ПОВТОРИТЕЛЬНО — ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК для 7 класса «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СИЛАМ»

1001 идея интересного занятия с детьми


ПОВТОРИТЕЛЬНО — ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СИЛАМ»

Якубовская Татьяна Геннадьевна, МБОУ «Тарасовская СОШ», учитель физики, Кемеровская область


Предмет (направленность): физика.

Возраст детей: 7 класс.

Место проведения: кабинет физики.



Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме, развитие у обучающихся активности, самостоятельности, чувство коллективизма.

Тип урока: урок повторения и обобщения.

Вид урока: урок-игра.


Ход урока

Физика — какая емкость слова!
Физика — для нас не просто звук,
Физика — основа и опора
Всех без исключения наук!

Сегодня, ребята, мы совершим с вами увлекательное и познавательное путешествие в страну сил, в котором повторим и закрепим знания о силах. А поедем мы в путешествие в группах по 6-7 человек. (С группами лучше определится заранее). А поможет нам в этом карта, которую вы видите на доске.

Прежде ем отправиться в путешествие нужно хорошо подготовиться, поэтому проведем разминку. Отправляясь в дорогу, нужно собрать необходимые вещи. Вот у нас, на доске шкаф с буквами, обозначающими физические величины. Вы должны собрать из них как можно больше формул, относящихся к теме сегодняшнего урока. Кто быстрее?


m


P

V

N

k

ро

g

F

x


V

мю

(Каждая группа выполняют задание самостоятельно, а потом представитель от группы озвучивает. Оценивается и скорость и количество собранных правильно формул)


Молодцы! Вещи собраны, пора в дорогу!

Пока едем, предлагаю поиграть в физическое лото. На доске- карточки с примерами физических явлений и силы, которые возникают при каждом их этих явлений. Нужно их соотнести между собой.

(От каждой группы по очереди выходят участники и расставляют карточки в соответствии с заданием)

Груз подвешен на резиновом шнуре


Санки не катятся по траве

Земля вращается вокруг Солнца

Капли дождя падают на Землю

А вот и первая наша остановка- Сила тяжести.

Что же ждет нас на этой станции? О местных достопримечательностях расскажет нам гид. (Представитель из первой группы рассказывает приготовленное заранее сообщение о силе тяжести).

Сообщение: Сила- мера взаимодействия тел между собой. Сила тяжести- сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Например, падение мяча, подброшенного вверх, падение капель дождя. Если тело движется только под действием силы тяжести, то оно свободно падает. Сила тяжести зависит от массы тела и рассчитывается по формуле F=mg. Измеряется сила тяжести в ньютонах. Сила тяжести имеет большое значение. Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется: сходят с гор лавины, образуются водопады и т.д. Все живые существа чувствуют притяжение Земли.


Чтобы отправиться дальше, нужно пройти испытание — найти «физические ошибки в рассказе».

(Каждой группе раздается текст физического содержания, в котором нужно найти и исправить ошибки. Задание на время — кто больше исправит ошибок за 1 минуту- получит больше баллов).

Примерный текст: Сила тяжести — это сила, с которой Земля отталкивает от себя тела. Она всегда направлена вертикально вверх. Сила тяжести зависит от объема тела или обратно пропорционально его массе. Земной шар немного сплюснут у полюсов. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного меньше, чем на экваторе. Сила тяжести на вершине горы больше, чем у ее подножия.


Испытание пройдено, можно ехать дальше!

Чем заняться в дороге? Давайте разгадаем кроссворд?

(Каждой группе раздается физический кроссворд, кто быстрее выполнит — тому балл)

Вопросы:

  1. Мера взаимодействия тел.

  2. Единицы измерения силы.

  3. Сила, с которой тело действует на опору или подвес.

  4. Физическая величина, имеющая свое числовое значение и направление.

  5. Прибор для измерения силы.

Ответы:

Д 5

И

Н

1 С И Л А

М

2 Н Ь Ю Т О Н

М

3 В Е С

Т

4 В Е К Т О Р


Мы прибыли на следующую остановку- Вес тела.

Послушаем сообщение гида из второй группы.

Сообщение: Вес тела — это сила, с которой тело давит на опору или натягивает подвес. Обозначается вес тела буквой Р, измеряется в Ньютонах. Вес покоящихся, или движущихся по горизонтальной опоре тел, прямолинейно и равномерно равен по величине силе тяжести. Но сила тяжести приложена к телу. А вес — к опоре или подвесу. Соотношение между весом и силой тяжести изменяется, если тело вместе с опорой станет двигаться в направлении действия силы тяжести неравномерно. Когда опора падает свободно вместе с находящимся на нем телом, опора не препятствует движению тела, поэтому в теле не возникают деформации и оно не давит на опору. Такое состояние тела называется невесомостью. Невесомость наступает в космическом корабле, когда выключают двигатели.

И здесь нас тоже ждет испытание — качественные задачи.

(Задачи по очереди задаются каждой группе, обучающиеся совещаются и кто-то один дает ответ)

Качественные задачи:

  1. Как изменится вес космонавта при торможении спускаемого аппарата?

