Средняя общеобразовательная школа-гимназия №17 г.Актобе Казахстан
Разработка занятия авторского спецкурса по физике
в 10 классе
«Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения»
подготовила
учитель физики
Макарова Елена Геннадьевна
г. Актобе
2012
Занятие спецкурса в 10 классе
Тема: Физическая задача. Классификация задач и их основные приемы решения.
После изучения темы необходимо знать:
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения.
После изучения темы необходимо уметь:
Классифицировать физические задачи по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Приводить примеры задач всех видов. Составлять простейшие физические задачи. Определять типы задач по функциям, используя опорный конспект.
Физическая задача- небольшая проблема, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики.
Классификация задач
Физический материал (механика, молекулярная физика, электричество и т.д.) | 1. Как можно вдвое уменьшить силу тока в проводнике? 2. Начертите ход лучей, которые падают на границу вода-воздух под углом 30º. | |
Информация (исторического, политехнического, межпредметного, занимательного, бытового и др. содержания) | 1.Почему жара в местах с влажным климатом переносится труднее, чем в областях с сухим климатом? 2. В известных опытах О. Герике (1654 г.) с магдебургскими полушариями по изучению атмосферного давления, чтобы разнять два полушария, из которых был выкачан воздух, впрягали шестнадцать лошадей (по восемь к каждому полушарию). Можно ли обойтись в таком опыте меньшим количеством лошадей? 3. Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. Обосновать невозможность этого. | |
По характеру и методам исследований | Качественные задачи— задачи, при решении которых устанавливают только качественную зависимость между физическими величинами. Как правило, вычисления при решении таких задач не производят. | Какой снег- рыхлый или плотный- лучше предохраняет озимые посевы от вымерзания? Ответ: рыхлый, т.к. в нем содержится воздух- плохой проводник тепла. |
Количественные задачи— задачи, при решении которых устанавливают количественную зависимость между искомыми величинами, а ответ получают в виде формулы или определенного числа. | Действуя силой 80 Н, человек поднимает из колодца глубиной 10 м ведро воды за 20 с. Какую мощность развивает при этом человек? Ответ: N = Fs/t = 80Н ·10м/ 20с = 40 Вт | |
По способу решения задач | Устные | Почему глубокие водоемы не промерзают до дна? |
Экспериментальные | Проградуируйте пружину и выразите формулой зависимость ее удлинения от приложенной силы. | |
Графические | Изобразите графически силу тяжести и вес гири массой 5 кг, стоящей на чаше весов. | |
Вычислительные | Определите работу тока в приборе мощностью 600 Вт за 3 ч. |
Типы задач по функциям
На определение статуса знания (понятий, законов, фактов, принципов). Например, задача с выбором правильного ответа.
Пример: «В замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех частиц остается неизменной. Это утверждение является:
А) определением явления;
Б) физическим законом;
В) опытным фактом;
Г) названием явления».
На использование моделей и моделирования при познании природы на функции моделей в физике.
Пример: «Можно ли считать математический маятник моделью?».
На выдвижение гипотез, их доказательство теоретическими и экспериментальными методами.
Пример: «Как без проведения эксперимента доказать гипотезу: я могу свободно сдвинуть с места шкаф с книгами?».
На использовании аналогии как приема научного познания.
Пример: «Мальчик из кинофильма «Матрица» говорит Нео: «Не пытайся согнуть ложку. Ее не существует». Можно ли аналогично утверждать: «Не пытайся потрогать массу, ее нет?».
На различные аспекты построения научного знания: структура теории, виды знания, функции знания и др.
Пример: «Чем отличается наблюдение от эксперимента?».
На закономерностях (особенностях) развития научного знания, науки: абсолютность и относительность знания, связь научного знания с практикой, роль теории в современном обществе, роль знаний в жизни человека и др.
Пример: «Каковы основные показатели развития физики?».
На конкретные методы и методики научного исследования: макроскопическое и микроскопическое описание объектов, статистические и динамические закономерности, системный анализ, математику, как язык физики, мысленный эксперимент и др.
На особенности экспериментального метода познания: связь теории и опыта, взаимодействие прибора и объекта, проблема точности экспериментальных данных, приемы расчета погрешностей др.
Пример: «Для чего в научных исследованиях стараются повысить точность измерений?».
На отделение объектов природы от объектов науки, т.е. средств описания: объекты природы и объекты науки (классификация), познаваемость объектов природы и др.
Пример: «Можно ли утверждать, что классическая механика ошибочна, ибо она не дает точного описания механического движения?».
На конструирование (теоретическое и экспериментальное) объектов, задач, проблем.
Пример: «Согласно распространенной модели «Большого Взрыва» Вселенной время ее существования оценивают в 1010 лет. Оцените размеры пространства Вселенной сейчас».
На комплексное исследование физического объекта: разные явления, разные средства описания и др.
Пример: «Опишите все физические свойства предложенного бруска».
Задание: Определите по содержанию, по характеру и методам исследований, по способу решения класс следующих задач:
Вычислить дефект массы ядра изотопа неона.
Средняя высота спутника над поверхностью Земли 1700 км. Определить его скорость и период вращения.
Почему зимой заметно выделение тумана при дыхании, а летом нет?
Написать уравнение гармонического колебания, если его амплитуда 5 см, период 4с. Построить график зависимости смещения от времени.
На плитке мощностью 0,5 кВт стоит чайник, в который налит 1л воды при 16ºС. Вода в чайнике закипела через 20 мин после включения плитки. Какое количество теплоты потеряно при этом на нагревание чайника?
Если поверхность воды колеблется, то изображение предметов в воде принимает причудливые формы. Почему?
Решение любой физической задачи может быть разбито на четыре этапа:
На основе анализа физического процесса составляется система уравнений.
Математическое решение системы уравнений. (Предварительно решить вопрос о совместности уравнений).
Анализ полученных результатов с точки зрения физики процесса.
Вычисления и оценка реальности результатов.
С другой стороны все задачи можно разделить на задачи двух типов:
Тренировочные задачи. Условие такой задачи содержит все необходимые величины и четко сформулированный вопрос. Проблема решения такой задачи – проблема выполнения определенного алгоритма действий.
Задачи, требующие анализа, результатом которого является разбиение условия на конечное число подзадач 1 типа. Уровень сложности такой задачи определяется соотношением между объемами аналитической и алгоритмической части.
Особое положение занимают «эвристические» задачи, решение которых не может быть сведено к выполнению конечного числа алгоритмов.
В данном материале мы будем рассматривать базовые алгоритмы раздела «Механика».
Решение тренировочных задач темы «Равноускоренное движение»
В идеале задачи этой темы должны решаться на основе только двух формул:
закона движения
определения ускорения
и вспомогательной формулы ,
которая используется, если скорость тела в интересующий нас промежуток времени не изменяла своего направления. Решение задачи начинаться с задания начальных условий (Н.У.) движения (r, v, a при t = 0) и с выбора системы отсчета (если она не задана в условии задачи).
Но это в идеале. За один, два урока при данном подходе с проблемой не справиться, тем более что задача отягощается математическими проблемами при выводе формул и заданием Н.У.
Решим проблему с начальными условиями:
Пример. Мячик бросили вертикально вверх с высоты h = 6 м со скоростью v = 20 м/с. Определите, через сколько секунд мячик окажется на высоте h = 1 м.
Опустим начало решения и запишем закон движения в проекции на ось Oy:
Зачеркиванием введем Н.У. и при необходимости К.У.
В итоге получаем частный случай закона движения для нашей задачи: .
Разрешить проблему времени позволяет алгоритм, в основе которого лежат шесть формул:
Формула №1 используется в редких случаях, если в условии задачи задается положение тела.
Формулу № 6 необходимо пробовать в первую очередь если выполняется условие . Для случая это очевидное следствие формулы №3. Для случая требует вывода.
Краткая запись условия.
Рисунок
Анализ краткой записи условия.
Математическое решение.
Анализ полученного результата.
Вычисления.
Ответ.
При краткой записи условия необходимо обратить особое внимание на скрытые условия, т.е. величины заданные вербально. На первых этапах достаточно при чтении условия делать остановки в трудных местах условия.
Рисунок необходим для определения знака ускорения через выбор системы координат и проекцию. Проще на этом этапе рисунок заменить комментарием: «разгон», «торможение» или «равноускоренное движение», «равнозамедленное движение». Но во многих методических источниках не рекомендуется использовать термин «равнозамедленное движение» т.к. он сужает границы применения термина «равноускоренное движение» и приводит к невозможности единого описания некоторых видов движения, например движения под действием силы тяжести. При дальнейшей работе возникают следующие проблемы: учащиеся делят движение под действием силы тяжести на два участка и не воспринимают его как единое целое, описываемое с точки зрения математики одним уравнением, т.е. данный подход не удается обобщить и тему приходится изучать с «нуля».
Анализ полученного результата включает в себя:
проверку размерности как проверку правильности полученной формулы;
анализ зависимости искомой величины от данных особенно при их критических значениях;
оценку реальности результата.
К следующему занятию:
Найдите и выпишите из любого сборника задачу исторического содержания и задачу межпредметного содержания.
Составьте качественную и количественную задачи по разделу «Механика» и предоставьте их решение.
Список использованной литературы
Мясников С.П., Осанова Т.Н. Пособие по физике.-М.:Высшая школа, 1980г.
Задачи и упражнения с ответами и решениями: Фейнмановские лекции по физике. — М.: Мир, 1969.
Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1987.
Усова А.В. и др. Практикум по решению физических задач. — М.: Просвещение, 1992.