….…8
Система знаний и система деятельности……………………………………………………………..14
Календарно-тематическое планирование по разделу…………………………………..16
Список литературы……………………………………………………………….22
1. Пояснительная записка
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме «Физика атомного ядра» учебного предмета «Физика» составлена для 11 класса (профильный уровень, 5 учебных часов в неделю) на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для образовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312; приказ от 30.08.2010.№889 «О внесении изменений в Федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования);
Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике /П.Г.Саенко, В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова и др. — М.: Просвещение, 2010/
Авторской программы по физике В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова
Учебника «Физика: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев — М.: Просвещение, 2010»
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Физика – единая наука без четких граней между ее разными разделами, но в данной методической разработке в соответствии с традициями выделен раздел «Физика атомного ядра» физической теории «Квантовая физика». В методической разработке описываются цели и задачи раздела с учетом возрастных особенностей обучающихся 11 класса; планируются ожидаемые результаты освоения раздела программы; дается обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
Актуальность методической разработки заключается также в том, что содержание данного раздела отражено в Спецификации Обобщенного плана варианта КИМ ЕГЭ 2013 года по физике: задания А18 и А19 базового уровня (с выбором ответа); А25 повышенного уровня части 3 (расчетные задачи); задание С6 высокого уровня.
2. Цели и задачи раздела
Основная цель: получение и применение знаний обучающимися об основных понятиях, физических величинах и законах ядерной физики как фундаментальной физической теории.
Задачи:
Образовательные:
1) Познакомить с процессами, происходящими в атоме и атомном ядре
2) Изучить величины, характеризующие процессы, происходящие в атомном ядре, законы, которым они подчиняются.
3) Сформировать систему знаний по теме «Физика атомного ядра».
4) Научить применять систему знаний по ядерной физике для решения задач.
Развивающие:
1) Развивать умение анализировать, структурировать и обобщать изученный учебный материал.
2) Формировать навыки самостоятельной работы с элементами исследований.
3) Способствовать развитию у обучающихся умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Воспитывать мировоззренческое понятие о познаваемости мира.
Воспитывать чувство само- и взаимоуважения при работе в творческом коллективе, чувство ценности интеллектуального труда.
В процессе изложения учебного материала применяется единый методический подход: зная перечень знаний по теме «Физика атомного ядра», систематизировать их в форме, удобной для решения задач.
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями
В примерной программе для старшей школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности, представленных для основного общего образования. Однако, надо учитывать специфику восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с их возрастными особенностями.
В старшем подростковом возрасте (15-17 лет) ведущую роль играет деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Усвоение системы научных понятий формирует тип мышления, ориентирующий подростка на общекультурные образцы, нормы, эталоны взаимодействия с окружающим миром, а также становится источником нового типа познавательных интересов (не только к фактам, но и закономерностям), средством формирования мировоззрения.
Таким образом, оптимальным способом развития познавательной потребности старшеклассников является представления содержания образования в виде системы теоретических понятий.
Подростковый кризис связан с развитием самосознания, что влияет на характер учебной деятельности. Для старших подростков по-прежнему актуальна учебная деятельность, направленная на саморазвитие и самообразование. У них продолжают развиваться теоретическое, формальное и рефлексивное мышление, способность рассуждать абстрактно-логически, умение оперировать гипотезами, рефлексия как способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции.
Психологическим новообразованием подросткового возраста является целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе, т. е. наиболее выражена мотивация, связанная с будущей жизнью, и снижена мотивация, связанная с периодом школьной жизни. В этом возрасте развивается способность к проектированию собственной учебной деятельности, построению собственной образовательной траектории.
В таком учебном предмете, как физика, ведущую роль играет познавательная деятельность. Поэтому основные виды учебной деятельности обучающегося на уровне учебных действий включают умение характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т.д.
4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Ожидаются следующие результаты освоения раздела образовательной программы по теме «Физика атомного ядра»:
На профильном уровне уровне обучающиеся будут
знать/понимать
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро, дефект масс, энергия связи, радиоактивность;
• смысл физических величин: период полураспада, дефект масс, энергия связи, удельная энергия связи;
• смысл физических законов: законы сохранения электрического заряда и массового числа, законы радиоактивного распада;
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие ядерной физики;
уметь
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: радиоактивность, протонно – нейтронную модель ядра;
применять систему знаний для решения качественных и расчетных задач;
приводить примеры, показывающие, что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов ядерной физики в создании ядерной энергетики;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
А также результаты освоения раздела направлены на достижение обучающимися личностных результатов: обучающиеся приобретут коммуникативные умения, научатся работать в коллективе, объективно оценивать результаты своего труда и труда одноклассников, видеть свой вклад в общее дело, приобретут способность к контролю и самоконтролю, развитию навыков творческого подхода к решению учебных и практических задач.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
При изучении раздела образовательной программы по теме «Физика атомного ядра» преимущественно используются следующие:
педагогические технологии обучения:
личностно-ориентированная технология (включая разноуровневое обучение и коллективное взаимообучение);
технология объяснительно-иллюстративного обучения (включая ИКТ – информационно – коммуникативные технологии);
коммуникативные технологии;
здоровьесберегающие технологии
методы обучения:
по характеру деятельности обучающихся (И.Я.Лернер и М.Н. Скаткин) — частично-поисковый метод; проблемное изложение материала;
по дидактическим целям (Ю.К.Кабанский) – метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
по дидактическим задачам (М.А.Данилов, Б.П.Есипов) – метод приобретения новых знаний; методы по применению знаний на практике; методы проверки и оценки знаний и умений.
формы организации деятельности обучающихся:
индивидуальная
групповая
коллективная (фронтальная)
Основанием для выбора технологий и методов обучения является, прежде всего, уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Этот выбор основывается на соответствии с психолого-педагогическими возрастными особенностями обучающихся 11 класса, а также обусловлен следующими причинами.
Личностно-ориентированное обучение дает обучение обучающихся по индивидуально – ориентированному плану с учётом их индивидуальных возможностей. Задачу обеспечения развития каждой личности, каждого ученика можно решить путем индивидуализации и дифференциации обучения. Эта технология ведет к созданию ситуации успеха каждого обучающегося.
Система заданий частично-поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, прочному формированию навыков и развитию обучающихся, требует от них самостоятельного овладения знаниями и способами добывания этих знаний, что очень важно в общей системе работы под руководством учителя.
Неотъемлемой частью эффективного образования должна стать исследовательская работа обучающихся. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях.
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках физики
Предмет физики в курсе средней школы является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении его учениками основ этого предмета. Перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективность обучения физики.
После проведения всероссийской программы компьютеризации школ мы имеем возможность использовать новые технологии на уроках. Сразу скажу о преимуществах данного метода работы. Это вызывает большой интерес у учащихся. Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем.
Применение компьютера в обучении — это, прежде всего, средство управления учебной деятельностью школьников: оно обеспечивает индивидуализацию обучения «в массовом порядке»; помогает создать проблемную ситуацию; дает возможность учащемуся выступать в роли пользователя современной вычислительной техники получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности; используя цвет, мультипликацию и т.п., усиливает наглядность учебного материала; способствует активизации учащихся.
Другие сильные стороны компьютера: новизна работы с ним вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивы учения; с его помощью реализуется личностная манера общения; расширяются наборы применяемых учебных задач с использованием моделирования.
Выделяют два типа компьютерного обучения:
а) непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером (обучение без учителя),
б) взаимодействие учащихся с компьютером через педагога, — обычно тогда, когда нельзя снабдить компьютером каждого ученика.
В обоих, случаях необходимо учитывать, какие именно функции учителя и учащегося при этом автоматизируются и передаются компьютеру.
Использование компьютерных технологий позволяет учителю в определённой степени добиться следующих целей:
— представить на уроках физики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации, и др);
— повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);
— использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока;
— вовлечение учащихся в сознательную деятельность;
— использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу;
— выполнение виртуальных лабораторных работ позволяет восполнить недостаток оборудования.
Использовать ИКТ на уроках физики можно по-разному:
Использовать видеопроектор и экран, при этом все можно сделать в любом доступном редакторе намного красочнее, крупнее, нагляднее, ведь мы не ограничены в использовании цветов, и нам ничего не надо экономить, мы не тратим бумагу и краски. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint. Слайды, созданные в этой среде должны отображать основные этапы урока. Например, тексты задач, домашнее задание, историческая справка, основные формулы, схемы, таблицы и прочее. Если коротко, то мы заготавливаем электронные плакаты. Это освобождает учителя от рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что очень экономит время, и потом чертеж на экране – это совсем другое, чем что-то нарисованное в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Тем более в школе функционирует не только кабинет информатики, но и кабинет физики, оборудованный компьютером, подключенным к сети ИНТЕРНЕТ, видеопроектором, интерактивной доской.
В моей работе, в последнее время все большей популярностью пользуются компьютерные мультимедийные обучающие программы и использование интерактивной доски и видеоуроков. Кроме того, я использую материалы дисков отдельно от программ для различных целей. Это – озвученные видеофрагменты, фотографии, модели, тексты, которые могут быть использованы для презентаций, докладов, рефератов и других творческих работ учителя и ученика. При подготовке к урокам я также использую Интернет ресурсы.
