ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Механическое движение» 7 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока «Механическое движение»


ФИО (полностью)

Щукина Наталья Александровна

Место работы

МОУ «Бестужевская общеобразовательная средняя школа»

Адрес: 165250 Архангельская область, Устьянский район, п/о Бестужево, д. Веригинская, д.22

e-mail: [email protected]

Должность

учитель

Предмет

физика

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Первый урок в теме.

Базовый учебник

А.В. Перышкин


  1. Цель урока: сформировать первоначальные представления учащихся о понятии «механическое движение»

9. Задачи:

— обучающие:

1. ввести понятие «механическое движение»;

2.сформировать представление о характеристиках механического движения (траектория, путь, перемещение, тело отсчета);

3.сформировать первоначальные представления о принципе относительности движения.

— развивающие:


1. развивать мышление, память, монологическую речь учащихся, умение грамотно формулировать ответ путем постановки проблемных вопросов и решения качественных задач;

2.развивать умения учащихся применять теоретические знания на практике через решение различных типов физических задач

3.работать над формированием навыков самостоятельной работы

-воспитательные:

1.знакомить учащихся с экспериментальным методом научного познания;

2.формировать понимание первостепенной важности экспериментального метода познания при изучении физики и становлении ее как науки;

3.работать над формированием познавательного интереса учащихся к предмету «физика» путем демонстрации примеров практического применения знаний.


Тип урока: урок введения нового материала.

  1. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, практическая деятельность

  2. Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.

  3. Структура и ход урока

Технологическая карта: урок – введение нового материала

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Время

1

организационный


Приветствуют учителя

Приветствует учащихся

1

2

Введение в тему


Включаются в обсуждение.

Формулирует тему урока

В окружающем нас мире все пребывает в непрерывном и разнообразном движении. Люди и машины движутся относительно дороги, вода течет относительно берегов, Земля движется относительно Солнца, и вы сами движетесь, например, на перемене относительно класса. Движение по всюду — летят самолеты и птицы в небе, плывут корабли и рыбы в морях, движутся растительные соки в тканях деревьев и растений, течет кровь в кровеносных сосудах человека и животных. Движутся также молекулы и атомы, из которых состоят все окружающие тела.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый,
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый,
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
А. С. Пушкин «Движение»

Одним из самых простых физических явлений является механическое движение тел. Это и есть тема сегодняшнего урока.

1

3

Введение нового материала

Определение механического движения.







ЭОР И – типа. №1.
















Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, отвечают на проблемные вопросы учителя



Работают в группах






Объясняет новый материал, используя материалы ЭОР как основу для презентации, ставит проблемные ситуации, задает вопросы


Кто из Вас не наблюдал как движется автомобиль, летит самолет, идут люди и т. д. Однако, если спросить, движется ли здание, в котором Вы находитесь, Вы наверняка ответите — нет. И будете не правы! А движется ли сейчас самолет, который летит в небе? Если Вы уверены, что движется — снова заблуждаетесь! Но если скажите — покоится — опять ответ будет неверным. Как же определить, движется тело или нет? Для этого сначала нужно понять, что такое механическое движение.

Механическим движением тела называется процесс изменения его положения относительно какого — либо другого тела, выбранного за тело отсчета. ( ЭОР № 1 слайд 2)

Учитель предлагает учащимся следующую проблемную ситуацию: мимо окон школы едет автомобиль. По отношению к нам он движется? А по отношению к водителю автомобиля? После ответов учащихся учитель просит объяснить почему одно и тоже тело (автомобиль) одновременно находится и в движении, и в покое.

Тело отсчета — это тело, относительно которого рассматривается положение остальных тел. Тело отсчета выбирают произвольно. Это может быть что угодно: земля, здание, автомобиль, теплоход и т. д.

Чтобы судить о том, движется тело (например самолет) или нет, надо сначала выбрать тело отсчета, а затем посмотреть, меняется ли положение рассматриваемого тела относительно выбранного тела отсчета. При этом тело может двигаться относительно одного какого — либо тела отсчета и одновременно с этим не двигаться по отношению к другому телу отсчета. (демонстрация движения: заводного автомобиля, указателей и «пассажира»);

Например, (ЭОР № 1 слайд 3) человек, сидящий в поезде движется относительно полотна железной дороги, но находится в покое относительно вагона поезда. Лежачий на Земле камень покоится относительно Земли, но движется (вместе с Землей) относительно Солнца.(Демонстрация: камень на столе). Самолет в небе движется относительно облаков, но покоится относительно сидящего в кресле пилота.

Вот почему, не указав тело отсчета, нельзя говорить о том, движется данное тело или нет. (ЭОР № 1 слайд 4) Без указания тела отсчета, любой данный Вами ответ будет лишен смысла. Покоится ли здание, в котором Вы сейчас находитесь? Ответ зависит от выбора тела отсчета. Если телом отсчета является Земля, то да покоится. Но если телом отсчета является проезжающий мимо здания автомобиль — то относительно него здание будет двигаться.

Учитель задает наводящие вопросы учащимся для того, чтобы ввести понятие «Траектории»: «Давайте вспомним прогулку на лыжах. Как узнать куда отправился лыжник? Когда легче искать потерявшегося в лесу человека? Летом или зимой?»

Перемещаясь из одного места в другое, тело движется по некоторой линии. Линию, по которой движется тело, называют траекторией. Траектории могут иметь самую разнообразную форму. (ЭОР № 1 слайд 5). О форме траектории иногда удается судить по видимому следу, оставляемому движущимся телом. Такие следы иногда оставляют пролетающиеся самолеты или проносящиеся в ночном небе метеоры.

Форма траектории (ЭОР № 1 слайд 6) зависит от выбора тела отсчета. Например, относительно Земли траектория движения Луны представляет собой окружность, а относительно Солнца — линию более сложной формы. В дальнейшем движение всех тел (если не оговорено противоположное) мы будем рассматривать относительно Земли. Траектории движения разных тел могут отличаться друг от друга не только формой, но и длиной. (ЭОР № 1 слайды 7,8)

Длина траектории, по которой двигалось тело, называется пройденным путем. Когда измеряют путь, пользуются единицей пути. Единицей пути является единица длины — метр (м). На практике используют и другие единицы длины, например:

1 км. = 1000 м., 1 дм. = 0,1 м., 1 см. = 0,01 м., 1 мм. = 0,001 м

Историческая справка:

За один метр была принята в XVIII веке одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа). Сегодня есть более точное определения 1 метра, но этот разговор будет, когда познакомимся со скоростью света.



20

4

Практическая работа


Практическая работа (физкультминутка). Задание: «Изобразить различные виды траекторий и измерить их длину». (Для этого вам нужно встать с мест, объединиться в группы, изобразить траекторию и измерить ее длину)


Учитель наблюдает за действиями ребят, помогает по мере необходимости

3

5

Изучение нового материала (продолжение)


Предполагаемый вид схемы:

Виды движения

Неравномерное

Равномерное



Определение…

Определение…



Примеры:

Примеры:



После заполнения схемы два ученика выходят к доске и демонстрируют результаты своей работы.


Далее учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать параграф № 14 учебника, в тетрадях сделать конспект в виде схемы «Виды движения».


2

6

Первичное закрепление материала


Решают задачи

Учитель предлагает качественные физические задачи:

  1. относительно каких тел перечисленные ниже тела находятся в покое и относительно каких – в движении: пассажир в движущемся грузовике; легковой автомобиль, едущий за грузовиком на одном и том же расстоянии; груз в прицепе автомобиля?

  2. опишите траекторию движения: человека на эскалаторе метро; лыжника, прыгающего с трамплина; гири часов; иглы швейной машины; стрелки башенных часов.

  3. укажите тело отсчета для следующих случаев движения: спуск парашютиста: движение плота по реке; скоростной бег конькобежца.

  4. самолет взлетает с движущегося авианосца. Одинакова ли скорость самолета относительно авианосца и моря?

  5. начертите траекторию какой-либо точки на ободе колеса движущегося велосипеда относительно велосипедиста; относительно поверхности Земли.


3

7

Проверка знаний учащихся


1 группа.

ЭОР И –типа (последний слайд). №1.


2 группа

ЭОР К – типа.

2.


3 группа

ЭОР К – типа.

3.

Знакомятся с заданием и выполняют тестовое задание с последующей проверкой


Каждый учащийся для себя определяет уровень контроля и выбирает соответствующий тест.

1 уровень: (ЭОР № 1, слайд № В)

2 уровень: (ЭОР № 2)

3 уровень: (ЭОР № 3)


Определяет ЭОР К-типа,

(определяет их индивидуально для каждого учащегося (различные возможные варианты))








1

8

Выполнение заданий учащимися


Выполняют задание

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий

9

9

Домашнее задание

На дом. § 13, 14; задачи на смекалку; практическое задание

Записывают в дневник домашнее задание, выбирают дополнительное задание, оформленное учителем заранее на карточки

Задает дифференцированное д/з с учетом особенностей детей


На дом. § 13, 14; задачи на смекалку; практическое задание


Задачи на смекалку1:

  1. ветер несет воздушный шар на север. В какую сторону отклоняется флаг, которым украшен шар?

  2. Какую траекторию описывает при движении автомобиля его фара, точка обода колеса, центр колеса: а)относительно прямолинейного шоссе; б) относительно центра колеса?

  3. Обратите внимание на сооружения школьной площадки. Понаблюдайте за движением детей на этих сооружениях и опишите виды их движений.


Практическое задание:

С помощью сантиметровой ленты измерьте длину своего шага. По пути в школу подсчитайте число шагов и определите длину пройденного пути. На листке бумаги изобразите траекторию своего движения и перемещения.


2

10

Подведение итогов урока

Рефлексия.

Выводы по уроку

Фиксируют выводы

Формулирует выводы

3




ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Механическое движение

И- тип

Интерактивная лекция

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b56-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_1.swf

2

Подборка вопросов и заданий «Механическое движение и его относительность»

К- тип

тест

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5eb872ba-e2f8-4c37-b938-a692297f6f19/7_36.swf

3

Тестовая работа «Движение»

К- тип

тест

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0440a546-be1c-4e3c-b940-b5d3cc230242/31.swf



1 Текст задач и практическое задание заранее приготовлен учителем на индивидуальных карточках.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Сила трения в природе и технике"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: