Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ №14 «_______________» /Е.В. Филимонов/ |
«Согласовано»
Методист ММЦ
«_______________» /М.Ю. Колосова/
Программа элективного курса по физике
9 класс
«Методы решения нестандартных задач по физике»
на 2010-2011 учебный год.
Составитель программы:Авакян Людмила Геннадьевнаучитель физики I квалификационной категории |
г.о. Коломна
2010 год
Пояснительная записка
17 часов(1час в неделю)
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. Важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей.
Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов и принадлежит группе ориентационных курсов позволяющих учащимся проверить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне, даёт возможность для самоопределения.
Актуальность
В физической науке существует огромное количество методов познания, которые позволяют решать задачи изящно, рационально, красиво, а значит, будят эмоции и интерес, побуждают знать глубже и шире, рождают желание искать. В данном курсе выбраны лишь некоторые нестандартные методы решения задач в соответствии с опытом и вкусами автора.
Цели элективного курса:
1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
1. углубление и систематизация знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. овладение основными методами решения задач.
Это поможет успешно изучать физику в старшем звене и создаст необходимую базу для сдачи экзамена по выбору за курс основной школы.
В курсе заложена возможность дифференцированного обучения, как путём использования заданий различного уровня, так и на основе различной степени самостоятельного изучения материала. Следовательно программа применима для разных групп школьников. Общее количество: 27 человек.
На изучение всего курса отводится 17 часов: занятия проводятся в течение 1 полугодия.
Форма подведения итогов : зачётная работа.
Ожидаемые результаты:
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
Применять знания по физике для объяснения явлений природы.
Решать задачи по физике различными методами.
Применять общие алгоритмы к решению нестандартных задач.
Содержание программы.
1.Введение (2часа)
Правила и приёмы решения нестандартных задач по физике. Операции над векторными величинами.
2.Кинематика материальной точки (5часов)
Равномерное движение. Решение нестандартных задач по теме: «Равномерное движение координатным и графическим методом».Одномерное и двумерное равнопеременное движение. Решение нестандартных задач по теме: «одномерное равнопеременное движение»
3. Динамика материальной точки(7 часов)
Методы решения нестандартных задач по теме: «Динамика материальной точки». Решение нестандартных задач на движение по горизонтальной плоскости. Решение нестандартных задач на движение по наклонной плоскости с и без учёта трения. Решение нестандартных задач на движение связных тел. Решение задач на движение по окружности в вертикальной и горизонтальной плоскости. Решение комбинированных задач.
4. Защита результатов работы(3 часа)
Зачётная работа по теме: «Решение нестандартных задач по кинематике и динамике материальной точки».
Тематическое планирование.
Тема | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | Самостоятельная работа. | ||
| Введение | 2 |
|
|
|
1 | Правила и приёмы решения нестандартных задач по физике |
| 1 |
|
|
2 | . |
|
| 1 |
|
| Кинематика материальной точки | 5 |
|
|
|
3 | Равномерное движение |
| 1 |
|
|
4 | . Решение нестандартных задач по теме: «Равномерное движение координатным и графическим методом». |
|
| 1 |
|
5 | Одномерное и двумерное равнопеременное движение |
| 1 |
|
|
6 | Решение нестандартных задач по теме: «одномерное равнопеременное движение» |
|
| 1 |
|
7 | Решение нестандартных задач по теме: «Двумерное равнопеременное движение» |
|
| 1 |
|
| Динамика материальной точки | 7 |
|
|
|
8 | Методы решения нестандартных задач по теме: «Динамика материальной точки». |
| 1 |
|
|
9 | Решение нестандартных задач на движение по горизонтальной плоскости |
|
| 1 |
|
10 | Решение нестандартных задач на движение по наклонной плоскости с и без учёта трения. |
|
| 1 |
|
11 | Решение нестандартных задач на движение по наклонной плоскости с и без учётом трения. |
|
|
| 1 |
12 | Решение нестандартных задач на движение связных тел. |
|
| 1 |
|
13 | Решение задач на движение по окружности в вертикальной и горизонтальной плоскости. |
|
| 1 |
|
14 | Решение комбинированных задач |
|
|
| 1 |
| Защита результатов работы | 3 |
|
|
|
15 | Обзорно обобщающий урок по теме: «Решение нестандартных задач по кинематике и динамике материальной точки». |
|
| 1 |
|
16 | Зачётная работа по теме: «Решение нестандартных задач по кинематике и динамике материальной точки». |
|
|
| 1 |
17 | Анализ ошибок зачётной работы |
|
| 1 |
|
| Итого | 17 | 4 | 10 | 3 |
Рекомендуемая литература:
Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач». М.: ВАКО, 2007
Зорин Н.И ЕГЭ 2010 Физика: решение задач частей В и С., М.: Эксмо, 2010.
Гельфгат И.М. , Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. М.: ИЛЕКСА, 2003
Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004
Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.
Тульчинский М. Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1971.