Особенно хочется остановиться на использовании электронных образовательных ресурсов.
ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные системы (ОМС).
На портале Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) представлена коллекция электронных образовательных ресурсов, созданных на базе открытых модульных систем.
Открытая образовательная модульная мультимедиа система (ОМС) представляет собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры1. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент, например, тематический элемент — «Закон радиоактивного распада». Для каждого тематического элемента имеется три типа электронных образовательных ресурса:
— модуль получения информации (И-тип);
— модуль практических занятий (П-тип);
— модуль контроля (К-тип).
При этом каждый ЭОР автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.
Информационные модули
Информационные модули (И-тип) представлены иллюстрированными материалами, интерактивными анимациями, видеофрагментами, интерактивными моделями.
Практические модули
Практические модули (П-тип): лабораторная работа, виртуальная среда, самостоятельная работа с комментариями, игровые задания, задания творческого характера с комментариями, практикум – интерактивные тестовые задания с комментариями.
Контрольные модули
Контрольные модули (К-тип) делятся на:
интерактивные тренажеры, предназначенные для формирования базовых знаний и умений с последующей отработкой ключевых компетенций, нужных для решения задач;
интерактивные модели исследовательского характера (лабораторные работы);
интерактивные тесты, включающие задания различных типов (сортировка, указание объекта, классификация, выбор нескольких ответов, перемещение объектов и т.п.)
Электронные образовательные ресурсы, представленные на сайте Единой коллекции, были разработаны в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования и проекта «Информатизация системы образования». В рамках данного проекта ресурсы были названы цифровыми образовательными ресурсами или ЦОР. На сайте размещены наборы ЦОР к некоторым учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, познавательные и культурно-просветительские материалы.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровье сберегающие технологии реализуются в учебном процессе с помощью смены видов деятельности на уроке, использования различных физкультминуток.
Выбранные технологии и методы обучения имеют огромное значение, так как:
способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний по учебному предмету;
вырабатывают умения и навыки самостоятельной работы обучающихся;
формируют умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;
развивают личностные качества ученика;
влияют на выбор будущей профессии учеников.
6. Система знаний и система деятельности
Таблица 1 Соответствие этапов урока и методов обучения
Метод обучения
| |
проверка домашнего задания:
|
|
объяснение нового материала:
|
|
закрепление нового материала:
|
|
постановка творческой задачи:
|
|
постановка проблемы после проведения эвристической беседы:
|
|
показ видео-фрагментов
| объяснительно-иллюстративный
|
творческая работа: подготовка реферата, презентации
|
|
фронтальный эксперимент | исследовательский
|
решение задач |
|
подведение итогов:
|
|
Таблица 2 СООТНОШЕНИЕ МЕТОДОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Метод
| Вид деятельности
| Уровни
| ||
умственной деятельности
| знаний
| |||
1
| Объяснительно-иллюстративный
| Репродуктивный с помощью
| I — узнавание
| I — знания-знакомства
|
2
| Репродуктивный
| без помощи
| II — воспроизведение
| II — знания-копии
|
3
| Проблемное изложение
| продуктивный с помощью
| III — применение
| III— знания-умения
|
4
| Частично-поисковый
| без помощи
| IV — творчество
| IV— знания-трансформации
|
5
| Исследовательский
| без помощи
| IV — творчество
| IV— знания-трансформации
|
7. Календарно-тематическое планирование по разделу
11 класс. Профильный уровень. 5 ч/нед (170ч/год)
ТЕМА 4.3. Физика атомного ядра (14 ч)
|
Параграф | |
99/1 | Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений | 97 |
100/2 | Открытие радиоактивности | 98 |
101/3 | Альфа-, бета- и гамма- излучения | 99 |
102/4 | Радиоактивное превращение | 100 |
103/5 | Закон радиоактивного распада. Период полураспада. | 101 |
104/6 | Изотопы | 102 |
105/7 | Открытие нейтрона. Состав ядра атома | 103, 104 |
106/8 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер | 105 |
107/9 | Ядерные реакции. | 106 |
108/10 | Энергетический выход ядерных реакций. Решение задач. | 106 |
109/11 | Деления ядер урана. Цепные ядерные реакции | 107, 108 |
110/12 | Ядерный реактор | 109 |
111/13 | Термоядерные реакции применение ядерной энергии. | 110, 111 |
112/14 | Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологические действие ионизирующих излучений | 112,113 |
Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
1 | Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений | Урок изучения нового материала | Принципы действия устройств для регистрации излучений
| Знать устройство и принцип действия счетчика Гейгера, камер Вильсона и пузырьковой |
2 | Открытие радиоактивности | Комбинированный урок | Открытие радиоактивности | Знать историю открытия явления радиоактивности |
3 | Альфа-, бета- и гамма- излучения | Комбинированный урок | Альфа-, бета- и гамма- излучения | Знать природу альфа-, бета- и гамма- излучений. Знать области применений альфа-, бета- и гамма- излучений. |
4 | Радиоактивное превращение | Комбинированный урок | Радиоактивное превращение. Правила Содди | Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада. записывать альфа-, бета- и гамма распады |
5 | Закон радиоактивного распада. Период полураспада. | Комбинированный урок | Закон радиоактивного распада. Период полураспада. | Знать закон радиоактивного распада, уметь рассчитывать количество радиоактивных ядер в любой промежуток времени. |
6 | Изотопы | Урок изучения нового материала | Изотопы | Знать и понимать понятие изотопы. Знать изотопы водорода
|
7 | Открытие нейтрона. Состав ядра атома | Комбинированный урок | Нейтрон. Протонно – нейтронная модель ядра | Знать протонно-нейтронную модель ядра. Уметь определять зарядовое и массовое число Уметь применять знания при решении задач
|
8 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер | Комбинированный урок | Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер | Понимать смысл физических понятий: атомное ядро, ядерные силы, энергия связи, дефект масс. Приводить примеры строения ядер химических элементов. Рассчитывать энергию связи химических элементов |
9 | Ядерные реакции. | Комбинированный урок | Ядерные реакции. | Уметь решать задачи на составление ядерных реакций, определение неизвестного элемента реакции |
10 | Энергетический выход ядерных реакций. Решение задач. | Урок — практикум | Вычисление энергетического выхода | Уметь решать задачи на вычисление энергетического выхода |
11 | Деления ядер урана. Цепные ядерные реакции | Комбинированный урок | Деления ядер урана. Цепные ядерные реакции | Уметь объяснять физические явления: деление ядер урана. Цепная реакция |
12 | Ядерный реактор | Урок — семинар | Ядерный реактор | Иметь представление о работах Ферми и Курчатова и других ученых в этой области, знать об условиях осуществления и протекания управляемой цепной ядерной реакции, знать принцип действия атомной электростанции. |
13 | Термоядерные реакции применение ядерной энергии. | Урок применения знаний | Термоядерные реакции применение ядерной энергии. | Понимать важнейшие факторы, определяющие перспективность различных направлений развития энергетики, в том числе термоядерной |
14 | Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие ионизирующих излучений | Урок — конференция | Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие ионизирующих излучений | Уметь приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы и способы снижения этого влияния, приводить примеры экологических проблем работы атомных электростанций и способы решения этих проблем |
8. Список литературы
Информационно-методическое обеспечение
Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике /П.Г.Саенко, В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова и др. — М.: Просвещение, 2007/
Авторская программа по физике В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова
Примерная программа для основной и средней (полной) школы по физике представлена на сайте Министерства образования и науки РФ https://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/
Приказ МО России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на сайте «Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы» https://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14402
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009.
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам (проект). Физика 10 -11кл./под ред. А.А. Кузнецова и др. — М.: Просвещение, 2010.
Сборник нормативных документов. Физика /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2007.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011 / 2012 учебный год. Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. N 2080.
Учебно-методическое обеспечение
Физика: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, — М.: Просвещение, 2010.
Поурочные разработки по физике:11 класс / В. А. Волков. — М.: ВАКО, 2006.
Сборник задач по физике. 10-11 классы / А. П. Рымкевич. – М.: Просвещение, 2011.
Контрольно-измерительные материалы. Физика: 11 класс / Сост. Н.И.Зорин. – М.: ВАКО, 2010.
Физика-11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы Л.А.Кирик. – М.: Илекса, 2004
Литература для учителя
Минькова Р.Д., Свириденко Л.К., Проверочные задания по физике. – М.: Просвещение, 1992.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в современном образовании. — М.: Академия. 2010.
Разумовский В.Г., Браверманн Э.М. Урок физики в современной школе (творческий поиск учителя). — М.: Просвещение, 1993.
Селевко Г.К., Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. – М.: Педагогика, 1996.
Уровневая дифференциация обучения. Из опыта работы. Выпуск 12. / Сост. О.Б. Логинова. – М.: «Образование для всех», 2002.
Якиманская И.С., Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Просвещение, 1996.
1 Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. – М.: Агентство ”Издательский сервис”, 2010
25