Программа Факультатива «Физика для всех» 7 Класс

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________________________

«______» ___________________







Программа Факультатива

«Физика для всех»

Для учащихся 7 класса











Преподаватель физики: Кудашкина Т. А.







2014-2015уч. год.











Пояснительная записка.

Программа факультативного курса «Физика для всех» сделана на основании элективных курсов С.В.Фесенко предназначена для формирования и развития профильной компетентности учащихся 7 класса. Программа направлена на стимулирование творческой активности учащихся . В ее содержание отражается компетентностный подход, методологический, поисковый, проектный , исследовательский методы обучения физике. Программа рассчитана на 35 ч в год (1ч/в нед.)

Общедидактические цели курса: создание условий для развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся, продолжение формирования и развития осознанных мотивов деятельности при изучении физики и в повседневной жизни, углубление знаний при расширение информации по отдельным вопросам или темам базового образования, формирование компетенций: социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной, специальной.

Задачи курса:

познакомить учащихся со спиральной структурой развития физической науки;

— сформировать умения проводить наблюдения, изучать явления, включая фиксацию фактов;

— Развивать экспериментальные навыки и умения;

— помогать учащимся учиться обобщать, анализировать, сравнивать, формулировать эмпирические закономерности, устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях;

-прививать навык работы с учебными и научными текстами;

— развивать способности выдвигать гипотезы и самостоятельно выбирать метод исследования с последующей рефлекцией.

Вид предпрофильного курса — углубляющий. Его назначение – удовлетворить естественное стремление учащихся к знаниям и самостоятельной познавательной деятельности, не скованной жесткими рамками обязательного стандарта обучения.

Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от мегамира к микромиру, от простейших явлений природы к сложным физическим процессам.

Ожидаемые результаты: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих и творческих способностей учащихся.









Программа данного курса включает темы:

  1. Рождение Вселенной.

  2. Пространство и время.

  3. Вещество и поле.

  4. Звук.

  5. Свет.

  6. Теплота.

  7. Электричество и магнетизм.

В основу содержания курса положены сведения из основных разделов программы основного и среднего (полного) общего образования по физике: «Методы научного познания в физике», «Механические колебания и волны», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Элементы СТО», «Образование и строение Вселенной».



Требования к результатам обучения.

Понимание каждым учеником места физики в системе естественных наук, спиральной структуры развития физической науки, роли физики в развитии научно-технического прогресса.

Умение анализировать, систематизировать и обобщать научную информацию, оперировать основными понятиями и терминами для объяснения природных явлений, устанавливать причинно-следственные связи.

Умение проводить наблюдения, опыты, решать качественные и расчетные задачи, строить модели, выдвигать гипотезы в соответствующей теме курса.

Развитие ключевых копетенций в процессе реализации проектной деятельности.































Учебно-тематическое планирование.

Номер и

название темы

Кол-во часов


Темы занятий

Дата

Тео-рия

Прак-тика

1.Вводное занятие

1

1.1.Что изучает физика?


2.Рождение Вселенной (2ч.)

2

2.2.История развития Вселенной.



2.3.Образование планет, галактик, частиц, вещества.


3.Вещество и поле.(2ч.)

2

3.4.Эксперимент и теория в процессе познания природы.



3.5.Механическая картина мира.



4.Пространство и время (3ч)

2

1

4.6.Понятие пространства и времени.



4.7.Принцип относительности. Геоцентризм и гелиоцентризм.



4.8.ЛР «Измерение времени реакции человека с помощью линейки»


5.Звук (4ч)

2

2

5.9.Источники звука.



5.10.Распространение звука в различных средах.


5.11.ЛР «Наблюдение колебаний звучащих тел».


5.12.Музыкальные звуки. Шум и его влияние на живой организм. Решение качественных и расчетных задач.


6.Свет (7 ч)

5

2

6.13.Источники света.



6.14 Прямолинейное распространение света.



6.15.Отражение и преломление света.



6.16. ЛР «Наблюдение явлений отражения и преломления света».



6.17.Научное представление света.



6.18.Объяснение природных явлений.



6.19. Решение качественных и расчетных (экспериментальных) задач.


7.Теплота (7 ч)

5

2

7.20.Тепловое движение.



7.21.Явление диффузии и броуновского движения.



7.22.Термометр и градусник – сходство и отличие.



7.23.Температурные шкалы.

Решение задач на установление взаимосвязи между эмпирическими температурными шкалами.



7.24.Примеры теплопередачи в природе и технике.



7.25.Использование энергии солнца на Земле.


7.26. Занимательные опыты по тепловым явлениям.



8.Электричество и магнетизм.(7ч)

5

2

8.27.Электризация.



8.28.Два рода зарядов.



8.29.Статическое электричество и его применение.



8.30.Электрический ток. Действия

электрического тока




8.31.Магниты. Магнитное поле.



8.32. Магнитное поле Земли. Работа с компасом.



8.33. ЛР «Волшебный гвоздик»









9.«Это вы можете!»(2ч)

2

9.34-35.Научно-практическая конференция с защитой проектов.


Итог


9

35 ч
























Содержание предпрофильного курса «Физика для всех»

35 ч в год (1 ч/нед.). 7-й класс Автор С.В.Фесенко

Тема 1. Введение – 1 ч.

Теория познания и её основные проблемы. Формы и методы современного научного познания. Знакомство со структурой курса. «Мозговой штурм». Погружение в проектную деятельность. Этапы работы методом проекта. Входной тест.

Тема 2. Рождение Вселенной – 2 ч.

История развития Вселенной. Образование элементарных частиц, вещества, галактик, планет. Возможные сценарии развития Вселенной.

Проблемный вопрос: «Какими должны быть параметры мира для того, в нём

появилась жизнь и разумное существо – человек?»

Домашнее задание: Мини – проект «Мифы о сотворении мира».

Презентация – ролевая игра.

Тема 3. Вещество и поля – 2 ч.

Эксперимент и теория в процессе познания природы. Философское понятие материи. Виды и форма существования материи. Основные свойства видов материи. Механическая картина мира. Моделирование объектов и явлений природы.

Домашнее задание: Мини – проект «Действие ветра разной силы»,

«Зарождение торнадо».

Тема 4. Пространство и время – 3 ч.

Понятия пространства и времени. Симметрия пространства и времени. Абсолютные и относительные величины в классической механике. Принцип относительности Галилея. Геоцентризм Птолемея и гелиоцентризм Н.Коперника.

Проблемный вопрос: Совпадают ли мнения наблюдателей, находящихся в

разных системах отсчёта, по поводу протекания того или

иного механического явления.

Лабораторная работа: Измерение времени реакции человека при помощи

линейки.

Домашнее задание: Мини – проект «Геоцентрическая теория Гиппарха – Птолемея

и гелиоцентрическая теория Н.Коперник



Тема 5. Звук – 4 ч.

Источники звука. Причины возникновения звуковых волн. Распространение звука в различных средах. Отражение звука – эхо. Характеристики звука. Музыкальные звуки. Шум и его влияние на живой организм. Шум моря в раковине. Галереи шёпота.

Лабораторная работа: Наблюдения колебаний звучащих тел.

Решение качественных и расчётных задач. Свистит ли рак на горе? Зачем зайцу длинные уши? Где у кузнечика уши? Инфразвуки в мире живой природы. Кто может излучать и воспринимать звуки с частотой до 20*104 Гц, с частотой до 10*104 Гц? Ультразвук – помощник человека.

Домашнее задание: Мини – проект «Общение без слов».

Презентация – разработка своего «языка» общения.

Тема 6. Свет – 6 ч.

Источники света: естественные, искусственные. Условия видимости света. Прямолинейность распространения света в однородной среде. Отражение и преломление света. Научное представление света. Образование тени полутени. Выключающее зеркало. Объяснение природных явлений: радуги, миражей (фата — Моргана), цвета зорь и закатов. Цвета тел. Всегда ли зелёнка зелёного цвета? Почему небо на Земле голубого цвета? Какого цвета небо на Венере?

Проблемный вопрос: Мог ли видеть окружающий мир человек – невидимка,

герой знаменитого романа Г. Уэллса?

Демонстрации: прямолинейное распространение света в воздухе, образование теней и полутеней, имитация солнечных и лунных затмений с помощью теллурия, отражение предметов в плоском зеркале.

Лабораторная работа: Изучение явлений отражения и преломления света.

Решение качественных и расчётных (экспериментальных) задач.

Домашнее задание: Мини – проект «Изготовление действующей модели

калейдоскопа и перископа.

Тема 7. Теплота – 7 ч.

Тепловое движение. Явление диффузии и броуновского движения. Сравнительный анализ явлений диффузии и броуновского движения.

Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул.

Термометр и градусник – сходство и отличие. Температурные шкалы: Цельсия, Фаренгейта, Реомюра, Кельвина. Зависимость температуры кипения от давления. Критическая температура. Получение низких температур. Температура в космосе. Расширение тел при нагревании.

Проблемные вопросы: В чём секрет хождения по огню факиров? Почему на

Марсе никогда не будут цвести яблони?

Демонстрации: газовый термометр, объёмное и линейное расширение твёрдых тел, нагревание тел при трении, ударе, деформации, принцип работы зажигалки, возгорание бумаги при фокусировки солнечных лучей, наблюдение броуновского движения под микроскопом, анимационные ролики с интерполяцией.

Решение задач на установление взаимосвязи между эмпирическими шкалами: Цельсия, Реомюра, Фаренгейта, Кельвина.

Домашнее задание: Мини – проект «Одежда для марсопроходцев».

Презентация – отчёт испытателя.



Тема 8. Электричество и магнетизм – 7ч.

Электризация. Электрический заряд. Существование в природе двух видов электрических зарядов. Работа ксерокса. Электризация в криминалистике. Статическое электричество. Электрический ток. Проводники электрического тока.

Действия электрического тока. Самостоятельные разряды в газах: тлеющий, дуговой, коронный, искровой. Плазма. Шаровая молния. Магниты. Магнитное поле. Источник магнитного поля. Магнитное поле Земли и его защитная функция.

Магнитная левитация. SAR – что это?

Проблемный вопрос: Казалось бы, какую связь можно обнаружить между

электрическим током, магнитным полем и здоровьем

человека?

Демонстрации: взаимодействие заряженных тел, магнитное действие электри-

ческого тока, движение лёгких фигур в электростатическом

поле. Фрагменты видеофильма « Грозные силы природы».

Информационные сообщения учащихся: Симфония полярных сияний.

Насколько опасно находиться человеку рядом в высоковольтной ЛЭП? Практические советы по приобретению и использованию сотовых телефонов.

Лабораторная работа: «Волшебный гвоздик».

Домашнее задание: Исследовательский мини – проект «Эволюция

электрической лампочки».

Научно – практическая конференция «Это вы можете!» 2 ч

— учащиеся представляют и защищают продукты своей проектной деятельности.



























Список используемой литературы.

Литература для учителя

1.Газета «1 сентября» Физика № 12 2009 г.

Программа предпрофильного курса «Физика для всех» С.В. Фесенко

2. Электронный адресс as2-aksay@mail.ru

3.Гульчевская В.Г. Педагогические основы современного образования.- Ростов-на-Дону: РО ИПКиПРО, 2006.

4.Дитрих А., ЮрминГ., Коршурникова Р. Почемучка.- М.:Педагогика, 1988.

5. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику?- Домодедово:Вапар, 1994.

6.Ландау Л.Д.,Китагородский А.И. Физика для всех.- М.: Наука, 1974.

7.БлудновМ.И. Беседы по физике. – М:Просвещение,1992.

8.Компьютерные программы и энциклопедии на CD-ROM:Физика 7-11. Библиотека наглядных пособий; Физика 7-11. Практикум; Открытая физика 1.1(Долгопрудный, ФИЗИКОН)

9.Энциклопедия «Наука». – М.:РОСМЕН, 1994.

Литература для учащихся

1.Перышкин А.В. Физика -8.- М.: Дрофа, 2003.

2.Пупышева Н.С., Важевская Н.Е. Физика -7; Физика-8.-М.: Дрофа,2006.

3. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику?- Домодедово:Вапар, 1994.

4. Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9.- М.:Просвещение , 2002.

5. Энциклопедия «Физика»Ч.1,2.- М.: Аванта +

6. Энциклопедия «Астрономия»Ч.1,2.



Входной тест



  1. Как я познаю мир?

А) наблюдаю

В) читаю книги

С) использую информацию с сайтов Internet

  1. Что является критерием истины?

А) слово В) опыт С) обобщение

  1. Попробуйте своими словами описать «модель» своего соседа по парте.

Проверьте, узнают ли одноклассники «объект» по вашей «модели».

  1. Вам предложено 9 слов, которые вы должны объединить в три группы

«по смыслу», основываясь на своём личном восприятии:

длина, килограмм, ткань, вес, литр, печенье, объём, метр, вода.

  1. Какие животные издают самый громкий звук?

А) львы В) слоны С) голубые киты

  1. В детстве я любил (а) и это у меня хорошо получалось

А) выкладывать мозаику

В) конструировать

С) раскрашивать картинки

  1. Согласно русской народной примете там, где туман ложиться на землю,

нужно:

А) копать колодец В) строить дом С) собирать целебные травы

  1. В книге Ч. Диккенса «Оливер Твист» рассказывается о неком мальчике,

который по ночам разбрасывал апельсиновые корки по мостовой, чтобы обеспечить работой своего хозяина, который по профессии был:

А) продавцом фруктов В) хирургом С) мусорщиком

  1. Прибор, представляющий собой систему из двух стеклянных линз, позволя-ющий увеличивать изображение, был изготовлен в 1590 году Захарием Янсеном называется:

А) очки В) микроскоп С) подзорная труба

  1. Лёд плавает в воде. Вода и лёд состоят из одних и тех же молекул.

Вероятно, лёд имеет более рыхлую молекулярную структуру, чем вода.

Данное умозаключение является результатом:

А) выдвинутой гипотезы В) теоретического вывода С) наблюдаемого

Рекомендации по проведению лабораторных работ

Тема 4. Пространство и время.

Лабораторная работа. Измерение времени реакции человека при помощи

линейки.

Время реакции (в психологии ) – это протяжённость от начала сигнала до реакции организма человека на этот сигнал, Она зависит от возраста, тренированности и самочувствия человека.

Например, время реакции на слуховой сигнал 0,12 – 0,14 с,

а на зрительный – около 0,13 – 0,15 с. Время реакции является одним из важнейших критериев отбора водителей, операторов, летчиков и космонавтов.

Оборудование: линейка деревянная.

Ход работы.

1. Изготовление прибора для измерения времени реакции человека.

Используем формулу для вычисления пути, пройденного телом при свободном падении без начальной скорости h =,отсюда выражаем время t=

Пояснения: если позволить вертикально расположенной линейке падать свободно

( например, разжав державшие её за конец пальцы), то она будет двигаться вниз равноускоренно, с ускорением свободного падения. Если сразу после начала падения линейку поймать, то по её участку « между пальцами» — отметкой, где мы её держали вначале, и отметкой у которой её поймали, можем судить о том, сколько времени она падала. Это время и будет равно времени реакции человека.

Согласуем значения h на линейке и значение времени, вычисленного по формуле.

2. Используя данный прибор, определите своё время реакции.

3. Составьте диаграмму скорости реакции учеников класса.

4. Можно определить своё время реакции утром, вечером и сравнить, а также определить время реакции своих близких.



Тема 5. Звук.

Лабораторная работа. Наблюдение колебаний звучащих тел.

Оборудование: расчёска, лист толстой бумаги, стул, струна, иголка на нитке, пустая бутылка.

Ход работы.

1. Возьмите расчёску и проведите по её зубцам листком толстой бумаги.

Ответьте на вопрос. Почему извлекается звук?

Сравните звучание при медленном и быстром движении листа бумаги.

2. Натяните между ножками стула струну и заставьте её звучать. Поднесите к колеблющейся струне иголку на нитке.

Ответьте на вопрос. Что происходит с иголкой? Почему?

Поднесите также, к колеблющейся струне пустую бутылку. Какое явление вы наблюдаете?

Оформите отчёт о проделанной работе в виде ответов на вопросы. Сделайте обобщающий вывод.

Творческие задания: проведение опытов с опорой на фиксацию фактов, установлением эмпирических закономерностей.

1.Возьмите будильник, поставьте его на конец стола. Приложите ухо к другому концу стола. Слышно ли тиканье будильника? Повторите опыт в других условиях.

Поставьте будильник на вату. Одинаково ли слышно тиканье часов? Почему?

2.Возьмите колокольчик и кастрюлю. Позвоните колокольчиком в пустой кастрюле, а затем в заполненной водой. Одинаково ли звучание в этих случаях? 3.Возьмите небольшой кусок папиросной бумаги и положите его вдоль расчёски. Плотно прижмите бумагу вместе с расчёской к губам так, как будто собираетесь засвистеть. Если при этом вы запоёте мелодию, не произнося слова, бумага будет дребезжать. Почему? Звучание, какого инструмента напоминает вам дребезжание папиросной бумаги?

4. Возьмите стеклянные бутылки разного размера и поставьте их рядом друг с другом на стол. Осторожно «поиграйте» на получившемся « инструменте» карандашом. Одинаковое ли звучание стеклянных бутылок?

5. Сравните остроту слуха правого и левого уха. Предложите способ определения остроты слуха (если затрудняетесь, проконсультируйтесь у учителя).

6. Закройте плотно рот и зажмите пальцами нос, сделайте глотательное движение.

Что вы чувствуете?

7. Чтобы точнее определить, где находиться источник звука, мы поворачиваем голову. Как вы думаете, почему?

8. Почему нужно открывать рот и одновременно осуществлять глотательные движения при воздействии очень сильного звука? (так поступают артиллеристы при выстреле из орудия).



Тема 6. Свет.

Лабораторная работа. Изучение явлений отражения и преломления света.

Оборудование: лист картона, булавки, чашка, монетка, собирающая линза, свеча.

Ход работы.

1.Положите на стол лист картона размером 20 на 15 см. Начертите на нём отрезок прямой линии. Воткните вдоль этого отрезка несколько булавок. Поднимите картон на уровень глаз и посмотрите на булавки вдоль отрезка. Сколько булавок вы увидите: одну или несколько? Воткните одну из булавок в стороне от отрезка прямой линии. Что вы наблюдаете в этом случае? Какой закон для света подтверждает этот опыт?

2. Возьмите чайную чашку и положите на дно монету. Расположите чашку так, чтобы вам монету было видно. Отодвигайте чашку до тех пор, пока её край не закроет от вас монету. Теперь, не меняя положения головы и чашки, наливайте в чашку воду. Через некоторое время вы опять увидите монету. Объясните этот опыт на основании закона преломления. Используйте схематический рисунок.

3.Возьмите собирающую линзу и попробуйте прочесть текст сквозь неё. Что вы наблюдаете? Ваш вывод. Такую двояковыпуклую линзу называют — лупой.

Зажгите свечу, и расположите линзу между экраном и свечой. Перемещая линзу и экран, добейтесь того, чтобы на экране появилось увеличенное изображение свечи. Обратите внимание на вид изображения: перевёрнутое или прямое. Измерьте расстояние между свечой и линзой.

Опять, перемещая линзу и экран, получите уменьшенное изображение свечи.

Запомните вид изображения. Сравните с первым изображением мысленно.

Измерьте расстояние между свечой и линзой. Сравните, в каком случае расстояние больше. Выводы опытов оформите .

Тема 8. Электричество и магнетизм.

Лабораторная работа. « Волшебный гвоздик»

Приборы и материалы: батарейка, электрическая лампочка, ключ, соединительные провода, штатив, проволочная катушка с ферромагнитным сердечником, мелкие железные гвоздики и один большой железный гвоздь(100 мм), медная проволока.

Ход работы.

1.Соберите электрическую цепь при последовательном соединении: батарейка, лампочка, ключ. Замкните ключ. Что вы наблюдаете?

Начертите схему данной электрической цепи.

2.Разомкните ключ. Замените лампочку проволочной катушкой с сердечником.

3.Замкните цепь и поднесите к концу катушки мелкие гвоздики. Какое действие электрического тока вы наблюдаете?

4.Замените катушку большим железным гвоздём. Замкните цепь. Поднесите к

гвоздю мелкие гвоздики. Что наблюдаете?

5.Намотайте несколько витков (10 – 15) медной проволоки на большой гвоздь. Включите полученную «катушку» в электрическую цепь. Поднесите мелкие гвоздики. Что наблюдаете?

Поздравляем Вас! Вы сделали своими руками электромагнит.









Результаты обучения по предпрофильному курсу

«Физика для всех»

Учащиеся определяют коэффициент личностных достижений, используя «формулу успеха». Успех в любом деле – это уравнение со многими неизвестными, решить которые, можно разобравшись в этих неизвестных – поняв, что скрывается в каждом из них.

Формула успеха (секрет пяти «У»)



У5 =

Все эти величины взаимосвязаны и взаимозависимы, они позволяют определить, насколько велик успех в данной деятельности. Предложим учащимся, определить по десятибалльной шкале содержание каждого из четырёх «У», затем подставить числовые значения в формулу и получить значение «У5» — успех – это и будет коэффициентом личностных достижений.

Все составляющие формулы начинаются на букву «У» русского алфавита.

У1 – учеба

У2 – ученик

У3 – условия

У4 – упущения

У5 – успех

Что должен определить ученик в каждом «У» ?

У1 – новизну, познавательность, актуальность учебной программы.

У2 — рефлексию своих достижений: активность, самореализацию, коммуникативность, самостоятельность, развитие критического мышления и творческого потенциала.

У3 – созданы ли условия для развития личности на уроках: использование исследовательских методов, экспериментальных заданий, определение проблемы, выдвижение гипотез, анализ результатов, сравнения, практическое применение.

У4 – рефлексия своих упущений: неудач, недоработок, нереализации, возможная корректировка учебной деятельности для дальнейшего продвижения.

Оценка успеха

От 30 до 20 – вы очень успешны. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

От 19 до 11 – вы успешны, но достичь этого вам было нелегко.

Ниже 10 – вам следует провести коррекцию своей учебной деятельности.







Входной тест.

1.Как я познаю мир?

А) наблюдаю

В) читаю книги

С) использую информацию с сайтов Internet

  1. Что является критерием истины?

А) слово В) опыт С) обобщение

  1. Попробуйте своими словами описать «модель» своего соседа по парте.

Проверьте, узнают ли одноклассники «объект» по вашей «модели».

  1. Вам предложено 9 слов, которые вы должны объединить в три группы

«по смыслу», основываясь на своём личном восприятии:

длина, килограмм, ткань, вес, литр, печенье, объём, метр, вода.

  1. Какие животные издают самый громкий звук?

А) львы В) слоны С) голубые киты

  1. В детстве я любил (а) и это у меня хорошо получалось

А) выкладывать мозаику

В) конструировать

С) раскрашивать картинки

  1. Согласно русской народной примете там, где туман ложиться на землю,

нужно:

А) копать колодец В) строить дом С) собирать целебные травы

  1. В книге Ч. Диккенса «Оливер Твист» рассказывается о неком мальчике,

который по ночам разбрасывал апельсиновые корки по мостовой, чтобы обеспечить работой своего хозяина, который по профессии был:

А) продавцом фруктов В) хирургом С) мусорщиком

  1. Прибор, представляющий собой систему из двух стеклянных линз, позволя-ющий увеличивать изображение, был изготовлен в 1590 году Захарием Янсеном называется:

А) очки В) микроскоп С) подзорная труба

  1. Лёд плавает в воде. Вода и лёд состоят из одних и тех же молекул.

Вероятно, лёд имеет более рыхлую молекулярную структуру, чем вода.

Данное умозаключение является результатом:

А) выдвинутой гипотезы В) теоретического вывода С) наблюдаемого явления



Свежие документы:  ОТКРЫТЫЙ УРОК по физике «Решение задач на закон Ома для участка цепи»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: