Рабочая программа по элективному курсу: «Методы решения физических задач» 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»

Рузского муниципального района Московской области





УТВЕРЖДАЮ:


Директор МБОУ «ТСОШ №1»______________


Момзикова Г. И.


«_________» __________________ 2014 г.


МП










Рабочая программа по элективному курсу:

«Методы решения физических задач»

10 класс










Составитель программы: Камышанова Валентина Леонидовна,

учитель физики высшей категории.






2014 год


Пояснительная записка


Программа элективного курса «Методы решения физических задач» предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 34 часа. Курс предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.

За основу данной программы взята разработка В.А.Орлова и Ю.А.Саурова опубликованная в сборнике В.А.Коровина: «Программы элективных курсов. Физика. Профильное обучение. 9 – 11 классы», издательство «Дрофа», Москва — 2008год.

Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже освоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов.

Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», даёт представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приёмы составления задач, уметь классифицировать задачу по трём-четырём основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приёмы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.

Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения:

потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.

При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д.

В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.

Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.

Свежие документы:  Конспект урока по теме: «Способы увеличения и уменьшения давления».

Содержание программных тем обычно состоит из 3 компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приёмы; в-третьих, даны указания по организации определённой деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях – школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается так же выполнение домашних заданий по решению задач.



ЦЕЛИ КУРСА:


  • Развитие интереса к физике и решению физических задач;


  • Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;


  • Формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:


1.Физическая задача. Классификации задач. (4 часа)


Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.


2.Правила и приёмы решения физических задач. (6 часов)


Общие требования при решении физических задач. Этапы решения, работа с текстом задачи, анализ физ. явления; формулировка идеи решения (план). Выполнение плана решения задачи, числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ и оформление решения.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Метод размерностей, графические решения и т.д.


3.Динамика и статика. (8 часов)


Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твёрдого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчёта.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.

4.Законы сохранения. (8 часов)


Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.


Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, маятника Фуко, кронштейна.


5.Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. (6 часов)


Качественные задачи на основные положения и основное уравнение МКТ. Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева –Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

Задачи на определение характеристик твёрдого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графическая и экспериментальная задачи, задачи бытового содержания.


6.Зачётные занятия. (2 часа)


































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

Тема занятия

Сроки проведения

Скоррект. сроки


Физическая задача. Классификация задач. 4 часа


1. Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.



2.Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.



3.Составление физических задач. Основные требования к составлению задач.



4.Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.





Правила и приёмы решения физических задач. 7 часов


1.Общие требования при решении физических задач. Этапы решения, работа с текстом задачи, анализ физ. явления; формулировка идеи решения (план).



2.Выполнение плана решения задачи, числовой расчет.



3.Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ и оформление решения.



4.Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи.



5.Изучение примеров решения задач.



6. Метод размерностей, графические решения и т.д.



7. Зачетное занятие





Динамика и статика. 8 часов


1.Координатный метод решения задач по механике.



2. Решение задач на основные законы динамики Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.



3. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твёрдого тела под действием нескольких сил.



4. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.



5. Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчёта.



6,7. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.





8. Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.





Законы сохранения. 8 часов



1.Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.



2.Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.


3.Задачи на определение работы и мощности.


4.Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.


5.Решение задач несколькими способами.


6.Составление задач на заданные объекты или явления.


Взаимопроверка решаемых задач.



7.Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и

международных олимпиад.


8. Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, маятника Фуко, кронштейна.



Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. 7 часов


1. Качественные задачи на основные положения и основное уравнение МКТ. Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.



2.Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева –Клапейрона, характеристика критического состояния.


3. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил

поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях.



4. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.



5.Задачи на определение характеристик твёрдого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.



6. Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графическая и экспериментальная задачи, задачи бытового содержания.



7. Зачётное занятие





Итого

34 часа





















ЛИТЕРАТУРА


1.Кабардин О.Ф., Орлов В.А. – Международные физические олимпиады. М., Наука, 2002г


2. Козел С.М., Коровин В.А., Орлов В.А. – Физика. 10-11 класс. Сборник задач .М, Мнемозина, 2004г


3.Меледин Г.В. – Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями. М., Наука, 1985г


4.Перельман Я.И. – Знаете ли вы физику? М., Наука, 1992г


5.Слободецкий И.Ш. , Орлов В.А. – Всесоюзные олимпиады по физике. М., Просвещение, 1982г


6.Аганов А.В. и др. – Физика вокруг нас. Качественные задачи по физике. М., Дом педагогики, 1998г


7.Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. – Экспериментальные задачи по физике. 10-11 класс. М., Просвещение, 1987г


8.Орлов В.А., Никифоров Г.Г. – Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М., Просвещение, 2006г


9.Орлов В.А., Никифоров Г.Г. – Единый государственный экзамен. Методические рекомендации. Физика. М., Просвещение, 2006г


10.Новодворская Е.М., Дмитриев Э.М. – Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М., Высшая школа, 1981г


11.Гольдфарб Н.И. -Сборник вопросов и задач по физике. М., Дрофа, 2005г


12.Рымкевич А.П. – Задачник по физике. 10-11 класс. М., Дрофа, 2005г





СОГЛАСОВАНО:

Протокол ШМО учителей физики

От____________________ № ________

Руководитель ШМО

___Лазарян Е. С.__________________

«________» ____________________2014 г.





СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

___Веденеева И. В._______________

«_________» _____________________ 2014г


Свежие документы:  Статья «Проектно-исследовательская деятельность как форма работы с одаренными детьми»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: