ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ АТОМА.
Юнусова Гулия Латыповна, учитель химии (e—mail: ynusovag@mail.ru);
Якушева Валентина Николаевна, учитель физики(e—mail: valentina196725@yandex.ru ).
МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа», Республика Татарстан, Тукаевский район.
Цель: Показать, что этимологическое начало понятие «атом» («неделимый») не соответствует действительности – атом делим. Дать понятие о составе атома и составе атомного ядра. Рассмотреть явление радиоактивности и радиоактивные превращения атомов. Раскрыть взаимосвязь: протон, нейтрон, относительная атомная масса.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, экран, эбонитовая палочка, клочки бумаги.
Интерактивные программы: ПК; TeachPro – атомная физика;
Ход урока:
I. Орг. момент.
II.Активизация прежних знаний.
Учитель химии: Ребята, нарисуйте на доске атом. Что вы знаете об атоме.
Ученики: Атом – наименьшая частица вещества. Из атомов состоят все вещества.
III. Изучение нового материала.
Учитель химии: Тема сегодняшнего урока – строение атома. Вы уже в этом году на уроках физики изучали строение атома. Слово учителю физики.
Учитель физики: Ребята, вспомните что означает греческое слово «атом»?
Ученики: В переводе с греческого языка атом означает «неделимый».
Учитель физики: Так ли это? В конце XIX века ирландский физик Стони на основании опытов пришёл к выводу, что электричество переносится мельчайшими частицами, которые назвал электронами.
Демонстрация электролизации эбонитовой палочки.
Английский учёный Джозеф Томсон и французский физик Жан Перрен доказали, что электроны несут на себе отрицательный заряд, который принят за единицу=-1.
Томсон и Перрен соединяли полюса источника тока с двумя металлическими пластинами – катодов и анодов, впаянными в стеклянную трубку, из которой был откачан воздух. При подачи на пластины-электроды напряжение около 10 тыс. вольт в трубке вспыхивал светящийся разряд, а от катода (отрицательного полюса) к аноду (положительному полюсу) летели частицы, которые учёные сначала назвали катодными лучами, а затем выяснили, что это был поток электронов. Электроны, ударяясь об особые вещества, нанесённые, например, на экран телевизора, вызывают свечения.
Но не только электроны входят в состав атомов. Физик Анри Беккерель обнаружил, что природный минерал, содержащий соль урана, тоже испускает неведомое излучение, засвечивая фотопластинки, закрытые от света. Это явление было названо радиоактивностью. Радиоактивность (от латинского radio – излучаю, radus – луч и activus – действенный), такое название получило открытое явление, которое оказалось привилегией самых тяжелых элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Своим открытием Беккерель делится с учёными, с которыми он сотрудничал. В 1898г. Мария Кюри и Пьер Кюри обнаружили радиоактивность тория, позднее ими были открыты радиоактивные элементы полоний и радий.
Они устанавливают, что свойством естественной радиоактивности обладают все соединения урана и в наибольшей степени сам уран. Беккерель же возвращается к интересующим его люминофорам. Правда, ему суждено сделать еще одно крупное открытие в атомной физике. Как-то для публичной лекции Беккерелю понадобилось радиоактивное вещество, он взял его у супругов Кюри, и пробирку положил в жилетный карман. Прочтя лекцию, он вернул владельцам радиоактивный препарат, а на следующий день обнаружил на теле под жилетным карманом покраснение кожи в форме пробирки. Беккерель рассказывает об этом Пьеру Кюри, тот ставит на себе опыт: в течение десяти часов носит привязанную к предплечью пробирку с радием. Через несколько дней у него тоже наблюдается покраснение, перешедшее затем в тяжелейшую язву, от которой он страдал в течение двух месяцев. Так впервые было открыто биологическое действие радиоактивности.
Но и после этого супруги Кюри мужественно делали свое дело. Достаточно сказать, что Мария Кюри умерла от лучевой болезни.
В 1955 г. были обследованы записные книжки Марии Кюри. Они до сих пор излучают благодаря радиоактивному загрязнению, внесенному при их заполнении. На одном из листков сохранился радиоактивный отпечаток пальца Пьера Кюри.
Давайте более подробно рассмотрим открытие явления радиоактивности с помощью интерактивной программы. ПК – TeachPro – атомная физика – Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений (до правил смещения).
Учитель физики: Запишите в тетрадях определение радиоактивности. Что собой представляют α, β, γ – лучи.
Радиоактивность – это явление самопроизвольного излучения атомов.
α — лучи – ядра гелия(He)
β – электроны
γ – электромагнитное излучение.
Сделаем вывод: явление радиоактивности доказывает, что атом имеет сложное строение и является делимой частицей.
Учитель физики: Чтобы узнать какое строение имеет атом, давайте посмотрим опыт Резерфорда.
Интерактивная лекция: ПК – TeachPro – Атомная физика – Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.
Учитель химии: Атом любого химического элемента – как бы крохотная Солнечная система. Поэтому такую модель атома, предложенную Резерфордом, называют планетарной. Но и это не всё. Ядро атома, состоит из частиц двух видов – протонов и нейтронов.
Протоны – имеют заряд +1 и массу 1(р+). Число их равно № элемента.
Нейтроны – имеют заряд 0 и массу 1(n). Число их N=Ar—Z
Электроны – имеют заряд -1, массу 0 (е—). Число их равно № элемента.
По ходу объяснения учителя ученики заполняют таблицу в тетрадях.
Основные характеристики элементарных частиц.(Презентация слайд№1)
Масса | Заряд | Примечание | |
Протон – p+ | 1 | +1 | Число протонов равно порядковому номеру элемента |
Нейтрон – n | 1 |
| Число нейтронов находят по формуле: N = Ar — Z |
Электрон – e— |
1 1837 | -1 | Число электронов равно порядковому № элемента |
IV. Д/з П.37 (стр.125-127), упр. 2, стр.138.
V. Закрепление материала
Учитель химии: Где сосредоточена масса атома?
Ученики: В ядре атома.
Учитель химии: Что собой представляет масса атома?
Ученики: Сумму протонов и нейтронов.
Учитель химии: Чему равно число протонов?
Ученики: Порядковому номеру.
Учитель химии: Как найти число нейтронов?
Ученики: От относительной атомной массы отнять число протонов.
Учитель химии: Какой заряд имеет атом?
Ученики: Атом имеет заряд 0, т.е. электронейтрален.
Учитель химии: Почему?
Ученик: количество электронов равно количеству протонов.
Учитель химии: определите число р+, n, е для атомов Al, He, Li и др.
Литература:
Г.У.Рудзитис. Химия: неорг.химия : учеб. Для 8 кл. общеобразоват.учреждений,Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.-12 изд., испр. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.: ил.
О.С. Габриелян «Настольная книга учителя химии» 8 класс.
Интерактивные программы:
Teach Pro – атомная физика.