Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Г.о.Саранск республики Мордовия.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ
7-9класс
подготовила
учитель физики
Ахметова Нязиля Джафяровна
Г.о. Саранск
2010
Пояснительная записка
Курс «Физические величины и их измерения» ставит своей целью дать возможность учащимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.
Программа курса базируется на программе факультативного курса, составленной Н.К. Гладышевой, Ю. И. Дик, Ю.А. Коварским, Г. Г. Никифоровым (Москва, НИИ СиМО АПН СССР, 1986год).
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Данный курс призван решить следующие задачи:
— познакомить учащихся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерений, погрешности измерения, экспериментальное исследование;
— обучить учащихся четкому использованию измерительных приборов и обеспечить понимания ими того факта, что ни один прибор не дает абсолютно точных значений измеряемой величины;
— научить учащихся. анализируя результаты экспериментального исследования, делать выводы в соответствии со сформулированной задачей исследования;
— раскрыть роль измерений в технике, показать, что в науке и технике очень часто одни величины измеряются с помощью других связанных с ними величин;
— показать учащимся алгоритм решения задачи повышенной сложности ;
— сформировать навык соблюдения правил ТБ.
Содержание курса, значительное усиление роли самостоятельного физического эксперимента в нем должно способствовать подготовке учащихся к овладению различными методами измерений в науке и технике, трудовому обучению и более глубокому и всестороннему восприятию учебного материала основного курса.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Глубина изучения материала, математический аппарат, подбор задач, методика преподавания во многом совпадает с принятыми в основном курсе, но отличается значительно большей дифференциацией обучения. вниманием к индивидуальным особенностям школьников.
Ряд основных положений методики преподавания физики на первой ступени ее изучения применим и для данных занятий6 проведение занятий в виде бесед; обязательное выполнение демонстрационного и лабораторного физического эксперимента, его разнообразие; оптимальное чередование и определенная длительность разных приемов работы на уроке с целью сохранения внимания учащихся, их умственной работоспособности; широкое использование примеров из жизни, техники, природы как средство усиления доступности изложения материала, его наглядности, повышения интереса к занятиям.
На каждом занятии рекомендуется проводить самостоятельную работу учащихся. та работа может занимать от 30 до 70% времени урока и включать в себя самостоятельный физический эксперимент, предусмотренной программой, доклады по вопросам программы, рассказ о проведенном домашнем опыте или решенной задаче, демонстрации опытов или изготовленных приборов; решение задач повышенной сложности, ответы на вопросы товарищей, обсуждение сообщений, познавательные игры и др.
При необходимости можно отводить самостоятельной работе целое занятие, но делать это в виде исключения.
По теме занятия должны быть поставлен демонстрационный эксперимент, даны доказательства изучаемых положений, приведены наиболее важные и интересные примеры из техники и природы, других наук – примеры. которые может подобрать и изложить только учитель; прочитать отрывки из книг и т.д.
Домашние задания на занятиях давать не обязательно.
Однако многие их участники охотно выполняют дома экспериментальные задания, решают задачи, готовят сообщения и опыты. Есть учащиеся, которые любят решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи. Все это следует учитывать при проведении занятий, при подборе задач.
Лабораторные работы могут проводиться по готовым инструкциям или устным указаниям учителя.
Учащиеся получают инструкцию по проведению работы. Она может быть написана на доске, или подготовлена заранее и раздана учащимся. Это позволяет спокойно провести работу при разной степени подготовки к ней учеников и разной скорости ее выполнения.
Инструкция сочетает в себе элементы проблемного подхода и конкретные указания к проведению работы. В проблемном плане в ней могут быть обсуждены пути достижения цели работы, подбор приборов и оборудования, использование необходимых формул и закономерностей. Конкретные указания позволяют избежать ошибок, приводящих к срыву работы, содержат рекомендации по ее наиболее целесообразному и удобному проведению.
Особое место в данном курсе занимают практические работы. Готовое оборудование, удобное в использовании, облегчает работу учителя и позволяет проводить разнообразные практические работы, решать экспериментальные задачи.
Домашнее экспериментирование учащихся имеет свои особенности по сравнению с экспериментом, проводимым на уроке.
Здесь больше проявляется самостоятельность учащихся в подборе оборудования, его изготовлении, в осмысливании наблюдаемых явлении, формировании выводов; теснее осуществляется связь обучения с жизнью.
При подборе расчетных и задач качественных учет специфики занятий состоит в том, что предпочтение отдается интересным, оригинальным задачам и большую, чем в основном курсе, долю составляют задачи повышенной трудности, творческого характера – все это вытекает из необходимости сделать занятия интересными и привлекательными для учащихся данного возраста.
Цели:
— глубже познакомить учащихся с понятиями физическая величина, измерительные приборы, методы измерений, погрешности измерения. экспериментальное исследование, расчетная формула, задача повышенной сложности;
— раскрыть роль измерений в технике, привить учащимся измерительные и другие экспериментальные умения;
— расширить межпредметные связи между физикой, математикой, трудовым обучением. астрономией, биологией;
— развить умение учащихся проводить физический эксперимент, измерять физические величины, использовать методы моделирования физических явлений и процессов, обрабатывать и анализировать результаты измерений;
— углубить знания основного курса физики и повысить интерес к его изучению;
— воспитать инициативу, творческое отношение к труду
— вызвать интерес отдельных учеников к решению интересных оригинальных задач повышенной трудности творческого характера;
— формировать умения учащихся самостоятельно пополнять знания, а также умений пользоваться учебником, справочной и хрестоматийной литературой;
— развить познавательный интерес к физике и технике, творческих способностей;
— формировать осознанные мотивы учения;
— подготовить к сознательному выбору профессии на основе тесной связи обучения физике с жизнью.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физики 7-9 класса ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий;
смысл физических величин;
смысл физических законов;
описывать и объяснять физические явления;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических. Тепловых. Электромагнитных и сватовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины.
7класс(34ч)
Введение (4ч)
Понятие о физических величинах. Система единиц, измерение физических величин, эталон. Роль эксперимента при введении физических величин. Понятие о прямых и косвенных измерениях. Измерительные приборы, инструментальная погрешность. Правила пользования измерительными приборами, соблюдение ТБ.
Л.Р. Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов (Линейки, мензурки, часов).
Величины, описывающие механическое движение (12ч)
Длина, время и скорость, методы их измерения. Приборы точного времени. Примеры различных значений этих величин, встречающихся в живой природе и технике. История метра. Измерение времени. Временные масштабы природных явлений. Задачи повышенной сложности.
Л.Р. Измерение расстояний. Измерение размеров тел с помощью линейки. Измерение линейных размеров тел с помощью штангенциркуля. Определение максимальной скорости движения руки и пальцев рук.
Измерение массы и плотности (5ч).
Масса. Способы измерения массы тела и плотности твердых тел и жидкостей. Измерительные приборы. Эталон массы. Примеры тел различной массы и веществ различной плотности. План проведения экспериментальных исследований. Задачи повышенной сложности.
Л.Р. Изучение правил пользования рычажными весами. Измерение плотности разных веществ.
Измерение силы и давления (7ч)
Сила. Приборы для измерения силы. Давление. Способы измерения давления твердых тел. Жидкостей и газов. Примеры различных значений этих величин в живой природе и технике. Задачи повышенной сложности.
Л.Р. Изучение устройства и принципа действия динамометров и измерение различных видов сил. Исследование правила сложения двух сил.
Работа, мощность, энергия. (4ч)
Механическая работа и мощность.
Л.Р. Определение КПД различных простых механизмов.
Решение задач повышенной сложности на расчет работы, мощности и энергии.
