Урок систематизации
и обобщения знаний учащихся.
В процессе обучения физике важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала является систематизация и обобщение знаний учащихся. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных знаний, а также таких приёмов мышления таких как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация.
Необходимо отметить, что урок систематизации и обобщения знания является сравнительно молодым типом урока, и зачастую преподаватели проводят его, используя традиционные методы обучения. В настоящее время необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам. Формирование и развитие личности в процессе обучения должно происходить через организацию его деятельности, а в центре обучения должен находиться сам обучающийся – его мотивы, цели и способности. Современные методы обучения должны предполагать переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил — пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни».
Сравним традиционный тип урока повторения-обобщения с современным уроком обобщения и систематизации знаний по некоторым признакам
Сравниваемые признаки | Традиционный урок повторения-обобщения | Современный урок обобщения и систематизации знаний | |
1 | Учебные цели урока | 1) повторить и закрепить пройденный материал; 2) обобщить учебный материал в том или ином систематизированном виде. | 1) актуализировать знания учащихся; 2) углубить полученные знания; 3) обобщить знания; 4) систематизировать прикладные и фундаментальные знания. |
2 | Развивающие цели урока | Развить умения: 1) группировать объекты; 2) выделять сходства и различия между ними; 3) приводить знания в систему. | 1) устанавливать связи внутри физических понятий, теорий, законов, физической картины мира; 2) выделять существенные признаки изучаемых явлений, понятий; 3) устанавливать причинно-следственные связи между ними. |
3 | В основе систематизации | Изучение учебного материала с последующим заполнением таблиц и составлением схем. | Решение задач и анализ полученных результатов, выраженный в виде классификации и выводов. |
4 | Способ представления знаний | Знание представляется в рядоположенном перечне элементов изучаемого материала. | Знание представляется в соответствии с его познавательным значением. |
5 | Форма работы на уроке | Обзорные лекции, уроки-семинары. | 1) итоговые беседы; 2) семинарские занятия обобщающего характера; 3) уроки-конференции; 4) просмотр учебных и научно-популярных фильмов; 5) круглый стол; |
6 | Форма обучения | Информационно-объяснительное обучение. | Деятельностное, развивающее обучение. |
7 | Время организации урока | В конце изучения темы или раздела курса. | На любом этапе изучения темы. |
Урок систематизации и обобщения знаний учащихся в 10 классе по теме « Движение под действием нескольких сил»
В процессе обучения физике важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала является систематизация и обобщение знаний учащихся. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация.
Необходимо отметить, что урок систематизации и обобщения знаний является сравнительно молодым типом урока, и зачастую преподаватели проводят его, используя традиционные методы обучения. В настоящее время необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам. Формирование и развитие личности в процессе обучения должно происходить через организацию его деятельности, а в центре обучения должен находиться сам обучающийся – его мотивы, цели и способности. Современные методы обучения должны предполагать переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил — пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни».
Организация современного урока систематизации и обобщения требует тщательной и трудоёмкой подготовки учителя. Для достижения высоких результатов и повышения эффективности работы учащихся, урок необходимо построить технологично: чёткое планирование ожидаемого результата деятельности учащихся может привести к высокой результативности учебно-воспитательного процесса, а применение современных образовательных методов и технологий позволяет осуществить контроль достижения задач и целей урока. Разрабатывая урок систематизации и обобщения знаний учащихся по физике, необходимо решить проблему отбора и структурирования содержания учебного материала, определить методы и приёмы, которые будут применяться на данном уроке.
Технология проведения уроков систематизации и обобщения знаний учащихся по физике на основе решения задач.
На этапе подготовки к урокам систематизации и обобщения знаний учителю необходимо:
1. распределить учащихся по разнородным группам, в составе от 3 до 5 человек (обычно 4 команды). Каждая группа получает задание: приготовить презентацию по одной из нижеуказанных тем:
Движение по наклонной плоскости.
Движение связанных тел.
Движение по окружности.
( по указанным темам было нарешано определенное количество задач на учебных занятиях, но типов задач так много, а времени на отработку навыков решения даже стандартных задач так мало, что у многих учеников опускаются руки: « Не смогу!», « Не пойму!», « Не сумею! »). Поддержать ребенка, дать ему возможность выбора вида деятельности, индивидуальной траектории обучения и развития, помочь сориентироваться в потоке информации- этого мне хочется достичь на уроках обобщения и систематизации учебного материала (в данном случае по решению физических задач);
2. организовать расстановку учебной мебели в классе, таким образом, чтобы члены группы сидели лицом к лицу;
3. заранее подготовить карточки по указанным темам с разными по уровню сложности задачами.
Данный урок состоит из следующих этапов:
Презентация данного типа задач.
Проблема! Расположить на одном слайде чертеж с указанием всех сил, приложенных к телу, и решение задачи сложно, поэтому чертеж приходится дублировать.
Работа в командах.
Решение расчетных задач.
Каждая команда получает карточку, на которой записаны 3-4 задачи по указанной теме, и в течение 15 минут идет напряженная работа в группах. В каждой команде есть консультант — учащийся данного или параллельного класса, который хорошо успевает по физике. Он не только оказывает помощь в решении задач, но и старается организовать работу таким образом, чтобы дети смогли выполнить максимальное количество заданий. Первую задачу (она обычно базового уровня сложности) решает, как правило, учащийся с низким уровнем подготовки, четвертую (задача продвинутого уровня сложности)- как правило, наиболее подготовленный ученик (а, возможно, и несколько учеников). Оценивается конкурс следующим образом:
правильно решена первая задача-2 балла, за вторую задачу по счету (если она правильно решена и оформлена)- 3 балла, за 3-4 балла и т.д. Если цепочка правильно решенных задач прерывается, то каждая отдельная задача будет оцениваться в 2 балла. Такой подход к оцениванию позволяет каждому ученику почувствовать собственную значимость, воспитывает ответственность, внимательность.
А
налогично строится работа по 2, 3 вопросам. Специально сформированная комиссия проверяет правильность выполнения заданий, если возникают какие-то вопросы (например, задача некорректно оформлена, сделана ошибка в расчетах и д.т.) задача будет решена у доски, с комментариями и пояснениями.
Решение экспериментальных задач.
Учитель демонстрирует эксперимент из « Видеозадачника по физике» (по желанию учащиеся могут повторить его, т.к. все необходимое оборудование находится на столах). После 10-15 минут обсуждения ученики рассказывают свой вариант решения поставленной задачи, затем предлагается версия авторов обучающей программы.
Выставление оценок.
Каждый учащийся на уроке получает по 2-3 оценки: за участие в создании презентации и работу в группах (оценивает капитан- консультант), индивидуальная работа у доски (оценивает учитель).
Задание на дом: подготовиться к контрольной работе по теме:
« Движение под действием нескольких сил».
Особенности разработанной технологии.
1. Работа в группах. Отмечу принципы, отличающие работу в группах в рамках разработанной технологии от традиционной организации взаимодействия учащихся в группах:
— положительная взаимозависимость обучаемых;
— развивающее взаимодействие учащихся «лицом к лицу»;
— индивидуальная отчётность;
— личная ответственность;
— социальные навыки (навыки работы в команде);
— рефлексия или обсуждение работы (внутригрупповая оценка и самооценка деятельности школьников).
2. Второй отличительной особенностью является то, что данный метод даёт возможность включить всех учащихся в активную работу, целенаправленно вовлечь их в учебный процесс, а по окончании урока оценить деятельность каждого из них.
Следует отметить, что решение физических задач является удобным и эффективным способом проверки и систематизации знаний, умений и навыков учащихся, позволяет в наиболее рациональной форме проводить повторение, систематизацию и обобщение ранее изученного материала, а также способствует актуализации и углублению полученных знаний.
Приложения.
Карточка №1.
Какую силу надо приложить для равномерного подъема вагонетки массой 600 кг
по эстакаде с углом наклона 20? (трение не учитывать).
Какую силу надо приложить для подъема вагонетки массой 600 кг по эстакаде с углом наклона 20 , если коэффициент сопротивления движению равен 0,05?
С вершины наклонной плоскости, имеющей длину L=10 м и высоту H=6м, начинает двигаться без начальной скорости тело. Какое время t будет продолжаться движение тела до основания наклонной плоскости? Коэффициент трения между телом и плоскостью равен 0,2.
Тело соскальзывает по наклонной плоскости высотой 5 м и углом наклона 45, а затем движется по горизонтальной поверхности. Какое расстояние пройдет тело по горизонтали до остановки, если коэффициент трения одинаков на всем пути и равен 0,5?(возможно решение задачи двумя способами).
Карточка 2.
1. На шнуре, перекинутом через неподвижный блок, подвешены грузы массами
0,3 и 0,2 кг. С каким ускорением движутся грузы?
2. Два груза массами 1кг и 2 кг соединены нерастяжимой нитью, перекинутой
через невесомый блок, подвешенный на пружинных весах. Найти
ускорение грузов и показания весов. Массой блока и трением в нем пренебречь.
3. На горизонтальной поверхности лежат два связанных нитью груза массами по
0,5 кг. На нити , прикрепленной к этим грузам и перекинутой через
блок, подвешен груз массой 0,4 кг. Найти ускорение грузов и силу
натяжения нити между грузами, лежащими на горизонтальной
поверхности. Трением пренебречь, нить считать нерастяжимой,
а блок невесомым.
4. Два бруска массами 1кг и 2 кг, связанные нитью, находятся на
горизонтальной поверхности. К большему бруску приложена сила 30 Н
под углом 30 к горизонту. Определить ускорение, с которым будут
двигаться грузы, если коэффициент трения между брусками и плоскостью
0,1.Какова сила натяжения нити, связывающей бруски?
Карточка 3.
1. Мальчик массой 50 кг качается на качелях, у которых длина подвеса равна
4 метра. С какой силой он давит на сиденье при прохождении среднего
положения со скоростью, равной 6 м/с?
2. Шарик массой 0,1 кг, привязанный к нити, один конец которой держат
в руке, заставляют двигаться в вертикальной плоскости по
окружности радиусом 50см.
Шарик движется со скоростью 3 м/c . Определите силу натяжения нити ,
когда шарик находится в верхнем и нижнем положениях.
3. Груз массой 1 кг вращается в вертикальной плоскости на нити длиной
0,5 метра. Найти максимальную частоту вращения груза, если
нить выдерживает предельную нагрузку в 90 Н.
4. Конькобежец движется по окружности радиусом 40 метров с
постоянной скоростью, равной 10 м/с. Под каким углом к горизонту
он должен наклониться, чтобы сохранить равновесие?
Литература:
Сборники заданий ЕГЭ 2001-2013г. различных изданий (Открытые варианты ЕГЭ разных лет).
Самостоятельные и контрольные работы по физике для 9,10,11 классов/ Л.А. Кирик. – М.: Илекса, 2001.
Интернет- ресурсы
ЕГЭ-2009: Физика. Сборник заданий/ Г.Г. Никифоров, В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов, М.: Просвещение, Эксмо 2009.
Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2008
Единый государственный экзамен: Физика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2. / Г.Г. Никифоров, Г.А.Чижов – М.: Вентана-Граф, 2008
Курс школьной физики. Пособие по подготовке к ЕГЭ /А.И.Черноуцан, М.: Физматлит, 2008.
ЕГЭ-2010. Физика. Тренировочные задания / А.А. Фадеева. – М.: Эксмо, 2010
Готовимся к ЕГЭ. Тесты по физике для контроля и самопроверки /В.А.Орлов. Москва, Илекса, 2010.
Персональный сайт учителя математики и физики Поповой И. А.