Муниципальное образовательное учреждение ГИМНАЗИЯ №10 г. Красноярск |
Итоговая аттестация 11 классах |
Описание методики подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике |
|
подготовила
учитель физики:
Сапожникова Елена Владимировна
г. Красноярск
2011
Условия обучения:
В большинстве базовых школ небольшое количество класс — комплектов, в связи с этим – невозможность создания профиля соответствующего направления.
В результате планомерной разъяснительной работы с родителями, учащимися и администрацией, зная, что количество учащихся, выбирающих для поступления технические учебные заведения (а значит физику в форме ЕГЭ – профильный уровень) в Красноярском крае будет расти, предполагается:
Проводить подготовку учащихся по физике на базовом уровне – 3 часа в неделю, добавляя необходимый объем часов специальными элективными курсами.
Уровень подготовки учащихся – обычный, после прохождения курса физики 2-2-2 на базовом уровне, общеобразовательная школа.
УМК
Физика. 7-8 | 2005 | Дрофа | |
Перышкин А.В., Гутник Е.М. | Физика. 9 кл. | 2005 | Дрофа |
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. | Физика. 10 кл. | 2005 | Просвещение |
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. | Физика. 11 кл. | 2005 | Просвещение |
Степановой Г.Н. «Сборник задач по физике. 10-11 класс»Степанова Г.Н. Сборник задач по физикеСтепановой Г.Н. «Сборник задач по физике. 10-11 класс» | 10-11кл. | 2004 | Просвещение |
Рымкевич А.П. сборник задач по физике | 10-11 кл. | 2005 | Дрофа |
Описание изменений.
А) в содержании
Анализируя результаты ЕГЭ-2008-2010 в Красноярском крае, было замечено, что слабо усвоены или усвоены на недостаточном уровне разделы:
Механика
движение тела под действием силы тяжести (вертикальное и под углом к горизонту)
расчет силы Архимеда с учетом условия плавания тел
закон сохранения энергии и его применение к различным видам движения
связь работы, энергии, применение теорем о кинетической и потенциальной энергии
МКТ и ТД
Основные положения МКТ и их проявление
Изопроцессы и их применение для решения задач для нахождения других параметров газа при изменении температуры
Виды теплопередачи и направление теплообмена
Применение первого закона термодинамики к изопроцессам
Электродинамика:
Определение значения и направления сил, действующих со стороны электрического и магнитного поля на движущиеся заряженные частицы и проводники с током
Решение задач на законы Ома для цепей с различными видами соединений, конденсаторами
Движение проводника с током в магнитном поле
Оптика, квантовая и атомная физика:
Геометрическая оптика при инверсии типов линз (переход луча из оптически более плотной среды в менее плотную)
Решение задач на условия максимума и минимума интерференции света
Энергетические уровни электрона
Фотоэффект и его законы
Исходя из этого при подготовке к ЕГЭ кроме вышеперечисленного необходимо сделать акцент на задания следующего содержания:
Расчет параметров кинематики (скорость, перемещение, время движения, угол падения, направление начальной скорости) при свободном падении тел, баллистика
Сохранение импульса системы тел при упругом и неупругом ударе
Сохранение механической энергии при упругом и расход энергии при неупругом ударе, работа сил трения
Движение по окружности
Графики изопроцессов и расчет по ним параметров газа
Применение уравнения Менделеева-Клапейрона к изопроцессам и его использование в комплексе с 1 законом термодинамики
Явление ЭМИ и применение закона ЭМИ
Оптические приборы
Постулаты Бора
Уравнение Эйнштейна и др.
Кроме того рассмотрены изменения в кодификаторе элементов. Добавлены следующие разделы: равномерное движение, работа как мера изменения энергии, уравнение давления идеального газа, модели строения тел (т, ж, г), уравнение теплового баланса, принципы действия тепловых машин, проблемы энергетики и окружающей среды, постоянный электрический ток, внутреннее сопротивление источника тока, перечислены оптические приборы, фотоэлементы, гипотеза де Бройля, приборы для регистрации излучений. В связи с этим в систему подготовки необходимо включать задания данных разделов.
Из кодификатора с 2009 года выведены методы научного познания, физическая картина мира и строение Вселенной, значит можно убрать задания данного типа , освободив время на подготовку заданий другого вида.
Произошли изменения и в спецификации, например, снижено количество заданий до 36, в основном за счет базовой части, введены задания с развернутым ответом, качественное, поэтому в систему подготовки необходимо включить качественные задачи на объяснение физических явлений из окружающей жизни и объяснение опытов, демонстрирующих физическое явление или процесс из всех разделов физики.
Проанализировав изменения в нормативно-правовых документах по ЕГЭ
Следует увеличивать время на уроках на выполнение заданий:
— с новым способом предъявления условий
— графических задач
— задач на соответствие
— качественных задач
Для формирования навыков работы и понимания особенностей тестовых заданий групп А,В,С необходимо вести постепенную и последовательную подготовку в каждом классе , начиная с 7 –ого класса.
Б) в технологиях, методах, приемах обучения
Для качественной подготовки учащихся к ЕГЭ желательно использовать на уроках следующие образовательные технологии:
-технология разноуровневого обучения (для подготовки учащихся к решению задач базового, повышенного )
-технология модульного обучения ( при организации повторения теории)
-развитие критического мышления ( при решении задач с лишними данными, качественных задач)
— технология проблемного обучения ( для решения заданий с новой формой предъявления условий)
Кроме того, необходимо:
Подробно познакомить с процедурой экзамена учащихся и их родителей, научить оформлять различные виды заданий, правильно записывать в бланки, верно распределять время выполнения заданий из разных разделов и экзамена в целом.
Целепо-лагание учителем. Создание П. С. Анализ П. С. Поиск способов решений Решение П. С. Применение знаний. Итоговый контроль
Кроме
Включать циклы повторения разделов (выстраиваем материал в систему, удобную для решения задач, а затем последовательно применяем ее для выполнения заданий базового и повышенного уровней).
Создать условия для самостоятельной подготовки учащихся дома (банк заданий ФИПИ, дидактические материалы по темам, карточки сверки, индивидуальная траектория повторения, варианты правильных ответов и возможных способов решения для самопроверки, индивидуальные консультации, промежуточный контроль педагога, он-лайн тесты в сети…)
Систематизировать знания (конспекты, таблицы, алгоритмы…) элементов содержания, представленных в Кодификаторе, по схеме:
Явление————-Модель (в т.ч. графическая)————-Законы
В связи с тем, что процент правильного выполнения задания напрямую зависит от формы его предъявления, следует знакомить учащихся со всеми типами задач (словесные, графические, с условием в виде диаграммы, таблицы, схемы или фотографии установки, с лишними данными, экспериментальными и логическими, аналитическими и расчетными, качественными …)
На каждом этапе нам необходим мониторинг – контроль и анализ результатов деятельности педагога и деятельности учащихся
С каждым учащимся индивидуально вырабатывается стратегия выполнения экзаменационной работы
В) в формах обучения
При подготовке учащихся к ЕГЭ можно использовать традиционные формы обучения, делая упор на индивидуальную форму. Своих учеников следует познакомить с возможностями дистанционного и интернет- образования.
Внеурочные формы работы.
Для повышения качества подготовки учащихся на базовом уровне во внеурочной работе можно использовать:
Элективные курсы
Индивидуальные консультации
Групповые консультации
Самостоятельная работа учащихся (повторение теории, тренинг по тестам, компьютерное тестирование)
Индивидуальный план подготовки
Карта отчета
Дополнительные источники, которые мы планируем использовать при подготовке к итоговой аттестации.
Список интернет – ресурсов для учащихся
http://www.alleng.ru/edu/phys4.htm тесты по физике список
https://fizik.bos.ru/tetrad2.htm качественные задачи по физике Тульчинский
https://www.afportal.ru/physics/test тесты он-лайн с ответами 3 уровня
|
|
Рекомендуемая литература
Одинцова Н.И., Кургаева Н.Е. Физика. Практический курс подготовки к экзаменам, зачетам.-М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2006.
Одинцова Н.И., Прояненкова Л.А. ЕГЭ. Физика.Поурочное планирование по физике к Единому Государственному экзамену.М.: «ЭКЗАМЕН»,2009.
Кабардин О. Ф., Кабардина С. И., Орлов В. А. Контрольные и проверочные работы по физике. 7–11 кл.: Метод. пособие. М.: Дрофа, 2006.
Орлов В. А., Ханнанов Н. К. Учебно-тренировочные материалы для полготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2005.
Тренин А.Е. Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену.-М.: Айрис-пресс, 2005.