Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Рабочая программа
«Решение задач в курсе физики 7 класса»
Составила:
Сивирюк Людмила Гавриловна,
учитель физики,
МБОУ «СОШ №37» г. Кемерово,
2011 год.
Пояснительная записка
Необходимость введения курса «Решение задач в курсе физики 7 класса» обусловлена тем, что в курсе физики 7-9 классы выделяется недостаточно часов на решение задач по физике различного уровня сложности. Между тем, знание методов решения задач по физике оказывается плодотворным и очень важным для развития умственных и творческих способностей учащихся.
Целью настоящего курса является показать учащимся различные методы решения задач по физике, выработать навыки решения задач по физике в курсе изучения физики 7класса.
Основные задачи заключаются в том чтобы:
— развивать у школьников интерес к предмету физики и математики; активизировать творческие способности учащихся;
— показать на практике применение полученных знаний в различных жизненных ситуациях.
Данная программа построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по физике. Разработанный курс «Решение задач повышенной сложности по физике -7 не противоречит требованиям государственного образовательного стандарта и опирается на программу для общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Гутник , А. В. Перышкин 7-9 классы и дополняет его в части практического применения знаний на уроках физики.
В структуре изучаемого курса выделяются основные темы:
Основные типы задач по физике и методы их решения.
Решение задач с физическими величинами.
Решение задач с построением графиков.
Решение экспериментальных задач.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как: физика 7кл. математика 7кл., а также включены тесты, составленные учителями физиками на курсах повышения квалификации при Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовке кадров.
В ходе изучения данного курса обучающиеся осваивают теоретический материал в количестве 2 часа, выполняют практические задания 33 часов.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны знать основные понятия и закономерности, методы решения задач; уметь формулировать основные законы, анализировать, прогнозировать, самостоятельно делать выводы.
Курс «Решение задач в курсе физики 7 класса» изучается 35 часов в течение года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программой курса предусмотрено решение задач межпредметного характера, задач с региональным компонентом, экспериментальных задач.
Курс ориентирован на применение широкого комплекса материально технического обеспечения, программных материалов.
Изучение курса завершается одночасовым обобщающим уроком, где подводятся итоги совместной деятельности учащихся и учителя.
Содержание учебного предмета
(Программа)
Раздел 1. Введение. (2 часа)
Типы и виды задач по физике. Методы решения задач по физике. Алгоритмы решения задач по физике. Определение инструментальной погрешности.
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества (3 час)
Дискретное строение вещества. Экспериментальные доказательства. Молекулы, их строение и размеры. Внутренняя энергия и способы ее изменения.
Раздел 3. Взаимодействие тел ( 11 часов)
Механическое движение. Виды механических движений. Способы измерения массы тел. Плотность вещества. Силы в природе. Динамометр.
Раздел 4.Давление твердых тел, жидкостей и газов ( 11 часов)
Давление твердых тел. Давление жидкости на глубине. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Барометр- анероид. Манометр. Насос. Сила Архимеда. Условия плавания тел.
Раздел 5. Работа. Мощность. Энергия ( 8 час)
Работа силы. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия. Момент силы. Золотое правило механики. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения механической энергии.
Тематический план
Тема | Всего часов | теория | Решение качественных и расчетных задач | Лабораторные работы | Контрольные работы | |
1 | Введение | 2 | 1 | | 1 | |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 3 | — | 2 | 1 | — |
3 | Взаимодействие тел | 11 | — | 9 | 1 | 1 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 11 | 1 | 8 | 1 | 1 |
5 | Работа. Мощность. Энергия. | 8 | | 7 | — | 1 |
7 | Итого: | 35 | 2 | 26 | 4 | 3 |
Календарно- тематический план
Сроки проведения | Тема урока | замечания | |
Раздел программы №1 | Введение (3 часа) | | |
1 | | Типы решения задач по физике. Методы решения задач по физике. Алгоритмы решения задач по физике. | |
2 | | Определение инструментальной погрешности. | |
Раздел программы №2 | Первоначальные сведения о строении вещества(3час) | | |
3 | | Экспериментальные доказательства строения вещества | |
4 | | Расчет размера молекул воды. | |
5 | | Л.р. №1 «Измерение толщины листа бумаги и диаметра тонкой проволоки». | |
Раздел программы №3 | Взаимодействие тел (11 час) | | |
6 | | Механическое движение. Относительность механического движения. | |
7 | | Траектория. Путь. Перемещение. | |
8 | | Равномерное движение. Скорость. Инерция. | |
9 | | Взаимодействие тел. Определение массы тел при взаимодействии. | |
10 | | Плотность вещества. | |
11 | | Закон всемирного тяготения. | |
12 | | Сила тяжести. Вес тела. Л.р. №2 «Определение центра тяжести плоской пластины». | |
13 | | Виды деформаций. Закон Гука. | |
14 | | Динамометр. Графическое изображение тел. | |
15 | | Сила трения | |
16 | | Контрольная работа (тест) на тему «Взаимодействие тел». | |
Раздел Программы №4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов (11час) | | |
17 | | Давление твердых тел. | |
18 | | Расчет давления жидкости на глубине. | |
19 | | Давление газа. Закон Паскаля. | |
20 | | Сообщающиеся сосуды. | |
21 | | Гидравлический пресс. | |
22 | | Л.р. № 3 «Измерение давления с помощью барометра и манометра» | |
23 | | Закон Архимеда. | |
24 | | Условия плавания тел. Решение задач. | |
25 | | Водный транспорт | |
26 | | Контрольная работа (тест) на тему «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | |
Раздел программы №5 | Работа. Мощность. Энергия. (8час) | | |
27 | | Работа силы, действующей по направлению и против направления движения. | |
28 | | Мощность. Л.р. №4 «Определение максимальной мощности человека». | |
29 | | Простые механизмы. | |
30 | | КПД простых механизмов | |
31 | | Потенциальная энергия. | |
32 | | Кинетическая энергия | |
33 | | Закон сохранения полной механической энергии | |
34 | | Итоговой тест по теме «Работа. Мощность. Энергия» | |
35 | | Резерв времени | |
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать ключевые понятия;
— абсолютная погрешность измерительных приборов,
— молекулы,
— диффузия, броуновское движение,
— механическое движение, скорость, инерция, сила
— давление твердых тел, жидкостей и газов,
— работа, мощность, механическая энергия,
— золотое правило механики,
— закон сохранения механической энергии.
уметь:
— определять цену деления измерительных приборов,
— определять размеры малых тел,
— решать задачи на применение формулы плотности вещества,
— решать задачи на применение формул силы тяжести, веса тела, закона Гука,
— применять законы Паскаля и Архимеда для решения задач.
Приобрести навыки:
— работы с измерительным цилиндром (нахождение цены деления, абсолютной погрешности
прибора),
— работы с динамометром
— работы с барометром- анероидом, манометром.
Перечень обязательных лабораторных, практических и контрольных работ
Перечень обязательных контрольных работ | |
Л.р. №1 «Измерение толщины бумаги и диаметра тонкой проволоки». | Контрольная работа (тест) на тему «Взаимодействие тел» |
Л.р. №2 «Определение центра тяжести плоской пластины». | Контрольная работа (тест) на тему «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
Л.р. № 3 «Измерение давления с помощью барометра и манометра» | Итоговой тест по теме «Работа. Мощность. Энергия» |
Л.р. №4 «Определение максимальной мощности человека». | |
Критерии и нормы контроля
Оценка успеваемости учащихся – определение степени достижения планируемых результатов обучения. Она выступает, прежде всего, как оценка достижений в учебе, затем как мера стимулирования ученика в его работе и как выражение одобрения или порицания его отношения к учебе.
Оценка знаний, как и их проверка, имеет большое воспитательное значение. Правильно используя оценку, учитель имеет возможность постоянно побуждать ученика к совершенствованию знаний и умений, к развитию критичности мышления, к выработке правильных оценочных суждений и к самооценке своего труда.
Основное требование к оценке – ее объективность. Занижение или завышение отметок ведет к снижению их стимулирующей функции, наносит ущерб нравственному воспитанию. На оценку не должны влиять настроение учителя.
Выставление оценки требует от учителя большого педагогического такта. Пользоваться этим средством воздействия на ученика надо грамотно и добросовестно. Авторитет учителя во многом зависит от его объективности при оценивании знаний и умений учащихся.
Объективность отметки достигается по ряду признаков:
требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся в данном классе;
средства проверки знаний, умений, способностей и т. д.;
систематичность проведения проверок;
полнота охвата проверкой основного учебного материала;
самостоятельность выполнения заданий учащимися;
соблюдение известных критериев и норм оценок.
Оценке подлежат основные формы работы в учебной деятельности школьников: устные ответы, письменные работы, чтение и построение графиков, схем, диаграмм, выполнение лабораторных работ, работа с учебником, дополнительной литературой и сообщение докладов.
В устных ответах необходимо учитывать правильность ответа, его полноту, логичность изложения, обоснованность и доказательность утверждения, умение пересказать своими словами, выбрать основное из учебного материала, умение подтвердить ответ примерами из природы, техники и быта, оригинальность решения задачи и самостоятельность суждений и выводов, умение делать обобщения, сравнивать и анализировать, умение ставить цель и соответствии с ней делать вывод.
При выставлении отметок за четверть и полугодие следует исходить не из средней арифметической отметки за четверть (полугодие), а из фактических знаний и умений, которыми владеют ученики к моменту выставления итоговых отметок. Если ученик в конце четверти показал хорошие знания всего материала и сформированность умений, то ранее полученные оценки не должны влиять на итоговый результат. Оценки итогового опроса или письменные работы по всей теме более значимы, чем оценки в текущем опросе. Здесь требуется не только полнота знаний на уровне воспроизведения, но и умение их применять.
При итоговой проверке успеваемости следует оценивать главное:
Знание важнейших экспериментальных фактов, основных понятий и положений теории, законов, правил, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения.
Умение применять знания при решении задач и объяснения физических явлений.
Умение проводить наблюдение, систематизировать и интерпретировать полученные результаты.
Умение планировать эксперименты для проверки теоретических выводов и измеряемых величин.
Умение делать выводы и обобщения.
Умение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Умение пользоваться учебником и справочниками по физике и технике при поиске необходимой информации.
Оценку «5» ставят, если ученик решает расчетные задачи без заранее рассмотренного образца, решает качественные задачи, когда какие – либо явления объясняются на основе научных законов или теорий; кроме того, готовит доклады и сообщения, используя различные источники информации;
решает нестандартные задачи, проявляет творческие способности.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания
Требование к выполнению лабораторных работ:
Планирование опыта:
— знание теории
— знание оборудования
— знание хода работы
— формулировка цели
— выбор метода выполнения работы
— подбор оборудования для опытов
— разработка хода работы
Выполнение работы:
— знание прибора (назначение прибора, цена деления, класс точности)
— включение прибора (правила пользования)
— знание опыта (цель постановки опыта, схема установки, сборка
установки, порядок выполнения работы)
— эксплуатация источников энергии.
3. Оформление лабораторной работы:
— запись темы, цели, оборудования, теоретических сведений, таблиц
— измерения прямые (абсолютные погрешности) и косвенные
— вывод.
Оценка письменных лабораторных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов с учетом требований к выполнению лабораторных работ.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов во втором и третьем пункте требований к лабораторным работам.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов во втором и третьем пункте требований к лабораторным работам.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения.
Неумение выделять в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным с учителем; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Приложение №1
перечень примерных задач по курсу
«Решение задач повышенной сложности».
Какой длины получился бы ряд из плотно уложенных друг к другу своими гранями кубиков объемом 1 мм3 каждый, если их взято столько, сколько их содержится в 1 м3? (ответ: 1000 км)
При аварии судна в море вылилась нефть. Чему равна площадь образовавшегося пятна, если объем вылившейся нефти 1 м3, а толщина слоя мм? (ответ: 40 км2).
Почему механические наручные часы рекомендуется заводить утром, а не вечером, когда их снимают с руки? (ответ: в только что снятых часах пружина нагрета от руки. Заведенная до отказа пружина, остывает и сжимается и может лопнуть).
Вычислите плотность стекла, из которого изготовлен куб массой 857,5 г, если площадь всей поверхности куба равна 294 см2. (ответ: 2500 кг/м3)
Масса пробирки с водой составляет 50 г. Масса этой же пробирки, заполненной водой, но с куском металла в ней массой 12г составляет 60,5 г. Определите плотность металла, помещенного в пробирку. (ответ: 800 кг/м3)
Лист стекла оказывает давление на стол 100 Па. Какова толщина стекла? (ответ: 4 мм)
На столе стоит сплошной медный куб. Какова масса куба, если он оказывает на стол давление 8 кПа? (ответ: 6,5 кг)
На весах уравновешен закрытый сосуд, на дне которого находится кусочек твердой углекислоты. Нарушится ли равновесие весов после того, как углекислота в сосуде превратится в газ. (ответ: не нарушится)
Вы опускаете палец в стакан с водой, не касаясь дна стакана. Изменяется ли при этом сила давления воды на дно? Если изменяется, то как?
На дно аквариума длиной 40 см и шириной 25 см положили чугунный шар массой 700г. На сколько увеличилось после этого давление воды на дно, если вода из аквариума не вылилась? Шар полностью погружен в воду. (ответ: на 10 Па)
В левое колено U— образной трубки с водой долили слой керосина высотой h= 20 см. На сколько поднимется уровень воды в правом колене? ( ответ: на 8 см)
Высота небоскреба 350 м. каково давление воздуха на его крыше, если у входа оно равно 760 мм рт ст.?
Малый поршень гидравлической машины опустился под действием силы 150 Н на 8 см, а больший поднялся на 1 см. Какая сила действовала на больший поршень? (ответ: 1,2 кН)
Кубик с длиной ребра а = 5 см находится в воде, причем верхняя грань кубика- на глубине h= 4см. каковы силы давления воды на верхнюю и нижнюю грани? Как выразить силу Архимеда через эти две силы? Чему равен вес вытесненной кубиком воды? Атмосферное давление не учитывать. ( ответ: на верхнюю грань- 1 Н, на нижнюю- 2,25 Н, вес вытесненной воды равен архимедовой силе- 1,25 Н)
Когда подвешенный к динамометру сплошной груз опускают в воду, динамометр показывает Р = 34 Н, а когда груз опускают в керосин, динамометр показывает Р = 38 Н. Каковы масса m и плотность p груза? (ответ: 5,4 кг, 2700 кг/м3)
В стакане с водой плавает кусок льда. Как изменится уровень воды в стакане, когда лед растает? (ответ: не изменится).
Масса воды в банке 50 г. Может ли плавать в ней тело массой 100 г? (ответ: может).
Человек вытаскивает ведро с водой из глубокого колодца. Какую работу он совершает за 1 мин, если он перебирает веревку со скоростью 25 см/с? Масса ведра 10 кг. (ответ 1,5 кДж)
Длина медной трубы 2 м, внешний диаметр 20 см, толщина стенок 1 см. На какую высоту поднимает трубу подъемник мощностью 350 Вт за 13 с? (ответ: 4,3 м)
Высота плотины гидроэлектростанции 12 м, мощность водяного потока 3 МВт. Найдите объем воды, падающей с плотины за 1 мин. (ответ: 1500 м)
Гранитную и бетонную плиты подняли на одинаковую высоту; при этом их потенциальные энергии изменились на одну и ту же величину. Объем какой плиты больше? Во сколько раз? (ответ: объем бетонной плиты больше в 1,2 раза)
Приложение №2
Лабораторная работа
«Измерение толщины листа бумаги и диаметра тонкой проволоки».
Цель работы: применение умений и измерения расстояний с помощью измерительной линейки для решения нестандартных задач.
Оборудование: измерительная линейка, тонкая медная проволока, карандаш.
Экспериментальное задание: используя линейку и карандаш, определить толщину листа бумаги учебника и диаметр проволоки.
Порядок выполнения работы
Для определения толщины одного листа бумаги h измерьте толщину а книги с помощью линейки и разделите полученный результат на число страниц n1 (например n 1= 100)
h =1
Для определения диаметра d проволоки намотайте на карандаш (n2= 30-40) витков провода плотно к друг другу. Измерьте длину намотки L и разделите на число витков.
d = 2
Результаты измерений запишите в таблицу
n1 | h ,см | L ,см | n2 | d ,см | |
| | | | | |
Сделайте вывод:
каким измерительным инструментом можно измерить толщину листа бумаги и диаметр тонкой проволоки?
Приложение №3
Лабораторная работа
«Нахождение центра тяжести тела».
Цель работы: нахождение экспериментальным способом центра тяжести тела.
Оборудование: картонная пластинка с тремя отверстиями, штатив, стержень, отвес, карандаш.
Экспериментальное задание: найдите положение центра тяжести картонной пластины.
Содержание работы
Точка, к которой приложена равнодействующая всех сил тяжести, действующих на части тела, называется центром тяжести тела.
На картонную пластинку, надетую на стержень, действует сила упругости F у, приложенная к точке подвеса и силы тяжести, приложенные к каждой точке пластины. Если пластина неподвижна, это значит, что равнодействующая F т всех сил тяжести тела равна по модулю и направлена противоположно силе упругости F у, приложенной к точке подвеса. Центр тяжести лежит на прямой, проходящей через силу упругости и силу тяжести. Для нахождения положения центра тяжести необходимо при двух разных равновесных положениях картонной пластинки на стержне определить с помощью отвеса направления прямых, проходящих через центр тяжести. Точка пересечения этих прямых является центром тяжести.
Порядок выполнения работы
Наденьте картонную пластинку любым отверстием на стержень (это будет точка А). Вплотную в пластине подвесьте отвес. Отметьте на пластине точку пересечения отвеса и края пластины (это будет точка В). Снимите пластину и проведите прямую, соединяющую АВ.
Повторите опыт, подвесив пластину на стержень вторым отверстием. На пересечении двух прямых отметьте центр тяжести пластины точкой О.
Проведите контрольный опыт, используя для подвеса третье отверстие пластины. Отвес должен проходить через найденный центр тяжести.
Сделайте вывод:
что называется центром тяжести, почему пластина, подвешенная на стержень, находится в состоянии покоя, какие силы действуют на подвешенную пластину в положении равновесия?
Приложение №4
Лабораторная работа
«Определение максимальной мощности человека».
Цель работы: приобретение умения экспериментального определения мощности путем вычисления совершенной работы и измерения времени совершенной работы.
Оборудование: медицинские весы, секундомер, измерительная линейка.
Экспериментальное задание: используя медицинские весы, секундомер и линейку, определите свою максимальную мощность при совершении физической работы.
Содержание работы
Для определения мощности N нужно измерить работу А и время t, за которое совершена работа:
N =
Максимальную мощность человек может развить, совершая работу мышцами ног. Для измерения мощности человека используем свободную лестницу в школьном здании. Массу своего тела определяем в медицинском кабинете (при условии, что вы не знаете ее).
Порядок выполнения работы
Измерьте высоту одной ступени лестницы h, сосчитайте число ступеней между этажами n и найдите высоту подъема H.
H= nh
Вычислите работу А при перемещении человека массой m на высоту H по формуле:
А= mgH
Измерьте время подъема по лестнице t и найдите мощность N человека:
N = =
Результаты измерений и вычислений запишите в отчетную таблицу:
h ,м | H, м | m ,кг | А, Дж | t ,с | N , Вт | |
| | | | | | |
Сделайте вывод:
От каких величин зависит мощность, увеличилась бы ваша мощность, если бы вы взбежали на высоту вдвое большую?
Приложение №5
Лабораторная работа
«Измерение давления с помощью барометра и манометра».
Цель работы: приобретение умения экспериментального определения атмосферного давления и давления ниже атмосферного.
Оборудование: барометр- анероид, открытый жидкостный манометр, емкость с водой.
Экспериментальное задание: используя барометр- анероид, жидкостный манометр определить атмосферное давление и давление жидкости внутри сосуда с помощью манометра.
Содержание работы
Для определения атмосферного давления изучите устройство и работу барометра- анероида и манометра по учебнику по которому вы занимаетесь. Помните, что барометр измеряет давление в мм рт ст.
1 мм рт ст = 133,3 Па.
Нормальным атмосферным давлением считают давление столба ртути высотой 760 мм при температуре 0 С.
Р = 760 мм рт ст = 101 300 Па
Об изменении давления с помощью жидкостного манометра судят по высоте столба жидкости.
Порядок выполнения работы
Определите цену деления барометра и запишите ее в тетрадь.
Измерьте атмосферного давление в мм рт ст и переведите значение в Па.
Определите в настоящее время давление выше или ниже нормального атмосферного давления.
С помощью открытого жидкостного манометра определите давление внутри жидкости на разных глубинах.
Зафиксируйте высоту столба жидкости в манометре.
Сделайте вывод:
Как устроен барометр- анероид.
Для чего необходимо измерять атмосферное давление.
Как зависит давление жидкости от ее глубины погружения.
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Литература для учителя:
Орлов О.С. Как составить образовательную программу. — М., 1997. — 39 с.
Научно- практический журнал. «Завуч» № 7, 2005.
Анатолий Гин «Приемы педагогических технологий», М. 2000г.
Поташник М.М. Требования к современному уроку. Центр педагогического образования.- М.,2007. С. 270
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность.- М., 1999.
Генденштейн Л.Э. «Задачи по физике для основной школы». ООО «Илекса» — М., 2007.
Внеклассная работа по физике. «Лицей»., 2002.
Лукашик В.И., Е.В. Иванова «Сборник школьных олимпиадных задач по физике 7-11». Просвещение.- М., 2007.
Кабардин О.Ф., Кабардина С.И. Физика. Лабораторные работы 7-9 классы. Астрель – М., 2000 г.
Горнов А.М., КызыласовЮ.И, Татаринцев В.В. «Достижение необходимого уровня знаний».,К., 1997г.
Литература для ученика:
Гутник Е.М., Перышкин А.В. «Физика 7».
Орлов В.А. «Физика в таблицах 7-11кл». –М., «Дрофа», 1997г
Кирик Л.А. «Самостоятельные и контрольные работы по физике».- М., 2002г.
Физика. Шаг за шагом. Рабочие тетради. «Открытый мир» — М., 1995.
Сборник задач по физике 7-9.(Лукашик В.И.)