Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 города Петровска Саратовской области»
Урок физики в 6 классе
(пропедевтический курс)
по теме «Диффузия»
Автор: Андреева Ольга Александровна,
учитель физики МБОУ
«СОШ №8 г. Петровска
Саратовской области»
Петровск 2014 г.
Тема «Диффузия»
Андреева О.А.
Класс 6.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении физических задач.
Метапредметные:
— умение находить информацию в источнике, представлять ее в понятной форме;
— умение понимать и использовать средства наглядности (схемы);
— умение выдвигать гипотезы, понимать необходимость их проверки;
— умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
— умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
— умение самостоятельно ставить цели, создавать алгоритмы для решения учебных физических проблем.
Предметные: формирование у учащихся понятия о диффузии, как о физическом явлении.
Выяснение особенностей прохождения.
Оборудование и материалы урока:
справочный материал, мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация для интерактивной доски, карточки для групповой работы, карты урока для обучающихся, материалы (горох, пшено, краски, стаканы с водой, кисточки, кусочки ваты, 2 пипетки, 4 чайных фильтр – пакета, йод, спирт), цветные магниты.
Технологическая карта урока
Время | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД | |
1.Самоопределение к деятельности
| 1 мин | Включаются в деловой ритм урока.
| Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Сообщение — работа в картах урока, с источником информации, использование опорных слов.
| Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний
| 4 мин | Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы. .
Просмотр кадров мультфильма, ответы на вопросы. Фронтальная экспериментальная работа: наблюдают процесс смешивания частиц краски с частицами жидкости. Отвечают на вопросы | Можно плыть по реке, но сгущается пар, застывает река, Вопросы учителя: Что вы уже знаете о частицах?
Вопросы:
Эксперимент. Стакан чистой воды, кисточка, краски. Что наблюдаете?
| Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: умение строить высказывания.
|
3.Этап выявления места и причины затруднения. | 3 мин | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Видят явное затруднение в объясни нового явления. | Вопросы:
Вам интересно это узнать? Предлагаю вам угадать его название. Выбрать из ряда слов — новое, незнакомое: смешивание, распространение, диффузия, растекание, проникновение. Что означает это слово в переводе с латинского? | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения
| 3 мин | Формулируют тему и цель урока, записывают тему в тетрадь. Определяют метод решения задачи: исследование, проведение опыта, работа с учебником, с доп.литературой. | Предлагает сформулировать тему. Что мы будем делать? Исследовать, изучать. Что исследовать? Источники познания.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Регулятивные: целеполагание, планирование |
5.Этап реализации построенного проекта. «Открытие» учащимися новых знаний.
| 15 мин | Отвечают на вопросы учителя. Делают самостоятельные выводы. Читают текст, находят необходимую информацию. Составляют самостоятельно модель процесса диффузии. Работа в группах: 1. Исследование зависимости скорости протекания диффузии от температуры. 2. Исследование скорости протекания диффузии в газах и жидкостях.
Физминутка! | Информация о соблюдении Т.Б.
Предлагает группам проверить гипотезы. Заслушивает результат.
| Познавательные: формулировка проблемы, умение строить высказывание, поиск информации, моделирование, умение структурировать знания Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли, управление поведением партнера Регулятивные: планирование, прогнозирование Личностные: смыслообразование |
6. Первичное закрепление
| 5 мин | Решают предложенные задачи, участвуют в групповом обсуждении ответа. | Предлагает задачи: диффузия в природе и жизни человека (игра-мозаика, картинки с вопросами). | Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение строить высказывание Личностные: смыслообразовние, нравственно-эстетическое оценивание
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| 4 мин | Работают с тестами, самопроверка по эталону, самооценивание. | Тест с самопроверкой по эталону
| Регулятивные контроль, оценка, коррекция Познавательные: структурирование знаний Личностные: нравственно -эстетическое оценивание. |
8. Включение новых знаний в систему учебных действий
| 2 мин | Предлагают свою версию.
| Возможна ли диффузия в твердом веществе? Предлагается домашнее экспериментальное задание с пластилином двух цветов. На эксперимент дается 1 месяц. Почему так много времени? Почему же не происходит диффузии между кусочками мела, если их положить друг на друга? Почему части расколотой чашки не соединяются вновь?
| Регулятивные: прогнозирование
|
9. Рефлексия. Подведение итогов урока
| 2 мин | Участвуют в рефлексии, выражают свое настроение, свое отношение. Оценивают себя сами. | Организует рефлексию. «Я предлагаю вам закончить предложения: На уроке я узнал… Мне на уроке понравилось… Мне показалось трудным…»
| Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: оценка, самооценка |
10. Домашнее задание
| 1 мин | Записывают домашнее задание
| Комментирует домашнее задание |
|
Использованная литература:
Учебник «Физика 7 класс» А.В. Перышкин — М.:Дрофа, 2012 г.
А.И. Сёмке. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, А.И. Сёмке – М.:НЦ ЭНАС, 2001 г.
А.Л. Камин. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителя. 7-й класс. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003