Введение (4ч)
Понятие о физических величинах. Система единиц, измерение физических величин, эталон. Роль эксперимента при введении физических величин. Понятие о прямых и косвенных измерениях. Измерительные приборы, инструментальная погрешность. Правила пользования измерительными приборами, соблюдение ТБ.
Л.Р. Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов (Линейки, мензурки, часов).
2. Величины, описывающие тепловые процессы (12ч)
Температура. Из истории изобретения термометра. Современные термометры. Примеры различных значений температуры в природе и технике. Температурная шкала Цельсия, Кельвина и Фаренгейта.
Количество теплоты. Калориметр. Современные методы измерения удельной тепалоемкости вещества.
Влажность. Значение влажности в живой природе и технике. Психрометр. Практикум по решению задач повышенной сложности на составление уравнения теплового баланса.
Л.р. Изучение правил пользования жидкостным термометром.
Использование калориметрического метода измерения удельной теплоемкости вещества для большого числа образцов.
Изучение правил пользования психрометром.
3. Величины, описывающие электрические явления (10ч).
Сила тока, напряжение, сопротивление. Принцип действия измерительных приборов: амперметра, вольтметра. Из истории создания электроизмерительных приборов. Примеры различных значений этих величин в живой природе и технике.
Измерение работы тока. Счетчик электроэнергии. Проблемы экономии электроэнергии.
Практикум по решению задач повышенной сложности на законы последовательного и параллельного соединения потребителей, закон Джоуля-Ленца, на применение формул на расчет работы и мощности, на закон Ома.
Л.р. Изучение шкал различных электроизмерительных приборов и правил пользования амперметром и вольтметром.
Построение вольтамперной характеристики резистора.
Исследование последовательного соединения проводников с помощью амперметра и вольтметра.
Исследование параллельного соединения проводников с помощью амперметра и вольтметра.
4. Световые явления (6ч).
Очки. Близорукость и дальнозоркость. Освещенность. Нормы освещенности при разных видах деятельности человека. Формула тонкой линзы.
Практикум по решению задач на построение изображений, даваемые линзами и на применение формулы тонкой линзы.
9класс (34ч)
1.Введение (4ч)
Понятие о физических величинах. Система единиц, измерение физических величин, эталон. Роль эксперимента при введении физических величин. Понятие о прямых и косвенных измерениях. Измерительные приборы, инструментальная погрешность. Правила пользования измерительными приборами, соблюдение ТБ.
Л.Р. Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов (Линейки, мензурки, часов).
2. Величины, описывающие механическое движение, не интересуясь причинами его возникновения(9ч)
Измерение длины. история метра. Эхолот и радиолокатор.
Пространственные масштабы во Вселенной.
Измерение времени. Временные масштабы природных явлений.
Ускорение и его измерение. Примеры различных ускорений встречающихся в природе.
Решение задач повышенной сложности
Л.Р. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Штангенциркуль. Измерение размеров тел с помощью штангенциркуля.
Измерение толщины тетрадного листа и диаметра проволоки с помощью микрометра.
3. Величины, встречающиеся в разделе «Динамика»(6ч)
Основные виды сил и их измерение. Силы, встречающиеся в природе и технике. Классификация сил.
Решение задач повышенной сложности.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
4. Величины, описывающие механическое движение по окружности(2ч)
Угловая скорость, центростремительное ускорение, период, частота – как основные характеристики движения тела по окружности.
Решение задач повышенной сложности.
5. Закон сохранения импульса и реактивное движение (2ч)
Решение задач повышенной сложности на применение закона сохранения импульса.
6. Величины, описывающие механические колебания и волны. (4ч)
Примеры механических колебаний и волн. встречающихся в природе и технике.
Амплитуда, период, частота, фаза – как основные характеристики механических колебаний.
Решение задач повышенной сложности на расчет периода и частоты колебаний пружинного и математического маятника.
Механические волны. Звуковые волны как примеры механических волн. Примеры механических волн в природе.
7. Величины, описывающие электромагнитные явления.(6ч)
Магнитная индукция – как силовая характеристика магнитного поля.
Магнитный поток и его зависимость от других величин.
Сила Ампера и сила Лоренца.
Решение задач повышенной сложности.
Описания магнитного поля тока и его действия.
8. Строение атома и атомного ядра.(4ч)
Модели атомов. Опыты Резерфорда.
Основные характеристики ядра атома химического элемента.
Решение задач повышенной сложности
Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)
7класс(34ч)
Наименование разделов и тем | Всего часов |
|
| |
Лабора торных работ | Дата проведения | |||
1. | Введение | 4ч | 1 | 1четверть |
1.1. | О точности измерений. |
|
|
|
1.2. | Типы ошибок. |
|
|
|
1.3. | Абсолютная и относительная погрешность. |
|
|
|
1.4. | Методы оценки погрешности косвенных измерений. |
|
|
|
1.5. | Л.р.Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов. |
|
|
|
2. | Величины, описывающие механическое движение | 12ч | 4 |
|
2.1. | История метра. |
|
|
|
2.2. | Измерение длины. Эхолот и радиолокатор. |
|
|
|
2.3. | Пространственные масштабы в природе. Л.р. Измерение расстояний. |
|
|
|
2.4. | Измерение времени. Временные масштабы природных явлений. |
|
|
|
2.5. | Л.Р. Измерение размеров тел с помощью линейки. |
|
|
|
2.6. | Л.Р. Измерение линейных размеров тел с помощью штангенциркуля. |
|
|
|
2.7. | Методы измерения скорости. Скорости, встречающиеся в природе и технике. |
|
|
|
2.8.-2.11. | Практикум по решению задач повышенной сложности на расчет пути, времени и скорости движения. |
|
|
|
2.12. | Л.Р. Определение максимальной скорости движения тел. |
|
|
|
3. | Измерение массы и плотности | 5ч | 2 | 2четверть |
3.1. | Масса. Способы измерения массы тела и плотности твердых тел и жидкостей. |
|
|
|
3.2. | . Л.Р. Изучение правил пользования рычажными весами. |
|
|
|
3.3. | Л.Р. Измерение плотности разных веществ. |
|
|
|
3.4.-3.5. | Практикум по решению задач повышенной сложности на расчет массы, плотности и объема твердых тел и жидкостей. |
|
|
|
4. | Измерение силы и давления | 7ч | 2 | 3четверть |
4.1. | Сила. Виды сил. Измерение силы. |
|
|
|
4.2. | Л.Р. Изучение устройства и принципа действия динамометров и измерение различных видов сил. |
|
|
|
4.3. | Л.Р. Исследование правила сложения двух сил. |
|
|
|
4.4.-4.5. | Давление твердых тел, жидкостей и газов. Практикум по решению задач повышенной сложности |
|
|
|
4.6.-4.7. | Закон Архимеда. Практикум по решению задач повышенной сложности. |
|
|
|
5. | Работа, мощность, энергия. | 4ч | 1 | 4четверть |
5.1. | Механическая работа и мощность. |
|
|
|
5.2. | Л.Р. Определение КПД различных простых механизмов. |
|
|
|
5.3.-5.4. | Практикум по решению задач повышенной сложности на расчет работы, мощности и энергии. |
|
|
|
6. | Резерв | 2ч |
|
|
6.1.-6.4. | Защита проектов группами |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)
8класс (34ч)
Наименование разделов и тем | Всего часов |
|
| |
Лабора торных работ | Дата проведения | |||
1. | Введение | 5ч | 1 | 1четверть |
1.1. | О точности измерений. |
|
|
|
1.2. | Типы ошибок. |
|
|
|
1.3. | Абсолютная и относительная погрешность. |
|
|
|
1.4. | Методы оценки погрешности косвенных измерений. |
|
|
|
1.5. | Л.р.Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов. |
|
|
|
2. | Величины, описывающие тепловые процессы | 12ч |
|
|
2.1. | Температура. Из истории изобретения термометра. Современные термометры. |
|
|
|
2.2. | Примеры различных значений температуры в природе и технике. |
|
|
|
2.3. | Температурная шкала Цельсия, Кельвина и Фаренгейта. |
|
|
|
2.4. | Количество теплоты. Калориметр. Современные методы измерения удельной теплоемкости вещества. |
|
| 2четверть |
2.5. | Влажность. Значение влажности в живой природе и технике. Психрометр. |
|
|
|
2.6.-2.9. | Практикум по решению задач повышенной сложности на составление уравнения теплового баланса.
