Машакова Ольга Анатольевна, ГБОУ гимназия №505, учитель биологии, город Санкт – Петербург
Суханова Элеонора Александровна, ГБОУ лицей №378, учитель физики, город Санкт — Петербург
Предмет (направленность): биология, физика.
Возраст детей: 9 класс
Место проведения: класс и вне класса
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса по теме «Резервы нашего организма» объемом 12 часов адресована учащимся 9 класса. Программа актуальна в условиях предпрофильной подготовки учащихся. Цель её заключается в поддержании интереса к биологии, физике, в помощи выбора направления выбора будущей профессии, в создании условий для апробации знаний и умений в процессе самостоятельных наблюдений и опытов.
В процессе реализации программы учащиеся имеют возможность интегрировать знания из различных разделов биологии и физики, применять законы физики для познания своего организма. Программой предусматривается активная самостоятельная работа учащихся в поиске необходимой информации, её интеграции и применении.
Программа не создает учебных перегрузок для школьников, так как предмет изучался ранее и данная программа выводит объект самонаблюдения и самопознания – организм человека на новый качественный уровень. Программа основывается преимущественно на активных методов обучения (лабораторные работы, самонаблюдения, экскурсии, интерактивные методы обучения) и отсутствии обязательного домашнего задания. Предусмотрен промежуточный и итоговый контроль знаний (анкетирование, индивидуальные собеседования, круглый стол с защитой лабораторных работ).
Для реализации программы разработаны рабочие карты интегрированного содержания, учебные пособия, видеоматериалы, оборудование для практикума, компьютерные программы, используются учебники по биологии и физике и научно – популярная литература. Занятия проводятся в кабинетах биологии и физики, в медицинском колледже №2, библиотеке гимназии, компьютерном классе.
Результатом работы элективного курса должно быть воспитание сознательного отношения к своему организму, умение управлять своей психикой, полезные гигиенические навыки, владение приемами закаливания.
Содержание программы
Вводное занятие | 1 час | |
2 | Сенсорные системы. Теоретическое занятие. | 2 часа |
3 | Лабораторный практикум.
Возрастные особенности аккомодации.
| 4 часа |
4 | Лекция врача – косметолога «Особенности подросткового организма» | 1 час |
5 | Экскурсия в медицинский колледж № 2 | 2 часа |
6 | Сеанс одновременной игры с компьютером «Биотопия» | 1 час |
7 | Круглый стол. Защита творческих работ. | 1 час |
Учебно – тематическое планирование
Содержание | Всего часов | Теория | Практика | Форма контроля | |
1 | Вводное занятие | 1 час | 1 час |
| беседа |
2 | Сенсорные системы. Теоретические занятия. | 2 часа | 2 часа |
| беседа |
3 | Лабораторный практикум.
| 4 часа |
| 4 часа | Индивидуальное собеседование |
4 | Лекция врача – косметолога «Особенности подросткового организма» | 1 час | 1 час |
| беседа |
5 | Экскурсия в медицинский колледж № 2 | 2 часа | 1 час | 1 час | отчет |
6 | Сеанс одновременной игры с компьютером «Биотопия» | 1 час |
| 1 час | тест |
7 | Круглый стол. Защита творческих работ. | 1 час |
| 1 час | Защита тв. работ |
Литература
Батуев А.С. Биология «Человек». М.: Дрофа. 2010 год
Энциклопедия для детей. Человек. Том 18. М.: Аванта 2005 год
Коситский Г.И., Дьяконова И.Н. «Резервы нашего организма». М.: Просвещение 1993 год
Перышкин А.В. Физика 8. М.: Дрофа 2011 год
Перышкин А.В., Гутник Е.М.. Физика 9. М.: Дрофа. 2010 год
Энциклопедия для детей. Физика Том 16. М.: Аванта 2005 год
Энциклопедия для детей. Техника. Том 14. М.: Аванта 2005 год
Приложение: инструкции к некоторым лабораторным работам.
Работа № 2
Обнаружение температурной адаптации кожных рецепторов
Большинство рецепторов обладает способностью адаптироваться, «привыкать» к постоянно действующему стимулу. Это проявляется в том, что при длительном и неизменном раздражении снижается уровень возбуждения рецепторов. При этом они сохраняют способность мгновенно реагировать на любое изменение раздражителя.
Цель работы: выявить способность к адаптации кожных рецепторов.
Оборудование: сосуды (тарелки) с водой различной температуры (10, 25, и 40 С), 3 термометра, секундомер либо часы с секундной стрелкой.
Повторите определение следующих понятий:
Термодинамическое равновесие
Температура
Термометр
Цена деления измерительного прибора
Дерма, эпидермис
Подкожная жировая клетчатка
Закаливание
Терморегуляция
Тепловой удар
Испарение
Тактильная чувствительность
Ход работы: работа проводится в группах или парах. Испытуемый опускает руки в горячую (40 С) или холодную (10 С) воду, испытатель определяет с помощью секундомера время наступления адаптации (время, в течении которого ощущение тепла или холода ослабевает). Затем испытуемый опускает обе руки в воду, нагретую до 25 С. Убедившись, что ощущение в обеих руках одинаково, одну руку он переносит в воду с температурой 40 С, другую в воду с температурой 10 С. Через несколько минут одновременно испытуемый переносит обе руки в воду с температурой 25 С. При этом, возникает ощущение контраста (рука, находившаяся в холодной воде, ощущает тепло, другая рука, находившаяся в горячей воде, ощущает холод).
Форма отчетности: заполните протокол исследования.
Протокол исследования
Адаптация терморецепторов к холоду, с | Адаптация терморецепторов к теплу, с | |
1. |
|
|
Контрольные вопросы:
От каких физических величин зависит количество теплоты, полученное теплом при теплообмене.
Рассчитайте количество теплоты, которое отдает вода рук человека при охлаждении от 40С до 25 С. mB=200 г.
Как у человека, так и большинства теплокровных животных количество тепла в организме одинаково зимой и летом. Меняются внешние условия, а температура тела остается постоянной. Объясните почему?
Теоретические расчеты показали, что за 1 час активной игры в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5 С, на практике этого не происходит. Объясните, почему?
Работа № 3
Определение ближайшей точки ясного видения. Возрастные особенности аккомодационных способностей глаза.
Ближайшая точка ясного видения – это точка, находящаяся на том наименьшем расстоянии от глаз, на котором еще возможно отчетливое видение предмета. С возрастом расстояние до ближайшей точки видения увеличивается, а сила аккомодации уменьшается.
Цель работы: научиться определять ближайшую точку ясного видения и выявить зависимость между возрастом и аккомодационными способностями глаза.
Оборудование: ширма с отверстиями, булавка, укрепленная в штативе, линейка.
Повторите определение следующих понятий:
Сетчатка, хрусталик, зрачок, близорукость, дальнозоркость, линза, фокус линзы, фокусное расстояние.
Ход работы: работа проводится в парах. Для определения ближайшей точки ясного видения испытуемый закрывает один глаз, а перед другим помещают ширму с двумя отверстиями, расстояние между которыми меньше диаметра зрачка. За ширмой помещают булавку. Испытуемый фиксирует открытым глазом булавку, после чего её начинают приближать к ширме. На определенном расстоянии булавки от глаза образ её начинает раздваиваться.
Точка, на которой это происходит, фиксируется и измеряется. Это и будет расстояние до ближней точки ясного видения.
Вторая половина работы должна проводиться вместе с вашими родителями, бабушками и дедушками.
Используя ту же методику, определите расстояние до ближайшей точки ясного видения у ваших родных. Результаты зафиксируйте.
Форма отчетности: сравните полученные результаты со среднестатистическими табличными данными. Сделайте вывод.
Оценка полученных результатов:
Возрастные изменения расстояния до ближайшей точки ясного видения
Расстояние от глаза до ближайшей точки ясного видения, мм | |
До 10 | 7 |
15 | 8 |
20 | 10 |
25 | 12 |
30 | 14 |
40 | 22 |
50 | 40 |
70 | 400 |
Контрольные вопросы:
Постройте изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится на расстоянии больше двойного фокусного, дайте характеристику изображения.
Какие способы устранения нарушений зрения вам известны?
3. Ученые обратили внимание на то, что ночью предметы видны лучше, если не смотреть на них прямо. Объясните это явление.