Рабочая программа по физике 10 класс по учебнику Тихомирова С.А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по физике автор- составитель С.А. Тихомирова 2008 год. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 70 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-м классе.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике;

воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;

использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Результаты изучения курса физики приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».

Учебник включён в Федеральный перечень учебников по физике.

УМК Тихомирова С.А.

  1. Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика-10. – М.: Мнемозина, 2008.

  2. Тихомирова С.А. Физика-10. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2008.

  3. Тихомирова С.А. Программа и тематическое планирование. Физика-10–11. – М.: Мнемозина, 2011.

  4. Тихомирова С.А. Методика преподавания физики в 10–11 классах. М.: Мнемозина 2011.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле;

смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, период, частота и амплитуда колебаний, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля, сила тока, электродвижущая сила;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;

вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;

применять полученные знания для решения несложных задач;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Примерное календарно-тематическое планирование 10 класс 70 часов.

Четверть

Сроки

Тема

Кол-во часов

ЛР.

КР.

1


Введение.

1

Механика. 29 часов.

1

01.09-03.11

Кинематика.

10

1

Динамика.

9

2

1

2

13.11 – 29.12

Статика.

1

Законы сохранения.

9

2

Молекулярная физика и термодинамика. 18 часов.



Молекулярно-кинетическая теория.

1

Свойства газов.

7

3

3

3

11.01-22.03

Основы термодинамики.

4

4

Свойства твёрдых тел.

2

Свойства жидкостей.

4

4

Электродинамика. 20 часов.



Электростатика.

7

5

4

02.04-31.05

Законы постоянного тока.

7

5,6

6

Электрический ток в различных средах.

6

Резерв.

2


Итого


70

6

6



Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)

п/п

Наименование раздела и темы

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Повторение

по плану

фактически

1

Инструктаж ТБ. Методы научного познания.

1

1.09



МЕХАНИКА-(29 ЧАСОВ)


Кинематика.

10 часов




2

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.

1

5.09


1.1.1

3

Скорость. Решение задач.

1

8.09


1.1.3

4

Ускорение. Решение задач.

1

12.09


1.1.4

5

Перемещение при прямолинейном движении. Решение задач.

1

15.09


1.1.5

6

Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении». Инструктаж по ТБ.

1

19.09



7

Свободное падение. Решение задач.

1

22.09


1.1.7

8

Движение тел, брошенных под углом к горизонту.

1

26.09



9

Равномерное движение по окружности. Решение задач.

1

29.09


1.1.8

10

Центростремительное ускорение. Решение задач.

1

3.10



11

Повторение и обобщение темы «Кинематика». Проверочная работа №1.

1

6.10


1.1.7


Динамика.

9 часов




12

Первый закон Ньютона

1

10.10


1.2.1

13

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Решение задач .

1

13.10



14

Закон всемирного тяготения. Решение задач.

1

17.10


1.2.2

15

Вес. Невесомость. Перегрузка. Решение задач.

1

20.10


1.2.3

16

Первая космическая скорость.

1

3.11


1.2.4

17

Сила трения. Решение тестовых задач.

1

7.11


1.2.5

18

Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». Инструктаж по ТБ.

1

10.11



19

Повторение и обобщение темы. Решение задач.

1

14.11


1.2.6

20

Контрольная работа №1 по теме «Динамика».

1

17.11




Статика

1 час




21

Условия равновесия тел

1

21.11




Законы сохранения в механике

9 часов




22

Импульс тела.

1

24.11



23

Закон сохранения импульса. Решение задач.

1

28.11


1.2.7

24

Механическая работа. Мощность. Решение задач.

1

1.12


1.2.10

25

Кинетическая энергия. Решение задач.

1

5.12



26

Потенциальная энергия. Решение задач .

1

8.12



27

Работа силы упругости. Решение задач .

1

12.12


1.2.12

28

Закон сохранения механической энергии. Самостоятельная работа.

1

15.12



29

Решение задач на законы сохранения в механике.

1

19.12


1.2.14

30

Контрольная работа № 2 по теме «Законы сохранения в механике».

1

22.12



МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА-(18 ЧАСОВ)


Основные положения МКТ

1 час




31

Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ).

1

26.12




Свойства газов

7 часов




32

Модель газа.

1

12.01


1.3.3

33

Изотермический процесс.

1

16.01



34

Изобарный и изохорный процессы.

1

19.01



35

Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». Инструктаж по ТБ.

1

23.01



36

Уравнение Клапейрона–Менделеева. Решение задач.

1

26.01


1.3.4

37

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Решение тестовых задач.

1

30.01



38

Контрольная работа № 3 по теме: «Свойства газов»

1

2.02




Основы термодинамики

4 часа




39

Внутренняя энергия и способы её изменения

1

6.02



40

Первый закон термодинамики. Решение задач.

1

9.02



41

Тепловые двигатели. Решение задач.

1

13.02


1.3.5

42

Контрольная работа №4 по теме «Основы термодинамики».

1

16.02




Свойства твердых тел

2 часа




43

Кристаллические и аморфные тел.

1

20.02


1.3.5

44

Плавление, кристаллизация и сублимация твёрдых тел. Решение задач.

1

27.02




Свойства жидкостей

4 часа




45

Структура и свойства жидкости. Поверхностное натяжение жидкости

1

2.03


1.3.6

46

Смачивание. Капиллярные явления.

1

6.03



47

Взаимные превращения жидкостей и газов. Кипение жидкости. Проверочная работа №2.

1

9.03



48

Лабораторная работа № 4 «Измерение относительной влажности воздуха». Инструктаж по ТБ. Обобщение темы: «Свойства твердых тел и жидкостей».

1

13.03



ЭЛЕКТРОДИНАМИКА(20 ч)


Электростатика

7 часов




49

Закон Кулона. Решение задач.

1

16.03



50

Напряжённость электрического поля. Решение задач.

1

20.03


1.5.1

51

Работа сил электрического поля. Решение задач.

1

23.03



52

Потенциал.

1

3.04


1.5.3

53

Проводники в электрическом поле.

1

6.04


1.5.4

54

Электрическая ёмкость. Решение задач.

1

10.04



55

Контрольная работа № 5 по теме: «Электростатика»

1

13.04




Законы постоянного электрического тока

7 часов




56

Электродвижущая сила

1

17.04



57

Закон Ома. Работа с тестовым материалом .

1

20.04


1.5.5

58

Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Инструктаж по ТБ.

1

24.04



59

Соединение проводников. Решение задач.

1

27.04



60

Лабораторная работа № 6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». Инструктаж по ТБ.

1

4.05



61

Работа и мощность электрического тока. Решение задач.

1

8.05


1.5.6

62

Контрольня работа № 6 по теме: «Законы постоянного тока»

1

11.05




Электрический ток в различных средах

6 часов




63

Электропроводность металлов

1

15.05


1.5.7

64

Электрический ток в вакууме

1

18.05


1.5.8

65

Электропроводность электролитов.

1

22.05



66

Электропроводность газов.

1

25.05


1.5.9

67

Полупроводники.

1

29.05



68

Повторение темы «Электрический ток в различных средах» Проверочная работа №3

1





Повторение

2 часа




69

Урок решения задач. Работа с КИМами .

1




70

Итоговое тестирование.

1






Содержание программы курса

Физика и методы научного познания. 1 ч

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов1. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика. 29 ч

Механическое движение. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения. Ускорение. Уравнение прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Закон всемирного тяготения. Сила трения. Условия равновесия тел.

Законы сохранения импульса и энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации. Зависимость траектории от выбора системы отсчёта. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы. Измерение ускорения свободного падения. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.

Молекулярная физика. Термодинамика. 18 ч

Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количество вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел

Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации. Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объёме. Изменение объёма газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объёма газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объёмные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы. Опытная проверка закона Гей-Люссака. Измерение влажности воздуха.

Электродинамика. 20 ч

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Электрическая ёмкость. Энергия электрического поля.

Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в разных средах.

Демонстрации. Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы.

Лабораторные работы. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Тексты контрольных и самостоятельных работ взяты из Тихомирова С.А. Физика-10. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2008, Тихомирова С.А. Физика. 10–11 классах. Контрольные работы и сборника И.В.Годова «Контрольные работы в новом формате 10 класс», Кирик Л.А., Нурминский А.И.Физика. 10 класс. Разноуровневые самостоятельные и тематические контрольные работы в формате единого государственного экзамена.

Перечень учебно-методических средств обучения.

Литература

Основная:

  1. Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика-10. – М.: Мнемозина, 2008.

  2. Тихомирова С.А. Физика-10. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2008.

  3. Тихомирова С.А. Программа и тематическое планирование. Физика 10–11 класс. – М.: Мнемозина, 2011.

  4. Тихомирова С.А. Методика преподавания физики в 10–11 классах. – М.: Мнемозина, 2011.

  5. Тихомирова С.А. Физика. 10 – 11 классы. Контрольные работы. – М.: Мнемозина, 2011.

  6. Годова И.В.Физика 10 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате – М.: «Интеллект — Центр», 2011.

  7. Комплект таблиц по физике 10 класс.

  8. Сауров Ю.А. Физика в 10 классе: Модели уроков: Книга для учителя-М.: Просвещение, 2005.

  9. Кирик Л.А., Нурминский А.И.Физика. 10 класс. Разноуровневые самостоятельные и тематические контрольные работы в формате единого государственного экзамена.- М.: ИЛЕКСА, 201.

Интернет-ресурсы для учителя:

  1. http://www.ed.gov.ru – сайт Министерства образования РФ;

  2. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;

  3. http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки единогогосударственного экзамена;

  4. http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;

  5. http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений.

Компьютерные учебные материалы:


    1. Электронная библиотека «Просвещение». «Физика. Основная школа. 7-9 классы: Ч. 1»

Класс: Мультимедийное учебное пособие нового образца.

Издательство: М.: Компания « Просвещение – МЕДИА», 2004г.

    1. Интерактивный курс «Физика 7 – 11 классы»

Класс: демонстрационные и иллюстративные материалы.

Издательство: Долгопрудный: Компания « Физикон», 2005 г.

    1. Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7 – 11 класс»

Класс: демонстрационные и иллюстративные материалы.

Издательство: Компания «Кирилл и Мефодий». М.: NMG,2003.

    1. Уроки физики Кирилла и Мефодия 10, 11 класс.

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

Класс: электронный учебник.

Издательство: М.: Компания «Кирилл и Мефодий», 2005

    1. 1С: Школа. Интерактивный тренинг — Подготовка к ЕГЭ. ФИЗИКА 10 — 11.

Класс: тренажёры, репетиторы, электронные задачники и системы контроля знаний.

Издатель и разработчик «1С».- Долгопрудный: Компания «Физикон», 2004.

    1. Учебный компьютерный курс «Открытая физика 2.5 Ч. 1,2»

Класс: демонстрационные и иллюстративные материалы.

Издательство: Долгопрудный: Компания «Физикон».2002 г.


Лабораторные работы и оборудование .

работы

Тема лабораторной работы

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

1

Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении.

· Желоб лабораторный -1

· Шарик диаметром 1-2 см -1

· Цилиндр металлический -1

· Метроном (1 на весь класс)

· Лента измерительная -1

2

Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести .

· Штатив с муфтой и лапкой -1

· Лента измерительная — 1

· Динамометр лабораторный -1

· Весы с разновесами -1

· Шарик на нити -1

· Линейка -1

· Пробка с отверстием -1

3

Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака.


· Стеклянная трубка -1

· Запаянная с одного конца -1

· Цилиндрический сосуд с горячей водой -1

· Стакан с холодной водой -1

· Кусочек пластилина -1

4

Измерение относительной влажности воздуха.

· Термометр -1

· Кусочек ваты -1

· Стакан с водой -1

· Психрометрическая таблица -1

5

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.


· Аккумулятор или батарейка(4,5В) -1

· Вольтметр -1

· Амперметр -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

6

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.


· Источник тока -1

· Два проволочных резистора -1

· Амперметр -1

· Вольтметр -1

· Реостат -1

· Соединительные провода -1



14


Свежие документы:  Авторский элективный курс (курс по выбору) по физике «Биофизика на уроках физики» 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: