Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
г. Навашино Нижегородской области
Конспект урока по физике
в 10 классе
«Закон сохранения механической энергии»
подготовила
учитель физики и информатики
Кравченко Ольга Александровна
Навашино 2010
Конспект урока по физике в 10 классе
«Закон сохранения механической энергии»
Кравченко Ольга Александровна
учитель физики и инфоматики
1 категории
МОУ СОШ №2
г. Навашино Нижегородской области
Содержание
Психолого–педагогическая характеристика…………………………….. стр. 3
Характеристика исходного уровня знаний,
умений, навыков необходимых для усвоения темы…………………… стр. 5
Цели и задачи урока …………………………………………………………… стр. 6
Формы и методы урока………………………………………………………… стр. 7
План-конспект урока…………………………………………………………… стр. 8
Самоанализ……………………………………………………………………… стр. 18
Список литературы……………………………………………………………..стр. 23
Психолого-педагогическая характеристика
класса.
В 10 классе 6 человек, девочки. Уровень учебных способностей у 33% выше среднего, У 33% — средний, у 33; — ниже среднего. Отношение к учебной деятельности в целом и к предмету «физика» в частности — сознательное. Наличие познавательного интереса определяется практической значимостью материала. Если познавательный интерес иногда и отсутствует, то это полностью компенсируется установкой на учение.
Кругозор учащихся неширок, возможно, из – за недостаточного привлечения дополнительного материала при изучении предмета. К современному состоянию и развитию науки активной заинтересованности не проявляют. Вероятно, из–за недостаточного объема прочитанного (художественная литература, дополнительный материал по предметам) словарный запас у 66% учащихся невелик. Это отражается на умении правильно, грамотно выразить свою мысль и устно и письменно.
У 50% можно отметить низкую эмоциональность речи, что объясняется, прежде всего, типом темперамента.
Степень развития произвольного внимания высокая, внимание устойчивое, направленное на понимание изучаемого материала. Из-за недостаточного словарного запаса развитие преднамеренной памяти носит характер механического заучивания. Механическое (неосмысленное) заучивание определений влечет за собой низкую прочность их запоминания, но пояснить своими словами суть этого определения, привести примеры, подтверждающие правильность своего объяснения, могут все учащиеся.
Развитие мышления находится на среднем уровне. Иногда могут ошибаться, относя второстепенные признаки к существенным. Но при достаточном количестве примеров (и собственных, и приведенных учителем), чаще всего самостоятельно исправляют свою ошибку.
Усвоение абстрактных понятий сопряжено с некоторыми затруднениями, преодолеть которые можно проведением аналогий с жизненным опытом учащихся.
Способность сравнивать и обобщать — неразрывно связана с умением выделять главное. Если существенные признаки, по которым проводится сравнение, выделены правильно (самостоятельно или с помощью учителя), то сравнение и обобщение не вызывает затруднений.
Делать самостоятельно выводы могут 33% учащихся. Остальные с незначительной помощью учителя или более сильных одноклассников.
В незнакомой ситуации пути решения проблемной задачи найти самостоятельно могут не всегда, но достаточно небольшой подсказки, наводящего вопроса, чтобы задача была решена верно.
Мотивы учебной деятельности разные. Те, кто определился с будущей профессией (33%), сознательно прикладывают силы, чтобы получить знания высокого уровня. Те, кто не определился с профессией, стараются успевать по всем предметам, но работают, не используя свои возможности полностью.
Если материал изложен очень доступно, не пестрит научными терминами, описывает конкретную жизненную ситуацию и может быть применен к уменьшению затрат времени при выполнении задания, т.е. когда учащиеся четко видят практическую значимость изучаемого материала – у них проявляется живейший интерес к предмету. При этом и темп и качество работы возрастает вдвое.
Учащиеся восприимчивы к похвале учителя. Похвала подвигает их на новые усилия при достижении каких–либо целей. Порицание не имеет стимулирующего действия, напротив, убеждает учащихся в собственной несостоятельности, не достаточной компетенции, неспособности к решению учебных задач.
Учащиеся в силу своего воспитания не нуждаются в контроле соблюдения режима дня: на занятия приходят без опозданий, всегда подготовленными (в меру своих возможностей), со всеми учебными принадлежностями. На уроке учащиеся дисциплинированы.
Характеристика исходного уровня знаний, умений, навыков необходимых
для усвоения темы.
Исходный уровень знаний складывался изначальных сведений:
— о кинетической и потенциальной энергии;
— о превращении одного вида механической энергии в другой, которые были получены учащимися в 7 классе. Как показал опрос, проведенный перед изучением темы: «Потенциальная и кинетическая энергия», все учащиеся знали:
— потенциальная энергия связана с высотой, на которой находиться тело;
— кинетическая энергия связана со скоростью движения тела. Уверенно приводили примеры превращения одного вида механической энергии в другой. Но примеры одного типа: движение тел без учета работы силы трения, не смотря на то, что тема: «Работа силы» была изучена на предыдущем уроке.
После расширения и углубления знаний о физ. величинах Ер и Ек учащиеся осознанно усвоили следующее:
— потенциальная энергия зависит не столько от высоты, сколько от нулевого уровня отсчета энергии;
— потенциальная энергия это не энергия тела поднятого над Землей, а энергия гравитационного притяжения тела к Земле, т.е. потенциальная энергия характеризует систему тело – Земля;
— Ер = mgh, Ек = mV2/2;
— решение задач на определение энергии, изменения энергии освоено всеми учащимися.
Но то, что изменение кинетической энергии связано с работой всех сил, действующих на тело, осознанно восприняло два человека.
Понимания физического смысла абстрактных понятий дается с трудом учащимся этого класса, поэтому они ограничились механическим заучиванием определений и при рассказе их не замечают искажения смысла при пропуске, перестановке одного или нескольких слов.
Цели и задачи урока
Цель:
Раскрытие учащимися, в ходе урока, смысла закона сохранения энергии, получение сведений о границах его применимости, приобретение умения описывать преобразования энергии при движении тел.
Задачи:
Создать условия для формирования умений, обеспечивающих самостоятельное успешное применение закона сохранения механической энергии к решению задач на преобразование энергии придвижении тел
Способствовать развитию умений самостоятельно выделять главное, обобщать и систематизировать имеющиеся знания. Развивать умение грамотно выражать свои мысли, строить логически выдержанный рассказ.
Продолжать работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество.
Формы и методы урока
На уроке использовались следующие методы обучения:
контроля: устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений; стимулирование интереса к учению; работа с дидактическим материалом; мотивации; репродуктивное изложение; эвристическая беседа; частично — поисковый метод; аналитический; дедуктивный; практические: письменные, устные упражнения;.
При выборе методов обучения учитывались следующие критерии:
— соответствие методов цели урока, их максимальная направленность на решение всех трех ее аспектов;
— ориентированность, соответствие метода содержанию учебного материала;
— соответствие методов формам организации познавательной деятельности учеников;
— соответствие реальным учебным возможностям школьников;
— соответствие методов возможностям учителя по и использованию;
— соответствие методов принципам дидактики.
Урок построен с использованием таких форм обучения, как:
— фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи). В ходе осуществления этой формы происходит прямое, непосредственное воздействие учителя на коллектив учащихся, которое должно пробуждать у них ответные мысли, чувства, переживания. Общая цель работы достигается за счет индивидуальных усилий каждого ученика.
— групповая форма организации познавательной деятельности (единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников). При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реально помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
Содержание деятельности учителя
| Содержание работы ученика | ||||||||||
I. Организационный этап Цель: Стимулирование деятельности учащихся, обеспечение их общей готовности. Задача: Обеспечить своевременное и организованное начало урока.
|
Взаимные приветствия учителя и учащихся;
Фиксация отсутствующих;
Организация внимания и внутренней готовности.
|
| |||||||||
II. Проверка ЗУН Цель: Выявление и анализ имеющихся у учащихся ЗУН. Задачи: — проверить опорные знания учащихся о физических величинах, между которыми устанавливается зависимость: Ек, Ер, А; — устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН; — стимулировать опрашиваемых и весь класс к активному участию в поиске более полных и правильных ответов. Методы: 1) контроля: устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений 2) стимулирования интереса к учению: групповая работа учащихся, работа с дидактическим материалом Проверка домашнего задания «у всех» воспитывает ответственность учащихся, приучает к обязательности выполнения домашнего задания. Необходимо создать для учащихся «ситуацию успеха» по результатам осмысления предыдущей деятельности. Учащиеся должны продемонстрировать то, что они уже знают и умеют. Это помогает создать положительный фон урока. Оценка учителем — показывает качество выполнения работы, владение результатом своей деятельности, приносит ощущение радости успеха или горечь ошибок. | 1.Организация работы (в группах с дидактическими карточками), направленной на выяснение степени усвоения заданного на дом материала, определение типичных недостатков в знаниях и их причины, ликвидацию обнаруженных недочетов.
— Я раздам на каждую парту вот такую таблицу (слайд 2) В ней, в левом столбце, «вопросы анкеты», ответив на которые вы сможете охарактеризовать любую физическую величину. И некоторое количество карточек с возможными ответами на вопросы из левого столбца. Среди карточек есть незаполненные, на них вы можете написать свой вариант ответа. Ваша задача заполнить пустой правый столбец таблицы для определенной физической величины: работы, потенциальной или кинетической энергии, мощности. Эту работу мы выполним в четырех вариантах (слайд 3)
После того как вы приведете в соответствие правый и левый столбцы таблицы, кто-то один из пары озвучит результат работы, но так, что бы у вас получился связанный рассказ о физической величине. Постарайтесь выполнить это задание за 3 минуты.
2. Визуальная проверка наличия и правильности выполнения письменного домашнего задания. Задача: Тело начинает скользить без трения с верхней точки наклонной плоскости высотой h, составляющей с горизонтом угол β. Найдите скорость тела в конце наклонной плоскости. (Ответ V=2gh )
4. А теперь посмотрим и послушаем результат вашей работы. Я оставляю за собой право задавать уточняющие вопросы. (по гиперссылке перейти на заполненные «анкеты» физических величин, каждый раз возвращаясь к слайду 3 – с заданиями для каждого варианта) 5. Аргументированная оценка ответов. |
1. Работают (в группах) с предложенными учителем карточками, показывая глубину и осознанность знания данной темы.
3.Озвучивают результат своей работы, отвечают на дополнительные вопросы, на собственных примерах показывают осознанность, глубину понимания рассматриваемой физической величины.
| |||||||||
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Цель: Организация и направление к цели урока познавательной деятельности учащихся. Задача: — Сформулировать совместно с учащимися цели, темы и задач изучения нового материала; — показать его практическую значимость;
Методы: стимулирования и мотивации Цель урока, сформулированная вместе с учащимися становиться для них личностно значимой. Демонстрация более «простого», «короткого» способа решения трудной задачи направлена на: обеспечение осознания задач урока учащимися; заинтересованное отношение к их реализации; раскрытие цели для самих школьников. Понимая замысел заданий учителя, дети могут в полной мере проявить активность, самостоятельность инициативу при работе над ними. |
— Посмотрите правильное решение и оформление домашней задачи (слайд 4) — У некоторых были небольшие недочеты, кто-то задачу не решил, но я думаю, все вы согласитесь, что здесь достаточно «ошибкоопасных» мест. — Сегодня я покажу вам способ, позволяющий решить эту задачу гораздо быстрее, причем в нем практически негде ошибиться. mgh = mV2/2 V=2gh (слайд 5), (слайд 6)
— Он рассматривается в разделе «Закон сохранения полной механической энергии», такой же будет и тема нашего сегодняшнего урока: (слайд 7) «Закон сохранения полной механической энергии». — Какие учебные задачи мы поставим перед собой при изучении этой темы? (слайд 7) |
— Выяснить, к решению каких задач можно применять этот способ. — Научиться решать задачи новым способом;
| |||||||||
III. Этап усвоения новых знаний Цель: Ознакомление учащихся с новым материалом Задача: Дать учащимся конкретное представление о — законах сохранения и изменения полной механической энергии; — ситуациях, в которых они выполняются, — правилах применения изученных законов к решению задач. Методы: Репродуктивное изложение с элементами эвристической беседы. Репродуктивное изложение для формирования знаний применяется по причине неготовности учащихся к проблемному изложению материала и в целях экономии времени. Но неоднократное возвращение к основной идее изучаемого закона на последующих этапах компенсирует то, что знания дети добыли не собственными усилиями. | — Попробуйте, используя свои знания, объяснить показанный мной способ решения задачи.
Рассмотреть предложенные учащимися объяснения второго способа решения задачи (если они есть). (слайд 8)
2.При затруднениях помочь наводящими вопросами: а) что означает произведение mgh? Дробь mV2/2? б) есть ли внешние силы, действующие на движущееся тело? в) куда исчезла Ер и откуда возникла Ек? г) где был выбран нулевой уровень для Ер? д) почему именно в этой точке? е) почему я приравняла Ер и Ек? ж) чему равна энергия тела на середине пути? и т.п.
3.Обобщение учителя — «Если система замкнута, т.е. на тела не действуют внешние силы, то сумма Ер и Ек при любых взаимодействиях системы остается постоянной»
4. А если в задаче нужно учитывать Fтр, можно ли утверждать что вся Ер преобразуется в Ек? Можно ли в данном случае применить второй способ решения?
Ответим на эти вопросы вместе и обобщим все вышесказанное.
Все силы, действующие на тело (результирующая сила), изменяют его скорость, т.е. его кинетическую энергию. А значит, совершают работу: (слайд 9)
Ек – Еко = А, (слайд 9*) где А (работа) — сумма работ потенциальных и непотенциальных сил. — Какие силы являются потенциальными? — Какие силы не являются потенциальными? — Приведите примеры таких сил Ек – Еко = Ар +Аnр, (1) (слайд 9**) или (Ек + Ер) – (Еко + Еро) = Аnp (слайд 9****) это закон изменения механической энергии Изменение механической энергии системы равно работе всех непотенциальных сил если Аnр = 0, то Ек – Еко = Ар,(слайд 10) где Ар — работа потенциальных сил — равна изменению потенциальной энергии на начальном и конечном уровне, Ек – Еко = Еро – Ер или Ек + Ер = Еко + Еро, (2) В замкнутой консервативной системе Полная механическая энергия сохраняется Сумма Ек и Ер – полная механическая энергия системы в конечный , Еко и Еро начальный момент времени. Это и есть закон сохранения полной механической энергии. Он получен из законов Ньютона, но имеет более широкую область применения, чем законы Ньютона. Полная механическая энергия сохраняется и для систем микрочастиц, для которых законы Ньютона неприменимы. Справедливость закона подтверждается экспериментально с высокой степенью точности. 5. В чем же физический смысл этого закона? Как вы понимаете его? Может ли механическая энергия исчезнуть в никуда или возникнуть ниоткуда? (слайд 11) 6.Попробуйте еще раз объяснить мой способ решения задачи, но уже с учетом полученных знаний. 7. А если в задаче система неконсервативна, можно ли эту задачу решать энергетическим способом? |
1. Пробуют объяснить способ решения задачи, предложенный учителем.
2. Отвечают на поставленные вопросы.
3. Самостоятельно или с помощью учителя приходят к выводу: если на взаимодействующие тела не действуют внешние силы, то сумма Ер и Ек при любых взаимодействиях тел системы остается постоянной.
4. К потенциальным силам относятся силы, работа которых не зависит от формы траектории-Fт, Fупр; непотенциальные силы –Fтр, Fтяги
5. Механическая энергия не возникает и не пропадает. Она превращается из одного вида в другой. Полная энергия остается неизменной 6. В нашей задаче тело движется под действием Fт, Fтр нет, внешних воздействий нет – значит, система замкнута и консервативна, поэтому применяем формулу (2). 7. Если система неконсервативна, т.е. действуют непотенциальные силы, нужно применять формулу (1), в которой эти силы учитываются.
| |||||||||
IV. Этап обеспечения планируемого уровня знаний. Цель: Усвоение знаний и умений на уровне осознания. Задача: — Выделить и повторить узловые моменты; — проанализировать результат усваиваемых или усвоенных знаний, — скорректировать знания Методы: 1) частично — поисковый 2) организации учебно-познавательной деятельности (аналитические, дедуктивные) Развитие умения анализировать приобретенные знания, явления, осуществлять дедуктивные умозаключения стимулирует развитие мышления. Выделяя главное, улавливая различия, сопоставляя и сравнивая, приводя свои знания в систему учащиеся избегают формализма в знаниях.
|
1.Проверка глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий через:
создание нестандартной ситуации при использовании знаний;
постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; обращение к классу;
— Разработаем памятку для решения задач на применение закона сохранения полной механической энергии. Что она должна содержать по вашему мнению?
— Заслушиваются предлагаемые учащимися пункты памятки.(слайд 12)
Учителем выдвигаются требования дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другой более рациональный способ.
2. Учет дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала.
|
— Способы установить, в каких случаях нужно применять формулу Ек – Еко = Ар +Аnр, в каких формулу Ек + Ер = Еко + Еро
Разрабатывают памятку (в группах по двое) для решения задач с применением закона сохранения полной механической энергии. В результате коллективной работы учащиеся должны получить следующую памятку, для того чтобы выяснить возможность применения закона сохранения полной механической энергии к решению задач.: Система замкнута? Да (внешние силы на тела системы не действуют) Нет ( внешние силы на тела системы действуют)
Силы взаимодействия тел системы консервативны?
Да ( силы потенциальны: их работа не зависит от траектории — Fт, Fупр) Нет ( силы непотенциальны: их работа зависит от траектории – Fтр, Fтяги) Fтр, Fтяги
Ек + Ер = Еко + Еро Ек – Еко = Ар +Аnр
| |||||||||
V. Этап закрепления нового материала. Цель: Усвоение умений пользоваться знаниями. Задача: Учить оперировать полученной информацией. Методы: практические: письменные и устные упражнения
|
1. Я предлагаю вам задачи: (слайд 13)
Найдите максимальную высоту, на которую поднимется камень, брошенный вертикально вверх с начальной скоростью 20 м/с. Сопротивлением воздуха пренебречь. (слайд 13 по гиперссылке перейти к анализу задачи, затем вернуться на слайд13)
Найдите начальную скорость, с которой теннисист подбрасывает мяч вертикально. Обычно теннисист выпускает мяч на высоте 2 м от покрытия, подбрасывая его на максимальную высоту 3,5 м. (слайд 13 по гиперссылке перейти к анализу задачи, затем вернуться на слайд13)
На какую глубину погрузится спортсмен, если скорость вхождения в воду 11 м/с.
Вы анализируете их с помощью составленной нами памятки, первую решаете и проверяете правильность решения «старым» способом. 2.Учителем выдвигаются требования дополнить, уточнить или исправить ответ ученика. |
1. Анализируют:
— Система «Земля – камень» замкнута. Камень движется только под действием силы тяжести, благодаря начальному запасу кинетической энергии. — Сила взаимодействия тел — сила тяжести. Это потенциальная сила – ее работа не зависит от формы траектории. — Задач решается с помощью закона сохранения полной механической энергии. Ек + Ер = Еко + Еро
2. Решают:
mV2/2 + mgh = mVо2/2 + mghо mgh = mVо2/2 h = Vо2/2g h = 20,4м.
3. Проверяют: S = (V2 –V2)/2g S = 400:19,6 = 20,4 м
| |||||||||
VI. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: Восприятие и понимание всеми учащимися домашнего задания. Задачи: — Сообщить учащимся о домашнем задании, — разъяснить методику его выполнения — мотивировать необходимость и обязательность выполнения оптимального объема задания. Методы: 1)самостоятельной познава — тельной деятельности уча — щихся: самостоятельные работы по изучаемому материалу (работа с книгой) самостоятельные работы по познавательной деятельности (по заданному образцу ) 2)Дифференциация заданий Сознательность учащихся этого класса не позволяет минимализировать домашнюю работу. Самостоятельность выбор задания сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную работу по самообразованию и проверке собственных умений. |
Я предлагаю вам 4 вида домашнего задания (на карточках).
1. Вы изучаете §35, письменно отвечаете на вопросы после него.
2. Вы решаете 2 задачи, подробно объясняя решение каждой. Одна из задач на применение закона сохранения механической энергии, но я не указываю какая. 1. Брусок массой 2 кг находится на наклонной плоскости с углом наклона 30о. Какую силу, направленную горизонтально, надо приложить к бруску, чтобы он двигался равномерно по наклонной плоскости? Коэффициент трения бруска о наклонную плоскость равен 0,03. 2. С какой начальной скоростью надо бросить вертикально вверх вниз мяч с высоты h, чтобы он после удара о землю подпрыгнул относительно начального уровня на высоту ∆ h = h? Считать удар абсолютно упругим.
3. Вы сами составляете и подробно решаете 1 – 2 задачи двумя способами («по старинке» и через закон сохранения полной механической энергии).
4. Вы разрабатываете 3 – 4 вопроса с несколькими вариантами ответов на каждый (мини – тест) по материалу, изученному на сегодняшнем уроке, и решаете 1 задачу на применение новых знаний. 1. Камень брошен вертикально вверх с начальной скоростью 10 м/с. На какой высоте h кинетическая энергия камня равна его потенциальной энергии
Возможно, вы выберете то, которое поможет вам лучше запомнить, усвоить все, что мы узнали и чему научились на сегодняшнем уроке или то, которое потребует минимальных затрат времени и сил, но его сложность будет ниже ваших учебных возможностей. Поэтому оценка за выполнение домашней работы будет выставлена с учетом — правильности выполнения задания, — аккуратности оформления, — соотношения ваших способностей с выбранным вариантом задания.
Проверка понимания учащимися содержания работы, способов ее выполнения, критериев оценки.
|
Аргументированный выбор вида домашнего задания
| |||||||||
Рефлексивно – оценочный этап Цель: Рефлексия, оценка собственной деятельности Задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Мысленное возвращение к прошлым действиям поможет увидеть результат своей работы и повторить ключевые моменты нового материала. | — Какую задачу мы ставили перед собой на уроке? — Мы выполнили ее? — Как именно мы ее выполнили? — Сможете ли вы самостоятельно применить разработанную нами схему?
— По каким критериям мы оценим работу на уроке?
— Что вы можете предложить для более прочного усвоения этой темы
Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.
|
Отвечают на поставленные вопросы сообразно своим представлениям и собственной роли на уроке. |
Самоанализ урока
В 10 классе 6 человек, на уроке присутствовали все. Из них двое имеют уровень учебных возможностей выше среднего, двое – средний, двое – ниже среднего.
По тематическому плану это шестой урок из шести, отведенных на изучение главы «Законы сохранения»
Роль данного урока в процессе обучения следующая:
— на уроке можно показать, как физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы
— учить раскрывать смысл физических законов
— учить соотносить понятия с теми свойствами процессов, для характеристики которых эти понятия вводятся.
Роль в изучаемой теме:
— показывает связь между рассмотренными ранее понятиями: работа силы, потенциальная и кинетическая энергия
— на этом уроке вводится понятие одного из фундаментальных законов физики
Исходя из государственного стандарта, учащиеся должны уметь:
— раскрывать смысл закона сохранения энергии
— описывать преобразование энергии при свободном падении тел, при движении тел с трением
— приводить примеры, показывающие, что законы физики имеют определенные границы применимости.
Триединая цель урока:
Учащиеся в ходе урока уясняют смысл закона сохранения механической энергии, получают сведения о границах его применимости, приобретают умения описывать преобразование энергии при движении тел.
Создать условия для формирования умений, обеспечивающих самостоятельное успешное применение закона сохранения механической энергии к решению задач на преобразование энергии при движении тел в различных ситуациях;
Способствовать совершенствованию умений самостоятельно выделять главное, обобщать и систематизировать имеющиеся знания. Развивать умение грамотно выражать свои мысли, логически строить рассказ;
Продолжать работу над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество.
Все этапы урока этапы урока были направлены на достижение триединой цели урока с учетом особенностей класса.
Характеристика замысла урока
Содержание учебного материала представляет собой:
— введение понятий: полная механическая энергия системы; консервативная система;
— нахождение законов: изменения полной механической энергии, сохранения механической энергии;
— применение закона сохранения механической энергии для нахождения кинематических величин.
Введение понятий и нахождение законов осуществлялось с помощью репродуктивного изложения с элементами эвристической беседы.
Осознанное восприятие вводимых понятий и законов достигалось приведением примеров, раскрывающих смысл понятий и подчеркивающих различие между законами сохранения и изменения энергии.
Отработка умения описывать преобразования энергии при движении тел реализовывалась через выполнение устных и письменных упражнений.
Подробно рассмотренную в учебнике задачу (стр. 151) учащиеся смогут разобрать самостоятельно дома, а приведение примеров для осознанного восприятия новых понятий потребует помощи учителя.
Необходимо прочно запомнить критерии замкнутости и консервативности системы. Из раннее изученного, на этапе актуализации знаний, необходимо повторить:
-обозначения потенциальной и кинетической энергии,
-формулы для их нахождения и
— понимание физического смысла данных понятий.
Закрепление изученного осуществлялось выделением основных моментов нового материала, приведением в систему (схему) полученных знаний, отработкой навыков использования полученной схемы.
Развивающие аспекты достигались постановкой вопросов, направляющих мыслительную деятельность учащихся в нужное русло.
Воспитывающие – созданием ситуаций, где могут проявиться перечисленные качества; личным примером.
Исходя из замысла урока, он был построен следующим образом:
На этапе проверки имеющихся знаний, умений, навыков было проверено знание учащимися:
— обозначений Ек, Ер, А,
— единиц измерения,
— законов, определяющих физический смысл,
— понимание физического смысла перечисленных величин. Проверка проведена в форме «анкетирования» физической величины. Причем возможные варианты ответов были предложены учащимся, оставалось выбрать правильный ответ. При выборе ответа для «своей» физ. величины, учащиеся имели возможность повторить основные характеристики и других физ. величин. Затем учащиеся озвучили результат заполнения анкет. Работа велась в группах по двое, более слабые учащиеся имели возможность скорректировать свои знания. Кроме проверки ЗУН решались следующие задачи:
— учащиеся строили грамотный, логически выдержанный рассказ о какой-либо физ. величине, опираясь на примерный план ответа;
— так как задание выполнялось на карточках, учитель проверил наличие и правильность выполнения письменного домашнего задания;
— во время озвучивания анкет, учащийся, наиболее успешно справившийся с домашней задачей, записывал ее решение на доске. Таким образом, за небольшой промежуток времени:
— проверены и скорректированы знания всех учащихся (аргументированные оценки)
— проведена работа по развитию речи учащихся;
— записана на доске задача, нужная на следующем этапе;
— создан положительный эмоциональный фон урока, т.к. учащиеся успешно продемонстрировали свои знания (задания для этого были подобраны посильные всем)
На этапе подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала учитель выясняет, что пари решении домашней задачи почти у всех возникли трудности. Если решение и завершено, то в результате ошибки в начале или середине решения, получен неверный ответ. В момент общего согласия в том, что задача длинная, запутанная и «вообще плохая» учитель показывает свой способ решения, который умещается на одной строчке и содержит всего одну формулу. Коротко и правильно. Для данного класса естественно возникновение желания научиться так решать задачи. И учащиеся самостоятельно определяют свою учебную задачу урока:
— выяснить, все ли задачи можно решать таким способом
— научиться применять его там, где это возможно.
На этапе усвоения новых знаний учащиеся пытаются самостоятельно объяснить новое решение. Учитывая возможности детей, не следует ждать, что они объяснят все правильно, но при помощи наводящих вопросов их можно подвести к желаемому результату. В процессе беседы учитель добивается полных, грамотно построенных ответов; помощи одноклассников отвечающему. После выявления основных моментов решения учитель делает обобщение: рассказывает, когда и почему такой способ возможен, вводит понятие консервативной системы, Выводит законы изменения и сохранения механической энергии, границы применимости законов. Репродуктивное изложение выбрано в целях экономии времени, и не готовности учащихся к проблемному изложению.
На этапе обеспечения планируемого уровня знаний учащимся нужно проанализировать рассказ учителя (узловые моменты, записанные на доске), осмыслить и сделать вывод: когда применяется закон сохранения энергии, а когда закон изменения энергии. Результат учащиеся оформляют в виде памятки – схемы. При выполнении задания, учащиеся еще раз повторяют узловые моменты темы, развивают умение анализировать, приводить знания в систему.
На этапе закрепления нового материала учащиеся с помощью составленной схемы анализируют несколько задач и решают одну на выбор. Задачи подобраны на применение и того и другого закона. Со стороны учителя продолжается работа по развитию грамотной речи учащихся.
На этапе информирования о домашнем задании учащимся предложено 4 вида домашнего задания (на карточках) и подробный инструктаж выполнения к каждому заданию. Объем и форму задания учащиеся выбирают самостоятельно, но учитель обращает внимание учащихся на то, что минимальный объем задания не может заслуживать максимальной оценки и не поможет учащимся овладеть новым материалом в достаточной степени.
На рефлексивно – оценочном уровне учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи в решении задач, которые они сами поставили. Учитель также аргументировано оценивает работу каждого.
Наиболее положительно повлияли на ход урока и на его конечный результат следующие учебно — воспитательные моменты:
— проверка опорных знаний в форме заполнения «анкеты» готовыми ответами вызвала оживление в классе. А после того, как учащиеся убедились в том, что сложностей у них не возникает, и, затем, правильно, грамотно рассказали о физ. величине настроение заметно улучшилось, и они внутренне подготовились к новым «подвигам»;
— на этапе подготовки к восприятию новых ЗУН противопостановка на доске двух решений произвела запланированное впечатление на учащихся и сыграла значительную роль в мотивации учебной деятельности на данном уроке;
— на этапе обеспечения планируемого уровня знаний создание схемы, другими словами «шпаргалки», привлекло внимание, заинтересовало всех учащихся, т.к они понимали значение своей деятельности;
— дифференцированное домашнее задание, уровень которого можно выбрать самостоятельно, дает ощущение некоторой свободы, и учитывает индивидуальные склонности и желания;
— аргументированная оценка учителя, оправдавшая ожидания детей, помогла закончить урок в хорошем настроении и с уверенностью в собственных силах.
Надо отметить, что внимание учащихся на этапе усвоения новых ЗУН, в большей степени является заслугой самих детей, чем учителя. Психологические особенности данных учащихся таковы, что усвоение, понимание и запоминание материала идет заметно успешнее при практическом его применении.
Структура урока полностью соответствовала триединой цели урока, замыслу урока, учитывала возможности, способности, особенности классного коллектива.
Стиль отношений учителя и учащихся: без излишних строгости и попустительства, умеренной помощи при затруднениях — способствовал успешному формированию конечного результата.
Качество знаний, полученных на уроке высокое. Достигая собственных, личнозначимых целей, учащиеся достигли и тех, которые учитель ставил перед собой и не озвучивал на уроке.
Разрыв между триединой целью урока и конечным результатом заключается в смутном представлении учащимися границ применимости закона сохранения механической энергии. Причиной этого – единственной упоминание об этих границах в течении урока, неподкрепленное никакими действиями со стороны учащихся.
Достижение воспитывающего и развивающего аспекта триединой целью урока четко оценить сложно. Т.К. не завершающий этап работы по указанным направлениям, но можно сказать утвердительно: возможности урока по решению поставленных задач использовались в полной мере.
Замысел, построение, сама идея урока, учет возможностей класса способствовали удачному проведению урока.
Проверка домашней работы показала – цели урока достигнуты.
Список литературы
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). – Ростов-на-Дону, 1972.
Бабанский Ю.К. анализ эффективности современного урока//Народное образование. – 1979. — № 9
Гришин Э.А. Книга для учителя. – Владимир, 1976.
Есипов Б.П. Типовая схема анализа урока//Методические записки МГПИ им. А.С. Бубнова.
Иванов С.В. Типы и структура урока. – Воронеж, 1952.
Кирилова Г.Д. Совершенствование урока как целостной системы.- М.,1983.
Конаржевский Ю.А. Методические рекомендации по педагогическому анализу урока. – Челябинск, 1982.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М., 1999.
Левина М.М. Процесс обучения на уроке. – М., 1976.
Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1981.
Онищук В.А. Типы, структура и методика урока в школе – Киев, 1976.
Симонов В.П. Урок и его анализ//Народное образование. – 1981. — № 7
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, 1975.
Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает. – М., 1981.
9