МБОУ «Гимназия №4» г.о. Дзержинский
Открытый урок.
Урок по теме: «Агрегатные состояния вещества»
7 класс
учитель: Цинадзе О.В.
29.09.2012 г.
Цель:
образовательная: познакомить обучающихся со свойствами вещества, находящегося в различных агрегатных состояниях; научить объяснять свойства вещества на основании знаний о молекулярном строении вещества;
развивающая: расширить кругозор обучающихся; продолжить формировать умение выражать свои мысли; развивать умение наблюдать происходящие вокруг явления;
воспитательная: сформировать интерес к изучаемому предмету; умение слышать других.
Технологии: 1. Элементы игровой технологии;
2. ИКТ;
3. технология тестового контроля знаний.
Оборудование, приборы и материалы : мультимедия, экран, карточки с тестовым заданием и таблицей.
Литература:
Пёрышкин А.В. Физика 7 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений.- М.: Дрофа, 2010.
Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные арботы по физике. 7 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»- М.: Экзамен, 2012.
Содержание материала
Организационный момент.
Деятельность ученика | |
1.Все вещества состоят из … 2. Молекула – это … 3.Опыты по изменению объёма тел при нагревании (охлаждении) свиде-тельствуют о том, что между молекулами существуют … 4. Явление свидетельствующее о том, что молекулы находятся в непрерывном движении называется… 5. Диффузия – это… 6.Молекулы одного и того же вещества… 7. Явление смачивания утверждает, что между молекулами действуют… 3.Объяснение нового материала Постановка вопроса (слайд 1 «Фотозадача»): Сколько веществ изображено на фотографии? Ответ пояснить. Молодцы, правильно. Любое вещество может находится в трёх различных состояниях. Эти состояния в физике называют агрегатными. Записываем тему: «Агрегатные состояния вещества» (слайд 2). Вещество в разных состояниях обладает разными свойствами. Сегодня на уроке мы познакомимся с ними, научимся объяснять их, применяя знания о молекулярном строении вещества. А для того чтобы нам было удобнее работать будем одновременно заполнять таблицу, которая лежит перед каждым. Изучение свойств веществ мы будем осуществлять на примере широко распространённого вещества – воды. Вода может находится в твёрдом состоянии – лёд, жидком – вода, газообразном – водяной пар (слайд 3) Вокруг нас находятся тела, состоящие в основном из твёрдого вещества – дома, столы, стулья… Любое твёрдое тело имеет форму и объём (слайд 4). Для того, чтобы изменить форму и объём необходимо приложить усилие (слайд 5 – изготовление ледяных фигур). Давайте теперь выясним свойства жидкости (слайд 6). Демонстрация: «Изменение формы жидкости» Что можно сказать о способности жидкости сохранять свою форму? Запишем свойства вещества в жидком состоянии. Свойство жидкости изменять свою форму используют в стеклодувельном производстве Только в свободном состоянии жидкость имеет свою форму – форму шара (слайд 7). Какими же свойствами обладает газ? (Слайд 8) Правильно. А можно ли газом заполнить половину бутылки, так же как и жидкостью? Тогда давайте назовём свойства вещества в газообразном состоянии и запишем их в таблицу. Мы познакомились со свойствами одного и того же вещества в разных состояниях. Давайте попытаемся объяснить их, применяя знания о строении вещества. Так как речь шла об одном и том же веществе, но в разных агрегатных состояниях, следовательно, что можно сказать о молекулярном составе вещества. Тогда с чем же связано такое различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях? Правильно. Молодцы. (слайд 10). Газы очень хорошо сжимаемы, жидкость сложнее сжать, а твёрдое тело практически невозможно. Как вы думаете, с чем это связано? Действительно, вы правы. Расстояние между молекулами газа во много раз превышает размеры молекул, в жидкости – чуть больше размеров молекулы, а в твёрдом теле сравнимы с размерами молекулы (слайд 11). Зарисуем. Тогда, зная о расположении молекул, что можно сказать о силах взаимодействия между ними? Молодцы, запишем результаты рассуждений в таблицу. В веществе в твёрдом состоянии молекулы располагаются в строгом порядке, образуя кристалл. Теперь давайте выясним как движутся молекулы вещества в твёрдом, жидком и газообразном состоянии? Если между молекулами вещества в газообразном состоянии очень большие расстояния и не действуют силы притяжения, то как они будут двигаться? В жидкости между молекулами действуют незначительные силы притяжения, тогда каков характер движения? Молекулы в жидкости колеблются, вращаются, а также могут перескакивать друг через друга (этим объясняется свойство жидкости изменять форму). Каков же характер движения молекул в твёрдом теле? Молодцы, правильно. Давайте теперь запишем всё о характере движения молекул в разном состоянии вещества (слайд 11). Мы теперь знаем, что вещество может находиться в трёх разных агрегатных состояниях, каждое состояние характеризуется своими свойствами, которые можно объяснить, применяя знания о молекулярном строении вещества. Проверим, что мы усвоили, для этого закроем тетради и ответим на вопросы теста:
А) атом, Б) молекула, В) броуновская частица, Г) кислород. 2. Имеет собственный объём, но не имеет формы А) твёрдое тело, Б) жидкость, В) газ, Г) жидкость и газ. 3. Не имеет собственной формы и объёма… А) твёрдое тело, Б) жидкость, В) газ, Г) жидкость и газ. 4.Молекулы в этом веществе совершают колебательное движение около определённого положения А) твёрдое тело, Б) жидкость, В) газ, Г) жидкость и газ. 5. Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды? А) твёрдое тело, Б) жидкость, В) газ, Г) жидкость и газ. Сверим ответы: слайд 12 У кого тест выполнен без ошибок – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3» (Отрицательные оценки лучше не выставлять, а выяснить, где были они допущены и ещё раз обратить внимание) Д/з. п.11,п.12, отвечать на вопросы.
.
|
1.Молекул 2.Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. 3.Промежутки 4. Диффузия (броуновское движение) 5.Взаимное самопроизвольное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого. 6.Одинаковы. 7. Силы притяжения и отталкивания. Одно – вода, только в разных состояниях. Твёрдом – лёд, жидком – вода, газообразном – водяной пар (туман) Записывают, слушают. Записывают в таблицу в колонке свойства вещества, свойства твёрдого состояния Жидкость изменяет свою форму, принимая форму того сосуда, в который её наливают. Записывают. Отвечают: Газ тоже принимает форму того сосуда, в котором он находится. Нельзя, он займёт весь предоставленный ему объём, только станет менее плотным. Не имеют собственной формы и объёма. Записывают. Молекулы одного и того же вещества одинаковы. В нашем случае – это молекула воды (слайд 9). Разное расстояние между молекулами, разные силы притяжения между ними, различный характер движения. С расстоянием между молекулами. В газах оно очень велико, в жидкостях меньше, а в твёрдом теле ещё меньше. Зарисовывают. В газе они практически отсутствуют, в жидкости есть, но не очень велики (отсутствие формы), в твёрдом состоянии значительны (сохранение формы и объёма). Записывают. Во всех направлениях.
Они тоже движутся, но их движение ограничено. Так как силы притяжения значительны, то молекулы будут двигаться на одном месте. Записывают. Отвечают на листочках. которые после проверки, сдают. Записывают Д/з. |
Приложение.
Таблица «Агрегатные состояния вещества»
Свойства в-а | Расположение молекул | Взаимодействие молекул | Характер движения молекул | |
Твёрдое
|
|
|
|
|
Жидкое
|
|
|
|
|
Газообразное
|
|
|
|
|