  2. Парашютист спрыгнул с самолета. Можно ли считать, что он находится в невесомости?

  3. Как изменится вес человека при движении лифта вверх?

  4. Что произойдет со значением веса тела при движении тела вверх с ускорением?

  5. На столе лежит книга. Куда приложены вес тела и сила тяжести?

  6. На потолке весит лампа. Куда приложены вес тела и сила тяжести?


Молодцы! И с этим испытанием вы успешно справились. Поехали дальше!

Дорога — длинная, чтобы не заскучать давайте поиграем в игру «Да — нетка».

(Учитель загадывает слово по теме урока. Группы по очереди задают вопросы, чтобы угадать, что же загадал учитель. Учитель имеет право отвечать только «да» или «нет». Какая группа угадает больше слов, та и побеждает)

Примеры слов:

  1. Опора.

  2. Вес.

  3. Невесомость.


Время прошло быстро и следующая остановка- Сила упругости. И что же интересного нас ждет здесь? Выступление гида из первой группы.

(Заранее приготовленное сообщение одного из обучающихся).

Сообщение: Сила упругости — это сила, возникающая в результате деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение. Деформация- это изменение формы или размеров тела под действием внешних сил. Существуют деформации растяжения, сжатия, изгиба, кручения. Также упругие и пластические деформации. Сила упругости, возникающая при деформации растяжения или сжатия, пропорциональна удлинению пружины. Это отражено в законе Гука- Fупр.= kx, где k— коэффициент жесткости. Закон Гука выполняется только для упругих деформаций. Сила упругости измеряется в Ньютонах.


Чтобы отправиться далее, нужно решить несколько задач.

(Каждой группе раздаются индивидуальные задачи разной сложности. Обучающиеся в группе сами определяются с тем, какую задачу будут решать.

Задачи для 1-ой группы:

  1. Жесткость пружины 200 Н/м. Определите силу упругости, действующею на пружину, если она при этом растягивается на 5 см.

  2. Постройте график зависимости силы упругости от удлинения, если жесткость пружины 2 кН/м.

  3. Тело массой 300 г подвешено на пружине. Определите на сколько растянется пружина, если жесткость этой пружины 150 Н/кг.


Задачи для второй группы:

  1. Определите жесткость пружины динамометра, если под действием силы 80 Н она удлинилась на 5 см.

  2. На тело действует сила тяжести 5 Н и сила упругости 2 Н. Определите равнодействующую этих сил.

  3. Постройте график зависимости силы упругости от удлинения, если жесткость пружины 4 кН/м.


Это испытание пройдено, пора в дорогу. Чтобы не тратить время зря, проведем «мозговую атаку». (Каждой команде задаются подряд пять вопросов. Отвечать нужно сразу. Кто больше даст правильных ответов, тому — дополнительные баллы).

Вопросы первой группе:

  1. Причина возникновения силы упругости?

  2. Как обозначается вес тела?

  3. Кто установил зависимость силы упругости от деформации?

  4. Куда направлена сила тяжести?

  5. Какие деформации бывают?

Вопросы второй группе:

  1. Как обозначается сила упругости?

  2. Кто открыл закон Всемирного тяготения?

  3. Как математически выглядит закон Гука?

  4. Как называется изменение формы и размеров тела под действием внешних сил?

  5. Единицы измерения коэффициента жесткости?


А вот и следующая остановка- Сила трения.

Чем знаменито это место? (Выступление гида из второй группы).

Сообщение: Сила трения- это сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого, когда тела неподвижны или перемещаются друг относительно друга. Трение препятствует движению. Причина возникновения силы трения- межмолекулярное притяжение, действующее в месте контакта трущихся тел. Сила трения направлена противоположно движению тела, измеряется в Ньютонах. Рассчитать силу трения можно, если знать массу тела и коэффициент трения. Существует три вида трения: покоя, качения и скольжения. Трение покоя возникает, когда тело находится в покое и его трудно сдвинуть с места. Трение скольжения возникает, когда тело скользит по наклонной плоскости. Трение качения можно наблюдать, если перекатывать тело по бревнам.


Осталось последние испытание- определите экспериментально зависимость силы трения от массы груза. (В каждой группе выполняется эксперимент, затем представитель от группы рассказывает о полученных результатах. У кого наиболее четко сформулирован вывод — тот и победил в этом испытании).


Последняя остановка- Всезнайка.

Что интересного и важного узнали вы из сегодняшнего путешествия?

(Обучающиеся сами делают выводы)

Вопрос учителя: Для чего нужно знать силы? (Ответы обучающихся).

Кто же первым прибыл в конечный пункт назначения? Подведем итоги. (Подсчитываются баллы, выявляются победители).


Рефлексия.

Понравилось ли вам наше путешествие? Давайте с помощью «ручных смайликов» покажем наше настроение. (Обучающие показывают __, / , /.).


Спасибо за внимание! До новых встреч!


ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Перышкин А.В., Физика, 7 кл., М.: Дрофа, 2010.

  2. Волков В.А., Полянский С.Е., Поурочные разработки по физике, 7 кл., М.: ВАКО, 2008.


8

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Повторительно - обобщающее занятие"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: