ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА по теме «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА

по теме «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Тепловые явления».

Задачи:

развивающие:

— продолжить формирование умений грамотно излагать свои мысли, добиваться обобщенности, системности, действенности знаний через учебную деятельность, провести контроль знаний учащихся по теме «Тепловые явления»;

  • стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом; создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученной теме; развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики; усиливать прикладную направленность знаний.

воспитательные:

развивать самостоятельность мышления, воспитывать чувство ответственности, культуру умственного труда;

— создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения.

Тип урока: урок-игра систематизации и обобщения знаний.

Формы работы учащихся: устные ответы на вопросы игры, выбор правильного ответа, манипуляции электронной ручкой на ИАД.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Структура и ход урока.


Игра проходит в два этапа:

1. Разминка.

Учащимся предлагаются вопросы, за каждый правильный ответ – 1 жетон. Учащиеся, набравшие большее количество жетонов (4 человека), приглашаются на игру в роли соперников. Остальные ученики исполняют роль «звезд».

Рекомендации к работе с материалами на ИАД. Проектор и доска должны быть включены и подготовлены до начала урока. Файл – открыт на 1-й странице.

Каждый вопрос разминки написан на отдельной странице. Ответ спрятан рядом за цветным прямоугольником. После ответа учащегося нужно свериться с правильным ответом, убрав прямоугольник в сторону или удалив его.









Вопросы разминки:

  1. Явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением температуры называются …– стр. 3.

  2. Энергию, которую получает или теряет тело при теплопередаче, называют … – стр. 4.

  3. … переход вещества из жидкого состояния в газообразное – стр. 5.

  4. … переход вещества из жидкого состояния в твердое– стр. 6.

  5. Количество теплоты, которое получает (или отдаёт) тело в процессе теплопередачи, зависит от: …- стр.7.

  6. … переход вещества из твердого состояния в жидкое – стр. 8.

  7. …переход вещества из газообразного состояния в жидкое – стр. 9.

  8. …перенос энергии от более нагретых участков тела к более холодным за счёт теплового движения и взаимодействия частиц тела — стр. 10.

  9. … переход вещества из твердого состояния в газообразное – стр. 11.

10. … — процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом – стр. 12.

  1. Содержание водяного пара в атмосферном воздухе — … стр. 13.

  2. Назовите прибор, изображенный на рисунке – стр. 14.

  3. Сопоставь: название процессов с формулами (необходимо название процессов «перетащить» к формулам) – стр. 15.

  4. «Читаем график (рис.):

1. В какой момент времени начался процесс плавления вещества?

2. В какой момент времени вещество кристаллизовалось?

3. Чему равна температура плавления вещества? – стр. 16.

15. Вот и чайник закипел. Из носика наружу вырывается пар, но ведь пар невидим! Что же это на самом деле? — стр. 17.

16. Мокрое белье, вывешенное зимой во дворе, замерзает. Но через некоторое время оно становится сухим даже при сильных морозах. Чем это можно объяснить? – стр. 18.

17. Зачем в жару для предохранения продуктов от порчи их иногда покрывают влажной тканью? – стр. 19.

18. Почему, выходя из воды даже в жаркий день, мы чувствуем холод? – стр. 20.

19. Почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время пребывания на улице покрываются инеем? — стр. 21.

20. Почему обтирание лица даже теплым одеколоном вызывает ощущение прохлады? – стр. 22.

21. Почему в одинаковых условиях металл на морозе кажется холоднее дерева и горячее – при нагреве? – стр. 23.

22. Деревянная ложка в стакане с горячей водой нагревается меньше, чем металлическая. Почему? – стр. 24.

23. В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Объясните – стр. 25.

24. Зачем жители Средней Азии в жару носят ватные халаты и папахи? – стр. 26.

  1. «Проще простого» («крестики – нолики»).

На доске вывешивается поле:

1

4

7

2

5

8

3

6

9

Это места расположения «звезд» за партами и одновременно поле для игры в крестики-нолики.

В первой игре участвуют два ученика. Первый участник выбирает «звезду» или номер поля. На экране появляется вопрос, на который должна ответить «звезда», а игрок либо соглашается с ответом, либо нет. Если «звезда» дает правильный ответ, и участник с ним согласился, то на поле ставится знак игрока «х» или «0». Если участник не согласен с правильным ответом, то на поле ставится знак соперника и ход переходит к нему. Побеждает тот игрок, который первый собрал свои знаки. Например:

х

7

2

х

8

3

х

Оставшиеся не разыгранные вопросы можно задать «звездам». В процессе игры «звезды», ответившие правильно получают жетоны, накапливая баллы.

Во второй игре участвуют два других игрока.

В финале участвуют победители двух предыдущих игр.

Рекомендации к работе с материалами на ИАД. Игрок электронной ручкой кликает по номеру той «звезды», для которой будет задан вопрос. За счёт настроенной гиперссылки открывается страница с этим вопросом. Вернуться на страницу первой игры необходимо, нажав на управляющую кнопку (со стрелкой).










После ответа ученик удаляет цифру из таблицы и в освободившейся клетке вставляет свой знак «х» или «0». Для перехода на вторую игру следует кликнуть на изображение «профессора».







Вопросы первой игры:

1. В каком состоянии вещества тепло передается главным образом благодаря теплопроводности? – стр. 28.

А. В твердых телах.

Б. В жидкостях.

В. В газах.

2. В одинаковых сосудах (рис) при одной и той же температуре заключены равные массы газа. В каком из сосудов газ обладает большей внутренней энергией? – стр. 29.

3. Вы, наверное, наблюдали, как пожилые люди в деревнях пьют чай: наливают его в блюдце и дуют, держа блюдце на кончиках пальцев. Объясните, почему они так делают? – стр. 30.

4. Грязный снег в солнечную погоду тает … — стр. 31.

А. быстрее, чем чистый.

Б. с той же скоростью, что и чистый.

В. медленнее, чем чистый.

5. Как надо поступить, наливая кипяток в стакан, чтобы он не лопнул? – стр. 32.

6. Обыкновенный или пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания? – стр. 33.

7. Как изменится внутренняя энергия нагретого тела при опускании его в холодную воду? – стр. 34.

А. Увеличится.

Б. Уменьшится.

В. Не изменится.

8. Почему нарушилось равновесие весов (рис)? – стр. 35.

9. Какой способ теплопередачи позволяет греться у костра? – стр. 36.

А.Теплопроводность.

Б. Конвекция.

В. Излучение.


Вопросы второй игры:

1. Почему через несколько дней уровень различных жидкостей стал разным? — стр. 38.

2. Вода может испаряться: — стр. 39.

А. Только при кипении

Б. Только при нагревании.

В. При любой температуре.

3. Чем определяется внутренняя энергия? – стр. 40.

А. Энергией беспорядочного движения частиц.

Б. Энергией беспорядочного движения и взаимодействия частиц.

В. Энергией взаимодействия частиц.

4. Назовите процесс изменения внутренней энергии, представленный на рисунке – стр. 41.

5. Какой вид теплопередачи осуществляется переносом вещества? – стр. 42.

А. Теплопроводность.

Б. Конвекция.

В. Излучение.

6. В одинаковых сосудах находится газ равной массы, но разной температуры. В каком из сосудов газ обладает большей внутренней энергией (рис)? – стр. 43.

7. Укажите, в каком из перечисленных ниже случаев внутренняя энергия воды не меняется? – стр. 44.

А. Воду переливают из ведра в чайник.

Б. Её нагревают до кипения.

В. Оставляют воду кипящей на плите.

8. В каком чайнике быстрее остынет вода: в белом или закопченном? – стр. 45.

А. Одинаково.

Б. Быстрее в закопченном.

В. Быстрее в белом.

9. Каким простым способом можно повысить температуру кипения воды в чайнике? – стр. 46.


Вопросы финальной игры:

1. Почему вода из тарелки испаряется быстрее, чем из миски? – стр. 48.

2. Почему самовар бывает «потливым»? – стр. 49.

3. Как можно отогреть озябшие руки, не используя нагретых предметов или теплых перчаток? – стр. 50.

4. Как изменяется скорость испарения жидкости при повышении температуры? – стр. 51.

А. Увеличивается.

Б. Уменьшается.

В. Не изменяется.

5. На каком способе теплообмена основано водяное отопление? – стр. 52.

А. Теплопроводность.

Б. Излучение.

В. Конвекция.

6. Назовите фамилию шведского ученого, предложившего использовать стоградусную шкалу температур. – стр. 53.

7. Сосуд для хранения при неизменной температуре помещенных в него пищевых продуктов — …стр. 54.

8. Какая физическая величина остается постоянной во время процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое? – стр. 55.

9. Озимые посевы предохраняет от вымерзания, прежде всего снежный покров. Какой снег лучше предохраняет озимые посевы от вымерзания – рыхлый или плотный? – стр. 56.

Все учащиеся оцениваются.




Свежие документы:  Проект рабочей программы интегрированного элективного курса (математика, физика) "Решение задач с физическим содержанием" 10-11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: