Рабочая программа по физике 7 класс (индивидуальное обучение)





Пояснительная записка



Рабочая программа составлена с учетом Примерной программы по физике для 7-9 классов (Москва «Просвещение» 2010 год) и авторской программы «Физика.7-9» (авторы Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская.)

Учебная программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Из них 5 контрольных работ и 8 лабораторных работ.

В 9 классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы. Так, учащиеся вновь возвращаются к изучению вопросов механики, но на данном этапе механика представлена как целостная фундаментальная физическая теория; предусмотрено изучение всех структурных элементов этой теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Обсуждаются границы применимости классической механики, ее объяснительные и предсказательные функции. Затем следует тема «Механические колебания и волны», позволяющая показать применение законов механики к анализу колебательных и волновых процессов и создающая базу для изучения электромагнитных колебаний и волн.

За темой «Электромагнитные колебания и электромагнитные волны» следует тема «Элементы квантовой физики», содержание которой направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых представлений, в частности, представлений о дуализме и квантовании как неотъемлемых свойствах микромира, знаний об особенностях строения атома и атомного ядра.

Завершается курс темой «Вселенная», позволяющей сформировать у учащихся систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире.

Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в классе, так и дома.


В течение года календарно – тематическое планирование может корректироваться с учетом объективных причин.


















Законы механики

Требования к уровню подготовки учащихся

Цель изучения данной темы — сформировать у учащихся представления об основных законах механики: о системе законов Ньютона и законах сохранения импульса и механической энергии. При этом по сравнению с курсом физики 7—8 классов в 9 классе существенно возрастает роль теоретических методов познания. Это проявляется прежде всего в том, что структура учебного материала по теме «Законы механики» соответствует структуре физической теории. Основание теории составляют: наблюдения движения тел и эксперименты Галилея, Ньютона; модель материальной точки; основные величины (масса, сила, импульс, энергия); уравнения, выражающие зависимость координаты тела от времени. Ядро классической механики представлено уравнениями движения (законы Ньютона), законами сохранения импульса и механической энергии, принципом независимости действия сил, фундаментальными константами (гравитационная по стоянная). В качестве следствий теории рассматриваются прикладные вопросы и применение законов к решению типовых задач. Кроме того, в 9 классе при изучении механики используется более сложный математический аппарат, чем в 7 классе: векторное представление величин и уравнений движения, координатновекторный способ описания движений при решении задач. Попрежнему большое внимание уделяется моделям и моделированию, об суждению границ и условий применимости законов. Несмотря на усиление теоретических методов познания, основой изучения темы остается эксперимент как демонстрационный, так и ученический.

При его выполнении обсуждаются место эксперимента в процессе изучения тех или иных вопросов темы, связь эксперимента и теории при исследовании механических явлений. Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Законы механики» следующие.


На уровне запоминания

I уровень Называть: — физические величины и их условные обозначения: путь , перемещение , время, скорость, ускорение , масса , сила, вес, импульс тела, механическая энергия, потенциальная энергия, кинетическая энергия; — единицы перечисленных выше физических величин; — физические приборы для измерения пути, времени, мгновенной скорости, массы, силы. Воспроизводить: — определения моделей механики: материальная точка, замкнутая система тел; — определения понятий и физических величин: механическое движение, система отсчета, траектория, равномерное прямолинейное и равноускоренное прямолинейное движения, свободное падение, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью, путь, перемещение, скорость, ускорение, период и частота обращения, угловая и линейная скорости, центростремительное ускорение, инерция, инертность, масса, плотность, сила, внешние и внутренние силы, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес, давление, импульс силы, импульс тела, механическая работа, мощность, КПД механизмов, потенциальная и кинетическая энергия; — формулы: кинематические уравнения равномерного и равноускоренного движения, правила сложения перемещений и скоростей, центростремительного ускорения, силы трения, силы тяжести, веса, работы, мощности, кинетической и потенциальной энергии; — принципы и законы: принцип относительности Галилея, принцип независимости действия сил; законы Ньютона, всемирного тяготения, Гука, со хранения импульса, сохранения механической энергии. Описывать: наблюдаемые механические явления.

На уровне понимания I уровень

Приводить примеры: — различных видов механического движения; — инерциальных и неинерциальных систем от счета. Объяснять: физические явления: взаимодействие тел; явление инерции; превращение потенциальной и кине тической энергии из одного вида в другой. Понимать: — векторный характер физических величин: перемещения, скорости, ускорения, силы, импульса; — относительность перемещения, скорости, им пульса и инвариантность ускорения, массы, силы, времени; — что масса — мера инертных и гравитационных свойств тела; — что энергия характеризует состояние тела и его способность совершить работу; — существование границ применимости законов: Ньютона, всемирного тяготения, Гука, сохранения импульса и механической энергии; — значение законов Ньютона и законов сохранения для объяснения существования невесомости и перегрузок, движения спутников планет, реактив ного движения, движения транспорта. II уровень Понимать: — фундаментальную роль законов Ньютона в классической механике как физической теории;

предсказательную и объяснительную функции классической механики; — роль фундаментальных физических опытов — опытов Галилея и Кавендиша — в структуре физической теории.

На уровне применения в типичных ситуациях I уровень Уметь: — строить, анализировать и читать графики зави симости от времени: модуля и проекции ускорения равноускоренного движения, модуля и проекции скорости равномерного и равноускоренного движения, координаты, проекции и модуля перемещения равномерного и равноускоренного движения; зависимости: силы трения от силы нормального давления, силы упругости от деформации; определять по графикам значения соответствующих величин; — измерять скорость равномерного движения, мгновенную и среднюю скорость, ускорение равноускоренного движения, коэффициент трения, жесткость пружины; — выполнять под руководством учителя или по готовой инструкции эксперимент по изучению закономерности равноускоренного движения, зависимости силы трения от силы нормального давления; силы упругости от деформации. Применять: — кинематические уравнения движения к решению задач механики; — законы Ньютона и формулы к решению задач следующих типов: движение тел по окружности, движение спутников планет, ускоренное движение тел в вертикальной плоскости, движение при действии силы трения (нахождение тормозного пути, времени торможения), движение двух связанных тел (в вертикальной и горизонтальной плоскостях);

знания законов механики к объяснению невесомости и перегрузок, движения спутников планет, реактивного движения, движения транспорта.


II уровень Уметь: — записывать уравнения по графикам зависимости от времени: проекции и модуля перемещения, координаты, проекции и модуля скорости равномерно го и равноускоренного движения; зависимости: силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления; — устанавливать в процессе проведения исследовательского эксперимента: закономерности равноускоренного движения; зависимость силы трения от силы нормального давления, силы упругости от де формации. Применять: — законы Ньютона и формулы к решению задач следующих типов: движение связанных тел, движение тела по наклонной плоскости.


На уровне применения в нестандартных ситуациях I уровень Классифицировать: различные виды механического движения. Обобщать: — знания: о кинематических характеристиках, об уравнениях движения; о динамических характеристиках механических явлений и законах Ньютона, об энергетических характеристиках механических явлений и законах сохранения в механике. Владеть и быть готовыми применять: методы естественнонаучного познания, в том числе исследовательский, к изучению механических явлений. Интерпретировать: предполагаемые или полученные выводы. Оценивать: свою деятельность в процессе учебного познания.



Механические колебания и волны


Требования к уровню подготовки учащихся

Цель изучения данной темы — сформировать у учащихся представления о механическом периодическом движении. Изучение темы опирается на знания о колебательном и волновом движении, полученные учащимися в курсе физики 7 класса, и расширяет их. В частности, вводятся понятия колебательной системы, свободных и вынужденных колебаний, резонанса, моделей «математический маятник» и «пружинный маятник», понятия поперечной и продольной волн, длины волны. Понятие гармонических колебаний определяется динамически как колебания, происходящие под действием силы пропорциональной смещению и направленной в сторону, противоположную смещению. Формулы периода колебаний математического и пружинного маятников изучаются как обязательный материал. Явление резонанса изучается на ос нове эксперимента и объясняется исходя из закона сохранения энергии. В теме рассматриваются свойства волн, включая интерференцию и дифракцию. Это связано с тем, что полученные первоначальные представления послу жат опорой для изучения волновых свойств света в 9 классе, а затем в 11 классе. В главе не представлена акустика, поскольку она достаточно подробно изучена в 7 классе. Изучение темы опирается на эксперимент как демонстрационный, так и ученический, в то же время попрежнему большое внимание уделяется моделям и моделированию, в частности обсуждению моделей колебательных систем и границ их применимости.


Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Механические колебания и волны» следующие.


На уровне запоминания I уровень Называть: — физические величины и их условные обозначения: смещение (х), амплитуда (А), период (Т), частота (ν), длина волны (λ), скорость волны (v); — единицы перечисленных выше физических величин. Воспроизводить: — определения моделей механики: математический маятник, пружинный маятник; — определения понятий и физических величин: колебательное движение, волновое движение, свободные колебания, собственные колебания, вынужденные колебания, резонанс, поперечная волна, про дольная волна, смещение, амплитуда, период, частота колебаний, длина волны, скорость волны; — формулы: периода колебаний математического маятника, периода колебаний пружинного маятника, скорости волны. Описывать: наблюдаемые колебания и волны. II уровень Воспроизводить: — определение модели колебательной системы; — определение явлений: дифракция, интерференция; — формулы максимумов и минимумов интерференционной картины.


На уровне понимания I уровень Объяснять: — процесс установления колебаний пружинного и математического маятников, причину затухания колебаний, превращение энергии при колебательном движении, процесс образования бегущей волны, свойства волнового движения, процесс образования интерференционной картины; — границы применимости моделей математического и пружинного маятников. Приводить примеры: — колебательного и волнового движений; — учета и использования резонанса в практике.

II уровень Объяснять: образование максимумов и минимумов интерференционной картины.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень Уметь: — применять формулы периода и частоты колебаний математического и пружинного маятников, длины волны к решению задач; — выполнять под руководством учителя или по готовой инструкции эксперимент по изучению колебаний математического и пружинного маятников.

II уровень Уметь: — применять формулы максимумов и минимумов амплитуды колебаний к анализу интерференцион ной картины; — устанавливать в процессе проведения исследовательского эксперимента характер зависимости пе риода колебаний математического и пружинного маятников от параметров колебательных систем.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень Классифицировать: виды механических колебаний и волн.


Обобщать: знания о характеристиках колебательного и волнового движений, о свойствах механических волн. Владеть и быть готовыми применять: методы естественнонаучного познания, в том числе исследовательский, к изучению закономерностей колебательного движения. Интерпретировать: предполагаемые или полученные выводы. Оценивать: как свою деятельность в процессе учебного познания, так и научные знания о колебательном и волновом движении.



Электромагнитные явления


Требования к уровню подготовки учащихся

Цель изучения данной темы — сформировать у учащихся представления об особенностях электромагнитных взаимодействий. При изучении темы учащиеся знакомятся с новым материальным объектом — магнитным полем, рассматривают новый вид физических явлений — электромагнитные явления. Важно, чтобы учащиеся поняли, что природа электромагнитных явлений связана с существованием электрического и магнитного полей. Логика построения раздела основана на индуктивном подходе: сначала изучаются физические явления (устанавливается факт существования магнитного по ля вокруг постоянного магнита и проводника с током, явления электромагнитной индукции и самоиндукции), а затем дается объяснение этих явлений и практическое их применение. При подобном построении изучаемого материала возможно обсуждение с учащимися роли опыта в процессе научного познания, необходимости выдвижения гипотез и построения моделей для объяснения наблюдаемых явлений. Изучение материала базируется на демонстрационном эксперименте и предполагает выполнение большого числа лабораторных работ и опытов дома.

Свежие документы:  Музейная педагогика, 7-11 класс

Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Электромагнитные явления» следующие.

На уровне запоминания I уровень Называть: — физические величины и их условные обозначения: магнитная индукция, магнитный поток, индуктивность проводника, коэффициент трансформации;

единицы перечисленных выше физических величин; — физические устройства: электромагнит, электродвигатель, генератор постоянного тока, генератор переменного тока, трансформатор. Воспроизводить: — определения понятий: северный и южный магнитные полюсы, линии магнитной индукции, одно родное магнитное поле, электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция, переменный электрический ток; — правила: буравчика, левой руки, Ленца; — формулы: модуля вектора магнитной индукции, силы Ампера, магнитного потока, индуктивности проводника, коэффициента трансформации. Описывать: — наблюдаемые взаимодействия постоянных магнитов, проводников с током, магнитов и проводников с током; — фундаментальные физические опыты: Эрстеда, Ампера, Фарадея. II уровень Воспроизводить: определения физических величин: амплитудное и действующее значения напряжения и силы пере менного тока.

На уровне понимания I уровень

Объяснять: — физические явления: взаимодействие постоянных магнитов, проводников с током, магнитов и проводников с током, электромагнитная индукция и самоиндукция; — смысл понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции; — принцип действия и устройство: генератора постоянного тока, генератора переменного тока, транс форматора; — принцип передачи электрической энергии.

Понимать: — объективность существования магнитного поля; — взаимосвязь магнитного поля и электрического тока; — модельный характер линий магнитной индукции; — смысл гипотезы Ампера о взаимосвязи магнитного поля и движущихся электрических зарядов.

II уровень Понимать: — роль эксперимента в изучении электромагнитных явлений; — роль моделей в процессе физического познания (на примере линий индукции магнитного поля).

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень Уметь: — анализировать наблюдаемые электромагнитные явления и объяснять причины их возникновения; — определять неизвестные величины, входящие в формулы: модуля вектора магнитной индукции, силы Ампера, магнитного потока, индуктивности, коэффициента трансформации; — определять направление: вектора магнитной индукции различных магнитных полей; силы, действующей на проводник с током в магнитном поле; индукционного тока; — анализировать и строить картины линий индукции магнитного поля; — формулировать цель и гипотезу, составлять план экспериментальной работы; — выполнять самостоятельные наблюдения и эксперименты. Применять: знания по электромагнетизму к анализу и объяснению явлений природы.

II уровень Уметь: анализировать и оценивать результаты наблюдения и эксперимента. Применять: полученные знания к решению комбинированных задач по электромагнетизму.

На уровне применения в нестандартных ситуациях I уровень Уметь: — анализировать электромагнитные явления; — сравнивать: картины линий магнитной индукции различных полей; характер линий индукции магнитного поля и линий напряженности электростатического поля; — обобщать результаты наблюдений и теоретических построений; — применять полученные знания для объяснения явлений и процессов.




Электромагнитные колебания и волны


Требования к уровню подготовки учащихся

Цель изучения данной темы — сформировать у учащихся представления об электромагнитной колебательной системе (колебательном контуре), электромагнитных колебаниях, излучении и приеме электромагнитных волн. Материал является новым для учащихся. Его изучение основано на использовании знаний об электромагнитных явлениях и ана логии с механическими колебаниями и волнами. Поскольку одним из элементов колебательного контура является конденсатор, необходимо изучить этот прибор и ввести понятие электрической емкости конденсатора. При изучении темы следует познакомить учащихся с учением Максвелла об электромагнитном поле, работами Герца и А. С. Попова, с развитием взглядов на природу света. Поскольку математический аппарат данной темы прост, появляется воз можность уделить больше времени решению качественных задач, формированию у учащихся информационных умений (подготовка и представление сообщений и докладов), а также умений работать с учебником, систематизировать и обобщать изученный материал. Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Электромагнитные колебания и волны» следующие.

На уровне запоминания I уровень Называть: — физическую величину и ее условное обозначение: электрическая емкость (С);

единицу этой физической величины: Ф; — диапазоны электромагнитных волн. Воспроизводить: — определения моделей: идеальный колебательный контур; — определения понятий и физических величин: электрическая емкость конденсатора, электромагнитные колебания, электромагнитные волны, электромагнитное поле, дисперсия; — формулы: емкости конденсатора, периода электромагнитных колебаний, длины электромагнитных волн. Описывать: — зависимость емкости конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и наличия в конденсаторе диэлектрика; — методы измерения скорости света; — опыты по наблюдению явлений дисперсии, интерференции и дифракции света; — шкалу электромагнитных волн.

II уровень Описывать: свойства электромагнитных волн.

На уровне понимания

I уровень Объяснять: — процесс возникновения и существования электромагнитных колебаний в контуре, превращение энергии в колебательном контуре, процесс образования и распространение электромагнитных волн, излучение и прием электромагнитных волн, принцип работы детекторного радиоприемника. Обосновывать: электромагнитную природу света. Приводить примеры: использования электромагнитных волн разных диапазонов.

II уровень Объяснять: — принципы осуществления модуляции и детектирования радиосигнала; — роль экспериментов Герца, А. С. Попова и теоретических исследований Максвелла в развитии учения об электромагнитных волнах.

На уровне применения в типичных ситуациях I уровень Уметь: — применять формулы периода электромагнитных колебаний и длины электромагнитных волн к решению количественных задач; — применять полученные при изучении темы знания к решению качественных задач; — выполнять простые опыты по наблюдению дисперсии, дифракции и интерференции света.

На уровне применения в нестандартных ситуациях II уровень Систематизировать: свойства электромагнитных волн радиодиапазона и оптического диапазона. Обобщать: знания об электромагнитных волнах разного диапазона.




Элементы квантовой физики


Требования к уровню подготовки учащихся

Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с физическими явлениями, понимание и объяснение которых невозможно только в рамках классической физики. Появились и получили развитие принципиально новые физические идеи, которые легли в основу квантовой физики. В данном разделе изучаются строение и свойства атомов и молекул, особенности движения и взаимодействия микрочастиц. Научная и практическая значимость познания микромира для современного общества, явно выраженная модельность знания об изучаемых объектах, разнообразие и преемственность знаний, важность знания о границах применимости наших представлений — все это вопросы методологии научного познания, которые в той или иной степени ставятся и решаются на уроках. Современный учащийся, заканчивающий основную школу, должен иметь представление об основных достижениях физики XX в. и использовании знаний квантовой физики.


Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Элементы квантовой физики» следующие.

На уровне запоминания I уровень Называть: — понятия: спектр, сплошной и линейчатый спектр, спектр испускания, спектр поглощения, протон, нейтрон, нуклон; — физическую величину и ее условное обозначение: поглощенная доза излучения (D);

единицу этой физической величины: Гр; — модели: модель строения атома Томсона, планетарная модель строения атома Резерфорда, протоннонейтронная модель ядра; — физические устройства: камера Вильсона, ядерный реактор, атомная электростанция, счетчик Гейгера. Воспроизводить: — определения понятий и физических величин: радиоактивность, радиоактивное излучение, альфа, бета, гаммаизлучение, зарядовое число, массовое число, изотоп, радиоактивные превращения, период полураспада, ядерные силы, энергия связи ядра, ядерная реакция, критическая масса, цепная ядерная реакция, поглощенная доза излучения, элементарная частица. Описывать: — опыты: Резерфорда по рассеянию альфачастиц, опыт Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения; — цепную ядерную реакцию.

II уровень Воспроизводить: — определения понятий и физических величин: фотоэффект, квант, фотон, дефект массы, энергетический выход ядерной реакции, термоядерная реакция, элементарные частицы, античастицы, аннигиляция, адрон, лептон, кварк; — закон радиоактивного распада; — формулы: дефекта массы, энергии связи ядра.

На уровне понимания I уровень Объяснять: — физические явления: образование сплошных и линейчатых спектров, спектров испускания и поглощения, радиоактивный распад, деление ядер урана; — природу альфа, бета и гаммаизлучений;

планетарную модель атома; — протоннонейтронную модель ядра; — практическое использование спектрального анализа и метода меченых атомов; — принцип действия и устройство: камеры Вильсона, ядерного реактора, атомной электростанции, счетчика Гейгера; — действие радиоактивных излучений и их применение. Понимать: — отличие ядерных сил от сил гравитационных и электрических; — причины выделения энергии при образовании ядра из отдельных частиц или поглощения энергии для расщеплении ядра на отдельные нуклоны; — экологические проблемы и проблемы ядерной безопасности, возникающие в связи с использованием ядерной энергии. II уровень Понимать: — роль эксперимента в изучении квантовых явлений; — роль моделей в процессе научного познания (на примере моделей строения атома и ядра); — вероятностный характер закона радиоактивно го излучения; — характер и условия возникновения реакций синтеза легких ядер и возможность использования термоядерной энергии; — смысл аннигиляции элементарных частиц и их возможности рождаться парами.

На уровне применения в типичных ситуациях I уровень Уметь: — анализировать наблюдаемые явления или опыты исследователей и объяснять причины их возникновения и проявления;

определять и записывать обозначение ядра любого химического элемента с указанием массового и зарядового чисел; — записывать реакции альфа и бетараспадов; — определять: зарядовые и массовые числа элементов, вступающих в ядерную реакцию или образующихся в ее результате; продукты ядерных реакций или химические элементы ядер, вступающих в реакцию; период полураспада радиоактивных элементов. Применять: знания основ квантовой физики для анализа и объяснения явлений природы и техники. II уровень Уметь: — использовать закон радиоактивного распада для определения числа распавшихся и нераспавшихся элементов и период их полураспада; — рассчитывать дефект массы и энергию связи ядер; — объяснять устройство, назначение каждого элемента и работу ядерного реактора.

На уровне применения в нестандартных ситуациях I уровень Уметь: — анализировать квантовые явления; — сравнивать: ядерные, гравитационные и электрические силы, действующие между нуклонами в ядре; — обобщать полученные знания; — применять знания основ квантовой физики для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов. II уровень Использовать: методы научного познания: эмпирические (наблюдение и эксперимент) и теоретические (анализ, обобщение, моделирование, аналогия, индукция) при изучении элементов квантовой физики.




Вселенная

Требования к уровню подготовки учащихся

Цель изучения данной темы — сформировать у учащихся представления о строении Вселенной, о небесных телах, которые ее заполняют, о движении звезд, планет и их спутников, о физических условиях на поверхностях и в атмосферах планет, о на земных и космических методах наблюдений небесных тел, о возможности объяснения астрономических явлений и процессов на основе известных законов физики. Важно, чтобы учащиеся поняли, что представления о строении Вселенной и небесных телах развивались с древнейших времен и менялись в процессе ее познания. Только наблюдения и их правильная интерпретация позволили астрономам объяснить и понять многие явления, которые ранее представлялись загадкой для человечества. Потребности практики, развития торговли и мореплавания потребовали повышения точности наблюдений небесных тел и их движения, и это в свою очередь позволило качественно изменить представления о строении Солнечной системы и Вселенной в целом, объяснить небесные явления на основе точных физических законов. При изучении темы последовательно формируют ся представления о Солнечной системе, звездах, галактиках и Вселенной в целом. Основой изучения материала являются наблюдения: от наблюдений невооруженным глазом до наблюдений, проведен ных с помощью крупнейших наземных и космических телескопов, результаты которых представлены в виде фотографий небесных тел и их спектров. На первом этапе изучение материала носит описательный характер: учащиеся рассматривают фото

графии небесных тел и изучают основные понятия, описывающие их природу. Основной акцент делается на описание наблюдаемого движения небесной сферы, звезд, планет и Луны, на следствия, к которым приводит интерпретация их видимых движений, на то, что в процессе улучшения точности наблюдений наука перешла от геоцентрической к ге лиоцентрической системе мира. Следует обратить внимание учащихся на то, что развитие астрономии привело к созданию космической техники и позволило осуществить запуски искусственных спутников Земли, полеты к другим планетам и обеспечило развитие космических систем связи, метеорологии, телевидения и радиовещания. Требования к уровню подготовки учащихся при изучении темы «Вселенная» следующие.

На уровне запоминания I уровень Называть: — физические величины и их условные обозначения: звездная величина (m), расстояние до небесных тел (r); — единицы этих физических величин; — понятия: созвездия Большая Медведица и Малая Медведица, планеты Солнечной системы, звездные скопления; — астрономические приборы и устройства: оптические телескопы и радиотелескопы; — фазы Луны; — отличие геоцентрической системы мира от гелиоцентрической. Воспроизводить: — определения понятий: астрономическая единица, световой год, зодиакальные созвездия, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, синодический и сидерический месяц; — понятия солнечного и лунного затмений; — явления: приливов и отливов, метеора и метеорита.

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Условия плавания тел"

Описывать: — наблюдаемое суточное движение небесной сферы; — видимое петлеобразное движение планет; — геоцентрическую систему мира; — гелиоцентрическую систему мира; — изменение фаз Луны; — движение Земли вокруг Солнца. II уровень Воспроизводить: — порядок расположения планет в Солнечной системе; — изменение вида кометы в зависимости от расстояния до Солнца. Описывать: — элементы лунной поверхности; — явление прецессии; — изменение вида кометы в зависимости от рас стояния до Солнца.

На уровне понимания I уровень Приводить примеры: — небесных тел, входящих в состав Вселенной; — планет земной группы и планетгигантов; — малых тел Солнечной системы; — телескопов: рефракторов и рефлекторов, радио телескопов; — различных видов излучения небесных тел; — различных по форме спутников планет. Объяснять: — петлеобразное движение планет; — возникновение приливов на Земле; — движение полюса мира среди звезд; — солнечные и лунные затмения; — явление метеора; — существование хвостов комет; — использование различных спутников в астрономии и народном хозяйстве. Оценивать: температуру звезд по их цвету.

На уровне применения в типичных ситуациях I уровень Уметь: — находить на небе наиболее заметные созвездия и яркие звезды; — описывать: основные типы небесных тел и явлений во Вселенной, основные объекты Солнечной сис темы, теории происхождения Солнечной системы; — определять размеры образований на Луне; — рассчитывать дату наступления затмений; — обосновывать использование искусственных спутников Земли в народном хозяйстве и научных исследованиях. Применять: парниковый эффект для объяснения условий на планетах. II уровень Уметь: — проводить простейшие астрономические наблюдения; — объяснять: изменения фаз Луны, различие между геоцентрической и гелиоцентрической системами мира; — описывать: основные отличия планетгигантов от планет земной группы, физические процессы образования Солнечной системы.

На уровне применения в нестандартных ситуациях I уровень Обобщать: знания: о физических различиях планет, об образовании планетных систем у других звезд. Сравнивать: — размеры небесных тел; — температуры звезд разного цвета; — возможности наземных и космических наблюдений.

Применять: полученные знания для объяснения неизвестных ранее небесных явлений и процессов.













Тема урока

Кол-во час

ов

Тип урока, форма его проведения

Планируемые результаты урока


МО

Демонстрации

Формы контроля

Д/з

Дата

урока






знать/понимать

уметь





план

факт



РАЗДЕЛ I. Законы механики (23 ч)











1

Основные понятия механики.

1

Урок изучения нового материала

понятия: механическое движение, система отсчёта, траектория, путь и перемещение..

привести примеры механического движения

объясни-тельно-иллюстра-тивный

Поступательное, колебательное, вращательное движение тел..


§1

№1(1,3)





2

Равномерное прямолинейное движение

1

Комби-ниро-ванный

Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнения перемещения и координаты при равномерном движении. Графики зависимости координаты тела от времени.



Равномерное прям. движение

Фронтальный опрос

§2

№2(1,3,5)




3

Относительность механического движения.

1

Комби-ниро-ванный

Правило сложения перемещений , скоростей

Приводить примеры относительности движения , определять относительную скорость

Проблемное изложение

Относительность движения.


Работа в парах

§3,

з.3(3)





Скорость тела при неравномерном движении

1

Комби-ниро-ванный

Определение средней скорости, мгновенной скорости

Приводить примеры неравномерного движения, рассчитывать среднюю скорость по формуле

Частично – поисковый



§4 №4




4

Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение

1

Комби-ниро-ванный

Определение ПРУД, ускорения, физический смысл единиц измерения ускорения

Приводить примеры ПРУД, определять перемещение при ПРУД, читать графики перемещения пути, составлять уравнение ПРУД

Исследовательский

Равноускоренное движение


§5 №5(3,4)




5

Графики зависимости скорости от времени при равноускоренном движении

1

Комби-ниро-ванный

Построение графика зависимости проекции скорости от времени при равноускоренном прямолинейном движении.

Решать задачи по данной теме



Физический диктант

§6

№6(3,4)




6

Перемещение при равноускоренном прямо­линейном движении

1

Комби-ниро-ванный

Законы ПРУД

Определять перемещение при ПРУД, читать графики перемещения, пути, составлять уравнение ПРУД

репродуктивный

Относительность движения

Самост. работа

Л. 159, 160

§ 7, №7 (1-3)




7

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного прямолинейного движе­ния»

1

Урок применения знаний и умений

понятия: прямолинейное равноускоренное движение

Определять ускорение равноускоренного движения при помощи секундомера и линейки, записывать результат измерения с учетом погрешности

эвристический


Лаб. Раб №1

Раб. Тет. 43,51

Л.156, 158




8

Свободное падение

1

Урок повторения знаний и умений, практикум

Смысл ускорения свободного падения, его значения

Применять основные формулы кинематики к свободно падающему телу или двигающемуся вертикально вверх

Частично-поисковый

Свободное падение тел

Опыт с трубкой Ньютона.

Физический диктант

§8, №.8(3)




9

Перемещение и скорость при криволинейном движении.

1

Комби-ниро-ванный

Определение проекции пере мещения при равномерном прямолинейном движении с помощью графика зависимости проекции скорости от времени.

Решать задачи по данной теме

Объяснительно-иллюстративное изложение



§9,

№9(1,3,4)




10

Равномерное движение по окружности

1

Комби-ниро-ванный

Основные формулы кинематики криволинейного движения

Применять формулы кинематики криволинейного движения при решении задач

репродуктивный

Движение по окружности точки вращающегося диска

Работа в парах, решение задач

§10




11

Решение задач

1

практикум

Основные формулы кинематики

Приметь формулы при решении задач

Частично-поисковый







12

Контрольная работа № 1

«Законы

движения тел»


1

урок контроля





к/р





13

Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса тела

1

Комби-ниро-ванный

Формулировку I закона Ньютона, понятие «инерциальные системы отсчета», определение силы, единицы измерения, виды взаимодействия

Приводить примеры действия силы, изображать силу графически

Объяснительно-иллюстративное изложение


Тестирование (определения, примеры)

§11,12 №10




14

Второй закон Ньютона. Третий закон Нью­тона

1

Комби-ниро-ванный

Формулировки II и III законов Ньютона границы их применимости

Применять II и III законы Ньютона для решения задач

Проблемное изложение

II и III законы Ньютона

Л. №187,195,212

§ 13,14 № 10,11




15

Движение искусственных спутников Земли. Невесомость и перегрузки

1

Комби-ниро-ванный

Основные формулы кинематики и динамики криволинейного движения, условия при которых тело может стать искусственным спутником, понятие «первая космическая скорость»

Решать задачи на расчет параметров движения искусственных спутников, описывать явление невесомости, рассчитывать вес тела при движении с ускорением

Частично-поисковый


Фронтальный опрос

§ 15,16

№ 14 (1,2,4) 15




16

Движение тела под действием нескольких сил

1

Комби-ниро-ванный

Понятие равнодействующей силы

Решать задачи на движение тела под действием нескольких сил

Наглядно – образное изложение

Сложение сил

Л.№ 430, 433,379

§ 17 № 16 (1,3)




17

Импульс тела. Закон сохранения импульса



Урок изучения нового материала

Понятие импульса тела, формулировка закона сохранения импульса


Приводить примеры проявления закона сохранения импульса


Наглядно-демонстративное изложение



§ 18,

№17 (2)




18

Реактивное движение

1

Комби-ниро-ванный

Сущность реактивного движения , назначение конструкций и принцип действия ракет

Пользоваться законом сохранения импульса при решении задач на реактивное движение

Объяснительно-иллюстративное изложение


Превращения механической энергии из одной формы в другую.


19 № 17( 1,3)




19

Механическая работа и мощность.

1

Комби-ниро-ванный

Понятие механической работы, мощности, единицы измерения величин

Приводить примеры совершения силой работы, рассчитывать работу и мощность,

Репродуктивный

Таблица «Работа силы».

Проверочная работа

Решение задач типа: Р. Т. задания 150, 152, 155, 159.

§ 20-21задание 18 (1); Р. Т. задания 147, 148,




20

Энергия

1

Комби-ниро-ванный

потенциальной и кинетической энергии, единицы измерения величин

Решать задачи по данной теме

Частично-поисковый



§22




21

Закон сохранения механической энергии

.

1

Комби-ниро-ванный

Закон сохранения и превращения полной механической энергии

Описывать превращение энергии при падении тела и его движении вверх

Частично-поисковый

. Маят ник Максвелла, пружинный маятник, взаимодейст вие математических маятников.

Решение задач типа: Р. Т. задания 179, 181, 185

§ 23; задание 21




22, 23

Решение задач

2

практикум

Формулы работы, мощности, пот и кин энергии

Решать задачи по данной теме

Эвристическая беседа



Р. Т. задания 177, 178, 180




24

К/р №2 « Законы сохранения энергии»

1

контроля





к/р





РАЗДЕЛ II. Механические колебания и волны ( 8 часов)











25

Механические колебания. Математический и пружинный маятники

1

Комби-ниро-ванный

Определение колебательного движения, его причины, параметры колебательного движения, единицы измерения

Определять период и частоту колебаний математического и пружинного маятников

Исследовательский

Колебания математического ма ятника. Колебания пружинного маятника.

Самостоятельная работа: Р. Т. задания 192, 193.

§ 24; задание 22 или Р. Т. задания 188— 191, 194.




26

Период колебаний математического и пружинного маятника


1

Комби-ниро-ванный

период и частоту колебаний математического и пружинного маятников

Определять период и частоту колебаний математического маятника,

Частично-поисковый

Зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити, незави симость от амплитуды колебаний и массы груза. Зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины и массы груза, независи мость от амплитуды колебаний.


Задания 23 (5), 24* (2—5), 25*; Р. Т. зада ние 203.




27

Лабораторная работа № 2 «Изучение колебаний математического и пружинного маятников»

1

комбинированный

период и частоту колебаний математического и пружинного маятников

собирать установку по описанию, измерять период колебаний

Исследовательский


Лаб раб №2





28

Лабораторная работа №3

« Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»

Вынужденные колебания. Резонанс

1

Комби-ниро-ванный

Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю, понятие «затухающие» и вынужденные колебания, резонанс


Собирать установку по описанию, объяснить результаты, приводить примеры резонанса

исследовательский


Лаб раб №3

§ 26 №25,

26




29

Механические волны

волн

1

Комби-ниро-ванный

Понятия: Механическая волна. Попе речные волны. Продольные волны. Особенности вол нового движения. Длина волны.

Определять длину, скорость , частоту, период волны

Объяснительно-иллюстративное изложение

Поперечная волна в шнуре, про дольная волна в пружине. Модели поперечной и про дольной волн (прибор «Волновая машина»).

Решение задач типа: Р. Т. задания 213—215.

§ 27; задание 27





30

Свойства механических волн






Свойства механических волн (прибор «Волновая ванна»).

Парная работа

Решение задач типа: Р. Т. задания 220, 221.

§ 28; задание 28; Р. Т. задания 222, 223.

















РАЗДЕЛ III. Электромагнитные явления ( 13 ч)











31

Постоянные магниты. Магнитное поле


1

Комби-

ниро-

ванный

Определение МП, магнитные силы, силовых линий МП и способы его обнаружения, как взаимодействуют магниты

Изображать МП графически

Объяснительно-иллюстративное изложение

Взаимодействие постоянного магнита и магнитной стрелки. Намагничивание железа в магнитном поле (по рис. 102 учебника). Картины магнитных полей

Решение задач типа: задание 29 (2, 4, 5) или Р. Т. задания 226—228, 233, 234.

§29, 30; задание 29 (1, 3, 6) или Р.Т. за дания 224,




32

Лабораторная работа № 4 «Изучение магнитного поля постоянных магнитов». Магнитное поле Земли.

1

Комби-

ниро-

ванный

Понятия: Магнитные полюсы Земли. Магнитные аномалии. Маг нитные бури

Определять направление МП с помощью компаса, получать картину МП с помощью железных опилок

исследовательский


Лаб раб №4

§ 31; Р. Т. задание 236.




33

Магнитное поле электрического тока




















1

Комби-

ниро-

ванный

Характеристику магнитного поля, определение магнитной индукции, её единицу измерения

Определять направление линий МП и направление тока в проводнике по правилу буравчика

Объяснительно-иллюстративное изложение

Опыт Эрстеда. Ориентация железных опилок в магнитном поле прямого тока Ориентация железных опилок в магнитном поле соленоида

Работа в группах

задание 30 (2, 4); Р. Т. зада ния 237, 240, 242, 244.

§ 32; задание 30 (1, 3, 5э)




34

Применение магнитов. Лабораторная работа № 5 «Сборка электромагнита и его испытание»

1

Урок повторения и изучения нового материала

Усиление действия магнитного поля катушки при увеличении силы тока и при помещении внутрь катушки железного сердечника. Электромагнит. Практическое применение постоян ных магнитов и электромагнитов

Собирать установку по описанию, проводить наблюдения действия электромагнита, анализировать результат

Частично поисковый

Опыты по рисункам 131 и 132 учебника.

Лаб раб №5

§ 33; задание 31; Р. Т. задания 245,




35

Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа № 6 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током»

1

Урок повторения и изучения нового материала

Действие магнитного поля на проводник с током. Зависимость силы, действую щей на проводник с током, от силы тока в цепи, маг нитной индукции поля и длины проводника с током. Закон Ампера. Правило левой руки. Формула для вычисления модуля вектора магнитной индукции. Единица магнитной индукции.


Определять модуль и направление силы Ампера, собирать установку по описанию, анализировать результат

репродуктивный

Действие магнитного поля на про водник с током (по рис. 137 учебника).

Фронтальный опрос

§ 34; задание 32 (2, 4, 5) или Р. Т. задания 248, 249,




36

Электродвигатель. Лабораторная работа № 7 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока»


1

Урок повторения и изучения нового материала

Устройство и принцип работы электродвигателя. Практическое применение электродвигате лей постоянного тока.


собирать установку по описанию, проводить наблюдение работы электродвигателя, анализировать результат

Репродуктивное изложение

Двигатель постоянного тока. Таб лица «Двигатель постоянного тока».

Лабораторная работа № 7 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока».

§ 35; Р. Т. задания 258—260.




37

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток

1

Урок изучения нового материала

Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Индукционный ток. Магнитный поток. Единица магнитного потока. Генератор постоянного тока.

Описывать явление электромагнитной индукции, приводить примеры применения электромагнитной индукции в технике

Эвристическая беседа

Опыты Фарадея (по рис. 147 и 148 учебника).

Работа в парах

Решение задач типа: задание 33 (2, 4); Р. Т. зада ния 263, 264, 268, 269.

§ 36, 37; задание 33 (1, 3);




38

Направление индукционного тока. Правило Ленца

1

Урок повторения и изучения нового материала

Направление индукционного тока. Правило Ленца

Определять направление индукционного тока

Частично-поисковый

Опыт по рисунку 154 учебника.

Фронтальный опрос

На дом. § 38; задание 34 (1—3); Р. Т. задание 273. Повторить § 36—38.




39

Самоиндукция

индуктивности.

1

Урок повторения и изучения нового материала

Явление самоиндукции. Ток самоиндукции. Аналогия между явлениями инер ции и самоиндукции. Пропорциональность магнит ного потока, созданного током, и силы тока. Индук тивность проводника. Единица

Определять индуктивность по формуле

Объяснительно-иллюстративное изложение

Самоиндукция при замыкании и размыкании электрической цепи

Физический диктант

§ 39; задание 35 (1, 3, 4)




40

Переменный электрический ток


1

Комби-

ниро-

ванный

Переменный электрический ток. Частота переменного тока. Амплитудное и действующее значения силы тока и напряжения*. Генератор переменного тока.

Решать задачи по данной теме

репродуктивный

Получение переменного тока при вращении рамки в магнитном поле.

Индивидуальная работа

Решение задач типа: задание 36 (1, 2*); Р. Т. зада ние 283

§ 40; задания 36 (3*, 4д)




41

Трансформатор. Передача электрической энергии


1

Комби-

ниро-

ванный

Устройство и принцип действия трансформатора.

Приводить примеры использования трансформаторов в технике и быту


Устройство и принцип действия трансформатора. Таблицы «Трансформатор», «Пе редача и распределение электроэнергии».

Работа в группах Решение задач типа: задание 37 (1, 4); Р. Т. задания 290, 291, 293.

§ 41, 42; задание 37 (3, 5)




42

К/р №3 «Электромагнитные явления»

1

Урок контроля










РАЗДЕЛ IV. Электромагнитные колебание и волны (8 часов)












43

Конденсатор


1

Урок изучения нового материала

Понятие конденсатор. Электрическая емкость конденсатора. Единицы электрической ем кости.

Решать задачи по данной теме

Объяснительно-иллюстративное изложение

Зависимость емкости конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и наличия диэлектрикКонденсатор переменной ем кости. Различные типы конденсаторов.

Работа в парах

Решение задач типа: Р. Т. задания 296, 297.

§ 43; задание 38




44

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания

1

Комби-

ниро-

ванный

Понятия: Колебательный контур. Процесс установления электромагнитных колебаний. Период электромагнитных колебаний.

Объяснять превращения энергии в колеба –

Тельном контурепри электро-

Магнитных колебаниях

репродуктивный

Электромагнитные колебания в контуре. Зависимость периода электромагнитных колебаний от емкости конденсатора и индуктивности катушки.


Р. Т. задания 301— 305

Индивидуальная работа

§ 44; задание 39




45

Вынужденные электромагнитные колебания. Электромагнитные волны


1

Комби-

ниро-

ванный

Превращение энергии в ко лебательном контуре. Затухающие электромагнит ные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Открытый колебатель ный контур. Диапазон электромагнитных волн.

Уметь приводить примеры применения тока в быту, промышленности

Объяснительно иллюстративное изложение

Затухающие свободные электро магнитные колебания. Переменный ток как пример вынужденных электромагнитных колебаний.

Решение задач типа: Р. Т. задания 312, 313.

§ 45, 46; задание 40




46

Использование электромагнитных волн для передачи информации


1

Комби-

ниро-

ванный

Вибратор Герца. Приемник электромагнитных волн А. С. Попова. Модуляция и детектирование электромагнитных колебаний. Де текторный радиоприемник.

Решать задачи по данной теме

проблемный

Детекторный радиоприемник.


§ 47; задание 41




47

Электромагнитная природа света


1

Комби-

ниро-

ванный

Корпускулярная и волновая теории света. Скорость света. Астрономический метод измерения скорости света. Опыты Физо. Свойства света: дисперсия, интерференция и дифракция

Решать задачи по данной теме

Наглядно-образный

Свойства света: дисперсия, интер ференция и дифракция

Фронтальный опрос

§ 49; задание 42




48

Шкала электромагнитных волн


1

Комби-

ниро-

ванный

Диапазоны электромагнит ных волн. Свойства электромагнитных волн разных диапазонов.


Приводить примеры применения различных видов электромагнитных излучений

репродуктивный



§ 50; Р. Т. задания 323—325.




49

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные колебания и волны»


1

Урок контроля










РАЗДЕЛ V. Элементы квантовой физики (8 ч)











50

Фотоэффект*


1

Урок изучения нового материала

Явление фотоэффекта. Не возможность объяснения некоторых особенностей фотоэффекта волновой теорией света. Гипотеза Планка об испускании света квантами. Гипотеза Эйнштейна об испускании, распространении и поглощении света квантами. Фотон как частица элект ромагнитного излучения. Энергия кванта.

Объяснять явления фотоэффекта

Объяснительно-иллюстративное изложение

Фотоэффект на цинковой пластине (по рис. 182 учебника).


§ 51*; Р. Т. задания 326*, 327*.




51

Строение атома. Спектры испускания и поглощения

.

1

Комби-

ниро-

ванный

Сложное строение атома. Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию альфачастиц на тонкой металлической фольге. Планетарная модель атома. Заряд атомного ядра. Спектры испускания и поглощения. Сплошные и линейчатые спектры. Спектральный анализ и его использование в научных исследованиях и на практике.

Приводить примеры видов излучений, наблюдаемых в природе и технике

репродуктивный

Получение линейчатого спектра испускания. Спектры поглощения. Таблица «Строение атома».


§ 52, 53; Р. Т. задания 330, 331




52

Радиоактивность. Состав атомного ядра

.

1

Комби-

ниро-

ванный

Открытие явления радиоактивности. Опыты Резерфорда по определению соста ва радиоактивного излучения. Физическая природа альфа, бета и гаммаизлучений. Принцип действия

84

и устройство камеры Вильсона, используемой для изучения заряженных частиц. Сложный состав атомного ядра. Открытие протона. Открытие нейт рона. Протоннонейтронная модель ядра. Нуклоны. Зарядовое и массовое числа. Изотопы, их физические и химические свойства.

Описывать свойства α, β и γ – лучей, записывать реакции распада ядер

Эвристическая беседа

Таблица «Схема опыта Резерфор да».

Фронтальный опрос

§ 54, 55; задание 44 (2, 4)




53

Радиоактивные превращения


1

Комби-

ниро-

ванный

Радиоактивный распад. Альфа и бетараспад. Период полураспада. Вероятностный характер поведения радиоактивного атома. За кон радиоактивного распада*.

Применять закон радиоактивного распада для решения задач

репродуктивный

Мультимедиа ресурсы

Работа в парах

Решение задач типа: задание 45 (2, 4, 6); Р. Т. задания 359, 360, 363*.

§ 56; задание 45 (1, 3, 5)




54

Ядерные силы


1

Комби-

ниро-

ванный

Ядерные силы, их особенности. Энергия связи ядра. Выделение энергии в процессе деления тяжелых ядер и синтеза легких.

Определять энергию связи

Объяснительно-иллюстративное изложение

Мультимедиа ресурсы

Решение задач типа: Р. Т. задание 366

На дом. § 57; Р. Т. задания 364, 365.




55

Ядерные реакции. Дефект массы*. Энергетический выход ядерных реакций*


1

Комби-

ниро-

ванный

Ядерные реакции. Условия осуществления ядерных реакций. Ускорители эле -ментарных частиц. Выполнение законов сохранения зарядового и массового чисел для ядерных реакций.

Записывать ядерные реакции, находить неизвестный продукт ядерной реакции, определять энергетический выход реакций

Наглядно-образное изложение

Мультимедиа ресурсы

Решение задач типа: задание 46 (2, 3); Р. Т. зада ния 370, 375*.

§ 58, 59*; задание 46 (1); Р. Т. задания 367




56

Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор*.

1

Комби-

ниро-

ванный

Деление ядер урана. Меха низм деления ядер урана. Капельная модель ядра. Причины освобождения энергии при делении ядер

88

Урана

Объяснять экологические проблемы, возникающие при строительстве атомных электростанций


Таблицы «Цепная ядерная реакция», «Ядерный реактор»*.


§ 60, 61*; Р. Т. задания 382





Действия радиоактивных излучений и их применение. Элементарные частицы*

1

Комби-

ниро-

ванный

Использование радиоактивных излучений в научных исследованиях и на практике. Метод меченых атомов. Элементарные частицы*.

Иметь представление об элементарных частицах



Самостоятельная контрольная работа

§ 63, 64*; Р. Т. задания 395




РАЗДЕЛ VI. Вселенная (10 ч)











57

Строение и масштабы Вселенной


1

Комби-

ниро-

ванный

Вид звездного неба, ориентация среди звезд, звезды, созвездия, звездная величина; планеты, галактики, Вселенная. Единицы рас стояний до звезд: световой год, парсек.

Иметь представление о строение Вселенной

Эвристическая беседа

Слайды или фотографии наиболее интересных небесных объектов


§ 65; задание 47




58

Развитие представлений о системе мира. Строение и масштабы Солнечной системы




Геоцентрическая и гелио центрическая системы мира. Объяснение петлеобразного движения планет. Внешние и внутренние планеты.

Иметь представление о строение Солнечной системы


По рисунку 194 учебника качественно объяснить видимое петлеобразное движе ние планет среди звезд. Современная общая схема строения Солнечной системы


§ 66; задание 48;




59

Система Земля—Луна



Видимое движение Луны. Сидерический месяц. Вращение Луны вокруг своей оси. Смена фаз Луны. Синодический месяц. Солнечные и лунные затмения, условия их наступления и периодичность.










Иметь представление о строение о естественных спутниках Земли


Модель смены лунных фаз. Пояснение причины смены лунных фаз (по рис. 198 учебника). Компьютерная модель затмения [Эл. П. презентация 12]. Таблица «Затмения». Механиче ская модель солнечного и лунного затмения.


§ 67; задание 49




60

Физическая природа планеты Земля и ее естественного спутника Луны. Лабораторная работа № 9 «Определение размеров лунных кратеров»

1

комбинированный

.Физические характеристики Земли, ее вращение и явление прецессии. Физические свойства атмосферы и природа парникового эф фекта на Земле. Магнитное поле Земли. Физические характеристики Луны.

Выполнять измерения в уменьшенном масштабе, анализировать полученный результат


Схема движения полюса мира среди звезд. Физическая карта или глобус Земли и Луны. Фотографии отдельных элементов поверхнос ти Луны. Схема распределения магнитного поля Земли

Лаб раб №9

§ 68; задание 50;




61

Планеты

1

комбинированный

Две группы планет Солнечной системы: планеты земной группы и планеты гиганты. Общность характеристик планет земной группы: Меркурия, Венеры и Марса. Парниковый эффект на Венере

Иметь представление о строение о планетах Земной группы и планетах — гигантах


Фотографии планет земной груп пы и планетгигантов, их колец и спутников [


§ 69; задание 51 (1—3 э)




62

Малые тела Солнечной систем

1

комбинированный

Астероиды, история их от крытия и физические характеристики. Кометы.

Иметь представление о строение кометах, метеоритах


Фотографии планет Солнечной системы, комет, астероидов и метеоритных кратеров на Земле, планетах и их спутниках.


§ 70; задание 52




63

Солнечная система — комплекс тел, имеющих общее происхождение. Космические исследования

1

комбинированный

Космогония. Гипотезы Канта и Лапласа о происхождении Солнечной системы. Возраст Земли и Солнечной системы. Современные теории образования Солнечной системы

Иметь представление о строение и уметь пояснять суть космических исследований


Происхождение планет Типы телескопов


§ 71, 72;




64

Контрольная работа №5 по теме «Вселенная»

1

Урок контроля

Обзор небесных тел



Слайды или фотографии Луны, Марса, Юпитера, Сатурна, кометы, астероида






65

Решение задач

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные понятия по данному курсу, формулы, единицы ищмерения

Решать задачи








66

Итоговый тест

1

Урок контроля











Резерв 2 ч












Свежие документы:  конспект урока физики в 8 классе по теме "Параллельное соединение проводников"




















Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: