План-конспект урока «Сообщающиеся сосуды» для 7 класса

План-конспект

урока «Сообщающиеся сосуды»

Автор: Ощепкова Анна Валериевна, учитель физики МКОУ «Мильковская средняя общеобразовательная школа №1»

Класс: 7

Предмет: физика.

Тема урока: Сообщающиеся сосуды

Базовый учебник: «физика-7» Перышкин А.В., 2010 г.

Тип урока: комбинированный (беседа + рассказ + учебный практикум).


Цель урока: изучить свойства сообщающихся сосудов.


Задачи урока:

  • образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;

  • развивающая – формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы;

  • воспитательная – воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, различные виды сообщающихся сосудов, пластиковые бутылки, трубки от капельниц, пластилин, презентация «Сообщающиеся сосуды», ЭОР

Структура урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Повторение изученного материала (разминка).

Сообщение задания.

Работа на интерактивной доске.

7мин.

2

Постановка учебных проблем.

Наводящие вопросы, демонстрации.

Ответы на вопросы, формулировка цели урока.

2 мин.

3

Изучение нового материала.




Беседа, эксперимент, демонстрации. Просмотр видеоролика.

Записи в тетрадях, исследование зависимости уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

15 мин.

4

Физминутка.

Учитель в процессе демонстраций свойств сообщающихся сосудов, подкрашивает жидкость и в это время предлагает построение модели диффузии. Мальчики-молекулы воды, девочки- молекулы краски.

Учащиеся, перемещаясь по классу, демонстрируя поведение молекул.

2 мин.

5.

Моделирование.

Учитель предлагает из подручных средств, стоящих на партах у учащихся изготовить сообщающиеся сосуды.

Изготовление сосудов, проверка свойств сосудов.

7 мин.

6.

Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.

Беседа.

Ответы на вопросы, беседа.

3 мин.

7.

Выполнение учащимися контрольного задания

Обобщение ответов учащихся.

Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях.

7 мин.

8.

Итоги урока.

Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске.

Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках. Голосование смайлами.

3 мин.




Ход урока.

1. Учитель и ученики приветствуют друг друга.

2. Начинается разминка. Учитель предлагает ученикам выполнить задания различного уровня сложности на интерактивной доске.

1.Анаграммы.

Давление –Ниеледав, Сила-Алси, Высота-Тавысо, Плотность-Ностьплот, Ньютон-Нотнью, Паскаль-Кальсап, Площадь-Щадьпло.

2. Соотнеси физическую величину и её единицу измерения. Соотношение отображается с помощью инструмента маркер.

3.Соотнеси понятие и его определение. Возможность перетаскивания объектов.

4.Поставь верный знак.

5.Допиши формулу. Это задание с проверкой, верные ответы скрыты за шторкой.

Работают ученики по цепочке, маркер доски служит эстафетной палочкой.


На доске появляется картинка сообщающихся сосудов. Презентация.

3.Учитель. Что общего между чайником и фонтаном?Чем интересно строение этих сосудов?

Рисунок «Сообщающиеся сосуды»

Учащиеся. Их части соединены между собой.

Учитель. Правильно.

Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради).
С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт.
(Вся беседа сопровождается демонстрациями.)

Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажимают и в одну из трубок нальем воды. Что произойдет, если открыть зажим?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. (Учащиеся записывают закон в тетради).

4. Далее проводится ФИЗМИНУТКА. . Ученики строят модель физического понятия диффузия и в программе «Живая физика» моделируют её изменение от температуры.


Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму?

Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны. (Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).

Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?

Учащиеся. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.

Учитель. При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности. (Учащиеся записывают в тетради).

Попробуйте доказать это, используя закон Паскаля и определение гидростатического давления.… Проверим ваш результат.

По закону Паскаля p1 = p2, по определению гидростатического давления p1 = ghttps://festival.1september.ru/articles/501091/img1.gif1h1, p2 = ghttps://festival.1september.ru/articles/501091/img1.gif2h2, отсюда ghttps://festival.1september.ru/articles/501091/img1.gif1h1 = ghttps://festival.1september.ru/articles/501091/img1.gif2h2, т.е  h1 : h2 = https://festival.1september.ru/articles/501091/img1.gif2:https://festival.1september.ru/articles/501091/img1.gif1.
Высоты столбов разнородных жидкостей сообщающихся сосуда обратно пропорциональны их плотностям.
(Учащиеся записывают в тетради).

Учитель. Давайте просмотрим видеоролик, наглядно демонстрирующий все свойства, которые мы сейчас рассмотрели. Видеоролик — анимация «Закон сообщающихся сосудов».

5. Учитель. У Вас на партах находятся пластиковые бутылки, трубки от капельниц, пластилин, используя их, изготовьте модели сообщающихся сосудов и еще раз пронаблюдайте их свойства. (Учащиеся работают в парах)

6.Учитель. Где Вы наблюдали сообщающиеся сосуды на практике?

Учащиеся. Это различные предметы посуды, гейзеры, фонтаны, шлюзы, водопровод с водонапорной башней, гидравлический пресс, водомерные стекла, артезианские колодцы, сифоны под раковиной.

7.Учитель. Молодцы! Ну, а сейчас пришло время проверить ваши знания по данному вопросу. (Учащиеся занимают место у компьютеров.)

Тест к уроку «Сообщающиеся сосуды»

8.Подведение итогов урока, запись домашнего задания.

Учитель выставляет оценки и благодарит учеников за работу на уроке. Записывается задание на дом и начинается голосование смайлами.

Если на уроке ученику было комфортно, интересно, то он голосует веселым смайлом, если нет — грустным. Смайлы кладут на чаши рычажных весов.




Свежие документы:  Конспект урока на тему "Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: