Открытый урок
Взаимодействие молекул
7 класс
Учитель физики Аниканова Ольга Васильевна ГБОУ СОШ 1994
Тип урока: комбинированный.
Познавательная цель урока: изучение взаимодействия молекул и явлений, обусловленных взаимодействием молекул.
Развивающая цель: развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании явлений природы.
В результате работы на уроке учащиеся должны знать/понимать: а) притяжение и отталкивание – одно из свойств молекул, б) притяжением и отталкиванием молекул обусловлены такие явления, происходящие в природе, как упругость, смачивание, несмачивание и слипание, в) молекулы различных веществ взаимодействуют по-разному, г) понятия: упругость, смачивание, несмачивание, слипание
Учащиеся должны уметь определять на практике вид взаимодействия молекул различных веществ, моделировать явления смачивания, несмачивания и слипания тел, а также объяснять бытовые ситуации, причиной которых являются указанные явления, с точки зрения взаимодействия молекул.
Оборудование и средства обучения: мультимедийный компьютер и проектор, экран, мультимедийный диск, интернет-ресурс, набор для фронтального эксперимента учащихся.
Урок выполнен в форме презентации.
Демонстрации: упругость тел при растяжении и сжатии, слипание металлических цилиндров, смачивание стеклянной пластины водой.
План урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Повторение изученного материала
Вступление
Изучение нового материала
Закрепление материала
Запись домашнего задания
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Ответы учеников на вопросы учителя:
а) что вам известно о строении вещества?
б) что происходит внутри вещества при изменении размера тела?
в) какое свойство молекул вы знаете?
г) какие явления, происходящие с телами, обусловлены этим свойством?
Вступление учителя: «Сегодня мы узнаем еще об одном свойстве молекул и явлениях, происходящих с телами благодаря этому свойству».
— Наблюдение явления упругости при растяжении и сжатии тел (учащиеся выполняют фронтальный эксперимент с раздаточным материалом – мячиками и кусочками резиновой ткани)
— выдвижение гипотезы о свойстве молекул, объясняющем упругость тел. Учащиеся: «Молекулы притягиваются и отталкиваются. При растяжении тела расстояние между молекулами увеличивается и сила притяжения между молекулами становится больше, чем отталкивания (см. слайд №4), при сжатии расстояние между молекулами уменьшается и сила отталкивания становится больше силы притяжения».
Учитель: «Давайте проверим эту гипотезу. Если наше предположение верно, тогда из-за притяжения и отталкивания молекул с телами должны происходить и другие явления»
— демонстрации слипания металлических цилиндров и смачивания стеклянной пластины водой – проверка гипотезы
— фронтальный эксперимент учащихся – исследование взаимодействия молекул воды с молекулами стекла (смачивание), бумаги (смачивание) и полиэтилена (несмачивание) – проверка и подтверждение гипотезы.
Учащиеся: «Действительно, с телами происходят и другие явления, объясняемые притяжением и отталкиванием молекул».
— вывод – учащиеся: «Молекулы притягиваются и отталкиваются. Из-за этого происходят явления упругости, слипания, смачивания и несмачивания».
6. Закрепление изученного материала: решение учащимися качественных задач-ситуаций, объяснение их с точки зрения взаимодействия молекул:
Объяснить ситуации взаимодействием молекул.
А Растянутая резинка «стремится» вернуться в исходное состояние.
Б Сжатый мячик распрямляется, если прекратить сжатие.
В Для того, чтобы сломать палку, надо приложить усилие.
Г Если разрезать яблоко пополам, а затем соединить половинки, они распадутся не сразу.
Д Стеклышки, прижатые друг к другу, трудно разъединить.
Е Клей растекается по бумаге.
Ж Е Вода собирается в шарики на жирной сковороде.
З На классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора.
7. Запись домашнего задания.