|
|
|
|
2.10. | Изучение правил пользования жидкостным термометром. |
|
|
|
2.11. | Использование калориметрического метода измерения удельной теплоемкости вещества для большого числа образцов. |
|
|
|
2.12. | Изучение правил пользования психрометром. |
|
|
|
3. | Величины, описывающие электрические явления | 10ч |
| 3четверть |
3.1. | Сила тока, напряжение, сопротивление. Принцип действия измерительных приборов: амперметра, вольтметра. Из истории создания электроизмерительных приборов. Примеры различных значений этих величин в живой природе и технике. |
|
|
|
3.2. | Измерение работы тока. Счетчик электроэнергии. Проблемы экономии электроэнергии. |
|
|
|
3.3.-3.6. | Практикум по решению задач повышенной сложности на законы последовательного и параллельного соединения потребителей, закон Джоуля-Ленца, на применение формул на расчет работы и мощности, на закон Ома. Л.Р.
|
|
|
|
3.7. | Изучение шкал различных электроизмерительных приборов и правил пользования амперметром и вольтметром. |
|
|
|
3.8. | Построение вольтамперной характеристики резистора. |
|
|
|
3.9 | Исследование последовательного соединения проводников с помощью амперметра и вольтметра. |
|
|
|
3.10. | Исследование параллельного соединения проводников с помощью амперметра и вольтметра.
|
|
|
|
4. | Световые явления | 6ч |
| 4четверть |
4.1. | Очки. Близорукость и дальнозоркость. |
|
|
|
4.2. | Освещенность. Нормы освещенности при разных видах деятельности человека. |
|
|
|
4.3. | Формула тонкой линзы. |
|
|
|
4.4.-4.6. | Практикум по решению задач на построение изображений, даваемые линзами и на применение формулы тонкой линзы.
|
|
|
|
5. | Обобщающие занятия | 2ч |
|
|
Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)
9класс (34ч)
Наименование разделов и тем | Всего часов |
|
| |
Лабора торных работ | Дата проведения | |||
1. | Введение | 5ч | 1 | 1четверть |
1.1. | О точности измерений. |
|
|
|
1.2. | Типы ошибок. |
|
|
|
1.3. | Абсолютная и относительная погрешность. |
|
|
|
1.4. | Методы оценки погрешности косвенных измерений. |
|
|
|
1.5. | Л.р.Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов. |
|
|
|
2. | Величины, описывающие механическое движение, не интересуясь причинами его возникновения | 9ч |
|
|
2.1. | Измерение длины. история метра. Эхолот и радиолокатор. |
|
|
|
2.2. | Пространственные масштабы во Вселенной. |
|
|
|
2.3. | Измерение времени. Временные масштабы природных явлений. |
|
|
|
2.4. | Л.Р. Штангенциркуль. Измерение размеров тел с помощью штангенциркуля. |
|
|
|
2.5. | Л.Р. Измерение толщины тетрадного листа и диаметра проволоки с помощью микрометра. |
|
|
|
2.6. | Ускорение и его измерение. Примеры различных ускорений встречающихся в природе. |
|
|
|
2.7. | Практикум по решению задач повышенной сложности на применение основных уравнений движения. |
|
|
|
2.8. | Практикум по решению задач повышенной сложности на расчет средней и мгновенной скорости. |
|
| 2четверть |
2.9. | Л.Р.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
|
|
|
|
3. | Величины, встречающиеся в разделе «Динамика» | 6ч |
|
|
3.1. | Основные виды сил и их измерение. Силы, встречающиеся в природе и технике. Классификация сил. |
|
|
|
3.2.-3.4. | Практикум по решению задач повышенной сложности на применение основных законов динамики. |
|
|
|
3.5.-3.6. | Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
|
|
|
|
4. | Величины, описывающие механическое движение по окружности | 2ч |
| 3четверть |
4.1. | Угловая скорость, центростремительное ускорение, период, частота – как основные характеристики движения тела по окружности. |
|
|
|
4.2. | Практикум по решению задач повышенной сложности на расчет периода, частоты, угловой и линейной скорости, центростремительного ускорения.
|
|
|
|
5. | Закон сохранения импульса и реактивное движение | 2ч |
|
|
5.1.-5.2. | Практикум по решению задач повышенной сложности на применение закона сохранения импульса. |
|
|
|
6. | Величины, описывающие механические колебания и волны. | 4ч |
|
|
6.1. | Примеры механических колебаний и волн. встречающихся в природе и технике. |
|
|
|
6.2. | Амплитуда. период, частота, фаза – как основные характеристики механических колебаний. |
|
|
|
6.3. | Практикум по решению задач повышенной сложности на расчет периода и частоты колебаний пружинного и математического маятника. |
|
|
|
6.4. | Механические волны. Звуковые волны как примеры механических волн. Примеры механических волн в природе.
|
|
|
|
7. | Величины, описывающие электромагнитные явления. | 6ч |
| 4четверть |
7.1. | Магнитная индукция – как силовая характеристика магнитного поля. |
|
|
|
7.2. | Магнитный поток и его зависимость от других величин. |
|
|
|
7.3. | Сила Ампера и сила Лоренца. |
|
|
|
7.4.-7.5. | Практикум по решению задач повышенной сложности на расчет магнитной индукции и магнитного потока, силы Ампера и силы Лоренца. |
|
|
|
7.6. | Описания магнитного поля тока и его действия. |
|
|
|
8. | Строение атома и атомного ядра | 4ч |
|
|
8.1. | Модели атомов. Опыты Резерфорда. |
|
|
|
8.2. | Основные характеристики ядра атома химического элемента. |
|
|
|
8.3.-8.4. | Практикум по решению задач повышенной сложности на расчет энергии связи ядра атома и энергетический выход при ядерных реакциях.
|
|
|
|
9. | Обобщающее занятие. Защита проектов. |
|
|
|
Список использованной литературы.
1. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение, 1984 –Ч.1; 1985. – Ч.2, 1974. – Ч.3
2. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. М.: Просвещение, 1988.
3. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6 – 7 классы. – М.:Просвещение, 1986.
4. Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6 -7 классах средней школы: М.:Просвещение, 1987.
5. Шутов И.С. , Гуринович К.М.Физика. Практические задачи, 7–8 класс.М н. Современное Слово, 1997.
6. Г.Н. Степанова.Ошибки измерения физических величин. С. – П., 1992.
7. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений. /В.А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Зворыкин. М.:Просвещение 1996.
8. Методика факультативных занятий по физике. Под ред О. Ф. Кабардина, В. А. Орлова. – М.: Просвещение, 1988.
9. О.М. Шорина, Т.А. Шорина. Формулы в физике. – С. – П. ,1992.
10. Х. – И. Кунце. Методы физических измерений. М.: Мир, 1989.
11. Сборник нормативных документов по физике /Сост. Н.А. Ермолаева, В.А.Орлов. – М.: Просвещение, 1987.
12. Методика преподавания физики в 7 – 8 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1987.
13. Физика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина и Гутника. Ч1,2. Волгоград: учитель — 2003.