Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Городского округа Саранск
Республики Мордовия
Выступление по теме
«Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности».
Подготовила
учитель физики
Ахметова Нязиля Джафяровна
Г.о.Саранск,2015г
Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его не вызовут отвечать. Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь. Кому-то от волнения на уроке становится плохо и он испытывает приступы тошноты, кто-то теряет сознание от страха. Кто-то опаздывает на уроки, кто-то не приходит на занятия вообще, прогуливают уроки, находят себе друзей вне школы и нередко попадают под влияние дурной компании.
Несмотря на непохожее поведение и совершенно разную реакцию, все эти ученики страдают от одной и той же проблемы — плохой успеваемости в школе, которая в свою очередь является результатом низкой учебной мотивации или отсутствия таковой совсем.
Мотивация — это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность и побуждающий ученика учиться. Самый простой её пример (известный всем) – ослик и морковка.
Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у подростка она сильная, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. У учеников, которым не хватает мотивации нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.
Ребенок, который с радостью ходит в школу, учится с интересом, — мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учится у большинства пропадает.
В школе можно провести исследование с целью выявления уровня учебной мотивации.
Вопросы анкеты:
Тебе нравится в школе?
-не очень
-нравится
-не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
-не нравится
-бывают по-разному
-нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
-часто
-редко
-не рассказываю
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы
У тебя в классе много друзей?
-мало
-много
-нет друзей.
По результатам анкеты можно выделить пять уровней мотивации:
Первый уровень – высокая мотивация .
У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
Второй уровень – хорошая мотивация
При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Третий уровень – положительная мотивация к школе
Ребята, показавшие развитие внешней школьной мотивации имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация
Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация таких детей очень мало, но к сожалению они есть
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются:
1.Содержание учебного материала.
2. Организация учебной деятельности .
3. Коллективные формы учебной деятельности .
4. Оценка учебной деятельности .
5. Стиль педагогической деятельности учителя.
1. Содержание учебного материала:
Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, телевизионных передач и т.п. средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников определённого возраста потребности.
Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических — памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, в рефлексии и самооценки. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие. Содержательно и иллюстративно бедный материал не облачает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению.
Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время, содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.
2. Организация учебной деятельности.
Мотивационный этап — это сообщение почему и для чего уч-ся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно- проблемной ситуации ( задачи, цели).
Операционально-познавательный этап. На этом этапе уч-ся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием (положит, эмоции). Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы уч-ся начинал действовать.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы уч-ся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем.
3. Коллективная (групповая) форма деятельности.
Групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных уч-ся, т.к. они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
4. Оценка результатов учебной деятельности.
Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью.
Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащегося, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала выявились причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.
Выявлено, что учителя, имеющие склонность к авторитарному стилю деятельности, занижают отметки по сравнению с учителями демократического стиля, учителя с либеральным стилем, наоборот, завышают отметки.
5. Стиль деятельности учителя.
Различные стили формируют различные мотивы.
Авторитарный стиль формирует «внешнюю» (экстринсивную) мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» (интринсивной) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации, а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».
Выделяют следующие методы мотивации.
Эмоциональные методы мотивации: 1 — поощрение, 2 — порицание, 3 — учебно-познавательная игра, 4 — создание ярких наглядно-образных представлений, 5 — создание ситуации успеха, 6 — стимулирующее оценивание, 7 — свободный выбор задания, 8 -удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации: 1 — опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 — создание проблемной ситуации, 4 — побуждение к поиску альтернативных решений, 5 — выполнение творческих заданий, 6 — “мозговая атака”.
Волевые методы мотивации: 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 — формирование ответственного отношения к учению, 4 — познавательные затруднения, 5 — самооценка деятельности и коррекция, 6 — рефлексия поведения, 7 — прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации (IV): 1 — развитие желания быть полезным отечеству, 2- побуждение подражать сильной личности, 3 — создание ситуации взаимопомощи, 4 -поиск контактов и сотрудничества, 5 — заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 — взаимопроверка, 7 — рецензирование.
Основными факторами, влияющими на формирование отрицательной неустойчивой мотивации к учебной деятельности являются:
1. Отсутствие интереса к учебе. Нужно помнить: интерес к учебе нельзя привить насильно. Нужно попытаться понять, что именно стало причиной потери интереса и как давно это произошло. Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности обучение в школе, регулярное выполнение домашнего задания находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами взрослых. Но, тем не менее, нельзя превращать выполнение домашнего задания для ребенка в орудие пыток. Страх наказания не прибавит интереса к учебе и не повысит мотивацию. А вот теплое дружеское отношение и доверие способны творить чудеса. Нужно развивать и поддерживать познавательный интерес у детей. Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получатся то, что интересно. В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Ни в коем случае нельзя стращать ученика предстоящей учебой и трудностями этой учебы. Не надо говорить о том, что у вас всегда получалось всё и сразу (подумайте, так ли это на самом деле?). Начните поиск решения проблемы с беседы. Поговорите с ребенком и узнайте, что он думает о своей плохой успеваемости: почему так? Старайтесь избегать лишних вопросов и обвинений – волю эмоциям вы можете дать, но решение вряд ли найдете. Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности. Трудно то, что непонятно. Поэтому никогда не помешает иметь дома справочную литературу, словари, энциклопедии, где ребенок, всегда найдет объяснение непонятным словам. Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например, подбирайте нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь выполнять работу вместо своего ученика. Поощрение за положительный результат, для ребенка необходимо. Хвалите его, радуйтесь вместе с ним его успехам, пусть даже маленьким. Ребенок должен чувствовать, что родители принимают его таким, какой он есть. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий. Режим дня, для детей очень важен, соблюдая его развиваются волевые качества, собранность, ответственность и самостоятельность. Спросите у своего Чада, что такое, с его точки зрения, «сила воли» и есть ли она у него? Может ли он заставить себя выполнять не очень интересное задание? Умеет ли усилием воли сосредоточиться на уроке или даже не пытается? Нужно приучать ребенка поддерживать тонус, то есть рабочее состояние организма, но и не забывать про отдых. Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом, хотя от домашних повседневных поручений ребенка ограждать не следует. Не следует упрекать ученика в том, что он ничего не делает, «а вот я в твои годы…». Такие фразы способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить срочно чем-то заняться или заинтересоваться. Кстати говоря, времена постоянно меняются, а вместе с тем меняются возможности и требования. Вместе с ребенком создайте план, какие именно шаги следует предпринять для достижения цели. Помогите не отступать от намеченного.
2. Конфликты с педагогами. Не понижайте авторитет преподавателя в глазах своего Чада. Даже если вам что-то не нравится, не обсуждайте учителя в присутствии детей. Ребенок, анализируя услышанное приобретает «особый» повод относиться отрицательно как к учителю, так и к его предмету. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, в дальнейшем ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей. Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителями могут возникнуть и по вине самого ученика, возможно, школьник не выполняет элементарных требований учителя, нарушает правила поведения на уроке и т.п.
Надо попытаться понять, в чем причины нелюбви ребенка к данному предмету. Спросите у педагога, какие претензии у него есть к школьнику. Учитель может соответственно относиться к тем ученикам, которые постоянно не готовы к уроку. Проследите, чтобы у школьника было все необходимое для данного урока.
3. Конфликты с товарищами по учёбе, с ребятами на улице и т. д. Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала нужно попытаться поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения. Цените друзей своего ребенка. Всякая ценность человека в нем самом. Учите быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы. Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость всегда рождает большую.
4. Конфликты с родителями. Учитесь быть своему ребенку другом. Если ваш ребенок доверяет вам свои тайны как другу, не шантажируйте его этими тайнами. Критикуйте, не унижая, а поддерживая. Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Всегда нужно помнить простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.
5. Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё время и место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.
6.Недостаточное умение учиться. Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов в семье. Поинтересуйтесь у ребёнка о том, зачем он учится, и попытайтесь объяснить, для кого он это делает. Бывает, что родители специально занижают достижения способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремиться добиться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных. Но когда – нибудь он может просто устать и охладеть к учебе.
7. Проблемы с развитием внимания и памяти. Это решаемо. Существует много различной литературы с упражнениями и заданиями на развитие внимания и памяти. Учите ребенка слушать и «рисовать» в уме у себя «картинку» того, о чем говорит учитель, не отвлекаясь при этом.
8.Личные проблемы. «Какие там такие проблемы могут быть в его-то возрасте. Одни фантазии!». Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребёнку сильно не повезло – ему трудно будет поделиться с вами своей проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него настоящая беда. Таким образом, все причины плохой успеваемости в школе сводится к тому, что у ребёнка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения, исправить это возможно только тогда, когда эффективно работает система семья – ученик – школа. Отсутствие сотрудничества между учителем, учеником и его родителями — это тоже одна из причин нежелания учиться. Только совместными усилиями мы можем достичь успеха в освоении знаний учеником. Крайне важна семейная обстановка в доме. Давайте не будем допускать сарказма и издёвок. Необходимо постоянно укреплять чувство собственного достоинства, обеспечивая успех подростку. Еще раз проверим условия учёбы – учащийся должен иметь собственное рабочее место. Увы, ещё не изобрели таблетки от лени, школьных хулиганов, издевающихся над отличниками, но к счастью есть замечательное и совершенно бесплатное средство, улучшающее состояние всех детей на свете – родительская любовь.
Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.
Актуальность ее рассмотрения обусловлена:
1. Переход на новые стандарты обучения.
2. Обучение школьников приемам самостоятельного обучения.
3. Мотивация учения как уровень психологического благополучия и развития школьника.
Ученика нельзя заставить учиться если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость учащихся.
Последние исследования психологов говоря о том, что нет связи интеллекта с успеваемостью ни по профильным предметам, ни по общеобразовательным дисциплинам. Оказалось, что « сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по силе мотивации учебной деятельности.
Таким образом, каким бы не был школьник без желания и мотивации к учебе успехов он не добьется.
Возрастные особенности развития мотивации школьников по мнению психологов.
Подростковый возраст.
• Стойкий интерес к определенному предмету, развивается крайне редко, обычно формируется в семье.
• Мотив избегания неудачи.
• Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.
• Познавательный интерес.
• Мотив достижения успеха в учебе не развивается.
• Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)
Старшая школа.
• Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.
• Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета).
• Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний.
• Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам.
Внутренняя, собственная мотивация.
Мотивация учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
Традиционно принято различать две группы учебных мотивов:
1. Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.
2. Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Познавательные мотивы включают в себя:
1. Овладение новыми знаниями.
2. Ориентация на усвоение способов добывания знаний.
3. Самообразование.
Социальные мотивы включают в себя:
1. Стремление получать знания на основе долга, ответственности, полезности.
2. Заслужить авторитет.
3. Стремление взаимодействовать с другими людьми, анализировать способы и формы сотрудничества.
Источники мотивации, применяемые на уроках физики.
1. Интерес к информации: А знаете ли вы …
Пример тем:
7 класс.
Глубину погружения человека.
(Тема урока: давление жидкости и газа)
Подшипники можно делать из дерева и даже из материи.
( Тема урока: Сила трения)
В атмосфере какой планеты будет подниматься воздушный шарик.
( Тема урока: Воздухоплавание)
8 класс.
Сколько выделиться энергии при остывания Земного шара на один градус.
( Тема урока: Внутренняя энергия)
Кипятим охлаждая ( Тема урока: Кипение)
Можно ли сварить мясо высоко в горах?
(Тема: Кипение)
9 класс
Приливы в море.
Сколько было Ньютону, когда он открыл закон всемирного тяготения
(Тема урока: Всемирное тяготение)
Если бы Энрико Ферми удалось полностью объяснить результаты своих опытов по искусственной радиоактивности, вызванной нейтронами, то весь мир уже в 1934 г. узнал бы о возможности создания атомной бомбы.
(Тема урока: Радиоактивность)
2. Интерес к способу действия
Понять как это делается и сделать это лучше.
3. Интерес к людям, организующим процесс и участвующие в нем.
Общение в ходе учебного процесса для многих школьников является стимулом к учебе.
Урок с элементами игр заметно повышает интерес к уроку. Я провожу такие уроки во всех классах.
4. Потребность в самовыражении и самопрезентации.
В современном уроке учитель очень часто использует презентацию, но и ученик может проявить свои знания по физике и информатике, подготовив свою презентацию для урока.
Люди разных возрастов любят разгадывать кроссворды, а физический кроссворд сделанный учащимися, позволяет повторять пройденный материал в интересной форме. Я детям часто задаю в качестве домашнего задания с целью повторения и закрепления пройденного материала в конце изучения главы составить кроссворд.
5. Осознание значимости происходящего на уроке.
Ученик учится потому что ему это надо. Это осознанная мотивация присуща старшеклассникам, которые готовятся поступать в вузы.
Для этих учащихся я провожу дополнительные занятия во внеурочное время.
Эти занятия включают в себя материал подготовки к ЕГЭ.
6. Ценным методом стимулирования интереса к учению может быть метод познавательной деловой игры.
Он появился в педагогике сравнительно недавно (около 30 лет назад). Для современного образования деловые познавательные игры важны прежде всего тем, что могут активизировать учебный процесс, а также служат средством развития теоретического и практического мышления, актуализации знаний. Основными компонентами игры служат сценарий, игровая обстановка и регламент. Сценарий включает характеристику игровой обстановки, правила игры и описание производственной обстановки. Игру можно проводить перед изложением нового материала (лекции), после него или же организовывать на ее основе весь материал. Учебные игры по сравнению с традиционным обучением имеют много преимуществ, ибо игра занимательна и интересна для них.
Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но надо помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную деятельность
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Следует различать понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив — побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, первоклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив получить возможность погулять. В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготовления заданий.
|
|
Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;
|
мотивация, имеющая положительный характер, эта мотивация выступает в двух формах. Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.
Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное — показатели сформированности учебной деятельности школьников.
В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.
Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации (стремлению к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). Познавательный интерес — сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер.
Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Три кита учебной мотивации — это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.
Техника «Проблемные вопросы»
Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.
Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?
Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.
Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.
Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:
+ | – | ? | |
Я это знал(а) | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что я знал(а) | Я хочу об этом узнать побольше |
От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту — и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.
— Почему ты ходишь в школу?
Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.
Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…
Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.
В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Например, оценка знаний во время опроса информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.
Основными типами деятельности в жизни любого человека могут быть игра, обучение, трудовая деятельность. В этой классификации, учение ближе всего к труду, в связи с необходимостью соблюдения дисциплины, выполнения заданий и определенных обязанностей.
Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.
Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.
Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.
Учитывая, что познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:
Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
Уверенность в себе;
Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;
Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
Потребность и возможность в самовыражении,
Принятие и одобрение значимыми людьми;
Актуализация творческой позиции;
Осознание значимости происходящего для себя и других;
Потребность в социальном признании;
Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;
Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);
Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.
Дело в том, что основные усилия педагога, как правило, направлены на поиск внешних стимулов непосредственно не связанных с учебным, предметом. Действительно, игра, похвала, занимательность и т.п. являются внешними педагогическими приемами, напрямую не связанными с конкретной предметной деятельностью учащихся на данном уроке, применительно именно к этому содержанию .Они с успехом могут быть использованы и на занятиях по другим предметам, при изучении иных тем или, другими словами, опираются и используют лишь внешнюю мотивацию. Она наиболее распространена и чаще используется на уроках.
Между тем, известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Она порождается конкретной предметной деятельностью и непосредственно связана именно с данной учебной дисциплиной и ее содержанием. Но именно она предметна, конкретна, хотя и более сложная для формирования, требует больших усилий и подготовки, а потому часто остается в тени учебной деятельности или вовсе не используется.
Вместе с тем, внутренняя мотивация личностно-значима, индивидуальна: то, что для одного ученика очень важно, другого может абсолютно не стимулировать к активности. Поскольку учебная деятельность значимо опирается на интеллект, мышление школьников, то нетрудно сделать вывод о том, что при формировании внутренней мотивации учения важно опираться на индивидуальные особенности именно этого познавательного процесса.
При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит запоминание, возрастает работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащихся.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изучение отношения учащихся к учебным предметам
Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.
I. Необходимые предметы
II. Интересные предметы
Предмет
Причина
Предмет
Причина
Ответы
I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:
1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
5. Этот предмет учит разбираться в жизни.
6. Этот предмет считают значимым мои родители.
7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.
II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:
1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
3. Интересно выяснять причины событий.
4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко.
10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения
Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения.
Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указанный балл.
1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
2. Хочу закончить школу и учиться дальше
3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего
4. Хочу быть культурным и развитым человеком
5. Хочу получать хорошие отметки
6. Хочу получать одобрение родителей
7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
8. Хочу быть лучшим учеником в классе
9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе
11. Мне нравится учиться
12. Люблю узнавать новое
13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать
16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи.
Мотивы обучения:
мотив долга и ответственности – № 1;
мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
мотивы собственного благополучия – № 5–7;
мотивы престижности – № 8–10;
мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.
Приложение 3
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение мотивации к предметам
Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых
в школе предметов.
Предмет
Информатика
Астрономия
Экология
Физкультура
ОБЖ
Черчение
Экономика
Обществознание
Математика
Мотивы:
Интересное содержание предмета
Интересное преподавание
Предмет имеет практическое значение
Уважаю учителя
Хотел бы получать дополнительные знания
Пытаясь применить выше изложенное , проект урока-исследования в 8 классе по теме “Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление” получился следующим.
Данный урок проводился в начале второго полугодия. К моменту изучения данной темы, ребята знали: понятие электрического тока; напряжения, силы тока, их единицы измерения; приборы для измерения силы тока и напряжения; правила пользования амперметром и вольтметром; умели решать расчетные, качественные и экспериментальные задачи; умели чертить схемы электрических цепей и читать их и т.д. Новая тема полностью базировалась на имеющихся знаниях ребят.
Изучение новой темы осуществлялся на основе демонстрационных опытов.
На уроке были сделаны попытки активного включения детей в различные виды деятельности. На этапе актуализации знаний проверялись ЗУН и активизировалась мыслительная деятельность практически на всех этапах урока. На протяжении всего урока фиксировались затруднения в индивидуальной деятельности ребят.
На уроке постоянно ребята находили пути выхода из затруднительных ситуации выдвигая предположения. Свои гипотезы ребята предлагали проверять разными способами: теоретически и экспериментально.
На уроке постоянно старалась подводить детей к «открытию» новых знаний с помощью подводящего и побуждающего диалога. На протяжении всего урока использовался демонстрационный эксперимент достаточно понятной и доступной форме для учеников.
На уроке четко была осуществлена межпредметная связь с математикой. Математические познания ребят помогли при построении графика зависимости силы тока от напряжения, устанавливать прямую пропорциональную зависимость между силой тока и напряжением и т.д.
На уроке со стороны ребят наблюдался высокий уровень мотивации к учебной деятельности: стремление больше узнать, интерес к уроку, радость от активности, интерес к изучаемой теме.
Также на уроке использовались методы, способствующие активизации инициативы и творческого мышления : методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, дискуссия, работа в парах и др.);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
Использовались различные виды преподавания(словесный, наглядный,
самостоятельная работа и др) и различные виды учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, наблюдение за результатами опытов, ответы на вопросы, решение задач, и т. д. )
Цели: показать зависимость силы тока от напряжения;
доказать, что сила тока не только зависит от напряжения, но и от сопротивления;
ввести понятие сопротивления проводника;
объяснить причины сопротивления проводника с точки зрения электронной проводимости металлов;
ввести единицы измерения сопротивления;
знать зависимость между силой тока и напряжением;
знать, что сила тока зависит не только от напряжения, но и от сопротивления проводника; знать единицы измерения сопротивления; знать причины сопротивления проводника; знать, что сопротивление проводника является электрической характеристикой самого проводника;
уметь объяснять, с точки зрения электронной проводимости металлов, причину сопротивления проводника;
знать, что сопротивление проводника является электрической характеристикой самого проводника;
привить самостоятельность в поиске новых знаний;
при поиске новых знаний, развить познавательную активность ребят.
Опыты.
1. Собирают электрическую цепь, состоящую из регулируемого источника, резистора, амперметра, ключа и вольтметра. При изменении напряжения между концами резистора изменяется сила тока в цепи.
Вывод. Сила тока зависит от напряжения. Сила тока в цепи прямо пропорциональна напряжению. I~U.
2. В установке опыта 1 заменяю резистор на другой, из другого металла. Повторяя опыт при фиксированном значении напряжения, показываю, что сила тока не только зависит от напряжения, но и от рода вещества, из которого изготовлен проводник.
Вывод. Сила тока зависит не только от напряжения, но и от рода вещества. Зависимость силы тока от рода вещества характеризуется сопротивлением. Разные вещества обладают разным сопротивлением.
Ход урока.
1. Включение детей в деятельность.(30с)
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
На данном этапе проверяется готовность ребят к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть на очередном уроке.
Ребята, сегодня на уроке присутствуют гости. Надеюсь, что вы проявите свое гостеприимство своей самой активной деятельностью. Хотя в этом я не сомневаюсь.
2. Актуализация знаний умений и навыков.
Форма работы – фронтальная.
Цель фронтальной беседы: готовность мышления к построению нового способа действий.
На данном этапе воспроизводится ЗУН, достаточные для построения нового способа действий.
На данном этапе проверяется: соответствие заданий содержательной установке урока; свободное владение детьми предложенным содержанием.
Вопросы для фронтальной беседы.
1) Что такое сила тока?
2) По какой формуле находится сила тока?
3) В каких единицах измеряется сила тока?
4) Что характеризует сила тока?
5) С помощью какого прибора измеряется сила тока?
6) Что такое напряжение?
7) По какой формуле находится напряжение?
8) В каких единицах измеряется напряжение?
9) Что характеризует напряжение?
10) С помощью какого прибора измеряется напряжение?
Перехожу к следующему этапу урока.
3. Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности в ходе беседы с ребятами. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы. Начало «открытия»
нового знания.(7мин)
Цель: обозначить тему урока; выдвижение гипотез учениками и нахождение путей их решения; выявить затруднения в деятельности ребят; подведение детей к открытию нового знания с помощью подводящего или побуждающего диалога.
На данном этапе ученики выбирают метод решения учебной задачи и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы. На данном этапе урока ученики готовятся преодолеть возникшее затруднение с помощью нового способа действия (эксперимента).
Возникшее затруднение фиксируется учащимися (мотив).
На данном этапе активизируются мыслительные операции: внимание, память и т.д.
Использованы коллективные формы работы: побуждающий диалог, фронтальная работа.
На данном этапе: выявляются причины ошибок; является ли индивидуальной деятельность детей в проблемной ситуации; зафиксировано ли самими детьми запланированное затруднение; выбран ли метод решения проблемной ситуации детьми самостоятельно; предложено ли решение проблемы самими детьми; не нарушена ли учителем роль организатора коммуникации.
Обобщая ответы ребят на приведенные вопросы, воспроизвожу опыт№1.
Учитель. Ребята, что вы видите на столе?
Ученик. Собрана электрическая цепь, состоящая из регулируемого источника, резистора, амперметра, ключа и вольтметра.
С помощью потенциометра плавно изменяю напряжение между концами проводника. Ребята удивленно обращают внимание на изменение показания амперметра.
Учитель. Ребята, как вы считаете, почему изменяется показание амперметра? (Проблема)
Ученики. Вероятно, существует какая-то зависимость между силой тока и напряжением (Выдвигается гипотеза).
Учитель. Будут ли другие версии?
Ученики в основном придерживаются данного предположения.
Учитель. Ребята, кто из вас попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?
Ученики. Тема нашего сегодняшнего урока так и называется: «Зависимость между силой тока и напряжением».
Прошу ребят открыть тетради и записать число и тему урока. Я записываю на доске и умышленно , предупредив ребят, оставляю место для продолжения темы.
Продолжаю беседу (подвожу детей к открытию нового знания с помощью побуждающего и подводящего диалога).
Учитель. Ребята, как вы считаете, почему существует зависимость между силой тока и напряжением?
Ребята затрудняются дать правильный ответ на данный вопрос.
Учитель. Что показывает сила тока?
Ученики. Сила тока показывает, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени?
Учитель. От чего зависит величина заряда?
Ученики. От работы, совершаемой электрическим полем по перемещению заряда.
Учитель. Какая физическая величина показывает, какую работу совершает электрическое поле по перемещению заряда?
Ученики. Напряжение.
Учитель. Почему существует связь между силой тока и напряжением?
Ученики. Напряжение показывает, какую работу совершает электрическое поле по перемещению заряда, а величина заряда, прошедшего через сечение проводника за единицу времени определяется силой тока.
Учитель. А какая зависимость между силой тока и напряжением? (Проблема)
Ученики. Предполагаю, что при увеличении напряжения между концами проводника, сила тока увеличивается. (Выдвигается очередная гипотеза учениками).
Учитель. Будут ли другие версии? (Пауза)
Учитель. Обоснуйте данное предположение.
Ученики. Чем большую работу совершит электрическое поле по перемещению заряда, тем величина заряда прошедшего через сечение проводника будет больше.
Учитель. Ребята, вы предполагаете: 1) сила тока зависит от напряжения; 2) при увеличении напряжения, сила тока увеличивается.
4. Продолжение «открытия» детьми нового знания.
Цели: подведение детей к «открытию» нового знания с помощью эксперимента.
На данном этапе необходимо четко зафиксировать новый способ действий (проведение эксперимента, анализ результатов, построение графика зависимости силы тока от напряжения).
Учитель. Ребята, как вы считаете, как можно проверить ваши предположения?
Ученики (хором). С помощью опыта.
Зачитываю слова Л.да Винчи:
«Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок».
Учитель. Ребята, ваши предположения мы проверим экспериментально. Попробуем исследовать зависимость силы тока от напряжения.
На столе собрана опытная установка, по описанию приведенному выше.
Учитель. По какой схеме собрана электрическая цепь.
К доске выходит ученик и показывает схему. Ребята чертят в тетрадях.
Ребятам объясняю ход проведения опыта.
Далее воспроизвожу опыт №1 по описанию, приведенному выше. С помощью данного опыта, мы исследуем зависимость силы тока от напряжения.
Плавно увеличивая напряжение между концами проводника ребята видят, как увеличивается сила тока.
Результаты исследования заносим в таблицу.
Для проведения опыта прошу одного ученика помочь у доски заполнить таблицу.
2 | 4 | 6 | 8 | ||
I, A | 0,3 | 0,6 | 0,9 | 1,2 |
По ходу беседы с ребятами анализируем полученные результаты.
Учитель. Ребята, как вы думайте, какая зависимость между силой тока и напряжением?
Ученики. Прямая пропорциональная зависимость.
Учитель. Почему вы так считаете?
Ученики. Это видно из результатов исследования, приведенные в таблице.
Учитель. Ребята, а что значит прямая пропорциональная зависимость?
Ученики. Во сколько раз увеличили напряжение, во столько же раз увеличилась сила тока.
Учитель. Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?
Ученики. Сила тока прямо пропорциональна напряжению.
Учитель. Как можно записать математически?
Ученики. I~U.
Учитель. Ребята, как вы считаете, эксперимент подтвердил ваши предположения?
Ученики (хором). Да. (Ситуация успеха)
Этот вывод доказываем еще раз построением графика по результатам опыта.
К доске прошу выйти ученика для построения графика.
Обращаю внимание ребят на то, что графиком данной зависимости силы тока от напряжения является прямая. Это еще раз доказывает, что между силой тока и напряжением прямая пропорциональная зависимость.
Учитель. Ребята, как можно записать эту зависимость в виде пропорции?
Ученики. (выходит к доске и записывает формулу): I1I2=U1U2.
Учитель. Ребята, как вы думайте, данная формула справедлива в любых ситуациях?
Ребята затрудняются ответить.
Учитель. К ответу на данный вопрос вернемся позже. А сейчас проведем небольшую самостоятельную работу.
Первичное закрепление по первой части новых знаний (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону).(3мин)
Цель: создание ситуации успеха.
На данном этапе показывается: самостоятельное решение и самоконтроль детьми типового задания на новый способ действия; создание мотивации на успех для каждого ребенка.
Требования к этапу: самостоятельно ли дети проверяли свою работу; какая часть детей верно ее выполнила; организована ли корректировка знаний для детей, не справившихся с работой; создана ли мотивация на успех для каждого ребенка.
С целью закрепления данного соотношения, ребятам предлагаю для самостоятельного решения задачу из упр.17(1).
В это время незаметно для ребят в установке опыта 1 заменяю резистор на другой, из другого металла.
Устно проверяю решение задачи.
Показываю образец правильного решения на доске с помощью компьютера.
Хвалю учеников за правильное решение.
Учитель. Ребята, сила тока зависит только ли от напряжения? Как вы считаете?
На данный вопрос большинство ребят затрудняются дать правильный ответ.
Некоторые ребята делают предположение, что возможно, сила тока зависит не только от напряжения.
Учитель. Если сила тока зависит не только от напряжения, то от чего еще зависит сила тока?
На данный вопрос, большинство ребят вновь затрудняются ответить. Некоторые ребята предполагают, что сила тока зависит возможно от самого проводника (вновь выдвижение гипотезы ребятами).
Учитель . Ребята, как можно проверить ваше предположение?
Ребята (хором). С помощью опыта.
Учитель. А с помощью какого опыта можно проверить?
Слушая нескольких ребят, обращаю особо внимание ребят на следующий опыт, предложенный учеником: повторить первоначальный опыт, но только вместо данного проводника взять другой проводник, изготовленный из другого материала.
Учитель. Ребята, я воспроизвожу опыт№1 вновь. Но в отличие от предыдущего опыта, вместо никелиновой проволоки здесь вы видите медный провод. Обратите внимание, с помощью потенциометра напряжение между концами проводника довожу до 2В.
Ребята с удивлением замечают, что стрелка амперметра показывает достаточно большой ток по сравнению с предыдущим результатом (ситуация успеха).
Учитель. Ребята, как объяснить результаты опыта?
Ответы учеников. Значит, действительно, сила тока зависит от самого проводника.
Учитель. Вы правы. Молодцы.
Ребята, как вы считаете, какой проводник лучше проводит электрический ток?
Ученики. Второй.
Учитель. Почему вы так считаете?
Ученики. Так как при одинаковых напряжениях сила тока во втором случае больше, т.е. больший заряд проходит за единицу времени.
Учитель (Напоминаю выше приведенный вопрос). Данное соотношение справедливо при любых условиях? I1I2=U1U2.
Ученик. Нет. При условии, если проводник один и тот же.
Учитель. Ребята, в физике зависимость силы тока от самого проводника характеризуется сопротивлением. Разные проводники оказывают разное сопротивление электрическому току.
Учитель. Ребята, тема нашего дальнейшего разговора так и называется…
Ученики (хором). …сопротивление.
Записываю на доске, а ребят прошу записать в тетрадях.
Учитель. Как вы считаете, чем вызвано сопротивление проводников?
На данный вопрос большинство ребят затрудняются ответить. С помощью наводящих вопросов пытаюсь подвести детей к правильному ответу.
Учитель. Вспомните, пожалуйста, внутреннее строение металлов.
Ученик. Металлы состоят из атомов, которые потеряли с последних электронных орбит электроны. Атомы, потерявшие электроны располагаются в узлах кристаллической решетки, а электроны блуждают между ионами.
Учитель. Что такое электрический ток в металлах?
Ученик. Упорядоченное движение свободных электронов.
Учитель. Что мешает двигаться электронам в одном направлении?
Ученик. Ионы. Электроны постоянно сталкиваются с ионами кристаллической решетки и изменяют направление своего движения.
Учитель. Чем же вызвано сопротивление проводников?
Ученик. Ударами электронов об ионы кристаллической решетки металлов.
Ввожу понятие сопротивления.
Отмечаю, что сопротивление является электрической характеристикой проводника.
Учитель. Ребята, какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?
Ученики. Сопротивление вызвано ударами свободных электронов об ионы кристаллической решетки металла. Чем чаще эти удары, тем сопротивление проводника больше (данный вывод ребята записывают в тетрадях).
Далее ввожу единицы измерения сопротивления.
[R]=[1ВА]=[1Ом]
Учитель. Ребята, как вы считаете, от чего зависит сопротивление проводника как электрическая его характеристика?
Ребята ответить на данный вопрос затрудняются.
Учитель. Ответ на данный вопрос мы получим на последующих уроках. А вы подумайте над ответом на данный вопрос. Я надеюсь, что на следующем уроке среди вас найдутся желающие мне помочь ответить на данный вопрос.
5. Первичное закрепление (5мин).
Цель: усвоение нового способа действий.
Требование к этапу: решение типового задания на новый способ действий, с проговариванием вслух алгоритма.
С целью закрепления изученного вопроса, решаем графическую задачу (задачу проекцирую на экран с помощью компьютера) . Из двух графиков зависимости силы тока от напряжения для разных проводников необходимо определить, сопротивление какого проводника больше и почему?
Решение ребята обсуждают попарно.
Через некоторое время слушаю версии нескольких пар ребят по желанию. Подводя итоги ответов, отмечаю ребят, предложившие наиболее оригинальные решения (ситуация успеха).
Ребята успешно справились с заданием.
6. Рефлексия деятельности(3мин).
Цель: самооценка результатов деятельности учителя и ученика, осознание метода построения нового знания.
Требования к данному этапу: организация рефлексии и самооценки учениками деятельности на уроке; фиксация учителем степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Вопросы для беседы.
1)Ребята, какие вопросы ко мне по уроку?
2) Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?
3) Где находит практическое применение полученные знания?
Отмечаю, что электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр) находят широкое применение в основе сельскохозяйственной техники. На дом задаю задание, найти дополнительный материал по теме: «Применение электроизмерительных приборов в основе сельскохозяйственной техники (трактора, комбайна)»
3)Что вызвало у вас на уроке особый интерес?
4)Как вы оценивайте свою деятельность на уроке? Я вас попрошу, на листочке укажите свою фамилию и поставьте себе отметку за работу на уроке. Кому из своих одноклассников хотел бы поставить «5» за сегодняшний урок.
5) Все ли было понятно тебе на сегодняшнем уроке: если все, то поставь знак «+»; если не совсем, то «+-»; если ничего не понял, то «-».
6)Ребята, какую оценку вы хотели бы поставить за сегодняшний урок: «5»,»4», «3», «2».
Отметки поставьте на вторых листочках.
По одному ученику с каждого ряда прошу собрать листочки с ответами, а в это время подвожу краткие итоги урока, отмечая учеников за активную деятельность на уроке.
7. Домашнее задание. § 42,43. Упр.17(2); №№1277(Л)( по жел),
На дом задаю задание, найти дополнительный материал по теме: «Применение электроизмерительных приборов в основе сельскохозяйственной техники (трактора, комбайна)»
В завершении урока я благодарю ребят за активную деятельность на уроке.
Урок был открытым в рамках предметной декады учителей математики, физики и информатики.
Используемая литература:
1. А.В.Перышкин. Физика 8. Дрофа, Москва,2014г.
2.А.В.Перышкин. Физика 7.Дрофа, 2014г
3.А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика 9. Дрофа, 2014г.
4.В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. Изд. «Просвещение», 2014г
5. А.П.Рымкевич. Задачник 10-11кл.Дрофа, 2014г